проект Большая учебная игра
проект по психологии (9 класс) на тему

Дорогая Наталья Владимировна

В результате определенных административно-педагогических процедур  несколько лет назад в класс «Б» были отобраны  учащиеся, имеющие  некоторые сложности с усвоением учебной программы. Постепенно по  истечении нескольких лет    сложилась неблагополучная для большинства  учащихся класса учебная ситуация. Неблагополучная,  согласно отзывам учителей-предметников, психологическому диагностированию,  наблюдениям на занятиях, журналу успеваемости класса:

Большинство учащихся 9 Б класса показывают  низкую мотивацию к овладению  образовательными программами, часто не выполняют домашние задания, некоторые ученики прогуливают занятия.  Во время уроков демонстрируют низкую познавательную активность,  сложности с воспроизведением материала предыдущего занятия, средние и низкие способности в саморегуляции.

Психологическое диагностирование учащихся показало низкий уровень школьной тревожности в сочетании с низкой тенденцией (у большинства) к саморазвитию. Учащиеся, которые не стремятся к саморазвитию и при этом не испытывают никакой тревожности, связанной со школой, в сочетании с низкой  успеваемостью по большинству предметов,  находятся в  явной группе риска по возможностям  качественного освоения образовательных программ.     

Учащиеся невысоко оценивают свои способности. При обращении к ним, как  к будущим  выпускникам, при условии успешной сдачи ОГЭ, выражают неопределенно-равнодушную позицию.  Однако, согласно наблюдениям,  ребята  позитивно настроены на игровые приемы  взаимодействия с классом. 

Для развития положительной и коррекции негативной  мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определенной системе, в комплексе, так как ни один из них, сам по себе, без других, не может играть  решающей роли  для всех учащихся.   В качестве одного из способа достижения цели можно рассматривать погружение  школьников в ситуацию достижения успеха.

Чтобы развивать  положительные мотивы учащихся, можно действовать через более раннюю стадию деятельности – познавательную потребность. Первый начальный уровень этой потребности  - это потребность во впечатлениях. На этом уровне учащиеся реагируют на новизну стимула. Это фундамент познавательной потребности. Следующий уровень  - потребность в знаниях (любознательность). Это интерес к предмету, склонность к его изучению. На высшем уровне познавательная потребность имеет характер  целенаправленной деятельности.

Поэтому  для того, чтобы погрузить школьников в ситуацию успеха и удовлетворить их потребность во впечатлениях, в новизне, затронуть их любознательность, необходимо разработать  принципиально новое  образовательное пространство.  Таким пространством мы видим создание Большой Учебной Игры.

Суть Большой Учебной Игры состоит в том, чтобы дать возможность ребятам с низкой мотивацией, слабыми презентативными способностями, работая в микрогруппах по заданным нормативным правилам,   показать  уровень знаний и получить одобрение учителей-координаторов, а так же возможность заработать более высокий балл, выполняя дополнительные задания.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_bolshaya_uchebnaya_igra.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Проект   «Большая учебная  психологическая   игра-квест»

Актуальность/ Анализ наличного состояния дел

В результате определенных административно-педагогических процедур  несколько лет назад в класс «Б» были отобраны  учащиеся, имеющие  некоторые сложности с усвоением учебной программы. Постепенно по  истечении нескольких лет    сложилась неблагополучная для большинства  учащихся класса учебная ситуация. Неблагополучная,  согласно отзывам учителей-предметников, психологическому диагностированию,  наблюдениям на занятиях, журналу успеваемости класса:

Большинство учащихся 9 Б класса показывают  низкую мотивацию к овладению  образовательными программами, часто не выполняют домашние задания, некоторые ученики прогуливают занятия.  Во время уроков демонстрируют низкую познавательную активность,  сложности с воспроизведением материала предыдущего занятия, средние и низкие способности в саморегуляции.

Психологическое диагностирование учащихся показало низкий уровень школьной тревожности в сочетании с низкой тенденцией (у большинства) к саморазвитию. Учащиеся, которые не стремятся к саморазвитию и при этом не испытывают никакой тревожности, связанной со школой, в сочетании с низкой  успеваемостью по большинству предметов,  находятся в  явной группе риска по возможностям  качественного освоения образовательных программ.    

Учащиеся невысоко оценивают свои способности. При обращении к ним, как  к будущим  выпускникам, при условии успешной сдачи ОГЭ, выражают неопределенно-равнодушную позицию.  Однако, согласно наблюдениям,  ребята  позитивно настроены на игровые приемы  взаимодействия с классом.  

Для развития положительной и коррекции негативной  мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определенной системе, в комплексе, так как ни один из них, сам по себе, без других, не может играть  решающей роли  для всех учащихся.   В качестве одного из способа достижения цели можно рассматривать погружение  школьников в ситуацию достижения успеха.

Чтобы развивать  положительные мотивы учащихся, можно действовать через более раннюю стадию деятельности – познавательную потребность. Первый начальный уровень этой потребности  - это потребность во впечатлениях. На этом уровне учащиеся реагируют на новизну стимула. Это фундамент познавательной потребности. Следующий уровень  - потребность в знаниях (любознательность). Это интерес к предмету, склонность к его изучению. На высшем уровне познавательная потребность имеет характер  целенаправленной деятельности.

Поэтому  для того, чтобы погрузить школьников в ситуацию успеха и удовлетворить их потребность во впечатлениях, в новизне, затронуть их любознательность, необходимо разработать  принципиально новое  образовательное пространство.  Таким пространством мы видим создание Большой Учебной Игры.

Суть Большой Учебной Игры состоит в том, чтобы дать возможность ребятам с низкой мотивацией, слабыми презентативными способностями, работая в микрогруппах по заданным нормативным правилам,   показать  уровень знаний и получить одобрение учителей-координаторов, а так же возможность заработать более высокий балл, выполняя дополнительные задания.    

Главная цель БУИ достигается с помощью следующих задач:

  1. Разработка интересных и лаконичных  заданий по учебным предметам; задания должны быть созданы по пройденному ранее материалу.
  2. Составление микрокоманд,  исходя из потенциала класса: тройки, в которых распределение средний-слабый-слабый (по уровню освоения образовательных программ)
  3. Составление оптимального маршрута (без пересечения командами в одних и тех же пунктах назначения)
  4. Разработка творческих заданий-загадок, направляющих команду далее по маршруту.
  5. Разработка  критериев оценивания результатов и бонусов для учащихся. Предварительное информирование учащихся об этом.
  6. Разработка маршрутного листа, в который педагог-координатор отмечает время, баллы, включенность участников
  7. Разработка  плаката обратной связи для 9 Б по итогам участия (самое интересное/самое сложное/пожелания /понравилось ли - цветными стикерами)
  8. Разработка дополнительных заданий для участников, которые хотели бы  получить положительную оценку по итогам своего участия в  БУИ.

Критерии оценки ожидаемого результата:

  1. Качественная включенность в БУИ максимального количества учащихся 9Б (по наблюдениям координаторов).
  2. Положительные отзывы учащихся со стенда обратной связи  
  3. Повышение учебной мотивации  к дисциплинам, сохранение интереса к получению знаний, демонстрируемое определенное время  (по наблюдениям учителей-предметников)

Риски в реализации проекта и способы их минимизации:

  1. Задания по предметам  не соответствуют уровню возможностей   участников, находящихся в соревновательных условиях и ограниченных временными  рамками.  

1. Тщательный подбор материала

  1. Трудности в объективном оценивании  результатов участия по этапам БУИ.

2. Разработка корректных механизмов оценивания

  1. Неудовлетворенность учащихся  взаимодействием в  отведенных им  командах, снижение значимости  своего участия в  БУИ по субъективным причинам

3. Беседа с учащимися и организаторами проекта после участия в БУИ, анализ проблемных ситуаций, распределение ответственности между участниками

  1. Сбои в маршрутах, одновременное  нахождение на определенном этапе 2х и более  команд

4. Подготовка заданий-дублей с минимальным участием педагога-координатора этапа.  При успешной реализации проекта  в качестве перспективного развития педагог-координатор может привлекать для сотрудничества учащихся старших классов

  1. Предполагаемая стимулирующая составляющая (бонусы) не станет  эффективной для участников

5. Анализ мотивационных анкет 9 б для выявления оптимальных бонусов

Перспективное развитие проекта.

Большую Учебную Игру можно ввести как традиционную альтернативную форму  повышения мотивации и контроля знаний  по предметам. Систематичность  реализации и развитие  отдельных элементов внутри проекта  могут повлиять на улучшение качества контакта «педагог-ученик» и взаимодействия внутри учебного коллектива.

Педагог- психолог        Н.В. Дорогая Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный экологический проект "Больше кислорода!"

Социальный экологический проект построен по всем требованиям учебного проектирования. Актуальная для многих россиян тема восстановления зелёных насаждений в городской черте и пригородных районах, -осн...

Культурно-просветительский проект "Большая перемена"

Проект работает через взаимодействие двух образовательных организаций МАОУК ДО МО г.Нягань «Детская школа искусств» и МБОУ МО г.Нягань «Гимназия». Основной проблемой, на решени...

Проект "Большое искусство рядом"

Презентация "Особенности восприятия музыкального произведения детьми с ОВЗ" к проекту "Большое искусство рядом"...

Проект "Большой мир в маленьком зёрнышке"

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами…. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой....

Образовательный проект «Больше, чем урок!»: видеолекции по математике

Образовательный проект «Больше, чем урок!»: видеолекции по математике...

Методическая разработка учебного занятия по физической культуре "Баскетбол-больше чем игра!", 2022 г.

Методическая разработка учебного занятия по физической культуре "Баскетбол-больше чем игра!"...