Формирование сюжетно - ролевой игры у детей трех лет . "Дочки - матери"
статья на тему

Благодаря трудам советского психолога Д.Б. Эльконина  известно, что игра имеет первостепенное значение для умственного развития. В работах Эльконина было показано, как протекает, из чего складывается детская игра. Теперь посмотрим, что можете  сделать вы , родители, для того чтобы подчеркнуть, усилить ее значение.

Как правило , трехлетний малыш уже умеет играть. Вам, вероятно, приходилось наблюдать, как ваша дочь кормит куклу, зачерпывая игрушечной ложечкой или просто палочкой « пищу» из пустой кастрюли, или как ваш сын, сидя на стульчики, рулит, изображая шофера, ведущего тяжелый грузовик.

Дети играют в « дочки – матери», в водителя и летчиков, в детский сад, в больницу – все это сюжеты их игр, т. е. те стороны  действительности, которые изображаются в играх.

Но один и тот же сюжет может быть по разному. Так, изображая маму, одна девочка ограничивается молчаливым кормление куклы. Другая беседует с ней, делает строгие замечания. То,  какие именно действия и взаимоотношения людей воспроизводятся ребенком в избранном им сюжете, составляет содержание игры. Разыгрывая это содержание дети берут на себя определенные роли и выполняют игровые действия, используя тот или иной игровой материал.

Конечно, если ребенок играет один, он может выполнять только одну роль. Другие роли в этом случае исполняют куклы: их кормят, лечат, перевозят на новую квартиру. Но это крайне обедняет содержание игры: ведь в деятельности взрослых людей обычно участвует не два персонажа.  Чтобы воспроизвести в игре реальные взаимоотношения взрослых людей, ребенку нужны партнеры на разные роли, причем партнеры, которые не просто молча « выносят» любое обращение, но и сами участвуют в игре.

Чем же здесь могут помочь родители ? Прежде всего они  сами могут принять участие в игре, беря на себя определенные роли. Только учтите – дети очень неохотно выполняют роли детей. Кому интересно играть самого себя? Ведь игра нужна ребенку для того, чтобы хотя бы понарошку, на время стать взрослым. Значит, если уж « дочки – матери», так пусть дочка выполняет роль мамы, а маме придется изображать дочь.

Включаться в игру взрослому нужно исподволь, не распоряжаться и не объяснять ребенку в ходе игры, что он должен, а чего не должен делать. Лучше всего, если ребенок начал играть, а взрослый присоединяется к нему , уже « войдя в образ».

Чем разнообразнее сюжеты детских игр, тем богаче их содержание, и чем больше разных людей может выполнить ребенок в играх по одному и тому же сюжету, тем больше игра будет способствовать умственному развитию.

Включаясь в игры ребенка в разных ролях, вы будите содействовать тому. Что он и сам научится брать на себя разные роли, и это благотворно скажется на его играх с другими детьми. Организовать такие совместные игры, найти для своего ребенка подходящих партнеров – вот второй путь, которым могут воспользоваться родители, стремящиеся обогатить жизнь ребенка, дать новый материал для его умственного развития. Это , конечно, особенно важно для детей, не посещающих детский сад.

Но не следует думать, что двое – трое трехлетних детей самостоятельно сумеют затеять совместную игру, распределить роли и  начать их выполнять. Даже если ваш ребенок уже искушен в играх с вашим участием, вряд ли он сможет войти в нужный контакт со сверстниками, построить и провести  замысел игры – ведь сверстник имеет свой, встречный замысел, а договориться, согласовать действия трехлеткам еще не под силу.

Хорошо еще ,если дело не дошло до конфликта из-за игрушек. Игрушек много, и, казалось бы , каждый может выбрать себе по вкусу. Но почему-то обоим одновременно понадобилась именно эта тележка; достаточно было одному затеять с ней игру – другой немедленно загорелся желанием делать тоже самое и бросился отнимать привлекательный предмет.

Научить детей объединяться в совместной игре – опять – таки задача родителей, и решить ее можно уже известным нам способом – приняв участие в игре, выступив ней в определённой роли.

Постепенно ребенок приобретает опыт поведения в  разных ролях и будет и будет все свободнее вступать в общение с другими детьми, налаживать с ними совместные игры. И вместе с тем он начинает понимать, что люди связаны между собой, они нужны друг другу и каждый из них выполняет свою часть общего дела.

Усвоение системы ответственности и подчинения, необходимо для  жизни людей в обществе- достаточно трудный и длительный процесс. В значительной мере он осуществляется именно в сюжетно –ролевой игре.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и содержание коррекционно-педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Данный материал  раскрывает   методы, формы и приёмы  работы по формированию  сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Приводится содержа...

Формирование социальных компетенций у детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья через сюжетно-ролевую игру на внеклассных занятиях

Совершенно ясно, что процесс социализации детей с ограниченными возможностями значительно отличается от процесса социализации прочих учащихся. И он всегда будет актуален, потому что, жизнедеятельность...

Н.В. Краснощекова СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ для детей дошкольного возраста Издание 3-е

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15080153","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"108","width":"480"}}]]...

Сюжетно-ролевая игра для детей и их родителей "Мы первопроходцы"

Мероприятие для детей младшего школьного возраста и их родителей.  Цель: способствовать сплочению учащихся и родителей творческого объединения через организацию и проведение совместного меро...

«Творческие или сюжетно – ролевые игры для детей старшего дошкольного возраста»

quot;Творческие или сюжетно-ролевые игры для детей старшего дошкольного возраста"...

Деловая игра (для педагогов) "Сюжетно-ролевая игра в системе воспитания детей дошкольного возраста"

повышение педагогической компетенции педагогов по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях детского сада....


 

Комментарии

Банникова Наталья Анатольевна

Любовь Юрьевна, Вы Положение конкурса читали http://nsportal.ru/konkurs/1914, прочтите ещё раз очень внимательно.
Тематике Ваша работа не соответствует.

Быкова Галина Ивановна

Согласна с мнением коллеги.