Консультация для педагогов на тему: "Причины суицидального поведения подростков".
консультация по психологии

Яковлева Наталья Александровна

В консультации освещены причины и методы работы с обучающимися "группы риска".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для педагогов18.3 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБОУ «Вяземская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Психолого-педагогическая консультация на тему: «Причины суицидального поведения подростков»

 

По данным современных исследований дети с интеллектуальными нарушениями относятся к группе риска по развитию суицидального поведения. При этом прослеживается тенденция к росту подростковых суицидов, которая отмечается не только в России, но и в западных странах.

Поводом для суицидального поведения детей могут служить: неблагоприятная атмосфера в семье, наличие факторов травмирующих психику, негативное влияние ближайшего окружения. Зарубежные исследователи выявили, что учащиеся средних школ с ограниченными физическими возможностями чаще, чем дети без каких-либо нарушений здоровья, сообщали, что испытывают состояние безнадёжности, грусть, употребляют наркотические средства и рассматривают возможность совершения самоубийства.

К основным причинам суицидального поведения детей и подростков относят наследственность, особенности воспитания ребёнка в семье, особенности становления характера и психотравмирующие факторы. Эти факторы необходимо учитывать при предупреждении суицидального поведения несовершеннолетних.

Некоторые исследователи поведения подростков считают, что с суицидальным поведением связана низкая самооценка. Было выявлено, что обучающиеся с ограниченными возможностями  и низкой физической активностью относятся к группе высокого риска причинения ущерба своему здоровья.

В целом статистически достоверная связь между суицидальным поведением и конкретными психическими расстройствами не выявлена. Тем не менее, для некоторых патологических состояний и расстройств, например для острого психотического состояния и для депрессии, суицидальный риск выше.

В стрессовой ситуации ребенок с ОВЗ менее адаптивен и более уязвим из-за отсутствия навыков решения психологических и социальных проблем. Поэтому работа с ребёнком с ОВЗ должна быть направлена на повышение мотивации, развитие навыков конструктивного взаимодействия с окружающим миром.

По мнению Л.Я. Жезловой (Амбрумова А.Г. Жезлова Л.Я., 1978), в пред пубертатном возрасте преобладают «семейные» проблемы, а в пубертатном — «сексуальные» и «любовные». Еще одним важным фактором выступает влияние подростковой субкультуры.

Змановская Е.В. (2004 г.) считает, что среди подростков попытки самоубийства встречаются существенно чаще, чем у детей  К «детским» признакам депрессии присоединяются чувство скуки и усталости, фиксация внимания на мелочах, склонность к бунту и непослушанию, злоупотребление алкоголем и наркотиками. В целом можно говорить о значительном влиянии на суицидальное поведение подростков межличностных отношений со сверстниками и родителями.

В рамках исследования обучающихся с девиантным поведением проводилось тестирование по методике Т. Н. Разуваевой с целью определения суицидального риска. У 15% обучающихся старших классов были выявлены: низкая мотивация к обучению, заниженная самооценка, повышенный уровень тревожности, социальный пессимизм, несостоятельность. Это дети из неблагополучных семей, которые относятся к «группе риска», испытывающие дефицит внимания в семье и состоят на ВШК (школьном учёте).

Одной из психокоррекционных тактик в работе с обучающимися, стало повышение мотивации к общению, познанию окружающего мира. Главной задачей являлось повышение уверенности и оказание психологической поддержки. С обучающимися разрабатывались способы их достижения, алгоритмы преодоления жизненных трудностей.

Очень важно в работе с такими детьми взаимодействовать с педагогами, родителями, регулярно оценивать состояние психического здоровья детей, выявлять признаки тревоги, депрессии, нарушения поведения и настроения на самом раннем этапе.

 

Литература

1.   Валитова Г.М. Медико-социальное исследование суицидов среди детей и мероприятия по их профилактике: автореф. дис. … канд. мед. наук. – М., 2010.

2.   Попов Ю.В., Пичиков А.А. Особенности суицидального поведения у подростков: обзор литературы // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. – 2011. – № 4. – С. 4-8.

3. Амбрумова А.Г. Жезлова Л.Я., 1978.

4. Сакович Н.А. Диалоги на Аидовом пороге. — М. Генезис. 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Психология суицидального поведения подростков"

Суицид – акт лишения себя жизни, при котором человек действует целенаправленно, преднамеренно, осознанно.Почти все люди в то или иное время думают о суициде. Саморазрушение является одним из многих жи...

Памятка для педагогов и родителей. Профилактика суицидального поведения подростков.

Материал включает в себя понятийный апарат по суицидальномцу поведению и методические рекомендации педагогам и родителям по профилактике отклоняющегося поведения....

презентация для просвещения педагогов по теме "Суицидальное поведение подростков"

Психолог - педагогам о предотвращениии детского суицида....

Профилактика агрессивного поведения у школьников. Причины агрессивного и суицидального поведения подростков. Раннее выявление агрессивного поведения подростков.

В статье рассмотрены вопросы раннего  выявления агрессивного поведения подростков. Представлены причины агрессивного и аутоагрессивного  поведения. Подробно  рассмотрены  факторы, ...

Семинар для педагогов "Профилактика суицидального поведения подростков"

В современном информационном мире появляется всё больше скрытых угроз наиболее уязвимой части нашей молодежи – детям и подросткам. Все чаще мы замечаем, что подростки находят наиболее опасн...

Консультация для родителей, направленная на профилактику суицидального поведения среди подростков «Подростковый суицид. Как предотвратить трагедию»

Методическая разработка в форме консультация для родителей, направленная на профилактику суицидального поведения среди подростков  «Подростковый суицид. Как предотвратить трагедию?» п...