Занятие для учащихся 5 кл. «Единство. Мы учимся быть сплочёнными»
план-конспект занятия по психологии (5 класс) на тему

Переход в 5-й класс стал для вас началом новой школьной жизни.

С чем можно сравнить учебу в 5 классе? Может быть это путешествие? С препятствиями, с приключениями, с интересными открытиями, с трудностями и их преодолением?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya1.pptx2.26 МБ
Microsoft Office document icon edinstvo._my_uchimsya_byt_splochyonnymi.doc63 КБ
Файл prezentatsiya.pptx1.86 МБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Занятие для учащихся 5 кл.

                                     «Единство. Мы учимся быть  сплочёнными»

Цель:. Сплотить коллектив;  

            Формировать командный дух;

             Достичь общей цели;

             Осознать себя командой.

Задачи:

1.Способствовать осознанию сущности своего «Я» в едином пространстве «Мы».

  1. Предоставить возможность вступить во взаимодействие с одноклассниками,
    прожить ситуации сотрудничества,
  2. Развитие коммуникативных, рефлексивных умений детей, формирование
    коллектива.

Предварительная подготовка и материалы:

 Корабль с алыми парусами (парусов ровно столько, сколько учеников в

классе), флаг с объединяющим всех девизом.

Конфеты разных сортов, для того, чтобы разделить детей на группы.

Музыкальный фрагмент, передающий шум моря.

Предварительно можно прочитать повесть А.Грина «Алые паруса». Можно этого

не делать.

Ход занятия.  

1.Приветствие

- Здравствуйте, ребята!

Ритуал приветствия.

Наше занятие мы начнём с  традиционного приветствия.

Я вас всех очень рада видеть. Сегодня я надеюсь, что мы проведём наше занятие не только интересно, но и с пользой.

2.  Разминка

Игра «Ритмичные хлопки»

Ребята, давайте вместе, встанем в один общий круг.

Психолог: На улице весна, а мне очень хочется услышать весёлую весеннею ритмичную музыку. Поможете мне? Вы закрываете глаза. После того, как я дам  сигнал, вы начнёте отхлопывать ладошками ритмичную музыку.

Стоп, стоп ребята, давайте присядем и поговорим. Вы словно лебедь, рак и щука. В чём же дело? Я не услышала красивой музыки. Почему? ( ответы детей – не было согласия между нами; единой цели не было; не было сплочённости; мы не слышим друг друга).

Да прав был Крылов: Когда в друзьях согласья нет, на лад и дело не пойдёт, а выйдет только мука.

Рефлексия.

  1. Сформулировать конкретную проблему.

Ребята, так в чём же проблема ? Ответы – мы не умеем слушать, не внимательны к другим. Так значит чего нам, не хватает для ритмичной музыки - «Единства»

Как вы думаете? Тема нашего занятия, как будет звучать ?

Тема занятия: « Единства. Мы учимся быть сплочёнными» 

Ребята, чтобы решить проблему, нужно поставить цели.

 Пожалуйста, продолжите предложения.

3. Проблему переформулировать в цель.

    Сплотить коллектив;

    Достичь общей цели;

    Формировать командный дух;

       Получить эмоциональное и физическое удовольствие;

       Осознать себя командой.

4. Задачи:

1.Способствовать осознанию сущности своего «Я» в едином пространстве «Мы».

    2. Предоставить возможность вступить во взаимодействие с одноклассниками,
      прожить ситуации сотрудничества,

 3. Развитие коммуникативных, рефлексивных умений, формирование
    коллектива.

 Упражнение «Ассоциации»

 Переход в 5-й класс стал для вас началом новой школьной жизни.

С чем можно сравнить учебу в 5 классе? Может быть это путешествие? С препятствиями, с приключениями, с интересными открытиями, с трудностями и их преодолением? (Ответы детей).

3. Основная часть.

Психолог. Писатель Александр Грин написал повесть «Алые парусa». Послушайте, о чем рассказывается. Одной маленькой девочке по имени Асоль, игравшей у лесного ручья с алыми парусами, которую смастерил ее отец, встретился волшебник Эгль. Он посмотрел внимательно в широко раскрытые глаза девочки и предсказал; «Не знаю сколько пройдет лет... Ты будешь большой, Асоль. Однажды утром в морской дали, под солнцем сверкнет алый парус, Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов. Корабль подойдет величественно к самому берегу, под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка. Ты увидишь храброго красивого принца; он будет стоять и протягивать тебе руки. «Здравствуй, Асоль!- скажет он. - Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увести в свое царство».

И девочка по имени Асоль поверила волшебнику, и ее жизнь показала, что мечты сбываются. С тех пор с легкой руки Александра Грина вера в исполнение мечты, вера в себя, вера в достижение цели,  ассоциируется у людей с яхтой с алыми парусами. Представьте себе, что у вас есть удивительная возможность путешествовать на этом корабле.

Звучит музыка, слышен шум моря. Легкая накидка спадает с изображения яхты с алыми парусами.

Психолог. Парусник легко качается на волнах. Мы стоим на палубе, и ветер странствий зовет нас в дальний путь, треплет наши волосы. Мы смотрим в морскую даль, такую манящую и загадочную. Над  нами огромное синее небо, такое же безбрежное, как синее море. В путь? В путь! Осталось лишь закрепить паруса. Но как это сделать?

Музыка  смолкает.

 Упражнение « Наши лучшие качества».

Психолог: ( под приятную музыку)

У меня в вазочке волшебные бусины. Я подойду к каждому из вас, и вы выберете ту бусину, которая вам больше всего понравиться. А теперь, когда вы выбрали бусину, сожмите её в левом кулачке, закройте глаза, улыбнитесь ( обязательно от души), подумайте о том, что доброго, хорошего есть в вашей душе, за какие качества вы себя  цените, уважаете. Когда будете готовы, откройте глаза.

    Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе стало светлее. Это, наверное, от того, что в классе собрались добрые, сердечные люди.

Давайте теперь снова зажмём в руке бусинку и вспомним, что хорошего и доброго вы вложили? Теперь возьмём листок бумаги, ручку и разделим его пополам. С правой стороны напишем свои плохие качества, а с левой хорошие качества. А теперь оторвите плохие качества от хороших и порвите эту половинку листа на мелкие-мелкие кусочки, а я подойду к вам с мешочкам  и вы бросите туда эти кусочки. Теперь, когда у вас остались только хорошие качества, знайте, что нет в вашей жизни месту плохим качествам. Храните добро, творите добро и оно обязательно ребята  к вам вернётся.

Рефлексия

Что понравилось вам, порадовало? А может огорчило?

Как вы думаете, сколько парусов у этой яхты? Выберите самое сильное качество, как вы считаете. Напишите на карточке (приготовлены заранее) этого качества и прикрепите к своему парусу вашей яхты.

Психолог. Любой ветер не страшен нашим алым парусам, любые трудности можно преодолеть, опираясь на самые лучшие, самые сильные наши качества.

 Игра «Наши интересы»

Итак, представьте себе, что наш парусник вышел в открытое море. Плавание проходит вполне спокойно. У экипажа есть время для своих собственных дел по интересам. А какие же есть у экипажа 5 класса интересы, желания, развлечения?

Дети делятся на четверки. Психолог раздаёт пилюли - конфеты от морской болезни. 

          Кажется, что на ваш выбор ничто не влияет, но мы психологи утверждаем, что мы отдаём предпочтение тем или иным формам конфет в зависимости от особенностей своего характера.

Квадрат (слайд №2)

Люди – « Квадраты» обычно терпеливы, упорны и невероятно усидчивы.

« Квадраты» будут методично двигаться к намеченной цели шаг за шагом, чем-то

напоминая асфальтоукладчик, и не остановятся, пока ее не достигнут.

Благодаря этим качествам из них получаются отличные профи.

Треугольник (слайд №3)

Люди – « Треугольники»,  настоящие « Энерджайзеры», только в отличие от батареек, обладают честолюбием и прагматизмом. «Треугольники»  частенько грешат тем, что уверены в существовании двух точек зрения – неправильной и их собственной. Они – сильные личности и опасные конкуренты.

Круг (слайд №4)

Люди « Круги» добрые и отзывчивые, они могут ощущать себя счастливыми только в том случае, если всё в порядке не только у них самих, но и у их близких. « Круги» предпочитают не конфликтовать с окружающими, а « сглаживать» недоразумения.

Психолог: И так у нас получились три группы.

Пожалуйста, объединитесь в группы, ответив на анкету, найдите, что вас объединяет, отметьте, какие есть различия (дети отвечают на анкету в группах)

  1. Твое любимое животное.
  2. Любимое занятие.
    3. Любимый цвет.

4. Любимое блюдо.

  1. Любимый фильм.
  2. Твоя мечта-        

Рефлексия. Один человек из группы рассказывает, по каким вопросам больше

всего совпадений, а по каким есть различия.

Психолог подводит итог: значит в свободное время матросы на корабле могут

собраться в кают-компаниях по интересам.

На иллюминаторы корабля прикрепляются таблички - названия клубов по

интересам: любители кошек, меломаны, спорт, мечтатели, кулинары,

киноманы...                

Игра «Антарктида»

Психолог. Внимание! Внимание! На горизонте Акула. Только когда мы все вместе нам не страшен никто.

Только наши слаженные действия помогут избежать беды.

Ребят послушайте задание.

Вы изображаете пингвинов (попросите сначала кого-нибудь показать, как ходят пингвины). Пингвины гуляют по аудитории и по команде ведущего: «Акула!» — должны запрыгнуть на льдины (т.е. листы бумаги) таким образом, чтобы все оказались в безопасности и «Акула» (т.е. ведущий) осталась голодной.

 В Антарктиде весна, льдины тают, поэтому перед каждым следующим раундом я буду складывать листы пополам. Начали!

 Игра заканчивается, когда участники собираются на крошечных льдинках, держась на одной ноге, поддерживая друг друга.

Молодцы! Никакой шторм нам не страшен, с такими дружными матросами!

Выбор штурмана и девиза

Психолог. Конечно, в вашем плавании 5 классе и в дальнейшем встретятся еще трудности, с которыми вам придется бороться. И конечно же у вас есть штурман, который держит штурвал корабля. Кто же это? (классные руководители). К штурвалу прикрепляются инициалы Кл. руководителей.

Психолог. Корабль с алыми парусами - это ваш корабль на котором вы продолжите плавание, учась в других классах. Паруса поддерживают ваши сильные качества, а штиль вы можете переждать в кругу друзей в приятном общении. Значит на самом верху корабля, должно быть начертано что-то общее для всех. Какие у вас предложения. Поместить это на флаге и прикрепить. (девиз)

Зная, что за штурвалом опытные штурманы, мы можем отдохнуть. А сейчас релаксацию.

« Отдых на море» (слайд )

Психолог: Устраивайтесь поудобней. Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя…( пауза). Прислушайтесь к вашему дыханию…( пауза). Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть…( пауза). Послушайте, что я хочу вам рассказать…

Вы лежите на берегу моря. Чудесный летний день, мягкий песок. Вокруг всё спокойно и тихо, вы дышите ровно и легко. Небо голубое, теплое солнце. Мягкие волны подкатываются к вашим ногам. Вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает все тело: лоб, лицо, спину, живот, руки, ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким – легким. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться. Потянитесь и на сёт 3 откройте глаза. Вы полны сил и энергии.

4.Заключительная часть

Рефлексия.

 Какие чувства вы испытали после релаксации?

Ребята! Почему то мне стало, грустно и нет веселья на корабле. Может всё таки попробуем,  создать весёлую весеннею музыку. А ребята?

Как здорово! Вот теперь вы нам всем подарили весеннее настроение!

Наше путешествие подошло к завершению. Хочу спросить у вас.

Что тронуло вас в этом путешествии? Что понравилось, что не понравилось? Что порадовало, что огорчило?

И закончить наше занятие мне хотелось бы словами Сергея Довлатова

Двое – это больше, чем ТЫ и Я. Двое – это МЫ. 

Ритуал прощания.

Ну а теперь нам, только осталось попрощаться!

ВСЕ ВСТАЮТ В КРУГ, ПОЖИМАЮТ ДРУГ ДРУГУ РУКИ СО СЛОВАМИ:

« Спасибо за прекрасное  путешествие!»

До новых встреч!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

т ерпеливы упорны невероятно усидчивы Люди – «квадраты

Слайд 2

Любознательны П ытливы Д оверчивы Люди - «треугольники»

Слайд 3

Доброжелательны К оммуникабельны Ч увствительны Человек – «круг»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательное занятие "Лаборатория нерешённых проблем:интересно ли учиться?""

Разработка классного часа может быть использована в 8-9 классах, а также в работе воспитателей с подростковой аудиторией. Тема актуальна для многих классов современной школы, где дети теряют интерес к...

конспект занятия с детьми младшего школьного возраста "Учитесь доброте"

Доброта, честность, правдивость - эти качества не появляются сами собой. их надо у детей формировать, развивать, детей надо учить быть добрыми со сверстниками, с животными, с теми, кто младше тебя, со...

разработка занятия в 6 классе по курсу "Учусь общаться" "Мини-проект "Чистая школа""

Это занятие проведено как подготовительное к разработке итогового проекта  "Учусь действовать - моя первая трибуна" по изготовлению авторской книги в рамках  программы учебного курса Е.Н.Дзя...

Конспект внеклассного занятия ко Дню народного единства

История праздника 4 ноября "День народного единства"....

Материал для занятий. Звуки живущие в единстве.

Занятие. Звуки живущие в  единстве....

Занятие ко Дню Народного Единства «СЛАВЬСЯ РУСЬ – ОТЧИЗНА МОЯ!»

Цель:- формировать чувство гражданственности и патриотизма;- формировать ответственность за судьбу Родины;- дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях, связанных с 1612 г....

Конспект занятия о Дне народного единства

Конспект занятия: «День народного единства; день победы народного ополчения под предводительством К.Минина и Д.Пожарского над поляками в 1612 году (по программе дополнительного образов...