Игры на развитие групповой сплоченности
план-конспект занятия по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Трипуть Мария Вячеславовна

Материал для классных руководителей. Тренинг на сплочение коллектива. Пример группового занятия по развитию групповой сплоченности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razdatka._igry_na_splochenie.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Игры-упражнения для развития групповой сплоченности.

1. Игры-разминки:

Эти упражнения обычно проходят весело и эмоционально. Их лучше всего ставить в начало занятия, для того чтобы поприветствовать друг друга, создать общий эмоциональный фон, и зарядить группу энергией, а также установить контакт между участниками.

1) Приветствие:

Участникам предлагается образовать круг и разделиться на три равные части: "европейцев", "японцев" и "африканцев".

Потом каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми "своим способом: "европейцы" - пожимают руку, "японцы" - кланяются, "африканцы" - трутся носами.

  Вопросы: Какие эмоции у вас вызвало это упражнение? Что было трудным? Что помогло справиться с упражнением?

2) «Поменяйтесь местами»

Участники сидят на стульях в кругу. Водящий выходит на середину круга и говорит фразу: - «Поменяйтесь местами» те, кто...». В конце называется какой-либо признак или умение (умеет жарить яичницу, чистил сегодня зубы, любит слушать музыку, занимается танцами, иностранным языком и т.д.). Задача тех, кто обладает данным умением или признаком поменяться местами. Задача ведущего - успеть сесть на любое освободившееся место. Тот, кто не успел сесть, становится новым водящим.

3) «Поздороваемся»

Ведущий предлагает всем поздороваться за руку, но особенным образом.

Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т. е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача - поздороваться таким образом со всеми участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров.

4) «Построимся»

Ведущий предлагает поиграть в игру, где основное условие состоит в том, что задание выполняется молча. Разговаривать и переписываться при этом нельзя, можно общаться только с помощью мимики и жестов. «Посмотрим, сможете ли вы понять друг друга без слов?» В первой части упражнения дается задание участникам построиться по росту, во второй части задание усложняется - нужно построиться по дате рождения. Во втором варианте по окончании построения участники поочередно озвучивают свои дни рождения, при этом происходит проверка правильности выполнения упражнения.

5) «Найди и коснись»

Ведущий предлагает передвигаться по комнате и касаться руками разных предметов и вещей. Например, найдите и коснитесь чего- либо, холодного, шершавого, вещи, длина которой примерно30 см, того, что весит полкилограмма, слова «Незабудка».

2. Игры-упражнения на сплочение

Составляют основную часть занятия. Имеют под собой цель развития концентрации внимания и командного взаимодействия (сплоченности), умения идти на уступки, сотрудничать и действовать согласованно и сообща. Развивают коммуникативные навыки, ответственность. Позволяют осознать, насколько важно настроиться на понимание другого человека, а также само желание понять другого. Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие и навыков невербального общения.

После проведения этих игр полезно провести обсуждение в кругу, в виде обратной связи. Пусть дети ответят на вопросы: Как вы справились с заданием? В чем заключалась его сложность для вас? Что помогает команде успешно справиться с заданием? Что затрудняет решение задачи? Что предпринимают отдельные игроки, чтобы преодолеть препятствия? Что помогало понимать друг друга без слов? Что чувствовали участники?

1) «Пишущая машинка»

Между участниками учитель распределяет буквы алфавита.

Учитель произносит (записывает на доске) слово (предложение), его необходимо «напечатать». Класс, олицетворяет пишущую машинку, пытается это сделать, хлопая в ладоши. Правильно напечатанным считается слово, которое участники «отхлопали», не нарушая очередности букв.  

2) «Одеяло»

Учитель делит группу на подгруппы по четыре человека, располагая их в пространстве таким образом, чтобы у каждой из команд было приблизительно по четыре квадратных метра площади. Ведущий предупреждает группы о том, что разговаривать нельзя и участники должны понимать друг друга без слов. Для того чтобы настроить участников на работу, ведущий зачитывает следующую историю: «Прекрасным летним днем вы все вместе собрались на морском берегу. Вы расстилаете на песке шерстяное одеяло, потом садитесь на него и наслаждаетесь солнцем, свежим воздухом и плеском волн. Вдруг собирается гроза. Вы уходите с побережья, но прежде все вместе вы должны сложить шерстяное одеяло». После этой истории все команды и все члены команд совместными усилиями должны сложить воображаемое шерстяное одеяло. На операцию по складыванию одеяла отводится две минуты.

3) «Рисунок на спине»

Участники делятся произвольно на три команды и строятся в три колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую-нибудь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спине каждого последнего члена команд. Задание - почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает.

Участникам предлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить упражнение. При этом первые и последние члены команд меняются местами.

4) «Пазлы»

Группа делится произвольно на команды по5 человек и каждому члену команды выдается по пазлу. (Ведущий заранее разрезает лист бумаги, с какой-нибудь яркой крупной картинкой на части и таким образом получаются пазлы для этого упражнения). Задача команды - собрать картинку, как можно быстрее.

Далее ведущий предлагает применить полученный опыт из предыдущего упражнения в следующем задании.

5) «Кочки»

Каждому участнику выдается листок бумаги А4. Все собираются на одном конце комнаты и ведущий поясняет, что впереди - болото, листы - это кочки, все участники - лягушки, а ведущие - крокодилы. Задача группы - не потеряв ни одной лягушки, добраться до противоположного конца комнаты. Наступать можно только на кочки. Крокодилы могут топить (забирать) оставленные без присмотра кочки. Наступать можно только на кочки. Если лягушка оступилась, или не все лягушки смогли перебраться на другой берег, потому что не осталось кочек, то выиграли крокодилы, и игра начинается сначала.

3. Завершающие упражнения

Это завершающие ритуалы, позволяющие задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.

1) Спасибо!

Участники встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат - ДА! или СПАСИБО!

2)  «Шарики»

Участники, объединившиеся в тройки, получают задание: сначала как можно быстрее надуть 3 воздушных шарика, а потом добиться, чтобы они лопнули, зажав их между своими телами. При этом нельзя наступать на них, использовать какие-либо острые предметы, ногти, детали одежды.

Обсуждение

Достаточно короткого обмена впечатлениями.

+ Закрепляющее занятие:

«Коллаж на тему «Дружба»

1. Вначале занятия проводится шеринг: каждый рассказывает, с каким настроением он пришел на занятия и изменилось ли что-то в его отношениях с одноклассниками и в целом атмосфера в классе после наших занятий.

+ какая-либо игра-разминка.

2.  Коллаж «Дружба»:

Группа делится произвольно на команды по 5 человек и каждой команд выдается лист ватмана. Также выдается пачка журналов, брошюр, открыток, подходящих по тематике. Ведущий объявляет тему занятия и поясняет, что подразумевается под коллажом.

Обсуждение:

После того, как команды выполнили свой коллаж, каждая команда представляет его для всех остальных. Ведущий хвалит каждую команду, подводит итог и предлагает объединить все работы, чтобы создать общую картину дружбы класса, которая станет своего рода талисманом класса.

Психологический смысл упражнения

Выражение чувств, расширение представления о себе и окружающих, как о талантливых, уникальных личностях, установление более тесного эмоционального контакта, развитие сплоченности, умение согласовывать свои действия с другими членами команды, а также осмысление и закрепление опыта, полученного в процессе тренинга.

3. Завершение занятия

Общее фото на фоне выполненных работ.

Желаем Вам успеха в проведении этой работы!!!

P.S. Дополнительный материал по играм с классом вы можете взять у Вашего школьного психолога.