Семинар для учеников 9кл. "Профессиональное самоопределение и выбор жизненного пути"
классный час по психологии (9 класс) на тему

Ходина Анна Витальевна

Программа имеет следующие цели:

1.     Подготовит подростка к неясному будущему.

2.     Показать необходимость высоких целей и принятия самостоятельных решений.

3.     Создание условий успешности профессионального выбора:

·        формирование потребности в самоопределении;

·        обогащение мотивов, с выделением ведущих;

·        создания благоприятного психологического климата в группе сверстников.

 

Для этого необходимо было решать следующие задачи:

1.     Выработать целостный подход для решения задач профессионального самоопределения.

2.     Обеспечения новой информацией, необходимой для свободного взаимодействия на уроках-дискуссиях.

3.     Подключения ценностно-ориентационной деятельности к знаниям.

4.     Освоить коллективные формы деятельности:

·        работа в группах, парах;

·        на уроках-дискуссиях;

·        на уроках с использованием метода «мозгового штурма».

      5. Решение проблем психологического характера при реализации

          коллективных форм обучения:

·        создавать прочные связи ученик – учитель;

·        создавать оптимальные условия для взаимопонимания;

·        активизировать актуальную деятельность учеников;

·        учитывать психологические особенности учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proforientatsiya.doc170.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

                                                                                                                  стр.

1. Пояснительная записка                                                             2

  1. I Введение в программу

Занятие 1. Знакомство.                                                             5

         3. Занятие 2. Сплочение группы                                                   6

         4. Занятие 3. Актуальное интервью. Проведение теста ДДО    7

         5.  II Основы взаимодействия с официальными структурами

              Занятие 4. Права и свободы человека. Конституция.            8

         6.  Занятие 5. Освоение навыков делового языка.                       9

         7.  III Поиск профессии или послешкольного образования.

              Занятие 6. Определение круга проблем.                                 11

         8.  Занятие 7.  Знакомство с профессиями.                                  12

         9.  Занятие 8. Тщательный поиск профессий.                             13

        10. IV Основы эффективного общения.

              Занятие 9. Самосовершенствование общения                        14

       11.V Прощание

               Занятие 10. Заключительный урок.                                         15

         12.Колендарнор-тематический план.                                            16

         13. Приложение 1                                                                            17

         14. Приложение 2                                                                            18

         15. Приложение 3                                                                            20

         16. Приложение 4                                                                            21

         17. Приложение 5                                                                            23

         18. Приложение 6                                                                            24

         19. Приложение 7                                                                            25

         20. Приложение 8                                                                            27

         21. Приложение 9                                                                            29

МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ, ДЛЯ ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВО ВРЕМЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ                                                    31                                                      

         22. Занятие 1. Знакомство. Актуальное интервью.

              Проведения теста ДДО. Определение круга проблем.          32                                                              

         23. Занятие 2. Знакомство с профессиями.

              Тщательный поиск профессий.                                                34

         24.  Колендарнор-тематический план.                                          35

         25. Приложение 1                                                                            36

         26. Приложение 2                                                                            38

         27. Приложение 3                                                                            39

         28. Приложение 4                                                                            40

         29. Приложение 5                                                                            42

         30. Список литературы                                                                   44                                                              


Семинар для учеников 9кл.

Профессиональное самоопределение и выбор жизненного пути.

Пояснительная записка

     Актуальность  предмета заключается в том, что только в ранней юности, благодаря социальной ситуации развития, проблема самоопределения выбора профессии и ориентация подростка в гражданском обществе является для него одной из самых важных.

     «Предметом размышления является не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, по которому намерен следовать человек и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся». (Леонтьев А.Н.)

     Особенности личности подростка образуют те общие психологические условия, на которые возможно воздействие и управление процессом, как профессионального самоопределения, так и практическими действиями, необходимыми для успешной ориентации в перестраивающемся гражданском обществе.

     Учебный семинар структурирован исходя из необходимости решения подростком задач по реализации жизненных планов.

     Программа имеет следующие цели:

  1. Подготовит подростка к неясному будущему.
  2. Показать необходимость высоких целей и принятия самостоятельных решений.
  3. Создание условий успешности профессионального выбора:
  • формирование потребности в самоопределении;
  • обогащение мотивов, с выделением ведущих;
  • создания благоприятного психологического климата в группе сверстников.

Для этого необходимо было решать следующие задачи:

  1. Выработать целостный подход для решения задач профессионального самоопределения.
  2. Обеспечения новой информацией, необходимой для свободного взаимодействия на уроках-дискуссиях.
  3. Подключения ценностно-ориентационной деятельности к знаниям.
  4. Освоить коллективные формы деятельности:
  • работа в группах, парах;
  • на уроках-дискуссиях;
  • на уроках с использованием метода «мозгового штурма».

      5. Решение проблем психологического характера при реализации

          коллективных форм обучения:

  • создавать прочные связи ученик – учитель;
  • создавать оптимальные условия для взаимопонимания;
  • активизировать актуальную деятельность учеников;
  • учитывать психологические особенности учеников.

     Курс семинара направлен на развитие самостоятельности школьника-девятиклассника. Именно они впервые оказываются на пороге выбора: 1) учиться ли дальше, в школе с какой ориентацией или 2) начинать профессиональное обучение.

     Данная программа помогает выявить реальные цели, расставить приоритеты, проявить интерес к мировоззренческим проблемам.

     Используя различные методы ведения уроков (в том числе и тестирование), можно выявить привлекательные стороны избранной профессии, оценить свою пригодность, что подводит школьника к выбору профессионального пути.

     Программа дает возможность с учетом объективных факторов (сложности трудоустройства), используя навыки и умения снизить уровень тревожности, открыть путь к самопознанию и самоопределению.

      Курс рассчитан на участие и сотрудничество специалистов, педагогов. В этом практическая значимость программы. В процессе поиска каждый девятиклассник будет иметь вариант возможного жизненного плана, который может стать началом деятельности в профессиональном самоопределении. Занятия  проходят два раза в неделю в виде семинара-тренинга после уроков, где учащиеся и ведущие располагаются в кругу. Количество участников семенара-тренинга – 12-16 человек. Их продолжительность – 1,5 часа.

     В программу заложена стратегия профессиональной подготовки и формирование психологической готовности реализовывать задачи жизненных планов. Психологическое обеспечение помогает подростку удовлетворить потребность в самопознании, соотнести и оценить свои морально-психологические качества с жизненными устремлениями.

     

I Введение в программу

Занятие 1. Знакомство

Цель:

  1. проинформировать учеников о программе и ее задачах.
  2. организовать доверительный контакт между учениками и ведущими.

Содержание:

  • Шеренг по началу занятия. Каждый называет свое  имя, немного рассказывает о  себе, высказывает пожелания ведущему и тренингу вообще.                          

     (30 м)

  • Обсуждение правил группы. Обзор учебной программы. Организационные вопросы. Ответы на вопросы от группы.

     (30 м)

  • Заключительный шеренг.

     (15-30 м)

Оборудование: мячик, краткий материал о курсе в распечатанном виде, мел, доска.

Занятие 2. Сплочение группы.

Цели:

  1. Организовать доверительный контакт с группой и с ведущими.

Содержание:

  • Шеренг по началу занятия. С чем сейчас, какие ожидания.

(15 м)

  • Игра-приветствие: участники находятся в кругу, первый человек называет свое имя и то, что он больше всего любит в жизни, следующий человек повторяет то, что сказал его сосед и говорит о себе и т.д., последний человек должен запомнить и повторить за всей группой.

(15-30 м)

  • Каждый из участников может задать два вопроса любым людям.

(15 м)

  • Игра «Покажи животного»: Участники делятся на 4-5 равные команды (в зависимости от числа участников). Каждому человеку выдается карточка с названием животного (количество животных равно количеству групп). По команде ведущего каждый участник начинает показывать своего животного. Одинаковые животные должны собраться в одну группу.

(15 м)

  • Заключительный шеренг. Что понравилось, какие чувства, переживания.

(15 м)

Оборудование: мячик, карточки с названиями животных.

Занятие 3. Актуальное интервью. Проведение теста ДДО.

Цель:

  1. Формирования потребности и умений целеполагания.
  2. Стимулирование желания планировать достижение цели.
  3. Знакомство с жизненными планами других учеников.

Содержание:

  • Приветствие. Шеренг по началу занятия.

     (15 м)

  • Интервью-обсуждение.

     Примерные вопросы: а) кто отвечает за твое будущее;

                                           б) как ты видишь свое будущее;

                                           в) есть ли у тебя цель в жизни;

                                           г) что ты делаешь, чтобы достичь своей  

                                               цели.  

     (30 м)                

  • На рабочем листке дописать неоконченные предложения (см. Приложения 1)

     (15 м)

  • Заполнение анкеты ДДО (см. Приложение 2)

      (15 м)

  • Подведение итогов дня.

(15 м)

Домашнее задание:  Написать письмо самим себе через десять лет.

Оборудование: мячик, распечатка с неоконченными предложениями, анкеты с тестом.

II Основы взаимодействия с официальными структурами.

Занятие 4. Права и свободы человека. Конституция.

Цель:

  1. Знакомство со Всеобщей Декларацией прав и свобод человека.
  2. Знакомство с Конституцией.

Содержание:

  • Приветствие. Шеренг по началу занятия.

  (15 м)

  • Обсуждение домашнего задания

     (15 м)

  • «Мозговой штурм» основных прав и свобод человека (см. Приложение 3).

      (15 м)

  • Знакомство с Конституцией РФ.

     (15 м)

  • Обсуждение представленного материала, высказывание собственных мыслей.

     (15 м)

  • Подведение итогов дня.

(15 м)

Оборудование: конституция РФ, Всеобщая декларация прав и свобод человека, мел, доска.

Занятие 5. Освоение навыков делового языка.

Цель:

        1. Знакомство с официальным языком анкет.

        2. Овладение правилами заполнения официальных документов.

        3. Знакомство с правилами написания резюме.

Содержание:

  • Приветствие. Шеренг по началу занятия.

(15 м)

  • Выработка правил заполнение анкет:

а) Внимательно прочитать или выслушать указания.

б) Стараться заполнять аккуратно, без ошибок.

в) Высказываться четко, кратко.

г) Заполняя чистые строки, использовать прочерк, слова «нет», « не располагаю», если требования вам не подходят.

д) писать без сокращений, без исправлений.

е) Задать вопрос, если Вам нужна помощь.

(10 м)

  • Написание резюме. Основные правила. Содержание.

Резюме не должно занимать более двух страниц. ФИО пишется по середине листка А 4, под ними дата рождения, в левом верхнем углу телефоны, по которым с вами можно связаться. В резюме должно быть отражено: семейное положение, образование (дата поступления, полное название заведения, направление учебы, если есть - дополнительное образование), последнее место работы, если такое имеется, название учреждения, где работал, должность, обязанности. Необходимо отметить ваши дополнительные навыки. Например, владения ПК (какими программами владеете), знание языка и т.п. Написать свое резюме.

(10 м)

  • Игра «А вот и я!» (см. Приложение 4)

(30 м)

  • Обсуждение получившегося резюме, вопросы, комментарии.

(10 м)

  • Подведение итогов дня.

(15 м)

Оборудование: мячик, необходимая литература, листки формата А 4.

Домашнее задание: подготовить перечень качеств, которые нужны Вам в выбранной вами профессии.

III Поиск профессии или послешкольного образования.

Занятие 6. Определение круга проблем.

Цель:

        1. Стимулировать преобразовательную деятельность, представить                                                                

            возможность взглянуть по-новому, расширить систему

            сложившихся оценок и представлений.

Содержание:

  • Приветствие, шеренг по началу занятия.

(15 м)

  • Обсуждение домашнего задания. Неожиданности и открытия.

(15 м)

  • Игра «Инопланетяне» (см. Приложения 5)

(30 м)

  • Составить всем вместе список интересующих профессий.

(15 м)

  • Подведение итогов дня.

(15 м)

Оборудование: мячик, листки формата А 4, фломастеры.

Домашнее задание: сделать небольшой доклад по профессии, выбранной из составленного списка.

                       

                         

Занятие 7. Знакомство с профессиями.

Цель:

1. Приобретение знаний о мире профессий.

Содержание:

  • Приветствие. Шеренг по началу занятия.

(15 м)

  • Представление подготовленных докладов по профессиям.

(35-40 м)

  • Игра «Самая-самая» (см. Приложение 6).

(20 м)

  • Подведение итогов дня.

(15 м)

Оборудование: мячик, дополнительная информация о профессиях.

Занятие 8. Тщательный поиск профессий.

Цель:

        1. Научить управлять процессом поиска профессии.

        2. Знакомство с основными факторами выбора профессии.

        3. Формирование способности у учащихся самостоятельно оценивать

             собственные ситуации самоопределения.

Содержание:

  • Приветствие. Шеренг по началу занятия.

(15 м)

  • «Восьмиугольник основных факторов выбора профессии» по Е.А. Климову (см. Приложение 7).

(45 час)

  • Игра «Пять шагов» (см. Приложение 8).

(30 м)

  • Подведение итогов дня

(15 м)

Оборудование: доска, мел, мячик, необходимая литература, листы формата

А 4, фломастеры, карандаши.


IV Основы эффективного общения.

Занятие 9. Самосовершенствование общения.

Цель:

        1. Знакомство с видами общения.

        2. Знакомство с приемами конструктивного общения.

Содержание:

  • Приветствие. Шеренг по началу занятия.

(15 м)

  • Стили общения. Деловое общение. Дружеское общение. Знакомство с вербальными и невербальными приемами общения (см. Приложение 9).

(30 м)

  • Конструктивное общение. В парах продумать острую ситуацию и провести игру «Табель о рангах». Подчиненный хочет добиться своего, начальник против. Как лучше начать фразу? Принимать ли во внимание язык тела и т.п.?

(30 м)

  • Подведение итогов дня.

(15 м)

Оборудование: мячик, необходимая литература, примеры ситуаций.

V Прощание.

Занятие 10. Заключительный урок.

Цель:

        1. Закрепить успех, положительные результаты.

        2. Поддержать у детей уверенность в себе, уверенность в правильности

            выбора.

Содержание:

  • Приветствие. Шеренг по началу занятия.

(15 м)

  • Подведение итогов психологом.

(15 м)

  • Возможность поделиться своими выводами, высказываниями, пожеланиями.

Что было интересно? Что не понравилось?

(20 м)

  • Подарки.

(20 м)

  • Прощание.

(10 м)

Оборудование: мячик, подарки.

Календарно-тематический план.

Занятие

Тема

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Занятие 1

Знакомство

-

1ч. 30м.

Занятие 2

Сплочение группы

-

1ч. 30м.

Занятие 3

Актуальное интервью. Проведение теста ДДО

-

1ч. 30м.

Занятие 4

Права и свободы человека. Конституция.

30 м.

1ч.

Занятие 5

Освоение навыков делового языка

20 м.

1ч. 10м.

Занятие 6

Определение круга проблем

-

1ч. 30м.

Занятие 7

Знакомство с профессиями

40 м.

50м.

Занятие 8

Тщательный поиск профессии

-

1ч. 30м.

Занятие 9

Совершенствование общения

30 м.

1ч.

Занятие 10

Заключительный урок

-

1ч.30м.


Приложение 1.

Неоконченные предложения.

1. Одной из целей, которую я поставил перед собой в будущем, является . . .

2. Одним из того, что может помешать мне достичь цели, является . . .

3. Одно из того, что я могу сделать уже сейчас для достижения цели, является . . .

4. Моей воображаемой карьерой является . . .

5. Недавно я хотел быть . . .

6. Когда я думаю о моей жизни после окончания девятого класса, то я . . .

Приложение 2.

Дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту»

Инструкция: Отвечать на вопросы следует проставляя знак + или -. Отвечать нужно на каждый вопрос и каждый раз из двух предлагаемых вариантов ответа предпочитаемый отмечать плюсом.

1а Ухаживать за животными

1б Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2а Помогать больным людям, лечить их

2б Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

3а Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок

3б Следить за состоянием, развитием растений

4а Обрабатывать материалы (дерево, ткань, метал, пластмасса и т.д.)

4б Доводить товары до потребителя (рекомендовать, продавать)

5а Обсуждать научно-популярные книги, статьи

5б Обсуждать художественные книги (пьесы, концерты)

6а Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

6б Тренировать ровесников (или младших) в выполнении каких-либо действий

7а Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

7б Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством

8а Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии)

8б Оформлять выставки, витрины или участвовать в подготовке пьес, концертов

9а Ремонтировать вещи, изделия, жилище

9б Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10а Лечить животных

10б Выполнять вычисления, расчеты

11а Выводить новые сорта растений

11б Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий

(машины, одежду и т.п.)

12а Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять

12б Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять и т.п.)

13а Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

13б Наблюдать, изучать жизнь микробов

14а Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты

14б Оказывать людям медицинскую помощь про ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15а Составлять точные описания или отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах

15б Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые)

16а Делать лабораторные анализы в больнице

16б Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17а Красить или расписывать помещение, поверхность изделий

17б Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов

18а Организовывать культпоходы сверстников или младших

18б Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а Изготовлять по чертежам детали, изделия, строить здания

19б Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20а Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса и сада

20б Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, ПК)

Приложение 3.

Права и свободы человека. Всеобщая декларация прав человека.

  1. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность о рождения, независимо от расы, пола, языка, убеждений.
  2. Никто не должен содержаться в рабстве, подвергаться пыткам, унизительным наказаниям.
  3. Все равны перед законом, имеют право на равную защиту.
  4. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту. Неприкосновенны личная жизнь, жилище, корреспонденция.
  5. Каждый имеет права свободного передвижения, выезда и въезда.
  6. Каждый имеет право на гражданство, право изменить его.
  7. Мужчины и женщины имеют право на свободный брак, без ограничения по признакам расы, национальности, религии.
  8. Каждый имеет право владеть имуществом лично или совместно.
  9. Каждый имеет право на свободу мысли, совести, религии.
  10. Каждый имеет право в управлении страной, равный доступ к государственной службе.
  11. Каждый имеет право на социальное обеспечение, право на труд, свободный выбор профессии, равную оплату за равный труд.
  12. Каждый имеет право на отдых, досуг, мед. обслуживание.
  13. Каждый имеет право на образование, и оно должно быть доступным.
  14. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь.
  15. Каждый имеет обязанности перед обществом, при осуществлении прав. Ограничения допустимы только в пределах закона.

                                                 

Приложение 4.

«А вот и я!»

Упражнение позволяет смоделировать некоторые элементы собеседования при приеме на работу и при поступлении в учебное заведение, и, таким образом, повысить уровень готовности поступающих к подобным собеседованиям.

      Методики проводится в круге. Количество участников – от 8 до 20 человек. Время проведение – от 30 мин.

  1. участникам игры объясняется ее общий смысл – проверить и, по возможности, хоть немного повысить свою готовность к прохождению собеседования при трудоустройстве.
  2. Каждый участник на отдельном листочке выписывает 5-7 самых главных правил поведения для поступающего и 5-7 главных правил проведения беседы для члена приемной комиссии. На это отводится примерно 5-7 мин.
  3. Все садятся в круг. Ведущий предлагает двум игрокам-добровольцам выполнить первое игровое задание: в течении 7-10 мин. разыграть сценку собеседования. Сразу уточняется, кто будет играть претендента на вакантное место, а кто – руководителя заведения.
  4. Необходимо уточнить что это за вакантное место, что за фирма. Это определяет руководитель. Претендент уточняет основные характеристики и качества своего героя, возраст, образование, пол.
  5. После первого проигрывания необходимо оценить работу по 5-ти бальной системе отдельно каждого. Начинают выступающие. Необходимо прокомментировать свой выбор оценки. После первых кратко высказываются остальные участники. Обсуждение 5-7 мин.

Чтобы понравиться другим людям, можно ориентироваться на следующие известные правила:

  1. Искренне интересуйтесь  другими людьми.
  2. Улыбайтесь.
  3. Помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
  4. Будьте хорошим слушателем, поощряйте других говорить о самих себе.
  5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
  6. Внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.

Для руководителей можно порекомендовать следующее:

  1. Не поддаваться первому впечатлению от внешности претендента.
  2. Не переоценивать «красноречие» претендента, которое далеко не всегда свидетельствует об организаторских способностях.
  3. Не переоценивать различные дипломы «с отличием».
  4. При первой встречи следует поменьше говорите самому руководителю.
  5. Даже если претендент поначалу и не произвел впечатления, не следует ему отказывать сразу, можно вежливо предложить ему позвонить через несколько дней секретарю.
  6. Руководитель должен хорошо сам понимать, кокой же работник ему нужен.

Дальше работа продолжается в парах. Пары проигрывают ситуацию в двух ролях. Потом обсуждение.

Приложение 5.

Игра «Инопланетяне»

Участники делятся на две команды. Одна – школьники, другая – инопланетяне.

«Во двор совершенно обычной школы приземлился летающий корабль. В нем оказались зеленые человечки с другой планеты. Школьникам стало очень интересно узнать, какие профессии существуют у них на Луне».

Команда инопланетян придумывают профессии, существующие на их планете и рассказывают о них школьникам.

Команда школьников готовят уточняющие  вопросы и задают их. Затем учащиеся соотносят придуманные профессии с существующими профессиями в реальности.

Приложения 6.

Игра «Самая-самая»

Упражнение может проводится  в круге. Продолжительность 15-30 мин.

Инструкция: «Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны будете по очереди называть те профессии, которые, по-вашему мнению, в наибольшей степени данной характеристике подходят. Например, характеристика – самая денежная профессия?».

Ведущий называет первую характеристику, а участники предлагают по очереди свои варианты. Если у кого-то возникают сомнения, можно задавать вопросы. Дальше называется другая характеристика и т.д. Всего 5-7 характеристик.

Примерные характеристики: самая зеленая, самая сладкая, самая волосатая, самая неприличная, самая детская, самая смешная.

Приложение 7.

«Восьмиугольник основных факторов выбора профессии» по Е.А. Климову.

     Методика предназначена для знакомства учащихся с основными факторами выбора профессии, а также для формирования у них способности самостоятельно оценивать собственные ситуации самоопределения. Методику можно использовать с учащимися 8-9 классов. Общий порядок работы со схемой при ее использовании с классом следующий.

  1. Сначала ведущий обращается к классу и спрашивает учащихся: «Что нужно учитывать, выбирая профессию?». Обычно подростки правильно выделяют различные факторы. Ведущий кратко выписывает на доске.
  2. Затем ведущий говорит: «Психологи выделили самые главные факторы профессионального выбора. Таких факторов восемь, и их можно представить в виде восьмиугольника. Факторы: способности, уровень притязаний, информированность, склонности, мнение родителей, мнение товарищей, потребности рынка, ЛПП (личная профессиональная перспектива). Необходимо привести примеры.
  3. Ведущий зачитывает первую задачу-ситуацию. Девятиклассник Вова Б. собирается стать юристом. Его дедушка, заслуженный юрист на пенсии, намерения внука одобряет. Сам Вова увлекается спортом. Ходит в секцию футбола, собирается пойти в группу восточного единоборства, дома иногда паяет, увлекается радиотехникой. В школе он учится в основном на тройки, но оправдывает себя тем, что в выпускном классе ему наймут репетитора  и он станет отличником. На вопрос, чем его привлекает профессия юриста, отвечает, что это денежная и уважаемая профессия. Вова иногда любит рассказывать своим приятелям о юридических подвигах своего деда, но товарищи слушают его как-то молча.
  4. Учащимся в классе предлагается оценить, насколько продуманно Вова выбирает свою профессию. Для этого надо разобраться, как строится личная профессиональная перспектива – ЛПП.
  5. Далее можно предложить построить восьмиугольник для себя.

Приложение 8.

«Пять шагов»

Смысл упражнения – повысить готовность участников выделить приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив,  а также готовность соотносить свои профессиональные цели.

6-12 участников, 30-40 мин.

  1. Ведущий предлагает группе определить какую-либо интересную профессиональную цель, например, поступить в какое-то учебное заведение, оформиться на интересную работу. Эта цель, так, как ее сформировала группа, выписывается на доске (или на листочке).
  2. Ведущий предлагает группе определить, что за воображаемый человек должен достичь эту цель. Участники должны назвать его основные  (воображаемые) характеристики по следующим позициям: пол, возраст (желательно, чтобы этот человек был сверстником играющих), успеваемость в школе, материальное положение и социальный статус родителей и близких людей. Это все также кратко выписывается на доске.
  3. Каждый участник на отдельном листочке должен выделить основные 5 этапов (5 шагов), которые обеспечили бы достижение намеченной цели. На это отводится примерно 5 мин.
  4. Далее все делятся на микрогруппы по 3-4 человека.
  5. В каждой микрогруппе  организуется обсуждение, чей вариант этапов достижение выделенной цели наиболее оптимальный и интересный. В итоге обсуждения каждая группа на новом листочке должны выписать самые оптимальные пять этапов. На все это отводится 5-7 мин.
  6. Представитель от каждой группы кратко сообщает о наиболее важных пяти этапах. Остальные участники могут задавать уточняющие вопросы.
  7. В итоговой дискуссии можно оценить совместными усилиями, насколько учитывались особенности человека, насколько выделенные этапы реалистичны.

Приложение 9.

Стили общения. Деловое общение. Дружеское общение. Вербальные и невербальные приемы общения.

Стиль общения – то, что не меняется. Наиболее предпочитаемый способ взаимодействия для человека.

Стили:

- Ритуальное. Это приветствие, прощание, обращение. Оно не направленное, поверхностное, не информативное  

- Монологическое (императивное и манипулятивное). Монологическое – разговор с сам собой.

- Диалогическое – общение с доминантой на другого человека.

       Два крупных класса выделяются в средствах общения: вербальные и невербальные (24).

     Вербальные – это речь в ее разных формах. Невербальные  - это пантомимика, мимика, жесты и др. средства: пространственные, временные и предметные. Человек не может сознательно контролировать всю сферу средств своего общения, поэтому часто даже то, что он хочет скрыть, проявляется, например, через движения рук, выражения глаз, положение ног и т.п.

По логическому основанию выделяют три типа каналов общения: прямой, непрямой и управляемый косвенный. 

     Прямой канал – это то, что источник сообщает в явном виде. Косвенный канал – эта та информация по поводу сообщаемого вам в прямом канале, которую вы добываете сами активным наблюдениям и чувствованием во все проявления источник. Управляемый косвенный канал – это сообщения, воспринимаемое как ненамеренное вполне намеренно (24).

Типы общения.

     Функционально-ролевое общение. Это общение на уровне социальных ролей партнеров. Здесь задействованы определенные нормы и ожидания. Общаются ролевые маски. Переход от ролевого общения к межличностному и обратно часто используют в деловых контактах (24).

       Межличностное общения. Почти все типы имеют прямое отношения к этому типу общения. Подразумевается участие двух людей в межличностном общении, хотя полное минимальное число участников общения три.

       Деловое общения. Его можно легко выделить из функционально-ролевого. Деловое общения – это вид межличностного общения, направленного на достижения какой-то предметной договоренности. В деловом общении всегда есть цель (24).

       Раппортное общение. Это общение с односторонним доверием. Обоюдное доверие связано с полной взаимной свободой, открытостью и принятием каждого таким, каков он есть.

Приложение 1.

Дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту»

Инструкция: Отвечать на вопросы следует проставляя знак + или -. Отвечать нужно на каждый вопрос и каждый раз из двух предлагаемых вариантов ответа предпочитаемый отмечать плюсом.

1а Ухаживать за животными

1б Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2а Помогать больным людям, лечить их

2б Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

3а Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок

3б Следить за состоянием, развитием растений

4а Обрабатывать материалы (дерево, ткань, метал, пластмасса и т.д.)

4б Доводить товары до потребителя (рекомендовать, продавать)

5а Обсуждать научно-популярные книги, статьи

5б Обсуждать художественные книги (пьесы, концерты)

6а Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

6б Тренировать ровесников (или младших) в выполнении каких-либо действий

7а Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

7б Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством

8а Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии)

8б Оформлять выставки, витрины или участвовать в подготовке пьес, концертов

9а Ремонтировать вещи, изделия, жилище

9б Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10а Лечить животных

10б Выполнять вычисления, расчеты

11а Выводить новые сорта растений

11б Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий

(машины, одежду и т.п.)

12а Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять

12б Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять и т.п.)

13а Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

13б Наблюдать, изучать жизнь микробов

14а Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты

14б Оказывать людям медицинскую помощь про ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15а Составлять точные описания или отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах

15б Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые)

16а Делать лабораторные анализы в больнице

16б Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17а Красить или расписывать помещение, поверхность изделий

17б Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов

18а Организовывать культпоходы сверстников или младших

18б Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а Изготовлять по чертежам детали, изделия, строить здания

19б Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20а Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса и сада

20б Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, ПК)

Приложение 2.

Игра «Инопланетяне»

Участники делятся на две команды. Одна – школьники, другая – инопланетяне.

«Во двор совершенно обычной школы приземлился летающий корабль. В нем оказались зеленые человечки с другой планеты. Школьникам стало очень интересно узнать, какие профессии существуют у них на Луне».

Команда инопланетян придумывают профессии, существующие на их планете и рассказывают о них школьникам.

Команда школьников готовят уточняющие  вопросы и задают их. Затем учащиеся соотносят придуманные профессии с существующими профессиями в реальности.

Приложения 3.

Игра «Самая-самая»

Упражнение может проводится  в круге. Продолжительность 15-30 мин.

Инструкция: «Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны будете по очереди называть те профессии, которые, по-вашему мнению, в наибольшей степени данной характеристике подходят. Например, характеристика – самая денежная профессия?».

Ведущий называет первую характеристику, а участники предлагают по очереди свои варианты. Если у кого-то возникают сомнения, можно задавать вопросы. Дальше называется другая характеристика и т.д. Всего 5-7 характеристик.

Примерные характеристики: самая зеленая, самая сладкая, самая волосатая, самая неприличная, самая детская, самая смешная.

Приложение 4.

«Восьмиугольник основных факторов выбора профессии» по Е.А. Климову.

     Методика предназначена для знакомства учащихся с основными факторами выбора профессии, а также для формирования у них способности самостоятельно оценивать собственные ситуации самоопределения. Методику можно использовать с учащимися 8-9 классов. Общий порядок работы со схемой при ее использовании с классом следующий.

  1. Сначала ведущий обращается к классу и спрашивает учащихся: «Что нужно учитывать, выбирая профессию?». Обычно подростки правильно выделяют различные факторы. Ведущий кратко выписывает на доске.
  2. Затем ведущий говорит: «Психологи выделили самые главные факторы профессионального выбора. Таких факторов восемь, и их можно представить в виде восьмиугольника. Факторы: способности, уровень притязаний, информированность, склонности, мнение родителей, мнение товарищей, потребности рынка, ЛПП (личная профессиональная перспектива). Необходимо привести примеры.
  3. Ведущий зачитывает первую задачу-ситуацию. Девятиклассник Вова Б. собирается стать юристом. Его дедушка, заслуженный юрист на пенсии, намерения внука одобряет. Сам Вова увлекается спортом. Ходит в секцию футбола, собирается пойти в группу восточного единоборства, дома иногда паяет, увлекается радиотехникой. В школе он учится в основном на тройки, но оправдывает себя тем, что в выпускном классе ему наймут репетитора  и он станет отличником. На вопрос, чем его привлекает профессия юриста, отвечает, что это денежная и уважаемая профессия. Вова иногда любит рассказывать своим приятелям о юридических подвигах своего деда, но товарищи слушают его как-то молча.
  4. Учащимся в классе предлагается оценить, насколько продуманно Вова выбирает свою профессию. Для этого надо разобраться, как строится личная профессиональная перспектива – ЛПП.
  5. Далее можно предложить построить восьмиугольник для себя.

Приложение 5.

«Пять шагов»

Смысл упражнения – повысить готовность участников выделить приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив,  а также готовность соотносить свои профессиональные цели.

6-12 участников, 30-40 мин.

  1. Ведущий предлагает группе определить какую-либо интересную профессиональную цель, например, поступить в какое-то учебное заведение, оформиться на интересную работу. Эта цель, так, как ее сформировала группа, выписывается на доске (или на листочке).
  2. Ведущий предлагает группе определить, что за воображаемый человек должен достичь эту цель. Участники должны назвать его основные  (воображаемые) характеристики по следующим позициям: пол, возраст (желательно, чтобы этот человек был сверстником играющих), успеваемость в школе, материальное положение и социальный статус родителей и близких людей. Это все также кратко выписывается на доске.
  3. Каждый участник на отдельном листочке должен выделить основные 5 этапов (5 шагов), которые обеспечили бы достижение намеченной цели. На это отводится примерно 5 мин.
  4. Далее все делятся на микрогруппы по 3-4 человека.
  5. В каждой микрогруппе  организуется обсуждение, чей вариант этапов достижение выделенной цели наиболее оптимальный и интересный. В итоге обсуждения каждая группа на новом листочке должны выписать самые оптимальные пять этапов. На все это отводится 5-7 мин.
  6. Представитель от каждой группы кратко сообщает о наиболее важных пяти этапах. Остальные участники могут задавать уточняющие вопросы.
  7. В итоговой дискуссии можно оценить совместными усилиями, насколько учитывались особенности человека, насколько выделенные этапы реалистичны.

Список литературы

  1. Грищенко Н.А., Головей Л.А., Лукомская С.А. Психологические основы профориентации в школе и ПТУ. Учебное пособие. Под ред. проф. Крылова. Л. 1988г.
  2. Профориентационная работа школьного психолога. Овчарова Р.В. «Справочная книга школьного психолога» М., 1993 г.
  3. Пряжников

          4. Школа и выбор профессии. Под ред.  В.А. Полякова. М., 1987г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование профессиональных намерений обучающихся, воспитанников с целью адекватного выбора жизненного пути.

На примере работы проекта "Время выбирать профессию" поднята проблема проориентации подростков с ОВЗ....

Выбор жизненного пути

Беседа с выпускниками 9-11 класса...

Урок изучения нового материала по обществознанию в 8 классе "Выбор жизненного пути"

Урок в 8 классе.         Тема: «Выбор жизненного пути».Тип урока: формирование новых знаний.Вид урока: урок – размышление.Цель урока: продолжить формирован...

выбор жизненного пути

профессиональное самоопределение обучающихся 9-11 классов...

Статья "Проблема профессионального самоопределения и формирования жизненных планов старшеклассников , обучающихся в образовательных учреждениях интернатного учреждения"

Данная статья была опубликована в сборнике " Вопрсы социализации, воспитания, образования детей и молодежи" (выпуск 7 часть) 3. Основная  цель  сборника  –  интеграция  межвед...

Час общения "Служение - выбор жизненного пути"

Методическая разработка предназначена для реализации духовно-нравственного воспитания школьников, ориентированного на модель Служения.  Динамичность организации педагогического процесса позволяет...