В помощь учителю
методическая разработка по психологии по теме

Учитель - это участник образовательных отношений, на котором лежит огромный груз ответственности не только за тот багаж знаний, который каждый обучающийся унесет с собой по окончании школы, но и за ту атмосферу, в которой происходит обучение и за то, какие ценности будут культивировать выпускники в своей дальнейшей жизни.Учитель нуждается в особой поддержке педагога-психолога. В данном разделе Вы найдете методические материалы для анализа собственной педагогической деятельности, некоторых аспектов личности учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рефлексивный анализ занятия (урока, лекции)

Вопросы для самоанализа

1.

Какие правила взаимодействия вы реализовали на занятии?

2.

Чем определялся выбор содержания (темы) занятия и технологии его проведения?

3.

Какие правила взаимодействия вы реализовали на занятии?

4.

Достигнута ли поставленная цель?

5.

Как формировалась мотивация слушателей к достижению цели занятия?

6.

Какие формы, средства, методы и приемы оказались наиболее эффективными? Почему вы так считаете?

7.

Что удалось или не удалось реализовать из задуманного вами? Почему? Что помогало и что мешало?

8.

Считаете ли вы, что в этом занятии можно что-то изменить к лучшему? Если да, что именно и почему?

9.

Какие новые цели профессионального саморазвития сформировались у Вас в результате данного опыта?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УЧИТЕЛЬ И ПРОБЛЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ Как корректировать поведение и повышать самоуважение учеников, которые «плохо» себя ведут

Слайд 2

Три основных закона поведения: 1 закон. Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах. 2 закон . Любое поведение учеников подчинено общей цели – чувствовать себя принадлежащим к школьной жизни. 3 закон. Нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может и не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей: * привлечение внимания * власть * месть * избегание неудачи

Слайд 3

1 закон. Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах. Люди, события и условия могут предлагать определенное поведение, но эти предложения отвергает или принимает сам человек; Поведение базируется на выборе, право которого мы признаем за каждым учеником; Мы можем влиять на выбор ученика, показывая (рассказывая) как можно себя вести гораздо эффективнее.

Слайд 4

2 закон. Любое поведение учеников подчинено общей цели - чувствовать себя принадлежащим к школьной жизни. - ощущать свою состоятельность в учебной деятельности (интеллектуальная состоятельность) - строить и поддерживать приемлемые отношения с учителем и одноклассниками (коммуникативная состоятельность) - вносить свой особый вклад в жизнь класса и школы (состоятельность в деятельности)

Слайд 5

Как помочь ученику почувствовать свою принадлежность к школьной жизни ( интеллектуальный аспект ) СТРАТЕГИИ ТЕХНИКИ Делайте ошибки нормальным и нужным явлением - Рассказывайте об ошибках - Показывайте ценность ошибки как попытки - Минимизируйте последствия от сделанных ошибок Формируйте веру в успех - Подчеркивайте любые улучшения. - Раскрывайте сильные стороны своих учеников - Демонстрируйте веру в своих учеников - Признавайте трудность ваших заданий Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах - Анализ прошлого успеха - Повторяйте и закрепляйте успехи Делайте процесс обучения ощутимым - Наклейки «Я могу» - Альбомы достижений - Рассказы о вчера, сегодня, завтра Отмечайте достижения - Аплодисменты. Награды и медали. Дипломы - Выставки. Позитивная изоляция.Самопризнание.

Слайд 6

Как помочь ученику почувствовать свою принадлежность к школьной жизни ( коммуникативный аспект ) СТРАТЕГИИ Что говорит учитель? Что слышит ученик? ТЕХНИКИ -ПРАВИЛА Принятие Ты хороший Я хороший принимать того, кто делает, а не то, что сделано - принимать личностные особенности ученика Внимание Я вижу тебя Я что-то значу приветствуйте учеников, выслушивайте учеников научите учеников просить внимания Уважение Спасибо тебе за. . . Мои усилия замечены «Я-высказывание» фокус на настоящем письменные признания Одобрение Я знаю о тебе что-то замечательное Я - состоятелен - постоянное напоминание о положительных чертах устно и письменно: «Мне нравится твоя любознательность… (сила, талант и т.п.) Теплые чувства Ты мне нравишься Кто-то заботится обо мне доброжелательные реакции теплые прикосновения

Слайд 7

Как помочь ученику почувствовать свою принадлежность к школьной жизни ( деятельностный аспект ) СТРАТЕГИИ ТЕХНИКИ Поддержка личного вклада ученика в процесс улучшения жизни своего класса - приглашайте учеников помогать вам ежедневно в решении разных учебных задач требуйте, чтобы ученики высказывали и обосновывали предпочтения в ходе учебного процесса принимайте правила вместе с учениками Оказывайте моральную поддержку ученикам, которые стараются помочь другим - ученическое репетиторство ученики выражают признание и одобрение друг другу аплодисменты поощрительные утверждения письменные посвящения

Слайд 8

3 Закон Нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может и не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей: * привлечение внимания * власть * месть * избегание неудачи

Слайд 9

Мотивы «плохого» поведения. Мотивы плохого поведения Привлечение внимания Власть Месть Избегание неудачи Социальные причины Эмоциональная холодность родителей, внимание уделяется «плохому», а не хорошему поведению Мода на «сильную личность», отсутствие примеров конструктивного подчинения в окружении ребенка Рост насилия в обществе Слишком высокие требования родителей и учителей Сущность поведения Получать особое внимание «Ты мне ничего не сделаешь» Вредить в ответ на обиду Не буду и пробовать, все равно не получится «Сильные стороны» поведения Потребность в контакте с учителем Смелость, сопротивление влияниям Способность защитить себя от боли и обид _______

Слайд 10

Мотивы «плохого» поведения. Мотивы плохого поведения Привлечение внимания Власть Месть Избегание неудачи Реакция учителя: эмоции Раздражение, негодование Гнев, негодование , может быть страх Обида, боль, опустошение (м.б. в сочетании с негодованием и страхом Профессиональная беспомощность Реакция учителя: импульс Сделать замечание Прекратить выходку с помощью физического действия Немедленно ответить силой или уйти из ситуации Оправдаться и объяснить неудачу с помощью специалиста Реакция ученика Временно прекращают Прекращают выходку, когда сами решат Прекращают выходку, когда сами решат Попадают в зависимость от учителя. Продолжают ничего не делать

Слайд 11

Принципы предотвращения «плохого» поведения Мотивы Принципы ВНИМАНИЕ 1. Больше внимания уделять хорошему поведению 2. Учить учеников просить внимания, когда они в этом нуждаются ВЛАСТЬ 1. Уход от конфронтации и снижение напряженности 2. Передача ученику части своей организаторской власти МЕСТЬ 1.Строить отношения с учениками по принципу заботы о них 2. Учить учеников выражать душевную боль и страдания приемлемыми способами ИЗБЕГАНИЕ НЕУДАЧИ 1.Поддержка ученика. Изменение его установки «Я не могу» на «Я могу» 2. Помощь в преодолении социальной изоляции путем включения ученика в отношения с другими людьми

Слайд 12

Мотивы «плохого» поведения. Мотивы плохого поведения Привлечение внимания Власть Месть Избегание неудачи Социальные причины Эмоциональная холодность родителей, внимание уделяется «плохому», а не хорошему поведению Мода на «сильную личность», отсутствие примеров конструктивного подчинения в окружении ребенка Рост насилия в обществе Слишком высокие требования родителей и учителей Сущность поведения Получать особое внимание «Ты мне ничего не сделаешь» Вредить в ответ на обиду Не буду и пробовать, все равно не получится «Сильные стороны» поведения Потребность в контакте с учителем Смелость, сопротивление влияниям Способность защитить себя от боли и обид _______

Слайд 13

Ключевое понятие - конструктивное взаимодействие учителя с учеником. Условия построения конструктивного взаимодействия: Распознать истинную цель поступка; В соответствии с ней выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку; Разработать стратегию своего поведения, которая привела бы к постепенному снижению числа подобных поступков у этого ученика в будущем.

Слайд 14

Школьный план действий – индивидуальная исследовательско-коррекционная программа, ориентированная на взаимодействие с конкретным учеником, имеющим проблемы в поведении. Пять шагов ШПД (школьного плана действий) Наблюдение и объективное описание поведения проблемных учеников. Обнаружение скрытой цели нарушений поведения. Выбор техники педагогического вмешательства для для экстренного прекращения «выходки» на уроке. Разработка стратегии и тактики поддержания ученика для повышения его самоуважения. Включение родителей и коллег – педагогов в реализацию ШПД.



Предварительный просмотр:

Тренинг личностного роста для педагогов.

Участники тренинга: педагоги

Цель тренинга: Создать условия для восстановления и укрепления психологического здоровья педагогов, формирования положительного самовосприятия, самоуважения, позитивной оценки себя, осознания своей творческой индивидуальности.

Задачи:

- отработать  внешне выражаемые умения и навыки общения: в парном взаимодействии и в составе группы;

- способствовать адекватному восприятию себя и других в разных ситуациях;

- повысить уверенность в себе, устойчивость к стрессам;

- способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов.

Материал: тест, листы бумаги, карандаши, карточки для упражнения «Без маски», лист обратной связи, лист «Программа – минимум»

Ход: Ведущий:

- Профессия педагога – это работа сердца и нервов, требует буквально ежедневного, даже ежечасного расходования огромных душевных сил, это одна из самых энергоемких профессий. Работа воспитателя характеризуется огромной нагрузкой на психоэмоциональную сферу. Большая часть рабочего времени проходит в напряженной обстановке: эмоционально насыщенная деятельность, постоянная концентрация внимания, повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей. При этом еще внешний и внутренний контроль, однополый состав коллектива, наличие конфликтов по горизонтали и вертикали, необходимость вести постоянно растущий объем документации. Наступает момент, когда эмоциональное напряжение достигает критического момента, тогда либо случается нервный срыв, либо появляются психосоматические заболевания: гипертония, язвенные болезни органов пищеварения, астма и т. д. Может появиться синдром эмоционального выгорания это так называемый механизм полного или частичного исключения эмоций, «эмоциональная тупость».

Сегодня мы попробуем осуществить попытку укрепить и сохранить психологическое здоровье педагогов, присутствующих на тренинге, или хотя бы улучшить психологическое состояние здесь и сейчас.

Для этого нам необходимо ознакомиться с правилами работы в группе:

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ (вывешены на плакате) и зачитываются перед началом занятия:

1. Отключите мобильный телефон.                                                                                               2. Позвольте себе быть свободным!

3. Доброжелательные интонации и отношение ко всем.                                                                  4. Все внимание на говорящего.                                                                                                      5. Во всем ищите и находите позитив.                                                                                              6. Получите удовольствие!

Упражнение 1. Знакомство.

Цель: Разрядка обстановки, помощь участникам ощутить общность группы, облегчение восприятия дальнейшей информации.

Ход: Необходимо сочинить двустишие, в котором фигурирует ваше имя. Например: "Меня зовут Ирина, обожаю чай с малиной".

Каждый участник тренинга выполняет задание. Тест «Как вы заботитесь о себе»

Упражнение 2. Без маски.

Цель: Снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности, формирование навыков искренних высказываний, умений выражать свои мысли, ощущения.

Ход: Каждому участнику предлагается карточка с фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен завершить фразу:

• Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это…

• Иногда люди не понимают меня, потому что я…

• Верю, что я…

• Мне бывает стыдно, когда я…

• Особенно меня раздражает, что я…

• Я та, которая всегда…

• Я уверена в себе, когда…

• Я спокойна, когда…

• Я очень огорчаюсь, когда…

• Я легко могу расплакаться, когда…

• Мне очень обидно, когда…

• Если я кого-то обижу, то…

• Я очень сочувствую тем, кто…

• Когда я была ребенком, то…

• Мое настроение очень зависит от…

• Когда со мной поступают несправедливо, я…

• Я чувствовала себя по-настоящему счастливой, когда…

• Мне очень неприятно…

• Жизнь кажется мне тяжелой, когда…

• Если ссора произошла по моей вине, я…

• Если моим родным грозит опасность, я…

• Мне очень нравится в людях…

• Я очень боюсь…

• Я никого не хочу видеть, когда…

• Мне становится легче, когда…

• Я никогда не прощу…

• Я постоянно думаю о…

• Я могу стать несдержанной, когда…

• Я считаю своим долгом…

• Я часто жалею о том, что…

Одной из незаконченных фраз этого упражнения была фраза: "Я чувствовала себя по-настоящему счастливой, когда. Ощущение счастья является сильнейшим антистрессовым средством, а также уникальным стимулом для достижения психологического баланса. Поэтому я предлагаю вам сейчас на время окунуться в это прекрасное состояние.

Упражнение 3 «Я подарок для человечества»

Каждый человек – это уникальное существо. И верить в свою исключительность необходимо каждому из нас. Подумайте, в чем состоит ваша исключительность, уникальность, над тем, что вы являетесь подарком для человечества.

Аргументируйте свое утверждение фразой «Я подарок для человечества, так как я… »

Теперь вы знаете, что уникальны и каждый из вас является подарком для человечества. Очень многое зависит от вас самих. И сейчас мы с вами в этом убедимся.

Упражнение «Что доставляет мне удовольствие»

Написать как можно больше высказываний на вопрос «Что вам доставляет удовольствие? ». Подчеркните и подсчитайте те высказывания, которые зависят только от вас, а не от каких – либо обстоятельств. Пример: принять ванну, послушать музыку. Теперь посмотрите, сколько всего зависит от нас с вами.

Существует много способов снятия нервного напряжения. Один из них – находить что-нибудь позитивное даже в самых отрицательных моментах нашей жизни. А мы сейчас попробуем действовать наоборот.

Упражнение 4 «Вредные советы»

Попробуйте написать 10 «вредных советов», которым подходил бы заголовок:

- «Как превратить друзей в заклятых врагов»;

- «Как набрать лишние килограммы»;

- «Как никогда не выйти замуж»;

- «Как заставить начальника думать о себе плохо»

Ну, а если говорить серьезно, то мы сейчас мы познакомимся с одной из техник снятия стресса.

Психотехника «Обретение новых качеств»

Начальная стадия этой психотехники – концентрация на качествах, которые вы хотите приобрести. Один из примеров подобной работы: утром, втягивая воздух через левую ноздрю, представьте, что вы втягиваете … например, любовь или спокойствие. Можно даже проговорить с втягиванием воздуха: «я вдыхаю любовь». При выдохе представьте, что выдыхаете свои… например, обиды, приговаривая: «Я выдыхаю обиды». Снова вдох – «Я вдыхаю… », выдох – «Я – выдыхаю… ». Вы можете втягивать в себя любые качества – смелость, доброту, деньги. Это почти магическая работа: что хотите, то и втягиваете. Вдыхайте желаемое вами качество, выдыхаете качество ненужное. Практика такой работы чрезвычайно эффективна.

Например, вдох – «здоровье». Представьте, как в организм в виде солнечного света входит здоровье. Выдох – изгоняете болезни. Вдох – в ваше тело вошло одно желаемое качество, выдох вышло то, от которого вы хотите избавиться. Уже не через нос, а через все тело входит в вас нужное качество. Работать так следует не менее 3 минуты. Через неделю прибавить еще 3 минуты, еще через неделю – опять 3.

А сейчас я предлагаю вам составить некий план своего будущего.

Упражнение 5. Планирование будущего.

Цель: Выработка активной позиции по отношению к себе и собственной жизни, актуализация внутренних ресурсов

Ход: Участникам предлагается заполнить таблицу "Программа минимум", в которой представлены 3 сферы: профессиональная, семейная, досуговая. Необходимо наметить главные достижения в этих сферах, постараться ставить более или менее реальные цели, планировать реальные события. В следующей графе отметить, что поможет вам в достижении целей, а далее, что может помешать. Оцените качества вашей личности, которые помогут в достижении целей, а которые помешают. Желающие высказываются.

Вот эти таблички пусть станут для вас руководством к действию, не прячьте их далеко, заглядывайте в них и стремитесь достичь этих целей!

Упражнение 6. Обратная связь.

Цель: Осуществление обратной связи.

Ход: В заключение нашей встречи я предлагаю заполнить бланк обратной связи. В бланке представлены три шкалы: усталость, активность, интерес. Оцените свое состояние после участия в сегодняшнем мероприятии по десятибалльной системе, то есть, в какой мере вы устали, работая в группе, в какой мере вы были активны, и в какой мере вам было интересно работать.

ПРИЛОЖЕНИЯ:

Бланк к упражнению «Программа – минимум»

сферы

Планируемые достижения

Что поможет  осуществиться

Что может помешать

Профессиональная сфера

Семейная жизнь

Досуг

Тест «Как вы заботитесь о себе»

Ответьте, пожалуйста, на вопросы, приведенные в тесте. Для этого оцените каждый вопрос по 4 – бальной шкале и поставьте соответствующую цифру в графе «балл» напротив каждого вопроса.

4- верно (то есть высказывание полностью относится к вам, к вашим поступкам и действиям) ;

3- скорее верно, чем не верно;

2 – скорее не верно, чем верно;

1 – неверно (то есть вы так не поступаете никогда)

Подсчитайте, пожалуйста, ваш результат. Для этого сложите все цифры в колонке «балл».

№ ВОПРОС Балл

1 Временами я покупаю себе что-нибудь приятное, как, например, подарок, сувенир, безделушку.

2 Я нахожу время, чтобы отдохнуть, расслабиться

3 Я считаю, что имею право иногда быть эгоистичным (ой)

4 Если я себя плохо чувствую, мне нравится позволять другим заботиться обо мне.

5 Я заранее планирую приятные события, такие как каникулы, поход в театр или ресторан

6 Каждый день я уверен (а) в том, что имею немного времени, чтобы потратить его на себя, сделать себе что-нибудь приятное

7 Для меня важно следить за своей внешностью и здоровьем

8 Я могу сказать «нет», когда люди требуют от меня что то, что я не хочу делать

9 Я хвалю себя после того, как сделаю что-нибудь хорошее

10 Я стараюсь не употреблять алкоголь в большом количестве

11 Я делаю специальные упражнения, чтобы сохранить здоровье

12 Я обычно нахожу время, чтобы поддерживать отношения с людьми, которые мне приятны

13 Я предпочитаю здоровую пищу, а не сухие пайки

14 У меня есть время для занятий увлекательным хобби

15 Иногда я могу поставить свои интересы выше интересов других, даже если это кому-то может, не понравится

16 Я считаю, что каждый сам должен отвечать за решение своих проблем

17 Я предпочитаю работать в удобном мне темпе, чем сразу выкладываться на все 100%

18 Я могу сам (а) принимать решения, а не ждать советов окружающих

19 Я избегаю употребление наркотиков и табака

20 Я способен (на) признавать и доказывать другим свои достоинства

ИТОГ

Интерпретация теста «Как вы заботитесь о себе? »

Более 54 баллов – результат выше среднего. Люди, имеющие данный общий балл, умеют заботиться о себе достаточно хорошо, поэтому им легче, чем другим, в искренней форме проявлять заботу об окружающих в тех ситуациях, когда это необходимо.

40-54 баллов – средний результат. Те, кто имеет данный балл, как правило, стараются заботиться о себе, но они могли бы улучшить свой результат.

Ниже 40 баллов – результат ниже среднего. Эти люди заботятся о себе недостаточно хорошо. Возможно, что они часто имеют чувство вины перед собой/окружающими или низкий уровень ассертивности (умение отстаивать свои интересы, защищать себя, не ущемляя при этом интересы окружающих) .



Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Инструкция: В данном опроснике перечислены свойства, которые могут быть присущи Вам в большей или меньшей степени. При этом соответственно возможны два варианта ответов:

     а) верно, описываемое свойство типично для моего поведения или присуще мне в большей степени;

     б) неверно, описываемое свойство нетипично для моего поведения или присуще мне в минимальной   степени.

Прочитав утверждение, выберите один из вариантов ответа и отметьте (обведите или подчеркните) соответствующую букву  («а» или «б») .

1. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей.  (а, б)

2. Я часто побеждаю других своей самоуверенностью.   (а, б)

3. Твердые знания по моему предмету могут существенно облегчить жизнь человека.  (а, б)

4. Люди должны больше, чем сейчас, придерживаться законов морали.  (а, б)

5. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку.  (а, б)

6. Мой идеал рабочей обстановки — тихая комната с рабочим столом. (а, б)

7. Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом. (а, б)

8. Среди моих идеалов видное место занимают личности ученых, внесших большой вклад в мой предмет. (а, б)

9. Окружающие считают, что на грубость я просто не способен. (а, б)

10. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет. (а, б)

11. Бывает, что все утро я ни с кем не хочу разговаривать. (а, б)

12. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка.  (а, б)

 13. Большинство моих друзей — люди, интересы которых лежат в сфере моей профессии,

14. Я подолгу анализирую свое поведение. (а, б)

15. Дома я веду себя за столом так же, как в ресторане. (а, б)

 16. В компании я предоставляю другим возможность шутить и рассказывать всякие истории. (а, б)

 17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения. (а, б)

 18. Если у меня есть немного свободного времени, то я предпочитаю почитать что-нибудь по моей дисциплине. (а, б)

 19. Мне неудобно дурачиться в компании, даже если другие это делают. (а, б)

 20. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих. (а, б)

 21. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их. (а, б)

 22. Я редко выступаю вразрез с мнением коллектива. (а, б)

 23. Мне больше нравятся люди, хорошо знающие свою профессию, независимо от их личностных особенностей. (а, б)

 24. Я не могу быть равнодушным к проблемам других. (а, б)

 25. Я всегда охотно признаю свои ошибки. (а, б)

 26. Худшее наказание для меня — быть закрытым в одиночестве. (а, б)

 27. Усилия, затраченные на составление планов, не стоят этого. (а, б)

 28. В школьные годы я пополнял свои знания, читая специальную литературу. (а, б)

 29. Я не осуждаю человека за обман тех, кто позволяет себя обманывать. (а, б)

 30. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу. (а, б)

 31. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю. (а, б)

 32. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности. (а, б)

 33. Наука — это то, что больше всего интересует меня в жизни. (а, б)

 34. Окружающие считают мою семью интеллигентной. (а, б)

 35. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять. (а, б)

 36. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди. (а, б)

 37. Если есть выбор, то я предпочитаю, чем рассказывать ученикам что-нибудь по предмету, организовать внеклассное мероприятие. (а, б)

 38. Основная задача учителя — передать ученику знания по предмету. (а, б)

 39. Я люблю читать книги и статьи на темы нравственности, морали, этики. (а, б)

 40. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами. (а, б)

 41. Большинство людей, с которыми я бываю в компании, несомненно рады меня видеть. (а, б)

 42. Думаю, мне понравилась бы работа, связанная с ответственной административно-хозяйственной деятельностью. (а, б)

43. Я вряд ли расстроюсь, если придется провести свой отпуск, обучаясь на курсах повышения квалификации. (а, б)

44. Моя любезность часто не нравится другим людям. (а, б)

45. Были случаи, когда я завидовал удаче других. (а, б)

46. Если мне кто-нибудь нагрубит, то я могу быстро забыть об этом. (а, б)

47. Как правило, окружающие прислушиваются к моим предложениям. (а, б)

48. Если бы мне удалось перенестись в будущее на короткое время, то я в первую очередь набрал бы книг по моему предмету. (а, б)

49. Я проявляю активное участие в судьбе других. (а, б)

50. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей. (а, б)

ОБРАБОТКА: Для обработки результатов опроса необходимо использовать ключ ответов, который сравнивается с ответами испытуемого, каждый ответ оценивается по двухбалльной шкале:

— ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл;

— ответ, не совпадающий с ключом, приравнивается к 0.

Каждый личностный параметр оценивается через суммирование оценок по группе вопросов. Суммарная оценка по фактору не превышает 10 баллов. Зона нормы находится в пределах 3—7 баллов.

Обработку результатов обычно начинают со шкалы мотивации одобрения, так как в том случае, если ответ выходит за рамки нормы по этому фактору, следует признать, что испытуемый стремился исказить результаты и они не подлежат дальнейшей интерпретации.

КОД ОПРОСНИКА

Общительность —

1б,

6б,

11б,

1б6,

21а,

26а,

31а,

З6а,

41 а,         46а

Организованность —

2а,

7а,

12а,

17а,

226,           27б,

326,           37а,            42а,          47а

Направленность на предмет —

За,

8а,

13а,

18а,

23а,

28а,

ЗЗа,

38а,

43а,           48а

Интеллигентность —

4а,        9а,

14а,

19а,

24а,

29б,

34а,

39а,

44а,           49а

Мотивация

5а,

10а,

15а,

20а,

25а,

30а,

35а,

40б,

45б,           50а

Каждое из направлений профессиональной направленности считается недостаточно развитым, если по данной шкале получено менее 3 баллов, и ярко выраженным, если количество баллов более 7. Для большей наглядности полученные результаты целесообразно выразить в виде круговой или столбцовой диаграммы. Выраженность одного фактора свидетельствует о мононаправленности личности учителя, а выраженность нескольких факторов может интерпретироваться как результат полинаправленности.



Предварительный просмотр:

Методика диагностики уровня эмпатических  способностей В. В. Бойко (тест на эмпатию Бойко) предназначена  для оценки умения сопереживать и понимать мысли и чувства другого.

Эмпатия - от греч. empatheia - "сопереживание". 

Эмпатия предполагает осмысленное представление внутреннего мира партнера по общению. Эмпатия возникает быстрее и легче в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций.

В качестве особых форм эмпатии выделяют:

- сопереживание - переживание собеседником тех же  самых  чувств,  которые испытывает другой человек, ставя себя на его место;

- сочувствие - переживание из-за чувств другого.

Эмпатическая способность личности возрастает  с ростом жизненного  опыта.

Различают три вида эмпатии: 

  • эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах  подражания поведению другого человека;
  • когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т.д.);
  • предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность  человека  предсказывать реакции другого в конкретных ситуациях.

Методика диагностики уровня эмпатических  способностей В. В. Бойко. (Тест-опросник на эмпатию Бойко): 

Инструкция к тесту-опроснику Бойко.

Оцените, свойственны ли вам следующие особенности, согласны ли вы с утверждениями (ответ "да" или "нет").

Тестовый материал (вопросы).

1. У меня есть привычка внимательно изучать лица и поведение людей, чтобы понять их характер, наклонности, способности.

2. Если окружающие проявляют признаки нервозности, я обычно остаюсь спокойным.

3. Я больше верю доводам своего рассудка, чем интуиции.

4. Я считаю вполне уместным для себя интересоваться домашними проблемами сослуживцев.

5. Я могу легко войти в доверие к человеку, если потребуется.

6. Обычно я с первой же встречи угадываю «родственную душу» в новом человеке.

7. Я из любопытства обычно завожу разговор о жизни, работе, политике со случайными попутчиками в поезде, самолете.

8. Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем- то угнетены.

9. Моя интуиция — более надежное средство понимания окружающих, чем знания или опыт.

10. Проявлять любопытство к внутреннему миру другой личности — бестактно.

11. Часто своими словами я обижаю близких мне людей, не замечая того.

12. Я легко могу представить себя каким-либо животным, ощутить его повадки и состояния.

13. Я редко рассуждаю о причинах поступков людей, которые имеют ко мне непосредственное отношение.

14. Я редко принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей.

15. Обычно за несколько дней я чувствую: что-то должно случиться с близким мне человеком, и ожидания оправдываются.

16. В общении с деловыми партнерами обычно стараюсь избегать разговоров о личном.

17. Иногда близкие упрекают меня в черствости, невнимании к ним.

18. Мне легко удается копировать интонацию, мимику людей, подражая им.

19. Мой любопытный взгляд часто смущает новых партнеров.

20. Чужой смех обычно заражает меня.

21. Часто, действуя наугад, я, тем не менее, нахожу правильный подход к человеку.

22. Плакать от счастья глупо.

23. Я способен полностью слиться с любимым человеком, как бы растворившись в нем.

24. Мне редко встречались люди, которых я понимал бы без лишних слов.

25. Я невольно или из любопытства часто подслушиваю разговоры посторонних Людей.

26. Я могу оставаться спокойным, даже если все вокруг меня волнуются.

27. Мне проще подсознательно почувствовать сущность человека, чем понять его, “разложив по полочкам”.

28. Я спокойно отношусь к мелким неприятностям, которые случаются у кого-либо из членов семьи.

29. Мне было бы трудно задушевно, доверительно беседовать с настороженным, замкнутым человеком.

30. У меня творческая натура — поэтическая, художественная, артистичная.

31. Я без особого любопытства выслушиваю исповеди новых знакомых.

32. Я расстраиваюсь, если вижу плачущего человека.

33. Мое мышление больше отличается конкретностью, строгостью, последовательностью, чем интуицией.

34. Когда друзья начинают говорить о своих неприятностях, я предпочитаю перевести разговор на другую тему.

35. Если я вижу, что у кого-то из близких плохо на душе, то обычно воздерживаюсь от расспросов.

36. Мне трудно понять, почему пустяки могут так сильно огорчать людей

Ключ к тесту.

Подсчитывается число правильных ответов  по каждой шкале, а затем определяется суммарная оценка. Оценки по каждой шкале могут варьировать от 0 до 6 баллов и указывают на значимость конкретного параметра в структуре эмпатии.

1. Рациональный канал эмпатии: +1, +7, —13, +19, +25, -31;

2. Эмоциональный канал эмпатии: —2, +8, —14, +20, -26, +32;

3. Интуитивный канал эмпатии: —3, +9, +15, +21, +27, -33;

4. Установки, способствующие эмпатии: +4, —10, -16, -22, -28, -34;

5. Проникающая способность в эмпатии: +5, —11, -17, -23, -29, -35;

6. Идентификация в эмпатии: +6, +12, +18, -24, +30, -36.

Интерпретация результатов.

Анализируются показатели отдельных шкал и общая суммарная оценка уровня эмпатии.

В данной методике в структуре эмпатии различаются 6 тенденций (шкал).

Рациональный канал эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия и мышления эмпатирующего на сущность любого другого человека — на его состояние, проблемы, поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения партнера. В рациональном компоненте эмпатии не следует искать логику или мотивацию интереса к другому. Партнер привлекает внимание своей бытийностью, что позволяет эмпатирующему непредвзято выявлять его сущность.

Эмоциональный канал эмпатии. Фиксируется способность эмпатирующего входить в одну эмоциональную "волну" с окружающими — сопереживать, соучаствовать. Эмоциональная отзывчивость в данном случае становится средством “вхождения” в энергетическое поле партнера. Понять его внутренний мир, прогнозировать поведение и эффективно воздействовать возможно только в том случае, если произошла эмоциональная подстройка к эмпатируемому. Соучастие и сопереживание выполняют роль связующего звена, проводника от эмпатирующего к эмпатируемому и обратно.

Интуитивный канал эмпатии. Балльная оценка свидетельствует о способности человека видеть поведение партнеров, действовать в условиях нехватки объективной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции формируются различные сведения о партнерах. Интуиция менее зависит от стереотипов, чем осмысленное понимание партнеров.

Установки, способствующие или препятствующие эмпатии, соответственно, облегчают или затрудняют действие всех эмпатических каналов. Эффективность эмпатии снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедил себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умонастроения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия. Напротив, различные каналы эмпатии действуют активнее и надежнее, если нет препятствий со стороны установок личности.

Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Каждый из нас своим поведением и отношением к партнерам способствует словесно-эмоциональному обмену или препятствует ему. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению.

Идентификация — еще одно непременное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого на основе со переживаний, постановки себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию.

Шкальные оценки выполняют вспомогательную роль и интерпретации основного показателя — уровня эмпатии. Суммарный показатель теоретически может изменяться и пределах от 0 до 36 баллов. 

Нормы теста Бойко на уровень эмпатии .

30 баллов и выше — очень высокий уровень эмпатии;

29-22 — средний;

21-15 — заниженный;

менее 14 баллов — очень низкий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь учителю. ГИА по руссскому языку. Подготовка к написанию сжатого изложения.

В папке содержится материал для подготовки к написанию сжатого изложения в 5-6, 7-8 классах....

Интернет-сайты в помощь учителю английского языка

Представляю вашему вниманию список интернет-сайтов, призванных помочь преподавателю английского языка, ученикам, а также просто неравнодушным к английскому языку....

В помощь учителю технологии:ссылки

Даны все полезные ссылки на интернет источники,которые помогут учителю технологии в работе....

В помощь учителю технологии : нетрадиционные уроки

Можно применить и разнообразить свои уроки....

Методическая разработка.В помощь учителю литературы при изучении романа А.Н.Толстого "Пётр Первый"

Данный материал поможет учителю при работе с романом А.Н.Толстого "Пётр Первый".Также в методической разработке есть примерные темы сочинений и темы творческих работ....

Презентации в помощь учителю к урокам по изучению жизни и творчества А.Островского

Презентации помогут показать где жил драматург, его личные вещи, а также декорации к пьесе "Гроза", фотографии артисток, в разное время исполнявших роль Катерины на сцене театра и в кино, иллюстрации ...