Общешкольное родительское собрание в начальной школе 1. «Содержание деятельности педагога-психолога в начальной школе»
материал по психологии на тему

Цухникиди Ольга Пантелеевна

Общешкольное родительское  собрание в начальной школе 

 

1.     «Содержание деятельности педагога-психолога в начальной школе»

 

Цель выступления – познакомить родителей с содержанием деятельности педагога-психолога в начальной школе.

2.Совместная деятельность родителей и детей

 

Только совместными усилиями можно воспитать человека, который имеет жажду к знаниям, умеет радоваться жизни и сочувствовать, который может всё!

         Именно во взаимодействии и сотрудничестве родителей и детей можно добиться полноценного развития ребенка, правильного его воспитания. Взаимодействие должно строиться на принципах совместной деятельности учителей, родителей и детей. При этом целью семейного воспитания, так же как и школьного, должно быть развитие личности ребёнка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Зеленовская средняя общеобразовательная школа»

Волгоградская область,  Фроловский район, п.Пригородный.

 

Общешкольное родительское  собрание в начальной школе  по теме

  1. «Содержание деятельности педагога-психолога в начальной школе»
  2. «Совместная деятельность родителей и детей»

Разработала: педагог-психолог

Цухникиди Ольга Пантелеевна

2014 г.

Общешкольное родительское  собрание в начальной школе  по теме

  1. «Содержание деятельности педагога-психолога в начальной школе»
  2. «Совместная деятельность родителей и детей»

Цель выступления – познакомить родителей с содержанием деятельности педагога-психолога в начальной школе.

Здравствуйте уважаемые родители, я хотела бы вам рассказать о содержании деятельности педагога-психолога в начальной школе и немного поговорить об актуальной проблеме на сегодняшний день «Совместная деятельность родителей и детей, как средство мотивации развития личности к познанию и творчеству через широкое разнообразие видов деятельности»

И так

  1. Основная цель деятельности педагога-психолога в школе – психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса, где субъектами являются обучающиеся, педагоги и родители.

Школьный психолог организуется свою работу по 5 направлениям:

1. Диагностическая работа. 

Психологическая диагностика представляет собой углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения с помощью специальных диагностических методик.  Что можно изучать? - индивидуальные особенности и склонности детей, их потенциальные возможности в процессе обучения и воспитания, выявление механизмов нарушений в обучении, развитии.

         Психологическая диагностика может проводиться как индивидуально, так и с группой обучающихся (по запросу учителя или родителя, или в рамках образовательного процесса).

        В 1-ом классе с детьми будут проводиться следующие диагностические исследования:

1. Так как сентябрь - это адаптационный месяц, то в сентябре я буду посещать уроки, наблюдать за тем, как дети адаптируются к новым школьным условиям; также наблюдать за особенностями адаптации отдельно девочек и отдельно мальчиков.

2. В начале октября во всех первых классах будет проводиться исследование, направленное на изучение социально-психологической адаптации детей к школьному обучению.  

В 4-ом классе в конце марта будут проводиться исследования  направленное на изучение уровня развития универсальных учебных действии в соответствии с реализацией федеральных государственных стандартов второго поколения: здесь будут изучаться личностные особенности, уровень познавательного развития, коммуникативные навыки, поведенческая и эмоционально-волевые сферы.

И в течение года среди 2х-3х классов по запросам классных руководителей и родителей изучение индивидуальных особенностей и склонности детей, их потенциальные возможности в процессе обучения и воспитания, выявление механизмов нарушений в обучении, развитии.

В 5х классах:

  1. Т.к. сентябрь адаптационный месяц, я посещаю уроки, наблюдаю за тем, как дети адаптируются к новым школьным условиям; также наблюдаю за особенностями адаптации отдельно девочек и отдельно мальчиков.
  2. Далее во всех пятых классах будет проводиться исследование, направленное на изучение социально-психологической адаптации детей к школьному обучению.  
  3. И в конце четверти диагностика уровень школьно тревожности и социометрия
  4. На протяжении 1-2 четверти будут проходить классные часы с психологом для успешной адаптации к новым условиям жизнедеятельности.

2. Консультативная работа педагога-психолога в начальной школе проводится в основном с родителями и педагогами. С детьми консультирование проводится совместно с родителями или педагогом. С детьми в основном проводятся индивидуальные беседы после диагностической работы, когда у психолога возникают дополнительные вопросы, если возникла конфликтная ситуация и т.п. Консультации с родителя и педагогами проводятся в форме беседы по вопросам развития, воспитания и обучения детей. Психолог во время консультации даёт только рекомендации, реализовать их – задача обратившихся за помощью.

3. Коррекционно-развивающая работа. 

Коррекционно-развивающая работа в начальной школе проводится в форме индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими  низкий уровень адаптации к школе, низкий уровень развития познавательных процессов: памяти, внимания, мышления; если имеются нарушения в коммуникативной сфере, эмцонально-волевой и т. д.

4. Психологическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.

5. Психологическое просвещение представляет собой информирование родителей, педагогов, обучающихся по актуальным вопросам в данный момент с целью повышения психологической культуры и формирования потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития.

Перечисленные мною виды деятельности являются основными в работе педагога-психолога.

Время работы – понедельник-пятница с 8.00 до 15.00

Желательно на индивидуальные беседы заранее записаться через своего классного руководителя.

Спасибо за внимание!

И второй вопрос:

Совместная деятельность родителей и детей

Только совместными усилиями можно воспитать человека, который имеет жажду к знаниям, умеет радоваться жизни и сочувствовать, который может всё!

         Ведь именно во взаимодействии и сотрудничестве родителей и детей можно добиться полноценного развития ребенка, правильного его воспитания. Взаимодействие должно строиться на принципах совместной деятельности учителй, родителей и детей. При этом целью семейного воспитания, так же как и школьного, должно быть развитие личности ребёнка.

 Великий русский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Воспитание – это, прежде всего, человековедение. Без знания ребенка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечения, способностей, задатков, наклонностей нет воспитании… Без постоянного духовного общения учителя и ребенка, без взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга немыслима эмоциональная культура как плоть и кровь культуры педагогической ». Конечно, он писал об учителях, но не надо забывать, что первые учителя, воспитатели для ребенка – его родители.

 Но современные родители, почему-то об этом забывают и оставляют воспитание, обучение и развитие своих детей на откуп общеобразовательных учреждениям. Появилась проблема: родители мало интересуются успехами своих детей. Привлечь, заинтересовать их очень трудно, но это самая важная задача. Так нелегко порой объяснить родителям, что ребёнка надо не только накормить, одеть, уложить спать, но и общаться с ним, научить его размышлять, думать, сопереживать. А как здорово всё делать вместе - играть, гулять, разговаривать на разные темы, делиться секретами, придумывать разные истории, делать поделки.

Основным средством развития отношений в семье является совместная деятельность родителей и педагогов, которую можно организовать в разных формах. Это вовлечение детей в организацию домашних дел: Развитие мелкой моторики – лепка пельменей, вареников, пирожков; перебирать крупу. Для некоторых детей можно даже специально создать такие условия и возможности и при этом рассказывать сказки и интересные истории. Организация совместного досуга и большой и немало важный момент в жизни семьи – это творческая деятельность.

         У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, иногда, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения. Если ребёнок не приобретает положительный опыт творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему не доступно. А ведь именно через творчество человек может раскрыться как личность.

 Да, родители сейчас все люди грамотные, с высшим образованием, но, по моим наблюдениям, не умеющие строить взаимоотношения с детьми.

Что же такое творчество – это деятельность, порождающая нечто неповторимое, оригинальное, это свободный полёт воображения, способность к фантазии, интуиция, которые могут вылиться в изобретения и открытия. В момент творчества человек осознает сою индивидуальность.

    « Творчество,- пишет психолог В.В.Давыдов, - является уделом всех, … оно обязательно должно являться нормальным и постоянным спутником детского развития».

  Уже давно психологи и педагоги единогласно утверждают ,что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Помимо этого совместная творческая деятельность – интересное и увлекательное времяпровождение. Совместное творчество восполняет недостаток родительского внимания, ведь родители обычно весь день проводят на работе, оно снимает давление авторитета родителей, позволяет ребёнку выразить себя, ощутить свою значимость.

Такая работа поможет ребёнку узнать много интересного о мире, который его окружает, научит ценить, любить и понимать природу, поможет развить творческие способности, наблюдательность, мелкую моторику. Получивший простор своей фантазии ребенок начинает мыслить творчески. При виде обычных предметов у него начинают возникать творческие ассоциации.

Если ваш ребенок проявляет творческую инициативу, поощряйте ее. Помогите воплотить его фантазию в жизнь. Самое главное условие Вашего совместного творчества – не нужно заставлять! Организуйте правильно творческий процесс и получайте от него удовольствие!

Неповторимая эмоциональная и духовная атмосфера совместное творчество с родителями надолго остается в памяти взрослых и детей. Они учат ребенка любить и беречь семью, своего отца и мать, дух своего дома. А родители хорошо узнают друг друга.