Главные вкладки

    О детских фантазиях, страхах и детской литературе
    статья по психологии на тему

    Афанасьева Татьяна Максутовна

    В статье приводятся некоторые теоретические положения о воображении, возникновении детских страхов. Отмечаются возрастные особенности детских страхов.

    На примере из практики рассматривается роль воображения, фантазии и детской литературы в возникновении страхов. Подчеркивается важность детско-родительского общения в профилактике эмоционального напряжения, возникающего у ребенка под влиянием  различных литературных произведений, жизненных впечатлений. Предлагается анкета для родителей, которая поможет проанализировать содержание фантазий ребенка, а следовательно, предотвратить возникновение детских страхов, затрудняющих социальную адаптацию.

    Содержание статьи, возможно, поможет родителям сориентироваться и в выборе литературы для чтения ребенку и для его самостоятельного чтения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon detskie_fantazii.doc54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Афанасьева Т.М., педагог-психолог

    Санкт-Петербург

    О детских фантазиях, страхах и детской литературе

        Сначала некоторые сведения из общей психологии.

        Фантазия, или воображение (это синонимы), является высшим познавательным процессом [3].  В структуре познавательной деятельности человека она занимает особое место. Благодаря фантазии человек способен мысленно преодолевать расстояние, переноситься в далекое прошлое и будущее.

        Как же возникают образы фантазии? С помощью ощущений, восприятия, мышления человек узнает о свойствах и связях вещей, явлений и процессов, закрепляя все это в памяти в виде образов, мыслей. Именно образы представления, удерживаемые памятью, являются тем строительным материалом, из которого формируются новые образы - образы воображения. Если память возобновляет образы в максимально приближении к эталону, то фантазия, воображение, преобразует их, отражая реальную действительность в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях.

        Ни одно живое существо, кроме человека, не обладает фантазией – это исключительно человеческое свойство. При этом фантазия – важное условие развития личности. Она необходима для свободного выявления творческих возможностей человека, особенно в детстве. Фантазия выступает как одно из условий создания картины мира, усвоения общественного опыта. В то же время, образы фантазии питают детские страхи

        Страх принадлежит к категории фундаментальных эмоций человека. Эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула.

        Страх – аффективно заостренное восприятие угрозы для жизни, самочувствия и благополучия человека [2].

        Несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняет разнообразные функции в психической жизни человека. Как реакция на угрозу страх позволяет избежать встречи с ней, играя защитную роль в системе психической саморегуляции. Страх – своеобразное средство познания окружающей действительности, ведущее к более избирательному и более критичному отношению к ней. Таким образом, он выполняет определенную социализирующую или обучающую роль в процессе формирования личности.      Представления об образующих страх источниках опасности являются известным коммуникативным или жизненным опытом  

        Человек не мог бы выжить, пренебрегая страхом темноты, огня и пожара, стихии – всего того, что было развито у первобытных людей, одухотворяющих многие неизвестные и опасные для них явления природы.

        Возникновение детских страхов естественно и закономерно, они проявляются в определенной последовательности. В 1 год у детей вызывают страх громкие звуки, новые люди и новые предметы. К трем годам дети начинают бояться темноты и самых разных животных, к 5 годам эти страхи уменьшаются, но появляются новые, связанные с различными фантастическими персонажами, от которых может исходить опасность [1].

        Вот здесь и обнаруживается чрезвычайная важность роли детской литературы как источника образов фантазии и детских страхов.

        В современной литературе для детей большое место занимают книжки с короткими текстами и изобилием картинок, подчас сомнительного качества. В книгах часто отсутствуют описание природы, характеристика интерьера или городского пейзажа, словесные портреты персонажей. Авторы, к сожалению, руководствуются представлением о том, что дети при чтении часто пропускают эти страницы, отдавая предпочтение диалогам и действиям, или, говоря современным языком, «экшену». Между тем, такие книги дают мало пищи воображению, обедняют эмоциональное развитие личности – фантазии не могут развернуть яркие и красочные картины. Итак, пищи для развития личности мало, а вот для детских страхов – сколько угодно!

        Разумеется, во все времена дети замирали, когда им читали какой-нибудь «страшный» эпизод в сказке. Неудивительно, что приключения героев современных «страшных» книжек вызывают у них похожую реакцию. Повод для беспокойства возникает тогда, когда страхи, вызванные скелетами, роботами, пиратами, космическими пришельцами, о которых читают детям (или они читают сами), мешают детям жить

        Приведу пример из психологической практики.

        За психолого-педагогической помощью обратилась мама мальчика старшего дошкольного возраста. По телефону женщина сообщила, что наблюдает проблемное поведение у своего шестилетнего сына Никиты. Проблема осложнялась психосоматическими особенностями мальчика. Он страдал бронхиальной астмой. Из-за этого он не мог посещать дошкольное образовательное учреждение и воспитывался дома матерью. Мама была обеспокоена большим количеством страхов у ребенка, практически не отпускавшего ее от себя. При этом общение со сверстниками у Никиты не складывалось. Он часто бывал агрессивен, эмоционально возбужден. Непоседливый и несосредоточенный, он очень быстро стал «нежелательным» в группе Дома детского творчества, где посещал занятия по программе сказкотерапии.

        Занимаясь дома с ребенком, мама обратила внимание на то, что основное содержание его рисунков – черепа, скелеты, покойники и мумия. Сюжеты с участием этих персонажей повторялись и в ходе индивидуальной психолого-педагогической работы с Никитой. Было очевидно, что они практически полностью заняли воображение мальчика: снились ему, пугали его. Особенно угрожающими были рассказы о мумии.

        При попытках выяснить происхождение страхов мама предположила, что связаны они с тем, что незадолго до их появления она стала покупать сыну энциклопедию о строении тела человека. Никите очень нравилось рассматривать ее, даже на прием к психологу он приносил эту книгу. Принимая во внимание, что страхи, вызванные черепами, скелетами, покойниками, свойственны большинству детей шестилетнего возраста [1], можно было успокоиться и не форсировать коррекцию этих страхов, сосредоточившись на снижении эмоциональной напряженности. Но страх мумии?!

        Мама рассказала, что мумия запомнилась мальчику во время посещения Эрмитажа. После этой экскурсии они с Никитой читали детскую энциклопедию о Древнем Египте. Это многое объясняло в происхождении страхов и фантазий, но вызывали сомнения агрессивные действия мумий, о которых постоянно рассказывал Никита, комментируя свои рисунки и сновидения. Все встало на свои места, когда мама вспомнила, что, следуя интересу мальчика, купила комиксы про мумию, восставшую из гробницы. Эта мумия преследовала путешественников, ученых-египтологов, расхитителей гробниц и проч. и проч. По этим комиксам ребенок учился чтению, но содержание их дома не обсуждалось, постепенно обрастая в фантазиях впечатлительного мальчика все новыми и новыми зловещими подробностями. В результате потребовалась помощь психолога в борьбе со страхом, в борьбе за адаптацию ребенка в реальном мире.

        Несомненно, родитель, заботящийся о психическом здоровье ребенка, постарается уберечь его от псевдолитературных историй, описывающих потоки крови, трупы, сцены насилия и восстания из могил. Однако и безобидного, на «взрослый» взгляд, комикса может быть достаточно, чтобы в фантазии ребенка возникли «ужастики», замещающие гуманные и добрые образы, которые всегда отличали русскую литературу для детей.

        Заблуждаются те взрослые (и пишущие для детей, и читающие детям, выбирающие для них книги), которые считают, что привыкнув к литературным ужасам, дети быстрее изживут свои иррациональные страхи. Напротив, под влиянием некачественной литературы страхи могут стать постоянными, у детей могут возникнуть неврозы.

        При большем, чем в норме, количестве страхов и их невротическом характере возникает состояние психического напряжения, скованности. Поведение становится пассивным, атрофируется любопытство, любознательность. Ребенок избегает любого риска, связанного с вхождением в новую, неизвестную своими последствиями ситуацию. Вместо непосредственности и открытости развивается настороженность и аффективная замкнутость, отгороженность, уход в себя и свои проблемы [2].

        Так же, как привычные кощеи, водяные, людоеды, современные «страшилки» нуждаются в совместном обсуждении взрослых и детей. При этом чрезвычайно важно обратить внимание на склонность ребенка к фантазированию, замещающему познание реального мира, на содержание фантазий, так как патологическое фантазирование может быть признаком серьезного психического заболевания – шизофрении [5]. Помочь в таких случаях может специалист – детский психиатр

        В помощь взрослым, озабоченным состоянием и сохранением психического здоровья детей, предлагаю анкету. Она поможет организовать работу с миром фантазий в детском учреждении, предотвратить развитие страхов, затрудняющих формирование адекватной картины мира. В семье она поможет развитию и воспитанию детей, в том числе, и при выборе литературы для чтения. А писателям, пишущим для детей, эта анкета может быть полезна при обдумывании их творческих замыслов и фантазий, в выборе персонажей и сюжетов, которые помогут педагогам и родителям «сеять разумное, доброе, вечное».

    Анкета для анализа детских фантазий и страхов

    (для педагогов и родителей)

    1. Что читают ребенку (или читает сам)? Какие фильмы смотрит, в какие компьютерные игры играет?
    2. Как прочитанное, увиденное обсуждается дома?
    3. Какие страхи, опасения Вы отмечали или отмечаете в настоящее время у Вашего ребенка?
    4. Какие особенности поведения Вы наблюдаете в контактах Вашего ребенка со взрослыми людьми?

    - Предпочитает общение со взрослыми общению с другими детьми.

    - Выбирает для общения отвлеченные темы.

    - Чрезмерно опасается общения со взрослыми, особенно с малознакомыми или незнакомыми людьми.

    - Пытается спрятаться, если в дом приходят гости.

    - В общении с близкими людьми послушен, ласков.

    - В общении с близкими людьми может проявлять агрессивность.

    - Ваши собственные наблюдения _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

         5. Какие из перечисленных особенностей поведения Вы когда-либо наблюдали у Вашего ребенка (или наблюдаете в настоящее время):

    - повышенная впечатлительность;

    - вялость;

    - безучастность, безразличие;

    - чуткость, чувствительность;

    - жестокость;

    - стремление разрушать, ломать игрушки, рвать книги;

    - склонность к уединению;

    - склонность к неуемному фантазированию;

    - наличие повторяющихся (навязчивых) действий?

    Ваши собственные наблюдения: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Какие особенности засыпания, сна, пробуждения Вы можете отметить у Вашего ребенка?

    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Обсуждаете ли Вы с ребенком содержание его сновидений? ___________________
    2. Если да, то, кто бывает инициатором обсуждений? Каково это содержание?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

    Литература

    1. Егорова М.С., Зырянова Н.М., Пьянкова С.Д., Чертков Ю.Д. Из жизни людей дошкольного возраста. Дети в изменяющемся мире. – СПб.: Алетейя, 2001. – 239 с.
    2. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 448 с.
    3. Общая психология. Учебник для студентов пед. ин-тов. Под ред. А.В.Петровского. – М.: Просвещение, 1977. – 470 с.
    4. Практикум по общей психологии: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. А.И.Щербакова. – М.: Просвещение, 1990.  288 с.
    5. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. – М.: Медицина, 1974. – 320 с.
    6. Чех Е.В. Мне страшно. Расскажи мне сказку. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 156 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Авторская образовательная программа "Специальное фортепиано" для детских школ искусств, центров детского творчества

    Дана программа является результатом многолетней работы по специальности «Специальное фортепиано», попыткой скорректировать и дополнить типовую программу в соответствии с новыми требованиями, которые д...

    Авторская образовательная программа «Аккомпанемент» для детских школ искусств,центров детского творчества

    Аккомпанемент- одна из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта. Уроки аккомпанемента позволяют приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, поз...

    ПРАЗДНИК «ДЕТСКИЕ ФАНТАЗИИ»

    Цели: развить интерес и любознательность, интеллектуальные умения                   учащихся; воспитывать добр...

    Методические рекомендации на тему: Развитие детской фантазии и воображения посредством нетрадиционных техник рисования

    В данном материале автор показывает как  и какие он использует нетрадиционные техники рисования на своих занятиях по изобразительному  искусству....

    Методические рекомендации на тему: Развитие детской фантазии и воображения посредством нетрадиционных техник рисования. Приложение №2

    Данный материал является продолжением  основного материала "Методические рекомендации на тему : Развитие детской фантазии и воображения посредством нетрадиционных техник рисования"...