«Формирование мотивации обучающихся - в руках учителя»
методическая разработка по психологии (8 класс) по теме

Фаюрушина Лилия Салаватовна

Мотивация непостижима: она возникает в самых неожиданных случаях, но отсутствует в ситуациях, где должна быть. В современной школе успеваемость ученика, во многом определяется его желанием, учиться, которое включает в себя как познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения, так и социальные мотивы, связанные с различными отношениями учащегося с другими людьми. Познавательные мотивы представляют собой желание ребенка освоить новые знания или способы их получения. Социальные мотивы обусловлены стремлением быть полезным обществу или занять в нем определенную позицию. Чтобы понять, в чем кроется причины неуспеваемости ученика, необходимо обратиться к вопросу изучения его учебной мотивации. В первую очередь необходимо определить: учится ли он из-за интереса к новым знаниям или из желания выглядеть определенным образом перед сверстниками, учителями, родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx43.8 КБ

Предварительный просмотр:

 «Формирование мотивации обучающихся - в руках учителя»

Цель: выработка целостной системы работы школы по формированию и повышению учебной мотивации школьников на разных ступенях обучения. Задачи:

  1. Ознакомление с теоретическим обоснованием проблемы формирования мотивации школьников.
  2. Обобщение рекомендаций учителям по повышению и стимулированию учебной мотивации обучающихся.
  3. Формирование учителем творческого подходя к решению проблемы формирования мотивации обучающихся.

Участники     игры:        учителя-предметники        5-11      классов,

администрация школы, которые делятся на 2 игровые группы, и ведущий - педагог-психолог.

Оборудование игры: мебель для размещения участников мастер-класса, канцелярские принадлежности (ручки, карандаши, бумага для записей).

  1. Теоретическая часть.
  2. Упражнение 1  - «Ладони».
  3. Упражнение 2 - «Эффект Зейгарник».
  4. Минутка отдыха.

3) Упражнение 3 - Разработка способов, методов, приемов и рекомендаций по созданию ситуации успеха на уроке.

5)        Анекдот о мотивации.

Содержание занятия: Теоретическая часть

Человек шел по улице с тяжелым камнем. Прохожий спросил его: «Зачем ты это делаешь?». «Я раб. Мне приказали, и я обязан его нести». Другому несущему тяжелый камень прохожий задал тот же вопрос. Он ответил: «Мне заплатили, чтобы я его перенес. Работа тяжелая, но все таки неплохая.» И у третьего человека, несущего тяжелый камень, этот прохожий спросил, почему он это делает. «Я строю храм», - последовал ответ.

Мотивация непостижима: она возникает в самых неожиданных случаях, но отсутствует в ситуациях, где должна быть.

В современной школе успеваемость ученика, во многом определяется его желанием, учиться, которое включает в себя как познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения, так и социальные мотивы, связанные с различными отношениями учащегося с другими людьми. Познавательные мотивы представляют собой желание ребенка освоить новые знания или способы их получения.  Социальные мотивы обусловлены стремлением быть полезным обществу или занять в нем определенную позицию.

Чтобы понять, в чем кроется причины неуспеваемости ученика, необходимо обратиться к вопросу изучения его учебной мотивации. В первую очередь необходимо определить: учится ли он из-за интереса к новым знаниям или из желания выглядеть определенным образом перед сверстниками, учителями, родителями.

В Гимназии №1 среди обучающихся 9-10 классов была проанализирована успеваемость за 1 полугодие 2010-2011 учебного года, с учетом профильной направленности обучающихся и при помощи метода математического анализа соотнесена с типом учебной мотивации.

На основе полученных данных был сделан вывод о том, что: для обучающихся 9 - 10 классов именно проявление себя в сфере самореализации, т.е. места, где он может заявить о себе и развивать себя, а также познавательный интерес могут способствовать повышению качества учебной деятельности. При этом, необходимо отметить, что в обеих параллелях и мотив самореализации, и познавательный мотив развит менее чем у половины обучающихся.

Рекомендации по повышению и стимулированию учебной мотивации Специальные   исследования,   посвященные  проблеме  формирования

познавательного интереса,  показывают, что интерес характеризуется,  по

крайней мере, тремя обязательными моментами:

  • положительными эмоциями по отношению к деятельности;
  • наличием познавательной стороны этих эмоций;
  • наличием непосредственно мотива, идущего от самой деятельности. Чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, используется весь

арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности:

-        Яркий, образный рассказ учителя. Использование в речи притч,
эпиграмм, юмора и т.д.

-        Наглядность.

  • Метод стимулирования занимательностью - введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Например, в курсе физики это могут быть примеры типа «физика в быту», «физика в сказках» и другие.
  • Метод занимательных аналогий. Необычность приводимого факта, парадоксальность опыта, грандиозность цифр все это при умелом сопоставлении данных, при убедительности этих примеров неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания учеников.
  • Методы создания ситуаций новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике.
  • Метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе «игровых ситуаций».

Метод создания ситуации познавательного спора, метод организации учебных дискуссий. Спор вызывает повышенный интерес к теме. Ситуация спора, ученые дискуссии создаются и в момент изучения обычных учебных вопросов на любом уроке.

  • Ситуаций успеха у учащихся, испытывающих определенные затруднения в учебе: на соответствующем этапе доступное для них задание, а затем уже - выполнение более сложных упражнений.
  • Проектная деятельность - позволяет удовлетворять важные потребности подростков, такие как чувство взрослости, общение с учителем «на равных» как экспериментатор и новатор.

-        Формирование «Я - концепции» обучающегося.

Знание всего богатства методов стимулирования интереса к учебной деятельности школьников позволит учителям в каждом конкретном случае избрать те из них, которые наилучшим образом соответствуют решаемым учебно-воспитательным задачам, особенностям учеников, степени развитости у них познавательного интереса, с тем, чтобы приподнять его на новый, более, высокий уровень.

Практическая часть

 Упражнение 1 - Ладони

Ведущий просит участников соединить руки на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую. Далее предлагается разделиться по парам, соединить правые ладони и также надавить на ладонь своего соседа. По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука начинает бессознательно оказывать сопротивление, хотя такой инструкции не было.

Рефлексия: Какие были Ваши ощущения? Что вы почувствовали?

Притча:

Рыбий жир для собаки

Один человек решил давать своему доберману рыбий жир: ему сказали, что это очень полезно для собаки. Каждый день он зажимал между колен голову вырывающегося пса, насильно раскрывал ему челюсти и проталкивал жир в глотку. Однажды пёс вырвался и разлил жир на полу. Затем, к великому удивлению хозяина, он вернулся и стал вылизывать лужу. Оказалось, что он противился не самому рыбьему жиру, а способу, каким этот жир ему вливали.

Упражнение 2 - Эффект Зейгарник

Цель - добиться реального переживания эффекта Зейгарник, то есть напряжения, обусловленного незавершенностью задачи, работа над которой была прервана, и лучшего запоминания материала этой задачи по сравнению с завершенными задачами.

Инструкция (дается энергично и даже с нажимом, как команда)

Выберите себе место в комнате и расположитесь там. Поставьте там свой стул. Возьмите с собой свои записи. Не объединяйтесь ни с кем. На этот раз - никакой командной работы. Каждый - за себя. Это сугубо индивидуальная работа.

Сначала для разминки решим коллективно анаграмму, зашифрованную в буквах: КРУА - это зашифрованное слово «рука».

Задача 1

Далее решите следующие анаграмму:

ИААЛНТКСП

Правильный ответ: пластинка.

На решение этой задачи дается 20 секунд.

Переходим, к следующей задаче. На ее решение дается 20 секунд.

Задача 2

Из приведённых слов путём перестановки букв нужно составить название животного, или птицы. Все буквы должны быть обязательно использованы: кожа + ворон (жаворонок), перо + лад (леопард). В вашем распоряжении - 20 секунд. Через минуты: Время истекло. Переходим к последнему заданию.

Задача 3

Задача: «Быстрота реакции». Ведущий быстро зачитывает следующие слова, а участники тренинга должны записывать вторую букву каждого слова: усы, спор, сани, ослик, лист, обруч, поле. Подведем итоги. Проверьте, пожалуйста, правильность решения задач.

Задача 1: Правильный ответ: пластинка. Кто правильно решил первую задачу?

Задача 2: Правильный ответ: жаворонок, леопард. Кто правильно решил оба задания?

Задача 3: Правильный ответ: спасибо. Кто правильно написал это слово?

Теперь откройте чистый лист, так чтобы вы не видели своих прежних записей. Запишите по памяти условие задачи 1, потом задачи 2 и 3.(На воспроизведение условий дается 3 минуты.) Проверьте, насколько точно вы смогли воспроизвести условия задач.

Повторяются условия всех задач.

Почти «идеальный» вариант демонстрации эффекта Зейгарник: те, кто правильно решил задачу, тут же забывают ее условия. Те же, кто не решил задачу, лучше помнят ее условия.

Тренеру важно подойти вместе с группой к выводу о том, что нерешенная задача оставляет напряжение, превращается в «квазипотребность».

Рефлексия: Что вы ощущали в то время, когда у вас не получалось решить задачу или вспомнить условия?

Минутка отдыха. Посмотрите на этих человечков, запомните их движения, повторите по памяти.

Упражнение 3: Разработка способов, методов и приемов создания ситуации успеха на уроке, рекомендации.

Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Если ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью, но и школу и её методы обучения. Одним из условий успешной адаптации в обществе является успех в учебной деятельности. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающим энергию для преодоления трудностей. Дети испытывают уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.

Цель: создание ситуации успеха ученика на уроке как одно из условий формирования и повышения учебной мотивации обучающихся.

Задачи:

  1. Систематизировать приемы и методы создания ситуации успеха обучающихся на уроке.
  2. Разработать с педагогами банк данных «Ситуации успеха обучающихся на уроке» для правильного формирования личности школьника, положительной мотивации учения.

Инструкция: разделитесь на 2 группы, группы работают независимо друг от друга. Каждой группе дается свое задание, прописанное на листе:

Группа 1: Какие способы, методы и приёмы можно использовать при создации ситуации успеха на различных этапах урока?

Группа 2: Разработайте рекомендации учителю старших классов по использованию ситуации успеха в формировании учебной мотивации старших школьников.

Время работы в группах - 15 минут.

После окончания работы представители от каждой группы защищают свои выполненные задания.

Умение    создавать    ситуации    успеха    в    учебно-воспитательном процессе имеет большое значение.

Таким образом, мы можем обобщить все ваши предложения: Учитель:

  • подготавливает учащихся к правильному восприятию нового материала, настраивает на правильное выполнение примеров, задач, написание диктантов:

«Я уверена,что все вы напишите правильно!»:

  • подбадривает, если у них что-то не получается или они допускают ошибки;
  • использует на уроке игровые ситуации, загадки, творческие задания, оказывает влияние на формирование интереса к учебным предметам;

- формирует у учащихся положительную «Я-концепцию». Положительная «Я-концепция» (я нравлюсь себе и другим, я многое могу) способствует успеху, отрицательная «Я-концепция» (я не нравлюсь, не способен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.

Для того чтобы сформировать положительную «Я-концепцию» у ученика, необходимо:

- видеть в каждом уникальную личность, уважать ее, понимать,

принимать, верить в нее ("Все дети талантливы ")

        - создавать      ситуации      успеха,      одобрения,        поддержки,

доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость;

-        понимать причины детского незнания и неправильного поведения,
устранять их, не нанося ущерба достоинству, «Я-концепции» ребенка
("Ребенок - хорош, плох его поступок");

-        помогать детям реализовывать себя в деятельности

("В каждом ребенке - чудо, ожидай его ").

В педагогическую копилку предлагаем:

Следующие приёмы создания ситуации успеха:

1.Похвала. Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия, - в этом залог успешного воспитания.

2.Авансирование. Речь идёт о тех случаях, когда учитель заранее предупреждает школьника о самостоятельной или контрольной работе, о предстоящей проверке знаний. Смысл данного приёма: предварительное обсуждение того, что должен будет ребенок делать: посмотреть план сочинения, прослушать первый вариант предстоящего ответа, вместе с учителем подобрать литературу к выступлению и т.п. Чем-то это напоминает репетицию предстоящего действия. Сомневающимся в себе такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах.

3.«Холодный душ». На уроке у способных учеников можно наблюдать, что периоды подъема, взлета могут сменяться расслаблением; добросовестное отношение к своим обязанностям иногда «пробуксовывает». Такие ученики очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи. Оценки переживают бурно. Отношение коллектива к ним благожелательное. Они пользуются симпатиями одноклассников, учителей. Ахиллесова пята этих школьников - быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, преврщение уверенности в самоуверенность. Для таких учеников педагогический приём «Холодный душ» может быть полезен.

4.«Эврика». Суть этого педагогического приёма состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришёл бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьёзные задачи, вдохновить на их решение.

Всегда ли успех имеет позитивные последствия? До сих пор мы говорили о ситуации успеха только в позитивном плане, с явно оптимистических позиций. Но оправдан ли такой подход? Всегда ли хорош успех? Сегодня успех, завтра, послезавтра... Не потеряется ли острота его восприятия? Не исчезнут ли стимулы его достижения? (Обсуждение).

5.«Эмоциональное поглаживание». Учитель с легкостью раздает комплименты. За один урок говорит раз двадцать «молодец», тридцать раз -

«умница» и раз десять: «Ребятки, я горжусь вами!» Не грозит ли это девальвацией похвалы? Чего доброго, дети привыкнут к такому потоку ласкающих слух эпитетов и перестанут их замечать. Похвала тогда ценится, когда ее трудно заслужить.

На основе всего этого можно сделать вывод:

Известен афоризм: «Счастливого человека может воспитать только счастливый».

Можно сказать и так: «Успех школьнику создает учитель, который сам переживает радость успеха».

Притча о мотивации

Один человек часто ходил по делам через кладбище и днём и ночью, и это не вызывало ни страха и никакого негатива. Как-то поздним вечером он как обычно шел по своей дороге и вдруг свалился в свежевырытую могилу. Накрапывал дождь, уже темнело и после нескольких неудачных попыток выбраться, этот человек решил дождаться утра когда придут землекопы и помогут ему выбраться из могилы. Сел он в уголке и уснул. Проснулся он в полной темноте, оттого, что ещё кто-то свалился в эту же могилу и пытается выбраться. Этот человек присмотрелся и говорит: «Бесполезно, приятель, отсюда не выбраться!» В ответ он услышал топот быстро убегающего человека. В отличие от первого у того была очень сильная мотивация выбраться из этой могилы.

В заключение нашей встречи предлагаем Вашему вниманию памятки с рекомендациями по повышению мотивации, созданию ситуации успеха у обучающихся во время урока. Практика показывает, что только целеустремленный педагог может породить в ребенке желание к чему-либо стремиться!

Рефлексия: Что Вы нового узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные и информационные технологии как средство формирования мотивации обучающихся к изучению иностранного языка

Современное управление школой в качестве одной из своих задач рассматривает повышение эффективности учебного труда, к основным составляющим которой относится повышение целенаправленности обучения, уси...

Формирование мотивации обучающихся к выполнению испытаний физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»

Презентация: Формирование мотивации  обучающихся  к выполнению испытаний физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»...

Формирование мотивации обучающихся через игровые технологии на уроках музыки

Мастер-класс на районном конкурсе «Учитель года»Тема: «Формирование мотивации обучающихся через игровые технологии на уроках музыки»Цель: Применение игровых технологий на...

Формирование мотивации обучающихся- условие повышения качества знаний.

Материал предоставлен для выступления на педогогическом совете....

Учебно-методическое пособие "Формирование мотивации обучающихся к изучению математики"

Однажды мне ученик сказал на уроке: “Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что “интерес” (по И. Герберту) ...

Формирование мотивации обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Приведены примеры заданий, используемых для повышения уровня мотивации на уроках письма и развития речи обучающихся с интеллекутальными нарушениями...