конспект занятия с детьми младшего школьного возраста "Учитесь доброте"
план-конспект урока по теме

Ибрагимова Тамара Васильевна

Доброта, честность, правдивость - эти качества не появляются сами собой. их надо у детей формировать, развивать, детей надо учить быть добрыми со сверстниками, с животными, с теми, кто младше тебя, со всеми, кто тебя окружает. для этого существует неколько способов. Проведение занятий на тему добра - один из эффективных путей, если занятие продумано и разработано с учетом уровня равзития данного коллектива детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchites_dobrote.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей младшего школьного возраста.

Тема: «Учитесь доброте»

Цель: Формирование представлений  о  значимости в системе человеческих отношений  таких качеств как аккуратность, вежливость, доброта, милосердие, сострадание.  Коррекция самовосприятия, самооценки.

Задачи:

  1. Формировать представление об этикете общения, воспитывать культуру общения. 
  2. Создание условий для эмоционального восприятия значимости таких качеств  как доброта, отзывчивость, милосердие.
  3.  Способствовать развитию доброжелательных отношений в группе.
  4. Формировать привычку употреблять слова вежливости. Обогащение словарного запаса детей, коррекция  речи.

Предварительная работа: подбор  и  изготовление  наглядности.

Ход занятия:

- Добрый день! Дети встаньте, пожалуйста, в круг. Сегодня такой замечательный день и я хочу вам предложить поприветствовать друг друга. А делать мы это будем так – вы по очереди будете подходить к кому-нибудь, брать его за руку и говорить «Здравствуй, я рад тебя видеть!». Просьба, к одному и тому же два раза не подходить, чтобы никого не оставить без внимания.  Молодцы, сядьте на свои места.

На последних двух занятиях мы с вами начали разговор о правилах общения.

Давайте немного вспомним, о чем шел разговор. Посмотрите, пожалуйста, вот на этот рисунок. Что мы здесь видим?

Ответы детей.

- Конечно же, вы правы, перед нами  мальчик-грязнуля,  мальчик-неряха, мальчик-хулиган. А как вы определили?

Ответы детей.

- По внешнему виду мы можем сказать, что это неаккуратный, непричесанный, грязный мальчик,  скорее всего он не  умеет   следить  за своим внешним видом. А какой он, как он ведет себя с другими детьми, как ведет себя на улице, в школе?

Совершенно верно, скорее всего - это грубиян и забияка, который дерется, устраивает драки. А почему мы можем так про него подумать?

Ответы детей.

Он взлохмачен, штаны порваны, грязные.  Неприятно видеть таких неряшливых людей, неприятно с ними общаться.

А вот посмотрите на вторую картинку. Кого мы видим на этой картинке?

Ответы детей.

Чистенькая, опрятная девочка, с прибранными волосами. Хотели бы вы с такой девочкой дружить.

А почему? Потому что она располагает к общению своим внешним видом.

 Кто помнит, как  звучит первое правило общения?

Ответы детей.

Первое правило общения « Следите за своим внешним видом».

Как звучит второе правило общения?

Ответы детей.

- Второе правило общения « Будьте вежливы».  Давайте вспомним, что значит быть вежливым? Как поступают вежливые люди? Какие вы знаете вежливые слова?

Ответы детей. Педагог обобщает:

Вежливые люди при встрече здороваются, при расставании говорят «до свидания»,  всегда говорят такие вежливые слова как «пожалуйста», «спасибо», «извините», «будьте добры», «благодарю»,  не обижают маленьких и слабых, не мусорят, потому что уважают чужой труд.  Кто-нибудь помнит, откуда произошло слово «Спасибо»?

Ответы детей.

-  Мы с вами говорили, что слово спасибо произошло от трех слов «Спаси вас Бог».  (Детям демонстрируется плакат с расшифровкой слова).  А как вы думаете, слово «благодарю» как произошло?

Ответы детей.

Слово «благодарю» произошло от двух слов «благо»  и «дарю». Раньше слово «благо» обозначало хорошо, добро. Этим добром и хотели отдарить человека за хорошее, доброе отношение. (Детям демонстрируется плакат с расшифровкой слова).   Благодарю, дарю тебе благо, дарю тебе добро. Не стесняйтесь использовать это слово в своей речи.

А теперь давайте встанем в круг и немного поиграем. Вот условие игры: по моей просьбе вы исполняете определенные команды. Как я должна вас об этом попросить?  Конечно, вежливо, сказать слово «пожалуйста» или «будьте добры».  Если,  я не произнесла вежливое слово, то команду вы не выполняете.

Присядьте, пожалуйста.

Будьте добры, встаньте.

Поднимите руки.

Посмотрите в окно, пожалуйста.

Положите руку на плечо соседа.

Присядьте, будьте добры.

Сделайте шаг вперед, пожалуйста.

Сделайте шаг назад.

Спасибо за игру, сядьте, пожалуйста, на свои места.

Сегодня мы познакомимся с третьим правилом общения «Будьте добрыми!»

- Скажите, а вам приходилось встречать добрых людей?

- А как вы можете объяснить слово доброта?

Ответы детей.

- Доброе дело,  какое оно? Когда мы говорим что этот человек добрый, он сделал доброе дело?

Ответы детей. Педагог делает обобщение, уточнение:

- Добрые люди помогают в трудную минуту не только своим близким, родным и друзьям, но и совершенно незнакомым людям. Помогают просто потому,  что кому-то плохо, кому-то нужна помощь.  Кто-то заболел и нужны деньги на операцию, добрые люди помогают.  Добрые люди помогают и животным, у которых по каким-то причинам нет хозяев.  Они помогают им найти новых хозяев или берут  их к себе в дом.  Скажите,  почему добрые люди так поступают?

Им жалко больных, бедных, обиженных. Они хотят им помочь справиться с бедой.

Так что же такое доброта?

- Доброта – это отзывчивость к обиженным, больным, бедным, умение прийти на помощь и самое главное - ничего за это не просить.

А сейчас я вам хочу задать  вопрос: для чего человеку нужны руки?

- Работать. Есть. Писать. Выполнять какую-нибудь работу.  А еще?

А можно ли с помощью рук общаться?

- Какими бывают наши руки?

- Добрыми. А злыми?

- Тоже могут быть.  Давайте встанем в круг и возьмемся за руки.  Потрогайте руки друг друга.  Возьмитесь за руки. Какие они?

-  Они теплые, ласковые, можно сказать, что они добрые.  А можно ли обидеть человека с добрыми руками?

 - Давайте никогда не будем обижать друг друга.

- А какими бывают руки, когда они злые?

- Холодные, вредные, колючие, плохие. А могут ли руки помочь подружиться?

- Если хочешь обидеть кого-нибудь из товарищей: стукнуть, толкнуть, о каких руках нужно вспомнить?

- О добрых руках, конечно же.  

Друзья мои, внушайте людям веру!

 И чаще говорите «Добрый день».

И следуйте хорошему примеру:

Продляйте добрым словом жизнь людей.

 Третье правило общения звучит так «Будьте добрыми. Творите добро»

Дети садятся на свои места.

Скажите, пожалуйста, когда нужно починить ботинки мы к кому идем?

- Чинить ботинки мы идем к сапожнику. А когда сломалась табуретка, кто нам ее чинит? Столяр или плотник. А когда у нас испортилось настроение, кто нам может помочь?

Послушайте отрывок их стихотворения Юнны Мориц:

Сапожник починяет вам ботинки,

А плотник – табуретку и крыльцо,

Но только у волшебника в починке

Светлеют ваши руки и лицо.

Какая тонкая работа –

Счастливым сделать хоть кого-то.

Вот такое замечательное стихотворение – «…и только у волшебника в починке светлеют ваши руки и лицо».

Давайте попробуем себя в роли волшебников. А поможет нам в этом волшебный цветок «Цветик-семицветик». Каждый из вас будет по очереди подходить к цветку, брать лепесток и делать то, что там написано:

- Если ты пожалел кому-нибудь из детей нашей группы игрушку, не поделился карандашами или фломастерами, подойди, попроси прощения, жадничать некрасиво.

- Если ты кого-нибудь толкнул и не извинился, сделай это сейчас, будь вежливым и добрым.

- Скажи любому из присутствующих,  как он хорошо сегодня выглядит. Доброе слово каждому приятно.

- Пообещай всем, что ты всегда будешь использовать такие слова, как здравствуйте, спасибо, извините. Будь всегда вежливым.

- Подумай, если ты кого-нибудь из детей нашей группы обидел грубым словом, попроси прощения. Будь мужественным, признай свою вину.

- Если ты кого-нибудь обзывал, говорил гадости, извинись и пообещай так больше не делать.

Дети по одному подходят, берут лепесток, воспитатель помогает, поддерживает, одобряет.

- Скажите, трудно ли было вам просить прощения, извиняться, говорить вежливые и добрые слова?

Ответы детей.

-  Оказывается быть волшебником совсем не трудно, надо только захотеть.  Посмотрите какими добрыми у вас стали лица, получились из вас волшебники.  Молодцы.

Мы сегодня с вами говорили о том, с какими людьми нам приятно общаться, как надо выглядеть, как вести себя, чтобы другим тоже было приятно с нами общаться,  а еще мы с вами говорили о доброте, о добрых отношениях между людьми.   Давайте мы  с вами сейчас сделаем аппликацию «Цветок доброты». Какие лепесточки будут у нашего цветка? Первый лепесток – отзывчивость (у педагога заранее приготовлены лист ватмана; стебель, листья,  приготовлены лепестки с надписями). Второй лепесток?

Педагог вместе с детьми складывает цветок доброты – отзывчивость, сочувствие, помощь больным, помощь обиженным, защита животных, бережное отношение к растениям, приветливое  отношение к окружающим.

Дети по одному подходят и приклеивают лепестки.  Звучит песня «Дорогой добра»

Вот такой замечательный цветок доброты у нас получился. Мы оставим его в нашей рабочей, и будем каждый день стараться быть добрыми, отзывчивыми и делать только добрые дела.

 

Литература:

  1. Л.И.Саляхова «Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 1-4 классы – 2-е изд., стереотип. – М.: Глобус, 2009. – 367с.
  2. «Классные часы: 1 класс» - автор-составитель Т.Н. Максимова, - М.:ВАКО, 2009. – 272с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов психологических тренингов при проведении занятий с детьми младшего школьного возраста

В статье приведены примеры упражнений, которые можно использовать на занятиях с детьми младшего школьного возраста....

Коммуникативная игра на музыкально-теоретических занятиях с детьми младшего школьного возраста

В контексте сегодняшнего дня остро встает вопрос не только о нахождении новых подходов к содержанию образовательно-воспитательной практики, но и о совершенствовании методов субъект-субъектного общения...

Конспект занятия с детьми младшего школьного возраста "Добро"

Проблема формирования нравственных ценностей у подастающего поколения на сегдняшний день аткуальна и значима.   Связана она с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруже...

Использование игровых технологий на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста.

Сегодня многие педагоги в школах сталкиваются с тем, что дети не хотят учиться, не хотят отрабатывать правила и старательно писать. Нет усидчивости, внимания. В связи с чем сегодня активно разрабатыва...

«Использование компьютерных технологий на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста».

В статье раскрыт опы моей работы на логопедических занятиях с использование ИКТ.Современные дети  очень хорошо разбираются в компьтерах, а компьтерные игры  позволяют сделать  логопедич...

Методическая разработка и проведение внеурочных занятий с детьми младшего школьного возраста по социальному и/или духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста

Конспекты по внеурочным занятиям были разработаны для целей социального и духовно-нравственного воспитания детей на такие темы: «Как научиться быть добрым», «Как стать трудолюбивым&r...

Занятие с детьми младшего школьного возраста «Уходи, обида, прочь! Я себе смогу помочь!»

Занятие с детьми младшего школьного возраста «Уходи, обида, прочь! Я себе смогу помочь!»...