Причины суицидального поведения подростков, способы преодоления
статья по психологии (9 класс) на тему

Молокова Жанна Викторовна

И.П.Павлов писал: «...Жизнь перестает призывать к себе, как только исчезает цель»). Роль психологических факторов в формировании суицидального поведения велика, однако их необходимо рассматривать в совокупности с социальными и биологическими факторами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_abakan_molokova_zh.v.docx31.76 КБ

Предварительный просмотр:

Республиканский семинар «Причины суицидального поведения подростков, способы преодоления»

Тема: Формы профилактики подросткового суицида

Тот, кто имеет зачем жить, может вынести любое как жить.

 Ф. Ницше

«Тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить. Без представления, для чего ему жить, человек не согласится жить и скорее истребит себя, чем останется на земле… » (Ф. Достоевский).

И.П.Павлов писал: «...Жизнь перестает призывать к себе, как только исчезает цель»). Роль психологических факторов в формировании суицидального поведения велика, однако их необходимо рассматривать в совокупности с социальными и биологическими факторами. Попытка самоубийства — это крик о помощи, вызванный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие у окружающих. Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в споре с родителями. Он нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: очнется и снова будет жить. Совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, он в действительности хочет лишь наладить отношения с окружающими.

Профилактика суицидов заключается в психологических, педагогических и социальных мероприятиях, направленных на восстановление утраченного психологического и физиологического равновесия человека.

По способу организации работы выделяют следующие формы профилактики: индивидуальная, семейная, групповая работа. В целях предупреждения суицидального поведения используются различные социально-психологические методы. Среди ведущих методов психопрофилактической работы: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики.

Педагог-психолог: выявляет лиц с повышенным риском суицида; разрабатывает для этой группы учащихся (так называемой «группы риска») комплекс специальных психопрофилактических, психогигиенических мероприятий. Организует и лично участвует в их реализации; обучает педагогов школы, администраторов формам и методам работы с учащимися «группы риска»; непосредственно организует работу комнаты психологической разгрузки; лично оказывает учащимся и их родителям психологическую помощь и поддержку; изучает социально-психологические процессы в учебных коллективах, различных неформальных группах, проводит экспериментально-психологические обследования с целью выявления людей с повышенным суицидальным риском;  выявляет причины, условия и предпосылки, способствующие суицидальным проявлениям, своевременно информирует и вырабатывает предложения должностным лицам о необходимости проведения тех или иных организационных мероприятий по их устранению; активно участвует в создании в коллективах благоприятной, уважительной атмосферы; своевременно разрабатывает рекомендаций по работе с детьми, имеющими признаки затруднений адаптации; проводит психологический анализ каждого случая суицида и участвует в качестве специалиста-эксперта в расследовании дел, связанных с самоубийством; проводит реабилитационные мероприятия с людьми, совершившими суицидальную попытку; проводит занятия со всеми категориями слушателей по мерам профилактики самоубийств и покушений на самоубийство, знакомит их с принципами и методами оказания первой психологической помощи суицидентам в разрешении кризисной ситуации, своевременном распознавании лиц с высокой вероятностью суицидального поступка.

1. Работа психолога с родителями, семьей представляет собой сложный и необходимый для профилактики девиантного поведения несовершеннолетних вид деятельности, так как семья является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование отклонений в поведении детей и подростков.

Информационно-просветительская работа психолога  с родителями имеет целью профилактику, предупреждение возможных нарушений в семейных отношениях и семейном воспитании. С этой целью родителей необходимо знакомить с теми формами семейных отношений и семейного воспитания, которые могут приводить к негативным отклонениям в поведении детей и подростков. Иногда родители становятся главной причиной самоубийства. Дом подростка – это модель мира. А если мир так ужасен, как бывает иногда обстановка в семье, то зачем жить?

Основная форма работы класса и родителей – это родительское собрание. Другими, в том числе активными формами взаимодействия  педагогов и родителей могут быть лекции, семинары, беседы, конференции, вечера вопросов и ответов, диспуты, встречи с учителями, тематические родительские собрания с привлечением специалистов (медиков, психологов, юристов и т. д.).

Предлагаемая нами  тематика родительских собраний:

5 класс

  • Время кризиса. Переход из начальной школы в среднюю (общешкольное).
  • Психологические особенности развития в подростковом возрасте.
  • Учимся предотвращать и разрешать конфликты. Ситуативный практикум.

6 класс

  • Самоуважение и успехи подростка.
  • Общение в семье и стереотипы поведения подростка.
  • Как помочь своему ребенку. Характер подростка. Акцентуации.

7 класс

  • Неврозы в подростковом возрасте.
  • О родительском авторитете (родители и дети).
  • Микросоциум подростка как средство противостояния негативному влиянию среды.

8 -9класс

  • «Отцы и дети»  в современном мире (родители и дети).
  • Характер и профессия.
  • Как научиться сдавать экзамен.
  • Подростковая среда и алкоголь.
  • Подростковая среда и табакокурение.
  • Подростковая среда и наркотики.

10-11 класс

  • Развитие временной перспективы (родители и дети).
  • Портрет старшеклассника через призму ключевых   компетенций.
  • Социальная зрелость.

Взаимодействие на основе взаимной заинтересованности в результатах воспитания поможет психологам,  педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации, для преодоления трудностей и самореабилитации в случае неудачи.

Привести фрагменты род. собраний:

  • Время кризиса. Переход из начальной школы в среднюю.

Цель : психолого-педагогическое просвещение родителей, направленное на формирование  понимания возрастных изменений обучающихся, а также особенностях адаптации  к обучению в среднем звене.

Задачи:

1. Координировать организационно-воспитательные действия родителей и школы.

2. Выявить родительские ожидания и установки в отношении обучающихся и обучения.

3. Познакомить с педагогами, администрацией, службами школы.

4. Предоставить рекомендации родителям в отношении их организационно-воспитательных действий на период адаптации и обучения в 5 классе.

Выступают представители школьной администрации, соц. педагог, медик, психолог. Я начинаю свое выступление с показа фильма о пятиклассниках. Затем озвучиваю проблемы, с которыми могут столкнуться родители на данном этапе обучения, очень кратко даю характеристику данного периода, рассказываю  о направлениях  работы с данной категорией ребят.

  • О родительском авторитете (диспут)

Цель: Коррекция детско-родительских отношений

Задачи:

1. Показать  значимость родительского авторитета в вопросах воспитания подрастающего поколения.

 2. Формировать у родителей и детей  значимость данной проблемы в жизни семьи.

3. Формировать культуру общения родителей и детей.

План

1. Подготовительный этап (анкетирование обучающихся по данной проблеме: «Родительский авторитет – это…»; анкета для обучающихся «Я имею право»

2. Вступительное слово ведущего. Формирование групп «родителей» и «детей»

 3. Тренинг «Родительский авторитет» Что такое родительский авторитет (работа по группам) Определяем важные условия род. авторитета, а также  ложные основания родительского авторитета.

3.Анкетирование родителей и сравнение с ответами подростков.

4.Групповая работа «Идеальные родители – это…

«Идеальные дети – это…

5. Решение проблемных ситуаций.

6. Обсуждение вопросов диспута

6. Рефлексия. Заключение.

  • Проблемы «отцов и детей» в современном мире.

Цель: Коррекция детско-родительских отношений

Задачи:

1. Помочь родителям и детям ближе понять друг друга по средством диспута.

2.  Способствовать развитию умений и навыков ведения диалога в семье, цивилизованных способов убеждения другого.

3. Формировать у членов семьи позитивной позиции при решении проблемных ситуаций.

План

1. Вступительное слово ведущего.

2. Тренинг «Семейные трудности (определение основных затруднений, с которыми сталкиваются родители и дети ).

3.Упражнения «Качества, необходимые для взаимопонимания», «Качества, мешающие установлению взаимопонимания», «Слова и фразы, с которыми вы обращаетесь к родителям (детям)».

4. Игра «Обмен ролями». Решение проблемных ситуаций.

5. Обсуждение вопросов диспута.

6. Совместная выработка «Свода основных правил семьи»

7. Рефлексия. Заключение.

2. Основной целью общего направления профилактической работы должно стать ослабление и устранение социальных и социально-психологических предпосылок, способствующих формированию суицидального поведения и сохранению суицидогенной обстановки в коллективах. Составными частями общего направления профилактики являются:

  • Четкая организация повседневной жизни, учебы, работы, быта и досуга людей.
  • Предупреждение и устранение конфликтов между членами коллектива.
  • Обеспечение социальной и правовой защищенности всех участников коллектива.
  • Организация мероприятий психогигиены и психопрофилактики.

 

Психологический комфорт в школе  - важнейшее условие эффективности обучения и воспитания, саморазвития и самореализации каждого, кто переступит порог образовательного учреждения, будь то ребенок или взрослый. Создать в образовательном учреждении атмосферу сотрудничества, сотворчества,  выстроить основы, необходимые для содружества взрослых и детей, - непростая задача, посильная лишь команде неравнодушных и творческих педагогов, которые знают законы психологии (или стремятся  их  с помощью школьного психолога)  и хотят научить детей использовать их в своей жизни.  Два года   в нашей школе в рамках предметных недель проводим  Неделю психологии и ОБЖ «Неделя счастья и здоровья». (2011-12гг-февраль-март, 2012-13гг- октябрь) Цели  данного мероприятия – создание условий для формирования психологической культуры среди обучающихся и педагогов; улучшение психологического микроклимата в школе; презентация работы школьной социально-психологической службы. (Показать презентацию)

3. Одной  из форм психопрофилактической работы является активное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов.

1.  Для коррекционной   работы используем отдельные упражнения из Программы коррекционно-обучающего тренинга «Переживание-преодоление критической ситуации»

Цель: коррекция эмоционально-мотивационной сферы.

«Метафорический автопортрет»: нарисуйте себя в виде какого-нибудь предмета или животного (можно изобразить фон). После создания образа расскажите о нем от первого лица. Нарисуйте, каким предметом или животным вам хотелось бы быть. Изобразите себя в виде предмета, отражающего ваше состояние в данный момент.

Исполнение темы. «Хорошее и плохое»: изобразите то, что в вас есть хорошего и плохого; что вам в себе нравится и не нравится; свои достоинства и недостатки. Изобразите идеальное и реальное «Я», включая их положительные и отрицательные стороны. Изобразите положительное «Я» и отрицательное «Я»; сочините разговор между ними.

Цель: осмысление себя в контексте собственной жизни; в контексте психологического времени личности, включающем психологическое прошлое, настоящее и будущее.

Исполнение темы. «Прошлое, настоящее и будущее». Создайте три рисунка, изображающие вас в прошлом, настоящем и будущем.

Цель: выражение чувств, связанных с критическими ситуациями и их переживанием-преодолением.

Создайте маски участникам критической, трудной ситуации. Создайте композицию на одну из тем «Шторм», «Взрыв», «Огонь», «Чудовище» для того, чтобы дать выход чувствам, связанным с критической, трудной ситуацией.

2.  Программа оказания психологической помощи

старшеклассникам «SOS»

 Упражнение «Золотая рыбка» (Занятие «Смысл жизни») 

Ребятам предлагается ответить на вопрос: «О чем бы вы попросили золотую рыбку, чтобы ваша жизнь (судьба) стала интереснее?»

 Игра «Удары судьбы»

 Ребята делятся на подгруппы из 4-5 человек. Один из участников (ведущий) должен лечь на пол, а остальные ребята искусственно создают внешние препятствия. Задача ведущего встать (за 1-2 минуты), а остальные мешают этому, удерживая его. На месте ведущего должен побывать каждый из участников.

Вопросы после игры:

Какие трудности были при выполнении этого задания?

Какие чувства возникали в процессе игры?

Педагог должен подвести ребят к выводу о том, что человек при ударах судьбы не должен быть как глина, а должен реагировать как мяч. Глина при ударе сплющивается, а мяч, ударяясь, отскакивает и остается таким же. Так же и неприятности должны не «сплющивать» нас, а лишь делать сильнее и выносливее.

 Игра «Мяч» (Занятие «Я готов к испытаниям») Программа оказания психологической помощи

старшеклассникам «SOS»

1-й вариант. Ребята стоят в кругу, ведущий — в центре — бросает мяч и формулирует ситуацию. Ребенок дает ответ и бросает мяч ведущему.

2-й вариант. Ведущий бросает мяч и формулирует ситуацию, а ребенок отвечает позитивно. Если группа не соглашается, то ребенок снова отвечает, и так до тех пор, пока не найдет позитивный способ разрешения проблемы.

 Примеры ситуаций:

получил двойку;

поскользнулся и упал в людном месте;

хочет на дискотеку, а надо сидеть с младшим братом (сестрой);

конфликтует с учителем;

дали кличку;

потеря большой суммы денег (или дорогой вещи) и т.д.

Педагог должен сделать вывод: не бойтесь трудностей. У каждого человека всегда есть выбор: делать что-то легкое или то, что труднее. Главное, чтобы принятое решение вело вверх, а не тянуло вниз, чтобы после решения вы испытывали радость и удовлетворение от одержанной победы над слабостью и другими негативными качествами. Для этого нужно только осознание необходимости самосовершенствования и вера, что вы можете изменить себя.

Подарок педагога

 Ведущий раздает ребятам записки с законами общения.

  • Будьте внимательным слушателем.
  • Проявляйте эмпатию к окружающим.
  • Другим людям тоже нужна ваша помощь.
  • Улыбайтесь!
  • Старайтесь быстро запоминать круг интересов вашего собеседника.
  • Заражайте своим оптимизмом других.
  • Меньше жалуйтесь...
  • Проявляйте побольше юмора!
  • Уважайте чужое мнение.
  • Помните: в споре рождается истина, но в дискуссии она погибает.
  • Демонстрируйте вашему собеседнику психологическую поддержку.
  • Чаще пытайтесь понять другого, мысленно встать на его место.

Острота и актуальность проблемы суицидального поведения требует от практических психологов и всех должностных лиц понимания сущности этого явления, владения основными методами его диагностики и организации профилактической работы.

В завершении хочу напомнить мысли великого чешского педагога Я.А. Коменского. Прежде всего он подчеркивал, что дети должны знать, что такое строить и что такое разрушать, понимать: так- не так, почему – потому что, причина – следствие. Детей надо обучить умеренности во всем, научить почитать старших, повиноваться их приказам и запретам. Они должны быть правдивы во всем. Нельзя обманывать ни в шутку , ни всерьез. У маленьких детей, тем более  подростка, должны быть сформированы понятия справедливости и совести. Надо научить их помогать младшим, старшим, больным и тем, кто нуждается в помощи. Надо приучить детей УК постоянному труду и занятиям. Они должны молчать, когда их не спрашивают. Надо научить их терпению, владению собой, вежливости в обращении к другим людям. Однако подросток способен помочь себе сам, а взрослые лишь дают направление этой помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

суицидальное поведение подростка

В материале кратко раскрыты возростные категории детей совершающих суицид, причины , которые могут привести подростка к суициду. Приведены поведенческие реакции подростков на которые следует...

Причины суицидального поведения подростков с ТМНР.

В статье дается краткое описание причин суицидального поведения подростков с тяжелыми множественными нарушениями развития...

Индикаторы суицидального поведения подростков (причина, признаки, профилактика)

Индикаторы суицидального поведения подростков (причина, признаки, профилактика)...

Профилактика агрессивного поведения у школьников. Причины агрессивного и суицидального поведения подростков. Раннее выявление агрессивного поведения подростков.

В статье рассмотрены вопросы раннего  выявления агрессивного поведения подростков. Представлены причины агрессивного и аутоагрессивного  поведения. Подробно  рассмотрены  факторы, ...

Консультация для педагогов на тему: "Причины суицидального поведения подростков".

В консультации освещены причины и методы работы с обучающимися "группы риска"....

Суицидальное поведение подростков (причины, профилактика). («Родителям о детях» - рекомендации по профилактике суицида).

Суицидальное поведение подростков (причины, профилактика). («Родителям о детях» - рекомендации по профилактике суицида)....