Семья с особым ребёнком. Психологическая помощь.
консультация по психологии на тему

Семья с особым ребёнком. Психологическая помощь.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация на сайт ТОГБУ «ОПМПК»

Педагога-психолога Кожевниковой И.А.

 Семья с особым ребёнком. Психологическая помощь.

Если в семье надолго поселилась беда - болен ребенок, то первое чувство, посещающее родителей, - это отчаяние. Именно поэтому основная задача, стоящая перед специалистами центров помощи, общественными организациями, — показать родителям, что они не одиноки, что им готовы прийти на помощь, поддержать.

Многообразие трудностей, встающих на пути развития и функционирования такой семьи, выводит ее в группу риска по ряду показателей: подверженность стрессам, депрессиям, неврозам и т. п. Несовершенство нормативно - правовой системы, слабая социальная защищенность, труднодоступная психологическая помощь, а также невозможность получения систематической медицинской реабилитационной помощи свидетельствуют о том, что основные функции такой семьи нарушаются. Самостоятельно изменить сложившуюся ситуацию эти семьи, как правило, не способны.

Помощь семье, имеющей ребенка с особыми нуждами, состоит из нескольких аспектов: психологического, педагогического и социального. Если психологическая и психотерапевтическая помощь основывается на работе с внутри личностными конфликтами, то социальная помощь направлена на разрешение межличностных конфликтов.

Стратегии помощи.

В зависимости от уровня активности и степени самостоятельности семьи в решении проблем, встающих на ее пути, можно выделить несколько стратегий оказания помощи. Семьям, занимающим активную позицию по отношению к болезни ребенка, необходима, в первую очередь, информационная поддержка. Ведь главные трудности, с которыми приходится сталкиваться родителям «особых детей», это правовой, информационный вакуум. Поэтому необходимо регулярно информировать родителей о правовых, законодательных гарантиях и возможностях; сведениях о различного рода медицинских, образовательных и других социальных институтах, занимающихся именно теми нарушениями, которыми страдает их ребенок. Родители, занимающие активную позицию, сами способны устанавливать необходимые связи и контакты, они часто становятся проводниками знаний для других семей. Как правило, именно они составляют актив родительского совета, основу общественного объединения.

Вторая категория родителей характеризуется отсутствием четкого понимания сложившейся ситуации в семье, некоторой растерянностью. Работая с такой семьей, необходимо, прежде всего, помнить о том, что инициатива во взаимодействии должна исходить от специалиста центра помощи. Как правило, таким специалистом является социальный педагог. Он выявляет семьи и сопровождает их на первых этапах получения помощи. Он не только предоставляет информацию по всему спектру проблем, с которой сталкивается семья, но и выступает в роли кооператора, налаживая необходимые связи со всеми требуемыми специалистами.

 Особое внимание при организации патронажа требуют семьи третьей категории. Они характеризуются отсутствием какой-либо активности и неспособностью разрешить даже самую незначительную проблему. Как правило, это семьи с одним родителем или находящиеся в процессе распада. Специалист центра помощи временно берет на себя функции родителя, обеспечивая необходимую помощь такой семье. Важно помнить о том, что при оказании помощи семье главной целью является создание условий, позволяющих ей решать проблемы самостоятельно.

На наш взгляд, реабилитационная работа с семьей, имеющей ребенка с особыми нуждами, проходит несколько этапов. Первый и очень важный этап - диагностический. Именно на этом этапе выявляются проблемы семьи, определяется стратегия помощи. Следующим шагом в деятельности специалиста является определение формы работы с семьей и основные направления по оказанию помощи. На этом этапе важно замотивировать родителей на совместную работу, показать, что специалисты и родители — союзники. На следующем этапе работы с семьей, имеющей ребенка с особыми нуждами, создается коррекционный маршрут, по которому будет двигаться ребенок и семья. Этот этап включает составление расписания занятий в центре помощи, схемы индивидуальных программ, коррекционных процедур и консультаций. Вся система реабилитационной работы направлена на активное включение семьи и ребенка во взаимодействие с социальной средой. Основными средствами психологической поддержки семьи являются консультации, психологические тренинги, психокоррекция и психотерапия. Особое место в системе работы с семьей занимает семейная психотерапия. Ее целью, прежде всего, является оказание психологической поддержки родителям, которая снижает тревожность, чувство стыда и вины.

Этими приемами и упражнениями для снятия стресса может овладеть каждый наш читатель. Заниматься успокаивающей психотехникой желательно каждый день. Лучше всего сразу после пробуждения. Уже через несколько дней вы почувствуете, что стали спокойнее, увереннее, более неуязвимым для стресса.

Если вы будете следить за своим настроением и вовремя скидывать напряжение при помощи этих упражнений, вы и сами не заметите как быстро в жизни все наладится, стресс отступит и снова начнется белая полоса.

Давайте же изменим это состояние к лучшему, отбросим негативные эмоции и настроимся на позитивный лад.

Упражнение «Проблема»

Такое упражение поможет, если ваш стресс вызван проблемой, «подвисшей в воздухе». Упражнение направлено на достижение внутреннего спокойствия и адекватного отношения к такой проблеме.  В результате выполнения упражнения снижается тревожность и паническое состояние отступает.

Выполняется в течение 10-15 минут.

Сядьте удобно, закройте глаза. Постарайтесь увидеть проблемную ситуацию со стороны, как бы отраженной в зеркале. Включите в эту «зеркальную картинку» ваших ближайших соседей, знакомых или родственников. Представьте дом, в котором вы живете, и людей, живущих вместе с вами.

Когда ваша картинка расширится и станет отчетливей, подумайте о городе, в котором живете, потом о всей стране и тех, кто ее населяет. Продолжая расширять картинку, представьте всю нашу Землю с ее материками, океанами и миллиардами живущих на ней людей.

Еще больше расширяйте «зеркальную картинку»: вообразите Солнечную систему — огромное пылающее Солнце и планеты, вращающиеся вокруг него. Почувствуйте бесконечность Галактики и ее холодное равнодушие к судьбе человечества. Продолжая удерживать в своем воображении картину необъятного Космоса, снова вернитесь к своей проблеме и попробуйте сформулировать ее в двух-трех словах.

В ходе выполнения упражнения актуальная проблема становится менее значимой и утрачивает свое влияние на ваше настроение, стрессовое состояние снимается. А значит, вы готовы к успешному и конструктивному решению проблемы .

Упражнение «Внутренний луч»

Упражнение направлено на снижение внутренней напряженности на начальной стадии стресса. Оно поможет вам, если стресс вызван состоянием одиночества, непонимания.

Выполняется в течение 3-5 минут.

Расслабившись и успокоившись, представьте такую картину. В верхней части вашей головы возникает светлый луч. Он движется сверху вниз и медленно освещает ваше лицо, шею, руки и плечи теплым, ровным и приятным светом.

По мере движения луча разглаживаются морщинки, исчезает напряжение в области затылка, исчезают складки на лбу, «опадают» брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в уголках губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Светлый внутренний луч создает ваш новый облик — успешного и благополучного человека, сдержанного, стабильного, хорошо владеющего собой.

После выполнения упражнения вы почувствуете, что хорошо отдохнули и ваше состояние улучшилось. Вы стали спокойнее, увереннее, уравновешеннее.

Упражнение «Настроение»

Упражнение помогает снять стресс и устранить неприятный осадок после конфликта или произошедшей неприятности, неурядицы, быстро успокоиться и обрести внутренний покой.

Выполняется в течение 15-20 минут.

Возьмите цветные фломастеры или карандаши. Расслабленной левой рукой нарисуйте абстрактный рисунок: линии, цветовые пятна, фигуры. Полностью погружаясь в свои переживания, выбирайте цвет и проводите линии так, как вам хочется, в соответствии с вашим настроением. Вы как бы переносите свое грустное настроение на бумагу, материализуя его.

После того как вы изрисовали весь лист бумаги, переверните его и на обратной стороне напишите 8-10 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, пишите те слова, которые сразу же приходят в голову.

Еще раз посмотрите на рисунок, как бы снова переживая свое состояние, и перечитайте написанные слова, а потом энергично, с удовольствием разорвите листок. Скомкайте кусочки бумаги и выбросите их.

Покончив с рисунком, вы избавитесь от плохого настроения и успокоитесь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особый ребёнок в семье"

Ребёнок в семье - это радость. Когда родители понимают, что их малыш чем-то отличается от других, или им об этом сказали доктора - это переворот в семье. Родители вынуждены менять свой уклад жизни. Ка...

Карта психологической помощи ребёнку (подростку) «группы риска»

Карта психологической помощи ребёнку (подростку) «группы риска»...

Особый ребёнок в семье

ОСОБЫЙ РЕБЁНОК В СЕМЬЕ...

Психолого-педагогическая помощь семьям, имеющим особого ребенка

Статья описывает цели, задачи, принципы и подходы при взаимодействии педагога, психолога, организующего работу с семьей, имеющей ребенка с отклонениями в развитии....

Психологическая помощь семье, воспитывающей ребёнка- инвалида

Материал может быть полезен учителям коррекционных школ....

Психологическое просвещение "Психологическая помощь и поддержка семей, воспитывающих ребёнка с умственной отсталостью"

Психологическое просвещение для педагогов и педагогов -психологов "Психологическая помощь и поддержка семей,  воспитывающих ребёнка с умственной отсталостью"...

Жизненный путь семьи особого ребёнка: Исследование трудностей и точек роста

Жизненный путь семьи особого ребёнка: Исследование трудностей и точек роста...