"Учись учиться"
рабочая программа по психологии (11 класс) на тему

Пинаева Ольга Владимировна

Программа стрессоустойчивости перед выпускными экзаменами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_stressoustoychivosti_pered_ekzamenami.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Программа "Учись учиться" (профилактика стрессовых состояний у учащихся в период подготовки к государственным экзаменам)

Цели программы: снижение стрессоопасных состояний; совершенствование здоровьесберегающих технологий в период подготовки и похождения итоговой аттестации учащихся; оказание действенной помощи участникам учебно-воспитательного процесса при подготовке к экзаменам.

Задачи программы:

  • сохранение психологического здоровья учащихся и педагогов;
  • обучение навыкам саморегуляции, контроля эмоционального состояния;
  • снятия стресса у учащихся, педагогов и родителей в экзаменационный период;
  • совершенствование коммуникативного общения в системе “ученик- учитель”, “учитель-родитель”, “ученик-родитель”;
  • повышение психологической компетентности учащихся, родителей и педагогов;
  • профилактика конфликтно-опасных ситуаций в экзаменационный период.

Исходными предпосылками данной программы является проблема экологичности психоэмоциональной среды выпускников II и III ступени обучения, а также необходимость сохранения психического здоровья подростков и педагогов.

Программа рассчитана на учащихся 9-х, 11-х классов (15-17 лет) и основана на принципах конструктивного взаимодействия психолога со всеми участниками учебно-воспитательного процесса в период подготовки и прохождения итоговой аттестации.

Цикл программы составляет 9-12 занятий. В конце каждого занятия учащимся предлагаются практические рекомендации (в письменной и устной форме) и тренировочные упражнения для снятия нервного и эмоционального напряжения в экзаменационный период.

При проведении занятий используются методические материалы периодических изданий для психологов, рекомендации по развитию видов памяти, внимания, мышления, тренинговые упражнения, упражнения на релаксацию, практические задания по снятию нервного напряжения.

Программа наиболее удобна для педагогов-психологов в качестве элективного курса или факультатива, а также занятия могут быть включены в уроки ОБЖ, физкультуры. Длительность одного занятия – от 25 до 45 минут, в зависимости от темы предложенного часа.

Актуальность: благодаря приобретенным навыкам саморегуляции и выработки поведенческой стратегии в экзаменационный период, школьник приобретает технологии по сохранению собственной здоровьесберегающий среды в сложных жизненных ситуациях.

Целостность: программа обеспечивает взаимодействие и последовательность действий для реализации цели.

Рациональность: цель программы соответствует предлагаемым средствам для ее достижения.

Контролируемость: по результатам реализации данной программы рекомендуется проведение психодиагностического обследования школьной тревожности или стрессового состояния учащихся (компьютерные диагностики ИБИСС, Психология в школе).

Предлагаемый цикл занятий с учащимися рекомендуется проводить во II полугодии учебного года, с целью оптимизации учебного процесса и повышения результативности по программе.

Рекомендации по программе (см. приложения) предлагаются учителям, родителям и учащимся в качестве наглядных пособий, буклетов, демонстрационного материала.

Ожидаемые результаты: реализация данной программы создает условия для успешной сдачи экзаменов, снижает степень депрессивных и стрессовых состояний в экзаменационный период.

Рекомендации по введению программы:

  • Групповая работа проводится в классном коллективе, что создает предпосылки к конструктивному взаимодействию.
  • Создание ситуаций успеха и доверия при ведении тренинговых и практических занятий способствует оптимизации учебного процесса.
  • Занятия могут быть изменены и дополнены необходимыми упражнениями и тренинговыми заданиями, в зависимости от особенностей группы (класса).
  • Соблюдение прав ребенка, объяснение необходимости участия в данной программе для дальнейшего саморазвития и самоактуализациии личности.
  • Ведение программы допускает совместную деятельность преподавания с предметом ОБЖ (рекомендации УО г. Ноябрьска от 01.02.02 г. Приказ №83).
  • В период ведения программы всем участникам учебно-воспитательного процесса обеспечивается индивидуальное и дистантное консультирование по возникающим проблемам (в виде рубрики “Вы спрашивали – мы отвечаем” через школьный радиоцентр или психологический стенд).
  • Для эффективной работы с выявленной группой детей с повышенной тревожностью оказать психологическое сопровождение по программе ИБИС (компьютерная программа “Игровое биоуправление и саморегуляция).

Содержание занятий

1-е занятие.

Тема: Психология эмоций.

Цель: дать понятие об эмоциях, видах эмоций, стрессе; выявить наличие или отсутствие склонности к стрессу, повышенную ситуативную тревожность у учащихся.

Оборудование: картинки с различными эмоциями, листы бумаги, цветные мелки или карандаши; ручки, магнитофон с записью спокойной музыки.

Ход: Психологический настрой на занятие (слушание спокойной музыки (инструментальная музыка, МР-3, изд. “Домашняя коллекция”, 2006 г.)). Психология эмоций. Виды эмоций. Положительные и отрицательные эмоции, их влияние на организм. Рисунки своего эмоционального состояния. Понятие стресса. Стадии адаптации к стрессу. Влияние стресса на организм. Понятие эмоциональный стресс. Причины возникновения стресса и пути его преодоления. Диагностика склонности к стрессу. Выявление ситуативной тревожности. Диагностика Ханина и Спилберга [6]. Обсуждение причин возникновения стресса и наличия ситуативной тревожности. Рекомендации учащимся, набравшим высокий балл по диагностикам (индивидуально).

2-е занятие.

Тема: Память.

Цели: развитие навыков осмысленного запоминания материала; обучение навыкам развития ведущего вида памяти; создание условий для оптимального запоминания материала.

Ход: Понятие физиологии памяти. Определение ведущего вида памяти. Экспресс- диагностика. Осмысленное запоминание. Запоминание связного текста. Эмоциональное запоминание. Ассоциативное запоминание. Использование анализаторов при запоминании. Создание условий для оптимального запоминания. Схемы повторения материала. Схема запоминания информации. Мнемотехнические приемы запоминания. Запоминание иностранных слов. Психогигиенические рекомендации при заучивании материала. Аутогенная тренировка (приложение 5).

3-е занятие.

Тема: Внимание.

Цель: обучение навыкам развития внимания и внимательности при подготовке к экзаменам.

Ход: Психология внимания. Связь внимания и остальных психических процессов. Экспресс- диагностика внимания: “Числовой квадрат”, “10 слов”, “Наглядные картинки” . Качества внимания. Тест “Внимательный ли ты человек?”. Приемы развития внимания. Основы развития внимательности. Психогигиенические рекомендации при заучивании материала.

4-е занятие.

Тема: Мышление и воображение.

Цели: обучение основам развития творческого мышления и воображения; формирование понятий связи мышления, речи с основными психическими процессами.

Ход: Понятие мышления. Понятие воображения. Виды мышления. Оценка логического мышления. Экспресс-диагностика аналитического мышления. Процессы воображения. Приемы развития воображения. Упражнение “Профессиональное воображение”. Психогигиенические рекомендации развития воображения и творческого мышления. АТ.

5-е занятие.

Тема: Практическое занятие по регуляции психоэмоционального состояния.

Цели: обучение навыкам регуляции психоэмоционального состояния во время подготовки к экзаменам; обучение навыкам аутогенной тренировки и мышечного расслабления.

Оборудование: магнитофон с записью спокойной музыки; секундомер; рекомендации по мышечному расслаблению и приемы АТ.

Ход: Психологический настрой на занятие. Причины возникновения тревожного состояния. Методика нервно-мышечной релаксации. Упражнение “Учимся расслабляться”. Упражнение “Марафон”. Упражнение из серии “Расслабимся немного”. Приемы расслабления АТ. Запись наиболее понравившихся приемов. Работа с рекомендациями Работа с памятками для учащихся (см. Приложение 2). Рефлексия занятия.

6-е занятие.

Тема: Физиология развития. Дыхательные упражнения.

Цели: обучение навыкам работы с дыханием; обучение навыкам релаксации, саморегуляции и снятия стрессоопасных ситуаций.

Оборудование: листы бумаги, ручки; магнитофон с записью спокойной музыки; рекомендации.

Ход: Навыки саморегуляции. Понятие мышечная релаксация. Виды дыхания. Работа над диафрагмально-релаксационным дыханием. Игры на регулировку дыхания: “Аэростат”, “Насос”, “Проводник”, “Гравитация” [17]. Обучение навыкам точечного и бесконтактного массажа [1]. Расслабление под спокойную музыку (по Касатову). (Приложение 3). Рефлексия занятия.

7-е занятие.

Тема: Психорегуляция.

Цели: обучение навыкам саморегуляции; обучение навыкам игротехники; обучение навыкам волевого настроя на экзамены.

Оборудование: листы бумаги; карандаши или ручки; магнитофон, записи

Ход: Психологический настрой. Составление программы собственного релаксационного тренинга. Упражнение “Воля” [3]. Понятие саморегуляция. Распределение энергии. Гимнастика Гермеса. Понятие устойчивость нервной системы. Понятие медитация. Понятие психологическая защита. Рекомендации по психологической защите. Психологические настрои на экзамены. Отработка навыков психологических настроев на сдачу экзаменов. Запись собственных психологических настроев. Рефлексия занятия.

8-е занятие.

Тема: Готовимся к сдаче экзаменов.

Цели: дать практические рекомендации по подготовке к экзаменам; обучение правилам поведения в период подготовки и прохождения государственной аттестации.

Оборудование: листы для записей; ручки, памятки с рекомендациями для учащихся.

Ход: Подготовка к экзаменам. Советы психолога (см. Приложение 2). Не думай о провале! О пользе шпаргалок. Накануне экзамена. Во время экзамена. Аутогенные упражнения. Учимся расслабляться после экзамена (практические упражнения из ранее отработанных). Как правильно оборудовать свою комнату и рабочее место. Цветовое решение при подготовке к экзаменам и лучшем запоминании материала. Структурирование материала для запоминания. Рефлексия занятия.

9-е занятие.

Тема: “Учись учиться!”

Цели: подведение итогов работы по программе; определение эффективности психологических рекомендаций; определение уровня ситуативной тревожности и наличия стрессоопасных ситуаций.

Ход: Психологические настрои на сдачу экзаменов. Упражнение “Я-позиция”, “Я уверен в том, что…”. Повторная диагностика ситуативной и личностной тревожности. Игра “Посмеемся над стрессом”. Практические рекомендации при подготовке и прохождении экзаменов. Игра “Экзаменатор”. Рефлексия занятия. Подведение итогов по программе. Анкета “Обратная связь” (см. приложение 1)

10-е занятие.

Тема: Родительское собрание “Как помочь ребенку сдать экзамен?” (см. Приложение 4)

Цель: оказание психологической помощи родителям в период подготовке их детей к экзаменам.

Ход: Беседа по итогам проведенной программы “Учись учиться!”. Рекомендации родителям по планированию режима дня школьника в период подготовке к экзаменам. Индивидуальное собеседование и консультирование родителей.

11-е занятие. 

(Предварительно до этих занятий рекомендуется провести групповые или индивидуальные консультации с родителями и педагогами по вопросам конфликтологии.)

Тема: Психологический практикум для педагогов “Ах! или Ох! Экзамены!”

Оборудование: листы с набором пиктограмм, цветной картон, ножницы, клей, ватман, магнитофон, кассеты с записью инструментальной музыки, карточки с заданиями, мяч красного цвета и синего. Мел, доска, незаполненная таблица, весы, анкетные данные.

Цели: дать психологические рекомендации педагогам по индивидуальным особенностям детей; оказать психологическую помощь в период подготовке и прохождения экзаменов.

Ход: Объяснение индивидуальных особенностей и психологии поведения учащихся, сдающих экзамены. Психологический настрой на работу. Работа по карточкам “Когда он…, то я…”, “Экзамен для меня всегда…”. Игра “Мяч”: педагог, получивший красный мяч высказывается на тему “Экзамен меня радует, потому что…”, получивший синий мяч “Экзамен меня огорчает, потому что …”. Результаты анкетирования учителей школы “Экзамен- это…”. Штрихи к портрету “двоечника” и “отличника” [7]. Результаты опроса учащихся на тему “Если бы я был экзаменатором, то…”. Упражнение “Девиз экзаменатора”. Реагирование на ситуацию во время экзамена (несколько ситуаций из школьной жизни, поведения учащихся во время проведения госэкзамена). Способы психологической защиты учителя во время экзамена [8]. Отработка способов защиты учителя и психологических настроев (см. Приложение 6). Рефлексия занятия. Упражнение “Подарок”: учителя обмениваются фразами “Я дарю улыбку …. За то, что он…”.

Приложение 5

Займите удобное положение, отгоните от себя посторонние мысли и ощущения, приготовьтесь к тренировке, проговаривая следующее:

  • Я приготовился к отдыху;
  • Я успокаиваюсь;
  • отвлекаюсь от всего;
  • посторонние звуки не мешают мне;
  • уходят все заботы, волнения, тревоги;
  • мысли текут плавно, замедленно;
  • я отдыхаю;
  • я совершенно спокоен.

Как Вы помните, более глубокому отдыху способствует расслабление всех мышц конечностей и тела, которое субъективно оценивается нами как чувство тяжести. Вы наверняка испытывали это чувство тяжести в мышцах, когда отдыхали после того, как совершили определенную физическую работу или длительную пешую прогулку. Но тогда это ощущение было непроизвольно, сейчас же требуется вернуться к нему сознательно.

Прежде всего Вы должны научиться расслаблять правую руку (левши левую, так как эта рука наиболее управляема при занятии AT). Для этого можно использовать формулу:

—        моя правая рука тяжелая.

Эту формулу нужно представить себе со всей наглядностью. Вот расслабляются мышцы руки — пальцы, кисть, вся рука стала тяжелой, как свинец. Она расслаблена и бессильно лежит, как плеть. Нет сил, не хочется двигать ею.

Предложенную формулу медленно повторяйте 6—8 раз, стараясь отчетливее запомнить вызванными Вами ощущения. Желательно, чтобы вызванное ощущение расслабленности не было неприятным. Если же это случится, попробуйте заменить в формуле слово «тяжесть» словом «расслабленность».

После того, как Вы научитесь расслаблять правую руку рефлекторно — с первой попытки, попытайтесь расслабить и остальные мышцы. Как правило, это проходит гораздо легче:

  • в правой руке появляется приятное ощущение тяжести;
  • руки тяжелеют;
  • руки тяжелеют все больше и больше;
  • руки приятно отяжелели;
  • руки расслаблены и тяжелы;
  • я совершенно спокоен;
  • покой дает отдых организму;
  • тяжелеют ноги;
  • тяжелеет правая нога;
  • тяжелеет левая нога;
  • ноги наливаются тяжестью;
  • ноги приятно отяжелели;
  • руки, ноги расслаблены и тяжелы;
  • отвлекаюсь от всего;
  • посторонние звуки не мешают мне;
  • уходят все заботы, волнения, тревоги;
  • мысли текут плавно, замедленно;
  • я отдыхаю;
  • я совершенно спокоен.

Как Вы помните, более глубокому отдыху способствует расслабление всех мышц конечностей и тела, которое субъективно оценивается нами как чувство тяжести. Вы наверняка испытывали это чувство тяжести в мышцах, когда отдыхали после того, как совершили определенную физическую работу или длительную пешую прогулку. Но тогда это ощущение было непроизвольно, сейчас же требуется вернуться к нему сознательно.

Прежде всего Вы должны научиться расслаблять правую руку (левши левую, так как эта рука наиболее управляема при занятии AT). Для этого можно использовать формулу:

—        моя правая рука тяжелая.

Эту формулу нужно представить себе со всей наглядностью. Вот расслабляются мышцы руки — пальцы, кисть, вся рука стала тяжелой, как свинец. Она расслаблена и бессильно лежит, как плеть. Нет сил, не хочется двигать ею.

Предложенную формулу медленно повторяйте 6—8 раз, стараясь отчетливее запомнить вызванными Вами ощущения. Желательно, чтобы вызванное ощущение расслабленности не было неприятным. Если же это случится, попробуйте заменить в формуле слово «тяжесть» словом «расслабленность».

После того, как Вы научитесь расслаблять правую руку рефлекторно — с первой попытки, попытайтесь расслабить и остальные мышцы. Как правило, это проходит гораздо легче:

  • в правой руке появляется приятное ощущение тяжести;
  • руки тяжелеют;
  • руки тяжелеют все больше и больше;
  • руки приятно отяжелели;
  • руки расслаблены и тяжелы;
  • я совершенно спокоен;
  • покой дает отдых организму;
  • тяжелеют ноги;
  • тяжелеет правая нога;
  • тяжелеет левая нога;
  • ноги наливаются тяжестью;
  • ноги приятно отяжелели;
  • руки, ноги расслаблены и тяжелы;
  • тяжелеет туловище;
  • все мышцы расслаблены и отдыхают;
  • все тело приятно отяжелело;
  • после занятий ощущение тяжести пройдет;
  • я совершенно спокоен.

После занятия, в тех случаях, когда Вам необходимо непосредственно приступить к активной деятельности, требуется использовать специальный прием выхода из аутогенного погружения. Для этого применяются формулы, обратные формулам погружения. Например:

  • мои руки легкие, энергичные;
  • чувствую приятное напряжение в руках;
  • дышу глубоко, ритмично;
  • чувствую легкость, бодрость, комфорт;
  • сгибаю и разгибаю руки в локтях.

После этого вы открываете глаза, встаете и делаете несколько энергичных физических упражнений.

Естественно, что если AT предшествует сну, то делать этого не следует.

Старайтесь после каждого занятия проанализировать достигнутое ощущение и записать его в дневник, который необходимо иметь каждому занимающемуся. В дневник, кроме того, заносятся используемые Вами формулы, среди которых Вы отбираете самые действенные и влиятельные для Вас, а также оценка проведенного занятия. Например, для расслабления:

«I» — неспособность расслабиться;

«2» — незначительное расслабление;

«3» — среднее расслабление;

«4» — сильное расслабление;

«5» — полное расслабление.

Помните, что если в процессе занятия возникло необычное неприятное ощущение, занятие надо прервать и проконсультироваться с психологом.

Приложение№3

Методика расслабления по А.А. Касатову,  доктору психологических наук

Уральского Государственного университета им. М. Горького

Сели- закрыли глаза

Глубокий вдох через нос- медленный выдох через рот(3 раза)

Проговариваем про себя ( «гоним волну»):

Расслабляем язык- щеки- подбородок- щеки

Глаза- шея- плечи

Плечи-руки- кисти-

Руки- кисти- живот-

Спина-живот- бедра-

Живот- бедра-колени-

Бедра-колени-икры-

колени- икры-стопы

мягкая волна «сверху- вниз»- 3 раза

Приложение№1

Анкета для учителя-экзаменатора

  1. Преподаваемый вами предмет__________________________________
  2. Ваш педагогический стаж______________________________________
  3. Сколько лет Вы принимаете экзамены___________________________
  4. Наиболее трудным для Вас на экзамене является__________________
  5. Экзамен для Вас – это_________________________________________

   Приложение№4 

Советы родителям: Как помочь детям подготовиться к экзаменам

Очевидно, что в подготовке учеников к экзамену огромную роль играют родители. Именно родители во многом ориентируют их на выбор предмета, который дети сдают, внушают уверенность в своих силах или, наоборот, повышают тревогу, помогают, волнуются и переживают из-за недостаточно высоких оценок. Единый государственный экзамен, суть которою непонятна большинству родителей, представляет трудность не только дли выпускников, но и для их пап и мам. Как можно помочь ребенку, чем должна отличаться подготовка к ЕГЭ от подготовки к традиционному экзамену, справится ли ребенок — все эти вопросы требуют ответа. А коль скоро родители принимают непосредственное участие на этапе выпускных экзаменов, им тоже необходима особая подготовка. Наиболее оптимальный вариант- использование для такой подготовки родительское собрание, так как это привычная форма работы, которая к тому же позволяет охватить родителей фронтально, в группе.

Проведение родительского собрания на тему «Как помогать ребенку готовиться к Единому государственному экзамену» позволяет достичь сразу нескольких целей.

Прежде всего,  сами родители, как правило, очень смутно представляют себе, что такое ЕГЭ. Известно, что недостаток информации повышает тревогу, которую родители, сами того не желая, могут передавать детям. Расширение знаний родителей о сущности и процедуре Единого государственного экзамена, знакомство с конкретными заданиями позволяет снизить их тревогу, что, в свою очередь, помогает родителям поддерживать ребенка в этот непростой период.

Полноценная психологическая поддержка выпускников возможна только в том случае, когда психологам, педагогам и родителям удается совместно выработать единую стратегию. Родительское собрание — это важнейший шаг в выработке такой стратегии. Оно позволяет направить усилия различных взрослых, окружающих учеников, в едином направлении. Родители и педагоги становятся сотрудниками, объединенными общей задачей.

 На подготовительном этапе важно собрать необходимые сведения о детях, возможно, провести углубленную психологическую диагностику и проанализировать возможные трудности, с которыми они могут столкнуться при сдаче ЕГЭ. Желательно подготовить характеристики и рекомендации в письменном виде. Кроме того, на этом этапе происходит подготовка материалов для собрания. Очень хорошо, если удастся собрать демонстрационные версии ЕГЭ или задания прошлых лет.

Не стоит откладывать проведение родительского собрания на конец учебного года. Очень важно предоставить родителям достаточно времени, чтобы воспользоваться рекомендациями психолога и педагогов и помочь ребенку эффективно построить процесс подготовки к экзамену. Поэтому оптимальным временем проведения такого собрания будет октябрь-ноябрь. Но даже если уже наступил апрель, такое собрание не будет лишним, а, напротив, поддержит родителей на финишной прямой.

План проведения родительского собрания:

1. Информирование о сущности и процедуре ЕГЭ (либо традиционного экзамена).

2. Общие рекомендации психологической службы и педагогов- предметников.

3. «Мозговой штурм» на тему «Чем  я как родитель могу помочь своему ребенку?». Составление «полезных советов» из опыта родителей.

4. Индивидуальные рекомендации для родителей (по учащимся) и консультации психолога.

Общие рекомендации психологической службы:

  • Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
  • Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может
  • отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда
  • передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент
  • могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных
  • особенностей        может        эмоционально        "сорваться".
  • Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
  •  Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
  • Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
  • Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок,
  •  объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом
  •  Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из
  • домашних        не        мешал.
  • Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга. Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
  • Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
  •  Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
  • Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему  часы на  экзамен.
  •  Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен
  • отдохнуть        и        как        следует        выспаться.
  •  Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
  • пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем
  • содержатся, это поможет настроиться на работу;
  • внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл
  •  (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по
  • первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
  • если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь,
  •  чтобы потом к нему вернуться;
  • если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть
  • смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный
  • вариант.

И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

Настрой на дорогу в школу.

       Здравствуй, дорога, ведущая меня к моим делам. Неспешно, но с удовольствием я пройде каждый твой метр, наслаждаясь движением и возможностью дышать полной грудью. Я приветствую это небо, я приветствую это солнце, я приветствую эти деревья, я приветствую всю природу, которая окружает меня. Я мысленно приветствую всех людей, которых встречаю на своем пути.

     Толчея в транспорте не будет раздражать меня. Я защищен от нее прочной оболочкой спокойствия и доброжелательности. Я приду на работу свежим и бодрым.

 

Настрой на приход в школу.

       Я подхожу к моей школе и чувствую, как я внутренне преображаюсь. Я отодвигаю от себя все свои личные проблемы и заботы. Я мысленно настраиваюсь на хорошее расположение к каждому ребенку, которого сейчас встречу. Мое лицо излучает свет, тепло и благожелательность. Мне приятно

и проблемы нашего общества. Господи, дай мне и моим коллегам мужество вынести все

Настрой на урок.

Сейчас я должен быстро настроится на предстоящий урок. Мысленным взором я охватываю класс. И всех детей, находящихся в нем. Я хорошо чувствую атмосферу класса и настроение моих детей. я могу видеть их вместе и каждого по отдельности и знаю. Что можно сказать каждому. Я четко представляю себе план урока и что я должен на нем сделать, проверка домашних заданий, опрос, объяснение нового материала, контрольные вопросы, задание на дом – все это я свободно держу у себя в голове. Я готов к непредвиденным ситуациям, и у меня есть на них некоторый резерв времени. Во время урока я буду обязательно выкраивать несколько секунд времени для передышки и расслабления от делового напряжения. Я внутренне собран и освещен улыбкой.

 Настрой на открытый урок.

     Сегодня ко мне придут проверяющие. Для меня это не очень приятно, как обычно бывает неприятно, когда тебя кто-то контролирует. Я знаю свой материал хорошо, план урока я

маленькую невзрачную букашку, которая ничего не может мне сделать – сильной и уверенной в себе. Так что вперед к победе! 

Настрой на разговор с родителями.

     Да, к сожалению, мне приходится воспитывать не только детей, но и их родителей. Для некоторых из них школа – как камера хранения, куда они сдают своих детей на время своей работы. Я буду терпелив, ровен и невозмутим, убеждая родителей своих учеников в том, как им нужно обращаться с их же детьми. Я понимаю, что у большинства из них нелегкая жизнь. Многие из них сами как дети. Господи, дай мне силы быть разумным среди скопища неразумных!

Настрой на серьезный разговор.

    Сейчас мне предстоит серьезный и важный разговор. От его исхода зависит    успех моего дела, которому я служу. Я сосредотачиваюсь, собираюсь с мыслями, активизирую все свои внутренние невозможности и весь свой профессиональный опыт.

     Я готов к неожиданным вопросам и знаю,

увидеть моих коллег по школе, которых, как и меня, объединяют любовь к детям и истине.       Я понимаю, что школе сегодня живется трудно. Школа отражает несет в себе все беды трудности нашего существования. Мы будем стойкими как сто оловянных солдатиков!

держу в голове. Я уже несколько раз давала урок по этой теме. Мне  нечего волноваться. Я собран и спокоен. Если я почувствую, что от присутствия проверяющего терять самообладание, я тут же надвину на него стеклянный,  матовый    колпак, с тем, чтобы не видеть и не замечать его. Еще я могу в своем воображении превратить его в

  как на них ответить. Как хороший боксер, я могу держать удар.

Все свои сильные аргументы я отчетливо вижу и держу в голове. Я готов пустить в ход и знаю, как и когда это нужно сделать. Я верю в свои силы и возможности. Я знаю. Я верю. Я все преодолею.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Учись учиться"

В презентации представлены формы, методы и способы самостоятельной работы учащихся с учебником на уроках....

Цикл классных часов "Учись учиться"

Цикл классных часов для учащихся среднего звена по развитию приёмов и навыков учения. Сценарии 8 занятий...

Учись учиться (классный час)

Рекомендации школьникам....

Учись учиться

Презентация в помощь к разработке "Тренировка памяти"...

Развитие интереса к учебному труду через занятия школы "Учимся учиться"

Почему многие школьники плохо учатся? На поставленный вопрос может быть дано множество ответов: плохо читают; плохо развита память,невнимательны ,несамостоятельны , неорганизованны, не могут сосредото...

Учиться,учиться и учиться!

Учение залог успеха....