Психологическая готовность ребенка к школе
материал

Петухова Кристина Юрьевна

Большинство будущих первоклашек задолго до первого сентября испытывают подсознательную тревогу. И у родителей стоит важная задача, психологически подготовить детей к школе. В психологическую готовность к школе включается: интеллектуальная готовность, личностная готовность и социально-психологическая готовность. Перед поступлением в школу ребенка его необходимо готовить, чтобы у него были сформированы определённые навыки и умения. Если психологическая готовность ребенка еще не сформирована - ребенок не сможет соответствовать требованиям, которые предъявляют учителя к учебному процессу, и ему будет намного сложнее обучаться в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическая готовность ребенка к школеhttps://1.bp.blogspot.com/-MoCq3XHTP6Q/XV7_X0bcZTI/AAAAAAAAAXo/2_XcsnU0MKQlSK4BThhflIkMVWlwvJKvQCLcBGAs/s1600/%25D1%2585%25D0%25BE%25D1%2587%25D1%2583%2B%25D0%25B2%2B%25D1%2588%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BB%25D1%2583.png

Запись дошколят в первый класс начинается приблизительно в апреле-мае. И за всей этой суетой - мы меньше всего думаем о настроении самого ребенка в этот момент.

Оказывается, что все хлопоты по выбору школы, сбору документов и оформлении медицинской карты накладывают свой отпечаток не только на родителей - но и на будущего первоклассника.

Поэтому большинство будущих первоклашек задолго до первого сентября испытывают подсознательную тревогу.

Английские ученые провели эксперимент, который состоял в том, что в крови детей трижды замерялся уровень "гормона стресса" кортизола. Первый раз кровь брали за полгода до школы, второй раз через две недели после начала занятий в школе, а третий раз - через шесть месяцев после начала занятий. Результаты удивили ученых: за полгода до начала занятий в школе уровень кортизола оказался неожиданно высоким. Это можно объяснить состоянием неизвестности: как я буду в школе, с кем я буду сидеть, какая у меня будет учительница, с кем я буду дружить; также предчувствием совершенно нового этапа в жизни и острой реакцией на эмоциональные переживания родителей. В период же ожидаемого всплеска тревожности из-за естественного стресса через две недели после начала занятий в школе, и через шесть месяцев после начала занятий, уровень гормонов оказался в норме.

Но стресса не нужно бояться, т.к. это естественная реакция организма на приспособление к новым жизненным условиям... Родителям нужно постараться не затягивать стрессовую ситуацию. Продумайте заранее в какую школу ребенок пойдет на тестирование, познакомьтесь с учителем, поговорите с родителями и детьми, которые уже посещают эту школу и учитывайте физические возможности и личность будущего первоклассника.

У родителей стоит важная задача, психологически подготовить ребенка к школе.

Психологическая готовность - Это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников. Этот уровень позволяет прогнозировать  успешность или неуспешность обучения первоклассника. Это комплексное понятие: ребенок может уметь читать и оперировать с числами, но может быть не готов к школе психологически и наоборот, он может не уметь читать и считать, но психологически может быть готовым к обучению в школе.

В психологическую готовность к школе мы включаем:

I. Интеллектуальную готовность (наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний; сформированность основных мыслительных операций (сравнение, обобщение, классификация, выделение существенных признаков и др.); интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий.

II. Личностную готовность (1.Определенный уровень развития мотивационной сферы –  преобладание у ребенка познавательного мотива  над игровым (мотивационная готовность к школе) 2.Определённый уровень развития произвольной сферы (волевая готовность к школьному обучению);

III. Социально-психологическую готовность (1. отношение к взрослому (взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания; 2. отношение к сверстникам (проявление коллективистической направленности - умение успешно взаимодействовать, выполняя совместные  действия); 3. отношение к самому себе (адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания и самооценки).

Если психологическая готовность ребенка еще не сформирована - ребенок не сможет соответствовать требованиям, которые предъявляют учителя к учебному процессу, и ему будет намного сложнее обучаться в школе. Перед поступлением в школу ребенка его необходимо готовить к тому, чтобы он умел:

- следовать инструкции взрослого;

- осознанно придерживается правил, которые предусмотрены в деятельности;

- смог основную часть урока находиться на своем месте, внимательно слушать учителя и воспроизводить задания, предлагаемые в устной форме или на основе зрительного образца;

- стремился качественно выполнить работу, сравнивать с образцом и если нужно переделать;

- чтобы у ребенка присутствовала уверенность в своих силах. Для детей старшего дошкольного возраста более характерно завышение самооценки, чем занижение;

- у ребенка должен быть развитый кругозор, он может устанавливать контакты с окружающими.

Рекомендации психолога для родителей будущих первоклассников

1.Составьте с ребенком распорядок дня и вместе следите за его соблюдением. Систематически приучайте ребенка к новому режиму. В режим дня можно включить  занятия в утренние часы.

2.Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи. Успехи в школе зависят от организации рабочего места. Пусть у него будет свой рабочий стол, ручки и карандаши.  На столе, где занимается ребёнок, не должно быть ничего лишнего, отвлекающего внимание.

3.Создавайте положительную мотивацию вашему ребёнку. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, только с самим собой. Хвалите за любые успехи, продвижение вперед. Не следует акцентировать внимание ребенка на неудаче, он должен быть уверен, что все трудности преодолимы, а успех возможен.

4.Само начало школьной жизни считается тяжёлым стрессом для детей Поддерживайте спокойную и стабильную атмосферу в доме. По возможности не планируйте на сентябрь – октябрь кардинальных перемен. Не отправляйте ребёнка одновременно в 1 класс и какую-нибудь секцию, кружок.

5.Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе. Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни.

6.Постарайтесь подготовить ребенка к тому, что в школе с ним будут учиться очень разные дети. Предупредите, что ему, возможно, не удастся сразу со всеми подружиться, но нужно очень постараться наладить хорошие отношения.

7.Успехи и неудачи в учебе во многом зависят от развития памяти, внимания  и мышления ребенка. Лучший способ их тренировать – игра. Сейчас разработано множество игр и упражнений, которыми родители могут пользоваться, занимаясь со своим ребенком.

8.Если есть необходимость, следует также подготовить руку ребёнка к письму (игры и упражнения по развитию мелкой моторики - лепка, рисование, поделки, конструирование и т.д.)

9.Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у будущего первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними до школы или на первом году обучения.

10. Для детей с ослабленным состоянием здоровья, при наличии неврозов, ММД, а также с проблемами в развитии речи не рекомендуются программы повышенной сложности. Целесообразней искать не программу, а  такого педагога, который смог бы учесть особенности ребенка и создать благоприятную атмосферу обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психологическая готовность ребенка к школе»

У разных родителей есть свои представления о том, что такое школьная готовность и многие родители считают, что школьная готовность состоит только из умения читать, считать и писать. Это не маловажно, ...

Психологическая готовность ребенка к школе.

Презентация «Психологическая готовность ребенка к школе» раскрыта десятью слайдами. • Компоненты психологической готовности ребенка к школе. • Личностная готовность к школе. &bul...

Психологическая готовность ребенка к школе, проблемы адаптации.

Психологическое содержание готовности ребенка  к обучению в школе составляет процесс ориентации и освоения школьником новой социальной ситуации развития.Принятие ребенком новой социальной позиции...

Психологическая готовность ребенка к школе

Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребёнка к школе....

Психологическая готовность ребенка к школе

Достижение высокого уровня готовности к школьному обучению является условием успешной учебы и эмоционального благополучия первоклассника.«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, пис...