Родительское собрание "Трудности адаптации первоклассников к школе"
материал по теме

 Солодкая Инна Борисовна

  Представлена разработка и  презентация родительского собрания   «Трудности адаптации первоклассников к школе»  для проведения родительского собрания,   на котором поднимается  вопрос о проблемах адаптации первоклассников в школе.  

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Адаптация первоклассников Родительское собрание Педагог-психолог Солодкая И.Б

Слайд 2

“ Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа…. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега”…. Л.Кассиль.

Слайд 3

непосредственно связано с понятием Понятие "психологическая адаптация"

Слайд 4

Успешная адаптация Критериями успешности адаптации школьника считают: - хорошую успеваемость; - усвоение школьных норм поведения; - сформированность учебной мотивации; - отсутствие проблем в общении; - сформированность «внутренней позиции»; - положительное отношение к школе; - эмоциональное благополучие.

Слайд 5

Уровни и критерии адаптации 1. Высокий уровень адаптации. первоклассник положительно относится к школе; требования выполняет адекватно; учебный материал усваивает легко, глубоко и полно; решает усложнен­ные задачи; прилежен; внимательно слушает указания и объясне­ния учителя; выполняет поручения без лишнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной работе; готовится ко всем урокам; занимает в классе благоприятное статусное положение.

Слайд 6

2.Средний уровень адаптации первоклассник положи­тельно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ; самостоятельно решает типовые задачи; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интерес­ным; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.

Слайд 7

3.Низкий уровень адаптации первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на здоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагмен­тарно, самостоятельная работа с учебником затруднена; при вы­полнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интере­са; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

Слайд 8

Выраженное утомление. Неврозоподобные реакции (нарушение сна или аппетита, страх перед школой, головные боли, боли в животе. Ухудшение состояния здоровья. Изменения в поведении (агрессивность, слезливость, капризность , вялость или перевозбуждение, раздражительность). Трудности в усвоении программы. Проблемы в отношениях со сверстниками, учителем. Показатели дезадаптации:

Слайд 9

Виды универсальных учебных действий по новым ФГОС личностные познавательные коммуникативные регулятивные

Слайд 10

Внутренняя позиция школьника и мотивация Высокий уровень – ребенку нравится учиться, а не только ходить в школу. Он осознает цели, важность и необходимость учения, проявляет познавательный интерес. Средний уровень – ребенок хочет учиться, а не только ходить в школу, но цели и важность учения не осознаются, а желание учиться заменяются установкой: «надо учиться, я должен учиться». Ниже среднего – нравится ходить в школу, но школа привлекает внучебными сторонами. Низкий уровень – отсутствие желания ходить в школу, присутствие негативных установок к школе.

Слайд 11

Рекомендации родителям: В поддержании у первоклассника «внутренней позиции» школьника неоценимая роль принадлежит родителям. - Ваше серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам, терпение к неудачам. - Ваша эмоциональная поддержка поможет ребенку почувствовать значимость своей деятельности, будет способствовать повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе. Положительную мотивацию вашему ребенку создадут: - ваше спокойное и радостное отношение к школе; - отсутствие завышенных требований к успехам ребенка; - отсутствие страха ребенка перед возможной ошибкой; - развитый у ребенка познавательный интерес к окружающему миру.

Слайд 12

Родителям стоит запомнить несколько фраз, поддерживающих вашего школьника: «Ничего страшного… Бывает, что люди боятся… (или ошибаются)» (преодоление страха). «Ты же помнишь, что…» (скрытая инструкция, призыв к выполнению правил и норм»). «У тебя получится…» (авансирование, ожидание успеха). «Только у тебя может получиться...» (показ персональной исключительности). «Нам это нужно…» (усиление общей мотивации). «Вот эта часть у тебя замечательно получилась!» (высокая оценка любой детали).

Слайд 13

Самооценка Представления ребенка о том, как он оценивает себя. Для первоклассников характерен завышенный уровень самооценки и является возрастной нормой. Именно поэтому в первом классе не ставятся оценки. Ведь первоклассник в подавляющем большинстве принимает оценку учителя, как отношение к себе.

Слайд 14

Школьная тревожность Наличие тревожности свидетельствует о сложностях адаптации, а очень высокий ее уровень является показателем дезадаптации ребенка. - Нормальный уровень школьной тревожности. Причин для беспокойства нет. Неопределенные школьные ситуации не настораживают ребенка, а воспринимаются им в основном в положительном ключе. - Повышенный уровень школьной тревожности означает, что в школьной жизни ребенка постоянно присутствует какой-то беспокоящий фактор, которому приходится противостоять. - Высокий уровень школьной тревожности. Ребенок не может адекватно справляться с возникающими жизненными трудностями и находится в состоянии эмоциональной дестабилизации.

Слайд 15

Эмоциональное состояние Для первоклассников характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют. Необходимо, чтобы учебные занятия вызывали у них положительные эмоциональные переживания. Эмоциональное состояние, то есть преобладающее настроение ребенка имеет три уровня выраженности. Преобладание положительных эмоций . Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично, пребывает в состоянии эйфории. Эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться, печалиться, поводов для беспокойства нет, адаптация протекает в целом нормально. Преобладание отрицательных эмоций . У ребенка доминирует плохое настроение и неприятные переживания.

Слайд 16

Рекомендации : Формируйте у детей уверенность в себе, не акцентируйте внимание на неудачах и всячески подчеркивайте положительные результаты их учебы. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с эталоном, то есть с требованиями школьной программы, достижениями других, более успешных, учеников. Формируйте адекватную самооценку («Ты не лучше других и не хуже других», правильное оценивание своих возможностей, способностей). Безусловно принимайте ребенка, несмотря на неудачи и трудности. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний. Используйте наказание лишь в крайних случаях, не унижайте ребенка, наказывая его. Чаще используйте телесный контакт.

Слайд 17

Родителям на заметку: Для того чтобы выживать ребёнку в этом мире – необходимо 4 объятия в день. Для того чтобы ребёнок хорошо себя чувствовал – 8 объятий в день. Для того чтобы интеллектуально развивался – 14 объятий в день.

Слайд 18

Коммуникативные УУД – предполагают развитие у детей сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга. договариваться

Слайд 19

Рекомендации: - Учите ребенка не конфликтовать с детьми, не быть жадным, развивайте в нем зачатки великодушия. - Проводите дома различные беседы с ребенком о том, что нужно уметь слушать других, сочувствовать им, сопереживать, если что-то случилось нехорошее, пытаться помочь. - Читайте ребенку больше сказок, стихов, рассказов о дружбе вообще, о дружеских отношениях между детьми. Смотрите мультфильмы на подобную тематику. Осуждайте прочитанное и увиденное. - Огромную роль в развитии коммуникативных навыков играет посещение различных развивающих мероприятий, секций или кружков. Как раз там детей учат общаться друг с другом.

Слайд 20

Семья – залог успеха Терпение и доброжелательность, эмоциональная поддержка и похвала, любовь и участие родителей – залог успешной адаптации первоклассника .

Слайд 21

Желаю Вам всего доброго!



Предварительный просмотр:

 Родительское собрание "Трудности адаптации первоклассников".

“Семья и школа – это берег и море.

На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний,

 и курс в этом море прокладывает школа….

 Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега”…. Л.Кассиль.

Задачи собрания:

1. Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к первому году обучения в школе.

 2.Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе

               

Ход собрания.

  1. Вступление психолога (Слайд 1).

    Добрый вечер, уважаемые родители. Спасибо, что нашли время прийти на нашу встречу, так как тема нашего собрания «Трудности адаптации первоклассников» достаточно актуальна.

    Наш опыт показывает, что очень сложным для первоклассников является период адаптации в школе. Обычно он составляет от 1 до 2 месяцев, но среди  первоклассников, есть дети, трудно адаптирующиеся к новым для них условиям.  А ведь от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь первоклассника. Эпиграф.(Слайд 2)

    Поэтому наша с Вами задача,  разобраться в том, что происходит с нашими детьми, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.

   В период адаптации  первоклассников мною проводится психологическое сопровождение, которое включает в себя:

  1).Наблюдение за  первоклассниками и на уроках и на переменах;  

  2). Беседа с классным руководителем;

  3). Адаптационные занятия    

  4). Психологическое исследование.  

  5). Анкетирование родителей.

    Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?

    Попробуйте определить, есть ли у вашего ребенка проблемы в школе.

     Если согласны с утверждением, то поставьте “+”

     Если утверждение к вам не относится, то поставьте “-”

  1. Моему ребенку нравится учиться в школе.
  2. Я думаю, что мой ребенок охотно перешел бы в другую школу.
  3. Если бы был выбор, он не хотел бы учиться дома.
  4. К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью.
  5. В классе у него много друзей.
  6. Ему мало нравятся учителя в школе.
  7. Он активно участвует во внеклассных мероприятиях, вечерах, походах в театр, музей …
  8. Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или др. причине).
  9. Мой ребенок редко делает уроки без напоминания.
  10. Другие интересы и хобби не мешают его учебе в школе.

     Подсчитайте количество совпадений:

     1 “+”, 2 “-”, 3 “+”, 4 “-”, 5 “+”, 6 “-”, 7 “+”, 8 “-”, 9 “-”, 10 “+”.

8-10 баллов - У вашего ребенка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем. Учиться ему интересно, все ладится. Вам пока опасаться неожиданностей из школы не приходится.

6-7 баллов - В школе дела обстоят неплохо. Чтобы закрепить это положение, почаще давайте понять ребенку, что вы внимательны к его успехам и радуетесь вместе с ним.

4-5 баллов - Будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно. Постарайтесь выяснить сейчас, пока ситуация не ухудшилась, в чем или в ком источник школьных переживаний вашего ребенка.

    1-3 балла - Ребенку крайне необходима ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости.

   В результате наблюдения в  период адаптации   за первоклассниками  было выявлено, что  некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, могут  без удержу носится по коридорам, отвлекаться на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать.

  Другие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании  могут заплакать.

     Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается.    

      Успешность и безболезненность адаптации ребенка к школе связаны с его социально-психологической и физиологической готовностью к началу систематического обучения.

      Первоклассник должен быть зрелым в физическом, психологическом и социальном отношении. Он должен иметь определенный уровень умственного и эмоционально-волевого развития.

     Поэтому понятие  «психологическая адаптация» непосредственно связано с понятием «готовность к школе», т.е успешность адаптации ребенка к новому образу жизни зависит от его готовности к школьному обучению (Слайд 3)  .

     Критериями успешности адаптации считают хорошую успеваемость, усвоение школьных норм поведения, отсутствия проблем в общении, эмоциональное благополучие, развитая учебная мотивация, положительное отношение к школе, сформированная «внутренняя позиция», хорошая произвольная регуляция школьника ( Слайд 4)

    Известный психолог А. Л. Венгер описывает три уровня адаптации к школьному обучению.

Уровни и критерии адаптации (Слайд 5):

      1. Высокий уровень адаптации.

  • первоклассник положительно относится к школе;
  • требования выполняет адекватно;
  • учебный материал усваивает легко, глубоко и полно;
  • решает усложненные задачи;
  • прилежен;
  • внимательно слушает указания и объяснения учителя;
  • выполняет поручения без лишнего контроля;
  • проявляет большой интерес к самостоятельной работе;
  • готовится ко всем урокам;
  • занимает в классе благоприятное статусное положение.

       2.  Средний уровень адаптации (Слайд 6).

  • первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний;
  • понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно;
  • усваивает основное содержание учебных программ;
  • самостоятельно решает типовые задачи;
  • бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным;
  • общественные поручения выполняет добросовестно;
  • дружит со многими одноклассниками.

     3. Низкий уровень адаптации (Слайд 7).

  • первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на здоровье;
  • доминирует подавленное настроение;
  • наблюдаются нарушения дисциплины;
  • объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена;
  • при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса;
  • к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей;
  • сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха;
  • близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

 

     При нарушении адаптации,  возникает дезадаптация. (Слайд 8)

Дезадаптация может привести к формированию отставания на фоне других детей класса.

     В свете Федеральных Государственных Образовательных Стандартов  у первоклассников  должны быть сформированы  универсальные учебные действия (Слайд  9).  И сейчас я Вас ознакомлю с критериями сформированности УУД и результатами диагностики первоклассников.

        Личностная готовность  предполагает, что первоклассник должен понимать  и выполнять нормы и правила поведения в школе, быть в ладу с самим собой, сдерживать, контролировать себя.

   По новым стандартам это звучит так: личностные УУД - осознание, исследование     и принятие жизненных ценностей, ориентировка  в нравственных нормах и правилах, выработка своей жизненной позиции в отношении мира.  Главное в первом классе - это     формирование учебной мотивации:  развитие познавательных («хочу всё знать»)  и социальных («хочу стать взрослым…») мотивов у первоклассника способствует возникновению внутренней позиции школьника, освоению статуса ученика.

    1.«Внутренняя  позиция» школьникА (Слайд 10)

     Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолеть превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности.

     О «внутренней позиции школьника» можно говорить только тогда, когда ребенок действительно хочет учиться, а не только ходить в школу, если он гордится тем, что стал школьником. У многих детей  эта позиция еще не сформирована (Результаты  диагностики сформированности «внутренней позиции» первоклассников).  

      В формировании внутренней позиции важную роль играет и мотивация учения. Желание учиться будет повышаться только при укрепления собственно умения учиться: устранять пробелы в знаниях, выполнять действия по инструкции.  ( Результаты  диагностики сформированности учебной мотивации).

  (Слайд 11). Положительную мотивацию вашему ребенку создадут: ваше спокойное и радостное отношение к школе, отсутствие завышенных требований к успехам ребенка, отсутствие страха ребенка перед возможной ошибкой, развитый познавательный интерес к окружающему миру  

   

(Слайд 12). Родителям стоит запомнить несколько фраз, поддерживающих вашего школьника:

  • «Ничего страшного… Бывает, что люди боятся… (или ошибаются)» (преодоление страха).
  • «Ты же помнишь, что…» (скрытая инструкция, призыв к выполнению правил и норм»).
  • «У тебя получится…» (авансирование, ожидание успеха).
  • «Только у тебя может получиться...» (показ персональной исключительности).
  • «Нам это нужно…» (усиление общей мотивации).
  • «Вот эта часть у тебя замечательно получилась!» (высокая оценка любой детали).

 

(Слайд 13). Самооценка- представления ребенка о том, как он оценивает себя.

Для первоклассников характерен завышенный уровень  самооценки и является возрастной нормой. Именно поэтому в первом классе не ставятся оценки. Ведь первоклассник в подавляющем большинстве принимает оценку учителя, как отношение к себе.

 (Слайд 14). Школьная тревожность

    Наличие тревожности свидетельствует о сложностях адаптации, а очень высокий ее уровень является показателем дезадаптации ребенка.

    - Нормальный уровень школьной тревожности. Причин для беспокойства нет. Неопределенные школьные ситуации не настораживают ребенка, а воспринимаются им в основном в положительном ключе.

     - Повышенный уровень школьной тревожности означает, что в школьной жизни ребенка постоянно присутствует какой-то беспокоящий фактор, которому приходится противостоять. Действие этого фактора пока ограничено и еще не определяет общего самочувствия ребенка. Но все чаще ему приходится испытывать напряжение в тех ситуациях взаимодействия, в которых раньше он хорошо себя чувствовал.

     - Высокий уровень школьной тревожности. Ребенок не может адекватно справляться с возникающими жизненными трудностями и находится в состоянии эмоциональной дестабилизации.( Результаты диагностики школьной тревожности)

    (Слайд 15). Эмоциональное состояние . Для  первоклассников  характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют. Необходимо, чтобы учебные занятия вызывали у  них положительные эмоциональные переживания.

     Эмоциональное состояние, то есть преобладающее настроение ребенка имеет три уровня выраженности.

     – Преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично, пребывает в состоянии эйфории.

     – Эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться, печалиться, поводов для беспокойства нет, адаптация протекает в целом нормально.

     – Преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминирует плохое настроение и неприятные переживания.

     Рекомендации родителям:

  • Формируйте у детей уверенность в себе, не акцентируйте внимание на неудачах и всячески подчеркивайте положительные результаты их учебы.
  • Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
  • Ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с эталоном, то есть с требованиями школьной программы, достижениями других, более успешных, учеников.
  • Формируйте адекватную самооценку («Ты не лучше других и не хуже других», правильное оценивание своих возможностей, способностей).
  • Безусловно принимайте ребенка, несмотря на неудачи и трудности.
  • Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
  • Используйте наказание лишь в крайних случаях, не унижайте ребенка, наказывая его.
  • Чаще используйте телесный контакт.

     Родителям на заметку:

  • Для того чтобы выживать ребёнку в этом мире – необходимо 4 объятия в день.
  • Для того чтобы ребёнок хорошо себя чувствовал – 8 объятий в день.
  • Для того чтобы интеллектуально развивался – 14  объятий в день.

Семья – залог успеха

Терпение и доброжелательность, эмоциональная поддержка и похвала, любовь и участие родителей – залог успешной адаптации первоклассника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Адаптация первоклассников"

Родительское собрание "Адаптация первоклассников"...

Родительское собрание "Адаптация первоклассников"

Родительское собрание "Адаптация первоклассников"...

Родительское собрание. Трудности адаптации первоклассников к школе

Обучение в школе – это совершенно новая деятельность для ребёнка. Для формирования положительного отношения к школе, важно, чтобы он понимал: учиться ему по силам, он может справиться с учебными задан...

Родительское собрание: "Адаптация первоклассника в школе".

Родительское собрание: "Адаптация первоклассника в  школе"....

Родительское собрание «ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ»

ØПереход из дошкольного, в младший школьный возраст нередко сопровождается кризисом 7 лет.ØДля кризиса 7 лет характерны: манерничанье, капризы, паясничание.ØНормы и правила школьной жизни порой идут в...