Дифференциация и индивидуализация.
презентация к уроку по психологии на тему

Понятия дифференциации и индивидуализации. Положительные стороны дифференциации. Обратная связь в обучении.

Принципы обратной связи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differents_i_individualiz.doc29.5 КБ
Office presentation icon differentsiatsiya_i_individualizatsiya.ppt830 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Дифференциация и индивидуализация обучения как средство эффективности развития потенциала школьника».

 План:

1.Понятия дифференциации и индивидуализации.

2.Положительные стороны дифференциации.

3.Обратная связь в обучении.

4.Принципы обратной связи.

.

По мнению Сухомлинского  "правильная" организация обучения на каждом отдельном уроке путем связи изучаемого материала с жизнью, повышения активности и самостоятельности учащихся, взаимодействия фронтальной, групповой и индивидуальной работы в классе, плодотворного сочетания классной и хорошо организованной внеклассной работы дает резкое повышение эффективности урока, приводит к существенному улучшению процесса учения и повышению его образовательно-воспитательных результатов.

Итак, что же такое дифференциация и индивидуализация?

Педагогические исследования по изучению работы малых классных групп (по 3-4 человека) показали, что учебная работа, облекаемая в творческую форму, рождает различные виды деловых отношений между школьниками – равноправные, руководства и подчинения, автора и помощников, соавторов и т.п. Сотрудничество приобретает еще более многогранный характер, если продолжается при подготовке домашних заданий творческого характера (составление схем, карточек, совместное сочинение сценариев, оформление иллюстративного материала и т.п.).

Рассмотрим положительные стороны дифференциации:

1.Исключение уравниловки и усреднения детей

2.Объединение детей в группы равных по способностям учащихся для облегчения учения и усвоения предметного материала

3.Повышение уровня мотивации учения в группах с высоким и достаточным уровнем учебных достижений

4.Создание щадящих условий для слабых учащихся

Какие возможности  от дифференциации получает учитель?

1.Помогать слабому ученику, уделять большее внимание сильному

2.Не снижать общий уровень преподавания

3.Эффективно работать с учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам

4.Создать оптимальные условия для более сильных учащихся

5.Изменить «Я» - концепцию ребёнка: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех

Хорошо организованная дифференциация невозможна без хорошо организованной обратной связи в уроке.

Что из себя представляет обратная связь?

Внешняя и внутренняя

Чёткое функционирование обратной связи в заданном временном режиме является непременным условием эффективного управления процессов обучения и научения.

 Основные принципы обратной связи:

  • Принцип свободы выбора ( в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
  • Принцип открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
  • Принцип идеальности (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
  • Принцип обратной связи (регулярно контролировать процесс  обучения с помощью развитой системы приёмов обратной связи).

Чем более развита всякая система – техническая, экономическая, социальная или педагогическая, тем больше в ней больше механизмов обратной связи.

Урок будет более успешным, если учитель учитывает и настроение учеников и степень их заинтересованности, и уровень понимания.

Таким образом, сочетание дифференцированного и индивидуального подходов в обучении позволяет приблизить содержание, методы и организацию урока к способностям и потребностям каждого школьника, придать учению характер "разносторонней интеллектуальной жизни", дающей "интеллектуальную радость" как сильному, так и самому слабому учащемуся.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Целью индивидуального подхода к обучению является всемерное способствование тому, чтобы подметить в каждом ученике его самую сильную сторону, помочь этой "живинке" претвориться и развиться в деятельности так, чтобы в ребенке засверкала его человеческая индивидуальность, поддержать веру в свои силы, укрепляя его бодрость и волю, помочь достичь свой "потолок" в развитии, до которого позволяет ему подняться полный расцвет его способностей». В.А. Сухомлинский

Слайд 2

Только поддерживая друг друга, приёмы дают «радужный» эффект, а технология – свой результат. Терпение и постепенность! Многоцветную картину не рисуют одним махом. Каждый новый приём, новую технологию необходимо отрабатывать до автоматизма. Если класс сыгран, то урок – как музыка, а технология сверкает своими алмазными отточенными гранями. Давайте пробовать учиться, совершенствоваться!

Слайд 3

Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы путём их организации в однородные (гомогенные) группы. Индивидуализация обучения – это взаимодействие учителя с группой учащихся по индивидуальной модели с учётом их личностных особенностей, способностей.

Слайд 4

Повышение уровня мотивации учения в группах с высоким и достаточным уровнем учебных достижений Создание щадящих условий для слабых учащихся Исключение уравниловки и усреднения детей Объединение детей в группы равных по способностям учащихся для облегчения учения и усвоения предметного материала

Слайд 5

Помогать слабому ученику, уделять большее внимание сильному Не снижать общий уровень преподавания Эффективно работать с учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам Создать оптимальные условия для более сильных учащихся Изменить «Я» - концепцию ребёнка: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех.

Слайд 6

Ученик-учитель Учитель-ученик Ученик-ученик

Слайд 7

Свободы выбора Принцип идеальности Принцип обратной связи Принцип открытости Принцип деятельности Основные принципы обратной связи:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дифференциация и индивидуализация обучения

различные приемы работы на уроках как средство развития потенциала школьника....

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И  ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ  ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА...

Дифференциация и индивидуализация как способ подготовки к сдаче Единого Государственного Экзамена по математике

1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ РАБОТЫ. 1.1. Тема опыта работы: «Дифференциация и индивидуализация как способ подготовки  к сдаче Единого Государственного Экзамена по математике». 1.2. Сведение об автор...

Дифференциация и индивидуализация обучения английскому языку в школе как средство эффективности развития потенциала школьников

   В данной работе представлен материал о необходимости использования различных подходов к обучению учащихся.          Одной из актуальных проблем препод...

Дифференциация и индивидуализация как необходимые условия повышения эффективности обучения

Педсовет был посвящен эффективности обучения и вопросам создания для этого необходимых условий. В докладе рассматриваются вопросы дифференциации и индивидуализации обучения....

Дифференциация и индивидуализация обучения - важнейший фактор повышения качества образования.

Дифференциация и индивидуализация обучения - важнейший фактор повышения качества образования.В каждом классе нашей школы , как в любой школе учатся ученики разные по своему уровню развития, и по...