Психологические особенности подростков, воспитывающихся в условиях коррекционной школы
статья по психологии на тему

Умственно отсталые (слабоумные) дети – наиболее многочисленная категория аномальных детей. Они составляют примерно 1-3% от общей детской популяции. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические особенности подростков, воспитывающихся в условиях коррекционной школы

Умственно отсталые (слабоумные) дети – наиболее многочисленная категория аномальных детей. Они составляют примерно 1-3% от общей детской популяции.

Понятие умственно отсталый ребенок включает в себя весьма разнородную массу детей, которых объединяет наличие повреждения мозга, имеющего диффузный, т. е. широко распространенный, как бы «разлитый» характер.

Все это обусловливает возникновение у ребенка различных, с разной отчетливостью выраженных отклонений во всех видах психической деятельности.

На основании медицинских заключений при диагнозе олигофрении органическая недостаточность мозга носит резидуальный (остаточный), непрогредиентный (не усугубляющийся) характер, что дает основания для оптимистического прогноза и возможности комплексной коррекции у подростков.

Подростки олигофрены, как правило, характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие и личностных проявлений, и познания. Таким образом, умственно отсталые подростки, воспитывающиеся в школе - интернат ни в коей мере не могут быть приравнены к нормально развивающимся подростка их сверстникам.

Положение о единстве закономерностей нормального и аномального развития, подчеркиваемое в трудах Л.С. Выготским, дает основание полагать, что концепция развития нормального ребенка в общем может быть использована при трактовке развития умственно отсталых детей. Это позволяет говорить об идентичности факторов, воздействующих на развитие нормального и умственно отсталого ребенка. Но данное утверждение не совсем подходит к нашему исследованию.

Развитие олигофренов определяется биологическими и социальными факторами. К числу биологических факторов относятся тяжесть дефекта, качественное своеобразие его структуры, время его возникновения. Учитывать их необходимо при организации специального педагогического воздействия. Социальные факторы – это ближайшее окружение ребенка: семья, в которой он живет, взрослые и дети, с которыми он общается и проводит время и, конечно, же школа.

Специальное обучение, направленное на развитие умственно отсталых детей, предусматривает в первую очередь формирование у них высших психических процессов, особенно – мышления.

Формирование мыслительной деятельности способствует продвижению умственно отсталого ребенка в общем развитии и тем самым создает реальную основу для социально – трудовой адаптации выпускников вспомогательной школы.

Другое, тоже очень важное направление коррекционной работы предусматривает совершенствование эмоционально – волевой сферы учеников, которая играет большую роль и в усвоении знаний, умений и навыков, и в установлении контактов с окружающими, и в социальной адаптации учащихся в школе и вне ее.

Орудием человеческого мышления, средством общения и регуляции деятельности служит речь. У всех без исключения умственно отсталых учащихся наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии, которые обнаруживаются на различных уровнях речевой деятельности.

К старшим классам словарный запас школьников значительно обогащается, однако дефицит слов, определяющих внутренние свойства человека и других живых существ, сохраняется, а построенные предложения оказываются преимущественно простыми.

Для социальной адаптации подростка очень важно его общение с другими людьми, умение вступить в беседу и поддержать ее, т. е. необходим определенный уровень сформированности диалогической речи. Они не умеют в достаточной мере слушать то, о чем их спрашивают, и не всегда отвечают на заданный вопрос.

В одних случаях – молчат, в других отвечают невпопад. Развернутые ответы, состоящие из одного – двух распространенных предложений, от них можно услышать не часто.

Знакомство с психологией, умственно отсталого ребенка, дает возможность увидеть тот путь, следуя по которому социальный педагог сможет оказывать прямое и опосредованное воздействие на эмоциональную сферу своих воспитанников с целью ее развития, сглаживания и коррекции имеющихся недостатков.

Специальная коррекционная вспомогательная школа-интернат призвана формировать у своих воспитанников чувство товарищества, коллективизма, увлечённости, открытости, уверенности, жизнерадостности, благодарности, оживлённости, уважение к старшим людям, чувство удовольствия от достигнутых в труде и учебе успехов.

На пути к достижению этих целей перед педагогами и воспитателями коррекционной школы интернат встает много трудностей, обусловленных особенностями развития умственно отсталых подростков.

Трудовое воспитание детей с ограниченными возможностями включает в себя:

- ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему;

- воспитание интереса к труду, трудолюбия, умений работать в коллективе;

- формирование навыков социально-бытовой ориентировки;

- формирование организационных умений в труде;

- формирование санитарно-гигиенических, трудовых навыков, и навыков самообслуживания;

- обучение простейшим трудовым умениям и навыкам;

- обучение трудовым навыкам с учетом индивидуальных особенностей, личностных качеств, задатков и способностей;

- ознакомление с видами профессий и нацеливание на получение профессии.

Таким образом, в процессе воспитания и формирования трудовых навыков у подростков необходимо учитывать психофизические, физические и умственные особенности развития подростков.

Труд всегда оказывает благотворное влияние на физическое развитие ребенка и на развитие умственных способностей и сообразительности, развивается, координированость движений, и работоспособность.

Труд наиболее важный компонент социализации и является одним из главных факторов, определяющих профессиональное становление личности.

Труд служит средством физического развития детей, происходит развитие зрительно – двигательной координации. Достижения цели, их результаты доставляют им огромное удовольствие от проделанной работы, вызывают эмоциональный отклик, когда у подростков всё получается, то у них развивается интерес к разным формам трудовой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности подростка

В работе представлены психологические особенности подросткового периода и даются некоторые рекомендации по вопросам общения с детьми...

Особенности физкультурно-оздоровительной деятельности детей с нарушением зрения в условиях коррекционных школ

В настоящее время всё более актуальной становиться проблема качественного улучшения состояния здоровья подрастающего поколения, как неотъемлемая составляющая подготовки к активной самостоятельной жизн...

Программа психологической помощи трудным подросткам,воспитывающимся в условиях детского дома.

Данная программа напрвлена на преодоление трудностей в поведении,общении подростков с отклонениями в поведении с целью благополучной социальной адаптации....

Психологические особенности детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Взаимодействие семьи и школы.

Семья занимает одно из ведущих мест среди общечеловеческих ценностей. Полноценное и благоприятное формирование психики ребенка - главная роль семьи. Однако не все родители стремятся оказать должное вн...

Роль трудового воспитания в социализации школьников, воспитывающихся в условиях коррекционной школы

Трудовому воспитанию детей уделяли и уделяют внимание многие ведущие педагоги....

Доклад на заседании ШМО "Особенности экологического воспитания на уроках биологии в условиях коррекционной школы для детей с ОВЗ

В докладе говорится об особенностях экологического воспитания в условиях коррекционной школы для детей с нарушениями слуха....

Роль трудового воспитания в социализации школьников, воспитывающихся в условиях коррекционной школы

Роль трудового воспитания в социализации школьников, воспитывающихся в условиях коррекционной школы...