Психологическая готовность ребенка к школе
статья по психологии

Цырендашиева Марина Ешинимаевна

Достижение высокого уровня готовности к школьному обучению является условием успешной учебы и эмоционального благополучия первоклассника.«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Л.А. Венгер).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_gotovnost_rebenka_k_shkole.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

"Психологическая готовность ребенка к школе "

Поступление в школу – важное событие в жизни растущего человека и всей семьи. Большинство детей ждет его с нетерпением. Дети, как правило, представляют себе школу как что-то очень интересное и связывают поступление в первый класс только с положительными переменами в их жизни. К сожалению, не все дети понимают, что школьная жизнь - это, прежде всего труд, требующий определенных усилий, так же как и профессиональная деятельность взрослых людей. В результате дети, которые ожидают, что школа – это больше праздник, чем труд вскоре начинает испытывать неудовлетворенность от того, что приходится делать то, что им не нравится, а именно: прилагать усилия и старания. И уже через несколько недель с начала школьного обучения ребенок без особой охоты собирается утром в школу. С понедельника он начинает мечтать о выходных, а из школы приходит скучным и напряженным. Так получилось что ребенок не готов еще к той реальности, новой жизни, которая называется «школьные будни».

Однако если правильно подготовить ребенка к школьному обучению, то дальнейшая учеба не вызовет проблем и будет приносить удовольствие.

Наверное, нет таких родителей, которые бы не хотели видеть своих детей здоровыми, хорошо развитыми, готовыми овладеть непростой школьной программой. Родителям будущих первоклассников не дают покоя бесконечные вопросы: готов ребенок к обучению в школе? как готовиться к школьному обучению? что необходимо знать ребенку?

Многие родители считают основным показателям готовности ребенка к школе знание букв и цифр, умение читать, считать, знание стихов и песен. Однако отсутствие этих знаний и умений не требует специальной работы с ребенком, поскольку их формирование предполагается существующей программой и методикой обучения. По мнению психологов, важно перед началом школьного обучения сформировать у ребенка дошкольного возраста психологическую готовность к обучению, которая является обязательным условием успешного начала обучения и определяет наиболее благоприятный вариант развития ребенка.

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Л.А. Венгер).

Что же такое психологическая готовность к школьному обучению, и как ее правильно сформировать?

Психологическая готовность к школьному обучению - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Понятие психологической готовности к школьному обучению включает в себя несколько характеристик.

Мотивационная готовность – по сути, это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей без раздумий скажут, что их дети хотят в школу и, а значит, с мотивационной готовностью проблем нет. Однако тут не все так просто. Ведь желание пойти в школу и желание учиться это не совсем одно и то же. Школа может привлекать ребенка только своей внешней стороной - новый портфель, учебники, тетради, друзья, но ведь все это ничего общего с учебной деятельностью не умеет. Ребенка к школе должна привлекать возможность узнать что-то новое, что предполагает развитие познавательных интересов, только тогда мы можем говорить о полностью сформированной мотивационной готовности.

Для того, чтобы сформировать у ребенка положительную мотивацию к школьному обучению:

1. обсуждайте с ребенком важность школы и образования, формируйте у ребенка положительный образ школы и положительный образ ученика.

2. формируйте желание учиться в школе, чтобы узнать, уметь много нового; объясняйте смысл обучения в школе как первой ступени взросления (взрослый человек должен многое знать и уметь; многим этим знаниям и умениям обучают в школе: в школе ты научишься читать, писать, хорошо считать, решать задачи и др.

3. чётко ставьте цели перед ребенком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать. По возможности, определяйте прикладную направленность обучения: «Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?»;

4. предоставляйте детям больше самостоятельности: пусть ребенок делает «открытия» сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде. Сами проявляйте интерес к знаниям, создавайте положительный эмоциональный фон, очень важны интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенку;

5. отмечайте «рост ребенка», его терпение и старания. Пусть он ощущает свои успехи и достижения. Например: «Сегодня ты выполнил это задание гораздо быстрее, чем вчера!».

Эмоционально-волевая готовность ребёнка к обучению в школе заключается в том, что ребёнок в состоянии управлять своим поведением, своей памятью, вниманием, мышлением, следить за своей речью, вовремя подключать воображение, действовать по инструкции взрослого. Будущему первокласснику необходимо уметь преодолевать трудности и стремиться к достижению намеченной цели.

Речь идёт даже не о соблюдении дисциплины, скорее о способности детей слушать то, то говорит учитель, вникать в суть сказанного им на занятиях. Ученику нужно уметь понять и принять задание взрослого, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Важна усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние, пусть даже и более интересные предметы и дела.

Для формирования эмоционально-волевой готовность к обучению в школе необходимо:

- формировать умение работать по правилу, умения сознательно подчинять свои действия правилу, внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устой форме. И помочь в этом игры с правилами, то есть игры, в которых где надо дожидаться своего хода, выполнять все правила и решать возникающие проблемы (игры с кубиком и фишками, домино, шахматы, шашки, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры и др.).

развивать произвольные сенсомоторные действия у ребенка: игры с мячом (на попадание в цель, ритмическое отбивание мяча от земли); классики, прыгалки, прыгание через веревку; игры на развитие тонкой моторики (с бирюльками, рассыпанными палочками, шнуровки и др.); ритмика.

формировать умение работать в соответствии с образцом (воспринимаемым зрительно или на слух): постройки из кубиков по образцу, работа с различными конструкторами по образцу, лепка по образцу, складывание мозаики по образцу; графический диктант; срисовывание.

Интеллектуальная готовность является, по мнению многих родителей, ключевой составляющей готовности к школьному обучению. Однако интеллектуальная готовность, вопреки распространенному убеждению, заключается не только в каких-то определённых сформированных у ребенка знаний и умений, например, письма, чтения, счета и т.д., а предполагает наличие у него некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающего мира, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др.), сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, пространственно-графическая подготовка). У ребенка обязательно должно быть стремление к получению новых знаний – любознательность.

Что необходимо знать будущему первокласснику:

- свою фамилию, имя, отчество, возраст, домашний адрес, город, страну, в которой живет.

- фамилию, имя, отчество, профессии родителей.

- времена года (последовательность, месяцы, календарь), явления природы.

- домашних животных и их детенышей, животных теплых стран; зимующих, перелетных птиц.

- виды транспорта по способу передвижения и назначению.

- одежда, обувь по назначению.

- фрукты, овощи, ягоды.

- народные сказки, стихи.

Развитию общей осведомленности ребенка и запаса знаний о мире способствуют:

- нахождение нелепиц в картинках-небылицах;

- наблюдения детей за природными явлениями, ростом комнатных растений, поведением домашних животных с последующим рассказом о своих наблюдениях в группе;

- создание условий, при которых дети будут рассказывать о произошедших с ними событиях, о наблюдениях за животными, растениями, природными явлениями и др.

Для формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе необходимо тренировать основные познавательные процессы ребенка(восприятие, внимание, память, мышление) с использованием различных дидактических игр и упражнений.Такие игры и упражнения Вы можете найти в разделе «Развиваемся, играя…»

Личностная готовность включает в себя умение общаться со сверстниками и взрослыми, сотрудничать с ними, умение выходить из конфликтных ситуаций без проявления агрессии, способность к коллективным формам деятельности; знанием определенных норм и правил поведения и общения; умение верно оценить свои реальные и потенциальные возможности, способность к самооценке; сформированность нравственных представлений (соответственно возрасту, ребенок должен понимать, что такое хорошо, а что такое плохо).

Кроме названных составляющих психологической готовности к школе очень важна речевая готовность ребенка. Ребенок должен уметь общаться в диалоге, уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы, иметь навык пересказа.

Речевая готовность к школе предполагает:

сформированность звуковой стороны речи: ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением, охватывающим все звуки;

сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать (узнавать и выделять) звуки родного языка;

владение разными способами словообразования, умение правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами;

сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в речевом развитии может привести к серьезным проблемам обучении.

Для формирования речевой готовности важно:

- способствовать развитию литературной речи (родной язык) и свободному владению языком;

- ежедневно читать художественную и научно-популярную литературу с объяснением новых слов и речевых оборотов, с последующим обсуждением и ответами на вопросы по тексту;

- составлять рассказы по последовательным сюжетным картинкам.

Если подытожить, все вышесказанное, то при подготовке дошкольников к школе важно укрепление их здоровья и повышение работоспособности, развитие мышления, любознательности, воспитание определенных нравственно-волевых качеств, формирование элементов учебной деятельности: умение сосредоточиться на учебной задаче, следовать указаниям учителя, контролировать свои действия в процессе выполнения задания.

Педагог-психолог: Цырендашиева М.Е.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психологическая готовность ребенка к школе»

У разных родителей есть свои представления о том, что такое школьная готовность и многие родители считают, что школьная готовность состоит только из умения читать, считать и писать. Это не маловажно, ...

Психологическая готовность ребенка к школе.

Презентация «Психологическая готовность ребенка к школе» раскрыта десятью слайдами. • Компоненты психологической готовности ребенка к школе. • Личностная готовность к школе. &bul...

Психологическая готовность ребенка к школе, проблемы адаптации.

Психологическое содержание готовности ребенка  к обучению в школе составляет процесс ориентации и освоения школьником новой социальной ситуации развития.Принятие ребенком новой социальной позиции...

Психологическая готовность ребенка к школе

Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребёнка к школе....

Психологическая готовность ребенка к школе

Большинство будущих первоклашек задолго до первого сентября испытывают подсознательную тревогу. И у родителей стоит важная задача, психологически подготовить детей к школе. В психологическую гото...