«Психологическая готовность ребенка к школе»
консультация по психологии на тему

Морозова Ольга Александровна

У разных родителей есть свои представления о том, что такое школьная готовность и многие родители считают, что школьная готовность состоит только из умения читать, считать и писать. Это не маловажно, но школьная готовность состоит так же из разных умений и навыков ребенка, которые должны быть сформированы к началу школы.  Когда ребенок поступает в школу он часто проходит тестирование или собеседование. Здесь задача педагогов посмотреть сформированы ли у ребенка определенные умения и навыки, такие как счет или чтение. Задача же психолога посмотреть уровень сформированности психологической готовности ребенка к школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovk_rebenka_k_shkole.docx20.46 КБ
Файл psihologicheskaya_gotovnost.pptx2.52 МБ

Предварительный просмотр:

«Психологическая готовность ребенка к школе»

У разных родителей есть свои представления о том, что такое школьная готовность и многие родители считают, что школьная готовность состоит только из умения читать, считать и писать. Это не маловажно, но школьная готовность состоит так же из разных умений и навыков ребенка, которые должны быть сформированы к началу школы.  Когда ребенок поступает в школу он часто проходит тестирование или собеседование. Здесь задача педагогов посмотреть сформированы ли у ребенка определенные умения и навыки, такие как счет или чтение. Задача же психолога посмотреть уровень сформированности психологической готовности ребенка к школе. Что же это такое психологическая готовность к школе:

  • Учебная мотивация;
  • Определенный уровень развития интеллектуальной сферы;
  • Определенный уровень развития произвольной сферы  (волевая сфера).

Другими словами мы можем говорить о развитие личностной и интеллектуальной сферы.

Личностная готовность ребенка к школе, что же это такое. Здесь тоже можно выделить ряд подпунктов:

  1. Внутренняя позиция школьника.

К 7 года ребенок должен прекрасно понимать о том, что такое  школа, он должен хотеть чему-то научиться. Все мы прекрасно понимаем, что нельзя научить ребенка чему-то, если он сам этого не хочет. У ребенка к 7 года должно появиться желание овладеть другой более содержательной деятельностью, не такой как игра. Он должен уметь совладать собой, он должен уметь общаться с другими детьми и т.д.

Может ли родитель помочь своему ребенку? Может, он должен рассказать заранее на первых этапах, до того как ребенок пойдет в школу о том, что это такое, о том, что его ждет. И эти рассказы в семье должны носить только эмоционально положительный характер. Это должно заинтересовать ребенка, вызвать у него интерес. Первоначально интерес к школе могут вызвать внешние атрибуты: красивый портфель, разноцветные тетрадки. Это может быть что-то новое и интересно, что может пригодиться в школе. Но главная должна быть учебная мотивация: ребенок должен захотеть чему-то научиться, должны быть интересны дополнительные задания. Ну и конечно, в последующем, положительные оценки взрослых.

Кроме того на отношение стать учеником влияет так же отношение на это других детей. Для ребенка важно занять новую социальную позицию, он переходит на другой уровень, он взрослеет. Поступая в школу, он поднимается на одну ступеньку над младшими и становится на одной со старшими. Так же у него должно поменяться отношение и к взрослому. Для ученика этот взрослый человек должен стать авторитетом. Он должен хотеть помочь ему, подражать ему, что поможет ему в первом классе лучше понять учителя, лучше понять его позицию, что поможет ему, соответственно, лучше учиться в школе.

Сформирована ли у ребенка эта внутренняя позицию? Родитель может это проверить сам. Для этого достаточно просто поговорить с ребенком, попросить его нарисовать школу и  спросить: «А как ты думаешь, что там будет? Там будет интересно? Хочешь ли ты туда?». Так же следует задать ряд косвенных вопросов, например, « Куда бы ты хотел пойти в школу или остаться в детском саду?» или «Что тебе больше интересно: дочитать интересный рассказ или пойти поиграть?». Отвечая на эти вопросы, ребенок будет расставлять приоритеты, что для него важнее. Он  еще  не наигрался и игровая мотивация у него преобладает или ему интересно учить и узнавать, что-то новое и тогда можно говорить о сформированности внутренней позиции школьника.

  1. Психолог смотрит так же наличие произвольности ребенка. Может ли он выполнить задание по образцу, соблюдает ли он правила, которые предоставляются педагогом или сверстником.

Здесь родитель может опять же посмотреть это сам. Можно поиграть с ним в игру «Да, нет, не говорить; черное, белое не называть». В этой игре-беседе родитель задает определенные правила: нельзя говорить да, нет. И в дальнейшем усложняет, говорить, что черное, белое называть нельзя. Эта игра говорит о том, может ли ребенок соблюдать правила или он путается и ему еще сложно держать правила и участвовать в игровом процессе. К 7 годам ребенок должен соблюдать правила заданные взрослым или сверстником.

Желательно, чтобы в конце дошкольного возраста ребенок не просто играл, двигая предметами, а присутствовала какая-то структурированная ролевая игра, где каждый должен был играть какую-то свою роль. У этой игры должна быть цель и структура, правила, которые он должен соблюдать. Здесь родитель может дать ряд определенных заданий: скопировать образец (например: нарисовать рисунок-домик и попросить его перерисовать), или написать фразу письменными буквами и пусть он еще не знает письменных букв, попросить скопировать. Это может говорить о том готов ли ребенок работать по образцу, по заданным правилам.

  1. К концу дошкольного возраста у ребенка формируются определенные навыки общения с взрослыми и со сверстниками. Но не стоит забывать о самооценке, ведь это тоже очень важное понятие.

Поступая в школу ребенка, ждет очень трудный период, адаптационный. В первом классе очень много задач, которые нужно решить, и если ребенок неуверен в себе или, наоборот, с завышенной самооценкой, т.е. «я все могу», здесь могут возникнуть определенные трудности. Например: ребенок 6 лет воспитывался в семье, где ему все разрешалось, все делается, так как он захочет. Как вы думаете, какие проблемы у него могут возникнуть в первом классе?

Конечно, если в семье и дома он был единственным и неповторимым ребенком, то не стоит ждать такого же отношения со стороны учительницы, ведь у нее в классе не один ребенок. И свое внимание она будет распределять перед всеми учениками одновременно. Здесь важно посмотреть, как ребенок относиться сам к себе, что бы спрогнозировать трудности, и помочь в их преодолении. Это тоже может сделать родитель самостоятельно. Например: нарисовать ему лесенку и сказать: «На самой верхней ступеньке стоят самые счастливые, самые хорошие, а на самой низкой самые плохие и злые люди». Спросить, как он думает на какой ступеньке стоит он сам.  Для дошкольников характерна адекватная или слегка завышенная самооценка. Это помогает ему в общении со сверстниками и вообще в дальнейшей жизни. Если самооценка заниженная, то родителям следует уже обратить на это внимание.

  1. Психологическая готовность к школе включает так же и интеллектуальную готовность. Интеллектуальная готовность к школе указывает на уровень сформированости у ребенка навыков обобщения, классификации, умение выделять определенные признаки, закономерности.

Здесь так же смотрят на уровень развития памяти, внимания, наглядно-образного мышления, речь и т.д.

Совсем необязательно, чтобы ребенок по всем этим критериям достигал высокого уровня развития и подготовленности к школьном обучения. Но для того, что бы ему было проще учиться в первом классе, конечно лучше, если в большинстве этих аспектов он достигал хорошего уровня.

Итак, психологическая готовность к школе включает в себя:

  • Учебная мотивация, ребенок должен хотеть учиться
  • Сформированность внутренней позиции школьника
  • Интеллектуальная сфера

Вы должны быть готовы, что начиная учиться ребенок может столкнуться с трудностями. Ребенок пока еще учится управлять собой, организовывать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении со стороны взрослых. Задача родителей запастись терпением и помочь ребенку.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическая готовность

Слайд 2

Психологическая готовность : • Учебная мотивация; • Определенный уровень развития интеллектуальной сферы; • Определенный уровень развития произвольной сферы (волевая сфера).

Слайд 3

Внутренняя позиция ученика

Слайд 4

Развитие произвольности

Слайд 5

Самооценка

Слайд 6

Интеллектуальная готовность уровень развития памяти; уровень развития внимания; уровень развития наглядно-образного мышления; уровень развития речь и т.д.

Слайд 7

Психологическая готовность к школе Учебная мотивация, ребенок должен хотеть учиться; Сформированность внутренней позиции школьника; Интеллектуальная сфера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность ребенка к школе.

Презентация «Психологическая готовность ребенка к школе» раскрыта десятью слайдами. • Компоненты психологической готовности ребенка к школе. • Личностная готовность к школе. &bul...

Психологическая готовность ребенка к школе, проблемы адаптации.

Психологическое содержание готовности ребенка  к обучению в школе составляет процесс ориентации и освоения школьником новой социальной ситуации развития.Принятие ребенком новой социальной позиции...

Психологическая готовность ребенка к школе

Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребёнка к школе....

Психологическая готовность ребенка к школе

Большинство будущих первоклашек задолго до первого сентября испытывают подсознательную тревогу. И у родителей стоит важная задача, психологически подготовить детей к школе. В психологическую гото...

Психологическая готовность ребенка к школе

Достижение высокого уровня готовности к школьному обучению является условием успешной учебы и эмоционального благополучия первоклассника.«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, пис...