Главные вкладки

    Занятие –тренинг для старшеклассников «Формула успеха»
    план-конспект по психологии на тему

    Попова Ольга Александровна

     Оказание психологической помощи обучающимся при подготовке и сдаче экзаменов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatitrening_ekzamen.docx23.74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Занятие –тренинг для старшеклассников «Формула успеха»

    Цель – оказание психологической помощи обучающимся при подготовке и сдаче экзаменов.

    Задачи:

    научить справляться с психологическими трудностями при подготовке и сдаче экзаменов;

    развить умение адекватно оценить свои возможности, планировать и распределять время;

    освоить на практике методы саморегуляции, методы снижения напряжения и самоподдержки;

    повысить самооценку учащихся, уверенность в себе и в положительном результате сдачи экзамена.

    Ход занятия:

    Разминка.

    1. Знакомство.

    Цель: снятие психофизического напряжения, создание атмосферы безопасности на занятии.

    Инструкция: «Представьтесь, пожалуйста. Назовите свой любимый цвет, любимое блюдо, расскажите о своих увлечениях». Упражнение выполняется по кругу, участники передают друг другу мячик.

    2.Упражнение «Ассоциации»

    Цель: настрой на тему, возможность поделиться своими чувствами по поводу экзамена.

    Инструкция: «Ассоциации – это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово. Придумайте ассоциации на слово «экзамен». Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову».

    3. Упражнение «Откровенно говоря».

    Цель: побудить участников к откровенному разговору, создание доверительной атмосферы на занятии.

    Материал: карточки с написанными на них незаконченными предложениями.

    Инструкция: «На карточке написано начало предложения, прочитайте его и закончите, как считаете нужным».

    Примерное содержание карточек:

    Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящих экзаменах…

    Откровенно говоря, когда я готовлюсь к экзаменам…

    Откровенно говоря, когда я думаю о переживаниях моих родителей относительно предстоящих экзаменов…

    Откровенно говоря, когда я прихожу домой…

    Откровенно говоря, когда у меня свободное время…

    Откровенно говоря, когда я гуляю на улице или иду на дискотеку…

    Откровенно говоря, когда я волнуюсь…

    Откровенно говоря, когда я не могу собраться с мыслями…

    Откровенно говоря, когда я слышу об этих экзаменах…

    Обсуждение: «Трудно ли было заканчивать предложенные фразы?»

    Основная часть.

    4. Упражнение «Что вызывает беспокойство во время экзаменов?»

    Работа индивидуально – каждый в своих листочках

    Работа в группе: на доску выносятся все беспокойства

    Обсуждение: как справляться с этими трудностями?

    Психолог : Чтобы благополучно сдать экзамены, нужно уже сейчас готовиться к ним психологически. Успех любого испытания зависит не только от реальных знаний (наша школа дает их в необходимом объеме), но и от умения человека добиваться высоких результатов. От чего же это зависит?

    Прежде всего, от самооценки. Самооценка — это оценка себя относительно других людей. Она базируется на чувстве собственной значимости (важности).

    6. Упражнение «Декларация моей самоценности».

    Цель: повышение самооценки, возможность поверить в свои силы.

    Инструкция: «Я сейчас прочитаю вам «Декларацию моей самоценности». Это своеобразный гимн уникальности человека. «Я – это Я. Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я. Поэтому все, что исходит от меня, – это подлинно мое, потому что именно Я выбираю это. Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они ни были,- тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить,- вежливые, ласковые или грубые, правильные или неправильные; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или ко мне самому. Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и страхи. Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки. Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу очень близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне содействовало моим интересам. Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня и есть во мне что-то такое, чего Я не знаю. Но поскольку Я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о себе. Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент,- это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент. Я могу

    отказаться от того, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется нужным, и открыть что-то новое в себе самом. Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все , чтобы быть близким другим людям, чтобы вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня. Я принадлежу себе, и поэтому я могу строить себя. Я- это Я, и Я-это замечательно!».

    Обсуждение: «Как вы себя чувствуете? Поделитесь с участниками группы своим настроением, душевным состоянием. Что дало вам это упражнение?»

    Второе слагаемое на пути к успешной работе — умение распределять время. Важно помнить, о том, что человеческие ресурсы не безграничны, и, чтобы хорошо работать, надо уметь отдыхать.

    Третье слагаемое тесно связано с первым и вторыми — это борьба со стресс-факторами.

    Стресс — это способ реагирования на изменения условий окружения. Для нормальной работы необходимо научиться адаптироваться к изменениям и требованиям жизненных обстоятельств. Это связано как с физическим, так и с эмоциональным благополучием.

    В период экзаменов, как правило, человек, испытывает волнение. Это нормальное состояние, которое помогает мобилизоваться в ответственный момент. Если Вы волнуетесь слишком сильно или поняли, что Вам особенно трудно находиться в стрессовой ситуации, можно сделать несколько дыхательных упражнений:

    Долгий вдох через нос и выдох через рот, выдох в два раза длиннее вдоха.

    Слегка потрите подушечками пальцев заушные бугры;

    Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание на 10-15 секунд, а затем резко выдохните.

    Ещё несколько способов снятия нервно-психического напряжения:

    1) Спортивные занятия.

    2) Контрастный душ.

    3) Стирка белья вручную.

    4) Скомкать газету и выбросить ее.

    5) Газету порвать на мелкие кусочки, «еще мельче». Затем выбросить на помойку.

    6) Слепить из газеты свое настроение

    7) Закрасить газетный разворот.

    8) Громко спеть любимую песню.

    7.Упражнение «Прощай напряжение!»

    Цель: обучить снимать напряжение приемлемым способом.

    Инструкция: « Скомкать газетный лист, вложив в это все свое напряжение. Сделать комок как можно меньше и по команде одновременно всем бросить комок в цель на доске».

    Обсуждение: «Как вы себя чувствуете? Расстались ли вы со своим напряжением? Ваши ощущения до и после упражнения».

    8. Рефлексия.

    Цель: подведение итогов занятий.

    Инструкция: «Вспомните прошедшее занятия. Что для вас было наиболее интересным и важным? Будете ли вы полученный опыт (знания) применять в жизненных ситуациях?»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коррекционное занятие с элементами тренинга для старшеклассников "Умей противостоять зависимостям"

    Цели данного занятия-это  выявление и активизация знаний по теме зависимостей, отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых.Этот тренинг может  быть поле...

    Тренинг для старшеклассников «Успех как стимул к обучению»

    Цели занятия1) осознать важность целей, отражающих потребности и мотивы2) изучить способы достижения поставленных целей3) произвести самоанализ...

    Психологическое занятие с элементами тренинга: «Формула успеха при подготовке и сдаче ГИА И ЕГЭ» (для обучающихся и педагогов).

    Мы всю свою сознательную жизнь сдаем экзамены. Это касается не только экзаменов в школе, университете или при поступлении на работу. Более того, в последние годы экзамены в школе стали совсем об...

    ИГРА – ТРЕНИНГ на коллективное взаимодействие для старшеклассников «ФОРМУЛА УСПЕХА»

    Цель: развитие эффективного межличностного общения, внутригруппового взаимодействия между подростками.Задачи:ü расширение положительного опыта взаимодействия с окружающими людьми в различных вид...

    Материал для проведения классного часа "Твоя формула успеха" в старших классах . Классный час "Твоя формула успеха"

    Материал для проведения классного часа "Твоя формула успеха"  в старших классах (презентация и конспект)...

    Психологический тренинг для старшеклассников "Как достичь успеха"

    Психологический тренинг для старшеклассников "Как достичь успеха"...

    Психологическое занятие с элементами мини – тренинга: «Формула успеха при подготовке и сдачи ГИА и ЕГЭ» (для обучающихся и педагогов).

    Цель: ознакомление со стратегией и тактикой поведения в период подготовки и сдачи ГИА и ЕГЭ.Задачи:Обучить навыкам саморегуляции и самоконтроля с опорой на внутренние резервыПовысить уверенность в себ...