Дочки-матери:кто кого?
статья по психологии на тему

Статья для родителей. Семейные отношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dochki-materi_kto_kogo.doc39.5 КБ
Файл Статья для родителей674.97 КБ

Предварительный просмотр:

Дочки-матери: кто кого?

Не бывает такой просторной кухни, в которой двум женщинам не было бы тесно. Редкая семья может опровергнуть эту поговорку. Если под одной крышей живут несколько поколений, то почти неизбежно между родственниками возникают разногласия по самым, казалось бы, пустяковым бытовым вопросам. Теплая и доверительная дружба свекрови и невестки встречается нечасто. А бывает, что и отношения родной матери с повзрослевшей дочерью окрашены острыми противоречиями. Полбеды, если дело касается кулинарии или гардероба. Подлинная проблема возникает с появлением в семье третьего поколения. Молодой маме бывает нелегко найти общий язык по вопросам воспитания не только со свекровью, но и с собственной матерью. Постоянное несогласие, недовольство друг другом омрачают жизнь семьи и не лучшим образом сказываются на развитии ребенка. В чем же причина этого довольно распространенного явления? Неизбежно ли оно? Можно ли его предотвратить, устранить или хотя бы смягчить?

О разногласиях поколений сказано и написано немало. На протяжении всей истории человечества старшие сетовали на то, что молодые к ним недостаточно почтительны, отказываются следовать добрым старым традициям и образцам поведения. Ранние примеры этих сетований зафиксированы еще древнеегипетскими иероглифами и финикийской клинописью. Но если бы каждое новое поколение действительно было хуже предыдущего, то род человеческий давно бы сошел на нет. К счастью, происходит совсем противоположное, и происходит во многом благодаря тому, что молодежь во все века стремится переосмыслить опыт старших и превзойти их достижения. Впрочем, по мере накопления собственною опыта каждое поколение становится более консервативным и теряется перед юношеским азартом следующего. Таков непреложный закон взаимоотношения поколений, и он с завидным постоянством воплощается почти в каждой семье. Так что расхождение во взглядах - дело вполне естественное и объяснимое.

Психологический источник многих противоречий - родительский консерватизм. Он проявляется в том, что, однажды приняв руководящую родительскую роль, женщине бывает трудно впоследствии вносить в ее исполнение те необходимые поправки, которые диктует взросление ребенка. Дитя появляется на свет абсолютно беспомощным и любая самая мелкая подробность его жизнедеятельности зависит от материнской заботы. Мать сознает, что ее роль - определяющая в жизни ребенка, и с этим сознанием живет долгие последующие годы, хотя дитя уже давно выросло из колыбели. Для матери ее десяти-, двадцати-, тридцатилетняя дочь продолжает оставаться ребенком. А ребенок по определению менее опытен, менее зрел, более подвержен ошибкам и заблуждениям.

Однако, не подлежит сомнению, что 20-25-летняя женщина - это уже вполне сформировавшаяся личность, обладающая достаточными житейскими знаниями и установками. Последующее накопление так называемого жизненного опыта может расширить круг полезных умений и навыков, но уже не скажется принципиально на структуре личности. Более того, жизненный опыт в зрелом возрасте воспринимается сквозь призму уже сложившихся представлений и пристрастий, а потому лишь укрепляет и обогащает то, что сложилось ранее. То есть и двадцати- и пятидесятилетняя женщины объективно равноправны в своих суждениях и поступках. К сожалению, в каждой конкретной житейской ситуации об объективности нет и речи, ибо старшая чувствует себя "в большем праве".

Некоторые психологи даже считают: дело усугубляется еще и тем, что всякая мать бессознательно противится признать взросление дочери, ибо тогда с неизбежностью следует признать и собственное женское увядание, особенно явное на фоне цветущей молодости дочери.

В отношениях со свекровью срабатывает иной механизм. Замечено: всякая женщина желает дочери лучшего мужа, чем ее собственный, и уверена, что у сына никогда не будет такой хорошей жены, как у его отца. Каждая мать в глубине души полагает, что ее любовь к сыну - тот эталон, который невозможно не только превзойти, но и повторить. Ее сознание отказывается признать, что любовь к сыну со стороны его избранницы - совсем иная и не нуждается в соизмерении с эталоном. А потому невестка в большинстве случаев остается очень уязвима для критики.

С этими психологическими механизмами надо считаться. Причем и тому и другому поколению. Женщине, чья дочь сама становится матерью, нелишне взглянуть на эту ситуацию со стороны и честно признать, что дочь - вполне самостоятельный и определившийся человек, а не маленькая девочка, требующая назидания и руководства. Свекрови нелишне иной раз напомнить себе, что конкуренция с невесткой - занятие бессмысленное: у каждой своя роль, и незачем их противопоставлять.

Молодой женщине надо помнить, что приверженность родительской роли у старших никогда полностью не искоренить. А потому не надо встречать в штыки всякую попытку назидания и руководства. Самостоятельность можно завоевать не словесными баталиями и вздорными поступками назло, а только практичными и конструктивными действиями, которые своим результатом сами подтвердят вашу правоту.

Конечно, очень нелегко отстаивать личностную самостоятельность, когда нет возможности преодолеть зависимость иного рода. Если материальное благополучие молодой семьи зависит, главным образом, от родителей, или без активного участия бабушек не обойтись в уходе за ребенком, то тут волей-неволей приходится считаться с установками старших. Тут некоторая психологическая зависимость выступает обязательным приложением к зависимости, так сказать, физической. Если нет возможности устранить одно, то едва ли устранимо и другое. С таким положением остается только мириться. На полную самостоятельность вправе претендовать лишь тот, кто способен сам решить все свои проблемы.

В любом случае взаимоотношения следует строить, исходя из простого принципа: никто не безупречен, ничьи суждения не являются истиной в последней инстанции, а значит - никто не вправе принуждать другого, жестко навязывать свое понимание жизни. Взрослым людям следует по крайней мере считаться с правом друг друга на собственное мнение, поведение, видение мира. Взаимоотношение поколений может быть продуктивно и психологически комфортно только в форме сотрудничества, которое предусматривает, как минимум, взаимное уважение. Если же партнером выступает "бестолковая девчонка" или "вздорная старуха", ни о каком сотрудничестве не может быть и речи.

Но и при самом уважительном отношении никто не застрахован от противоречий. Беда, если эти противоречия превращаются в конфликты. Отстаивая свою точку зрения по поводу воспитания сына или дочери (внука или внучки), зададимся вопросом: ради чего это делается? Не ради ли того, чтобы утвердить свое преимущество, отстоять свой авторитет или право на независимость, не уронить достоинства? Ведь часто ребенок выступает не столько объектом, сколько поводом спора. Если же взять за точку отсчета интересы ребенка, а не амбиции взрослых, то многие проблемы снимаются сами собой. Конечно, благо ребенка мама и бабушка могут понимать неодинаково, но если этот вопрос обсудить "в чистом виде", то легче прийти к согласию.

В это обсуждение недопустимо вовлекать самого ребенка, даже в качестве свидетеля. Дети очень рано начинают чувствовать противоречия взрослых. С одной стороны, это их больно ранит. Ведь возражают друг другу близкие любимые люди, и необходимость принять чью-то сторону в ущерб другому для малыша мучительна. С другой стороны, ребенок может с малых лет усвоить правила двойной дипломатии и включиться в диалог поколений в своих интересах. Играя на противоречиях старших, нетрудно извлекать из этого выгоду. В нравственном плане такой урок чреват очень неприятными последствиями.

Закон однозначно трактует эту проблему. Ответственность за малолетнего ребенка всецело лежит на его родителях, и именно им принадлежит приоритет в деле воспитания. Прочие родственники, даже ближайшие - бабушки и дедушки - могут помочь в этом деле, но вовсе не заменить родителей (за исключением редких трагических случаев). Из этой презумпции ответственности, вероятно, и следует исходить в решений каждодневных проблем воспитания. Но при этом важно помнить и о том, что отношение детей к родителям с удивительным постоянством воспроизводится от поколения к поколению. Желая заслужить уважение детей, не будем забывать, что и мы дети своих родителей, и постараемся быть хорошими детьми. Кто не хочет по прошествии лет быть высмеян, отвергнут и унижен своими детьми, не должен делать этого сам. Недаром говорят, что пример - самый убедительный педагогический прием. И сколько бы лет ни было человеку, он состоялся как воспитатель, если сумел преподать младшим хороший пример.

Автор: Сергей Степанов



Предварительный просмотр:

3 правила наказаний от Муми-мамы

За что стоит, а за что нельзя наказывать детей, и как правильно это делать? Давайте вместе попытаемся найти ответы на эти вопросы.

https://deti.mail.ru/pre_square800_resize/pic/timynce/2015/03/12/deti.mail.ru_ZZk2zXC.jpg

Что бы ни говорили ученые, какие бы новые педагогические теории ни появлялись, по большому счету ясно одно: воспитывать детей – значит помогать им идти в нужном направлении и оберегать от неприятностей. Для того чтобы преуспеть в этом, у родителей не так много механизмов. Мы можем хвалить, ругать, поощрять вещами и делами, подавать пример и наказывать. Вот, пожалуй, и все. В этом списке наказание становится настоящим камнем преткновения. Для того, чтобы разобраться в том, как правильно наказывать ребенка, мы воспользовались советами персонажа любимой героини детской книги Туве Янcсон – мудрой Муми-мамы.

Правило мумии-троллей: «Муми-мама может исправить все, что угодно»

Наказание – всего лишь способ продемонстрировать ребенку рамки допустимого поведения. Прошла мода на рассуждения о том, что дитя должно расти в полной свободе - без ограничений и запретов. Психологи выяснили, что ребенок нуждается в понимании границ дозволенного точно так же, как в режиме дня и предсказуемом поведении взрослых. Это дает ему чувство уверенности, освобождает от ежеминутного выбора и разгружает нервную систему. Так что не надо ругать себя за то, что время от времени вы что-то запрещаете и за что-то наказываете.

Разумные наказания не противоречат детской природе, не ставят своей целью подавление индивидуальности ребенка и самоутверждение взрослого. Они предназначены только для обозначения границ дозволенного, а не для «профилактики» или каких-то других целей.

Это важно!

Правило муми-троллей: «Нужно остерегаться последствий своей неумеренности»

За что нельзя наказывать? Прежде всего – за проявление естественных потребностей ребенка. В каждом возрасте они свои. Например, в год это – быть рядом с мамой, слушать ее, смотреть на нее, не допускать исчезновения ее из поля зрения. Так устроено природой, ведь для выживания младенцу необходима мать. В три-четыре года главным занятием становится игра, подражание, исследование окружающего мира. А в семь-десять лет – налаживание социальных связей. Если мы своими запретами противоречим тому главному, чем заполнена жизнь ребенка, мы не только ему вредим, но и попусту тратим время.

Что же категорически нельзя запрещать ребенку

– Бегать, прыгать, лазить, кувыркаться и т.п. Игра и исследование подразумевают энергичные физические действия. Ребенок находит себя в пространстве мира, и мешать ему в этом бессмысленно. Можно лишь организовать его (и вашу) жизнь так, чтобы его активность не разрушала. Но постоянные «не бегай», «не кричи», «не лезь», «сиди спокойно» противоречит одной из главных детских потребностей.

– Выражать свои эмоции. Особенно плохо дело обстоит с мальчиками, которым все время пытаются не дать заплакать под предлогом «ты мужчина». Запомните: плакать можно и даже нужно – независимо от пола.

Страх, радость, обида – любые эмоции не должны быть под запретом. Ваша задача помочь ребенку осознать их, проговорить и выразить понятным образом. А уже потом можно учить справляться с эмоциями.

Это важно!

-Подражать взрослым. Да-да, все это вроде бы знают, но в повседневных хлопотах забывают об этом. Если ребенок пытается мыть посуду и разливает воду по всей кухне, надо взять себя в руки и отказаться от соблазна «всыпать по попе» или поставить малыша в угол. Дочка измазала всю помаду или вылила на себя духи, сын разобрал на части телефон – это еще полбеды. Но чем старше становятся дети, тем пристальнее они за нами наблюдают. И если вы курите, то наказывать подростка за курение будет лицемерием чистой воды. Использование нецензурных слов, обман, увлечение компьютерными играми, грубость – все это вас может чрезвычайно раздражать в детях, но если в повседневной жизни вы делаете ровно то же самое, то разве у вас есть право наказывать детей? Хорошая новость состоит в том, что это правило работает и в обратном направлении: если вы вежливы, честны, ведете здоровый образ жизни, проявляете искреннюю заботу по отношению к другим людям, то ребенок впитает это без лишних слов и нравоучений.

– Возражать взрослым. Только подумайте, сколько раз вы говорили ребенку: «Я прав, потому что взрослый! Старших надо слушаться». Эта логика не выдерживает никакой критики. Тот, кто старше, может ошибаться, может не знать всего, в конце концов, может быть просто опасен. Ребенок должен уметь и не бояться возражать взрослым и настаивать на своем.

Правило муми-троллей: «Нужно находить баланс между свободой и долгом»

Но, как мы уже говорили, есть и вещи, к которым нужно относиться строго. Обозначая ребенку то, что переступать нельзя, мы должны быть спокойны и уверенны, действовать не в состоянии возбуждения и злости. Самое лучшее объяснение правил, нарушать которые нельзя, основано на утверждении «в нашей семье так принято». Говоря так, мы убиваем сразу двух зайцев – подчеркиваем принадлежность ребенка к общности (что благотворно для психики) и избавляемся от долгих и подробных объяснений «а почему надо делать именно так». 

Ругать можно за проступки, а умение ходить на горшок – это то, чему вы его сами научить не смогли.

Каждая семья по-своему формулирует жизненные правила и границы допустимого. Но есть и общие, безусловные вещи, которых необходимо избегать.

Чего нельзя допускать ни при каких обстоятельствах

– Агрессии по отношению к людям. Очень важно показать отношение к этому с самого начала, буквально с первых месяцев жизни ребенка. Нельзя малышу, который уже научился контролировать свои движения, разрешать бить маму или бабушку по лицу. Остановите занесенную руку и снимите ребенка с рук – этого будет достаточно. Трехлетке, который ударил или укусил приятеля на детской площадке, нужно немедленно дать понять, что вы крайне недовольны его поведением. Извинитесь перед тем, кого он обидел, сразу же уведите своего ребенка с площадки. Можно выработать собственные сигналы, по которым ваш ребенок будет понимать, что он поступает плохо. Реакция на агрессию должна быть незамедлительной, твердой и понятной ребенку. При этом изолировать, лишить игрушки – допустимо, а ударить в ответ – бесполезно. Все эти разговоры «пусть сам почувствует» не имеют под собой психологического обоснования.

– Действий, которые серьезно угрожают жизни. Бегание по лужам не считается таковым, если что. Игры с электричеством и химическими веществами, опасное поведение на дороге и прочие рискованные развлечения нередко притягивают к себе детей, и задача родителей в этом случае состоит в том, чтобы слаженно и по возможности спокойно реагировать. Можно, конечно, пуститься в долгие рассуждения о том, почему именно это занятие опасно, показать примеры страшных последствий. Но, по секрету скажем, если с ранних лет, постоянно и без лишней истерики говорить о том, что провода трогать нельзя, что в машине надо быть пристегнутым, что переходить дорогу надо на зеленый свет и так далее, то вам не понадобятся дополнительные усилия. Эти понятные и обоснованные запреты превратятся в глубокие внутренние установки, нарушать которые вряд ли придет в голову, по крайней мере, до тех пор, пока ребеночек не повзрослеет и не захочет самостоятельно экспериментировать со своей жизнью.

Но это уже будет совсем другая история, для которой вам пригодится еще одно правило мумми-тролей: 
«Иногда все, что нужно сделать, чтобы успокоить кого-то, это напомнить ему, что вы – рядом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дочки-матери

Спортивное мероприятие посвященное 8 марта...

Дочки-Матери

Конкурсная программа, посвященная Дню Матери...

Формирование сюжетно - ролевой игры у детей трех лет . "Дочки - матери"

Благодаря трудам советского психолога Д.Б. Эльконина  известно, что игра имеет первостепенное значение для умственного развития. В работах Эльконина было показано, как протекает, из чего складыва...

Конкурсно - ігрова програма Дочки - матері"

Даний сценарій містить привітання для мам і бабусь зі святом 8 Березня та 10 конкурсів для змагань "Дочки -мами"....

конкурсно-игровая программа "Дочки-матери"

данное мероприятие проводится с учащимися среднего звена, посвященное Дню матери...

"Дочки матери" конкурсно - игровая программа

27 ноября вся наша страна отмечает новый праздник – День Матери.Этот праздник большой и светлый, ведь самое прекрасное слово на земле – мама. Данная конкурсно-игровая программа посвящена Дню мате...