Можно научиться противостоять злу, не причиняя зла в ответ.
статья по психологии (8 класс) на тему
Коррекционные упражнения для подростков с агрессивным поведением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Можно научиться противостоять злу, не причиняя зла в ответ
(коррекционные упражнения для подростков с агрессивным поведением).
Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда,
когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему.
Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни.
Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует,
все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями,
вы их не замечаете.
Изучение и профилактику негативных явлений в поведении людей в любом обществе можно отнести к проблеме первостепенной важности. В последнее время вызывает озабоченность рост числа нарушений поведения у детей, особенно подросткового и юношеского возраста: побегов из дома, воровства, намеренной лживости, актов вандализма, разрушение чужой собственности, нападения на людей, насилия, жестокости по отношению к людям или животным. Общим в происхождении перечисленных нарушений главным образом является агрессивность в различных формах её проявления. Агрессия представляет собой совокупность показателей – физической, косвенной, вербальной агрессии. Агрессия - целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.д. [4;8]
Проблема детской агрессии и насилия является одной из наиболее острых в современном обществе. В настоящее время дети имеют возможность ежедневно наблюдать сцены насилия с экранов телевизоров и мониторов компьютеров. Родители жалуются педагогам на их повышенную агрессивность, раздражительность.
Особенности межличностных отношений внутри школы, в частности отношения между учителями и учащимися и между самими учащимися внутри их микросоциума порождает систему различных деструктивных конфликтов - от прямых или косвенных угроз, до импульсивных агрессивных действий. В последнее время тема агрессии приобретает особую актуальность в связи с ростом детской преступности, различных проявлений агрессивности, жестокости в детской субкультуре и семье.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Те или иные формы агрессии характерны для большинства школьников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и т.д. Обычно с усвоением норм и правил поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место другим более миролюбивым формам поведения. Однако у определённой категории детей агрессия, как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В психологических исследованиях выявляется и описывается уровень агрессивного поведения и влияющие на него факторы. Среди этих факторов выделяются особенности семейного воспитания, образцы агрессивного поведения, которые ребёнок наблюдает на телеэкране или со стороны сверстников.
Агрессивное поведение детей - это не просто тревожное явление, а весьма серьезная социальная, педагогическая и психологическая проблема. Агрессивные дети драчливы, легко возбудимы, раздражительны, обидчивы, несговорчивы, упрямы, враждебны к окружающим. Их отношения с близкими, сверстниками и педагогами всегда напряжены и амбивалентны. Агрессивные разряды подрывают здоровье детей, приводя их в состояние трудно контролируемого возбуждения. Кроме того, агрессивность, став устойчивой личностной чертой, негативно сказывается на процессах личностного развития и социализации этих детей в последующих возрастных периодах.
Целью настоящего занятия является осознание учащимися проблемы агрессивного поведения, снижение порога агрессивности; умение реагировать на свои эмоциональные конфликты и прорабатывать их.
Корректирующие упражнения и игры – важные формы коррекционной работы с агрессивными детьми.
Приветствие: «Здравствуйте! Меня зовут… Мне очень нравится…»
Разминка: «Ловля моли» (Ведущий указывает на одну из участниц игры, представляя её как «хозяйку, которая пригласила нас в гости. У неё в доме развелось много моли. Она пригласила нас для того, чтобы все мы вместе помогли ей избавиться от моли». Далее ведущий предлагает всем участникам группы «убить по 10 штук моли», и демонстрирует «убивание моли» хлопками в воздухе, хлопаньем по плечам и головам участников, по вещам в помещении и т.п.).
Упражнение 1. Цель: осознание и выражение собственного отношения к проблеме агрессивного поведения.
Ход упражнения: ведущий доводит до сведения участников следующую информацию: «В каждом человеке от природы заложена агрессивность. Однако люди используют её по-разному. Одни, чтобы созидать, и тогда агрессию, напор можно назвать конструктивной энергией. Другие, чтобы уничтожать или разрушать, и тогда агрессия деструктивна.
Конструктивная агрессия – это активность, стремление к достижениям, защита себя и других, завоевание свободы и независимости.
Деструктивная агрессия – это насилие, жестокость, ненависть, недоброжелательность, злоба. Поэтому, чтобы понимать, что с нами происходит, очень важно распознать свои агрессивные импульсы и направить их в желаемое русло, не причиняя вреда окружающим». Далее участникам предлагается проанализировать своё поведение и ответить на следующие вопросы:
1.В какой форме (деструктивной или конструктивной) чаще всего проявляется ваша агрессивность?
2.Как вы справляетесь со своей агрессивной энергией: даёте ей ход или стараетесь сдерживать?
3.Как вы относитесь к собственной агрессии: боитесь её или наслаждаетесь ею?
В процессе выполнения упражнения необходимо предоставить возможность высказаться каждому участнику группы, не ограничивая его во времени и не сужая тематику его рассказа.
Упражнение 2. Цель: ознакомление с эмоциями и чувствами и выработка умений выражать их адекватно ситуации.
Для проведения упражнения необходимо заранее подготовить карточки с названиями чувств (радость, огорчение, обида, вдохновение, благодарность и т.п.).
Участникам раздаются эти карточки. Они знакомятся с ними, но не показывают другим. Каждому нужно изобразить памятник тому чувству, которое написано на карточке. Задача группы – отгадать, какое чувство хотел изобразить выступающий. После завершения этой части работы группа рассаживается в круг и пытается объяснить, что значат эти чувства, в каких жизненных ситуациях они могут возникнуть.
Если чьё-то сообщение о своих чувствах вызвало желание рассказать о жизненной ситуации, когда эти чувства испытывались, не нужно этому мешать.
Упражнение 3. Цель: выбор наиболее приемлемого способа разрядки гнева и агрессивности.
Сначала ведущий рассказывает притчу: «Жила-была ядовитая и злобная змея. Однажды она повстречала мудреца и, поразившись его доброте, утратила свою злобу. Мудрец посоветовал ей прекратить обижать людей, и змея решила жить по-новому, не нанося ущерба никому. Но как только люди узнали про это, они стали бросать в змею камни, таскать её за хвост и издеваться над ней. Мудрец увидел, что происходит и, выслушав жалобы змеи, сказал: «Я просил, чтобы ты перестала причинять людям страдание и боль, но я не говорил, чтобы ты никогда не шипела и не отпугивала их!». Мораль: Можно научиться противостоять злу, не причиняя зла в ответ».
Далее участникам предлагают рассмотреть фотографии людей, которые вызывают у них злость, ненависть, желание обидеть. Затем им даётся установка мысленным взором увидеть, как они выражают свои чувства к человеку, на которого разгневаны: не сдерживать себя и делать всё, что захочется. Когда упражнение заканчивается, проводится групповая беседа, в ходе которой выясняется, что было легко выполнить, а что – трудно, что понравилось, а что – нет.
Таким образом, детям демонстрируются модели агрессивного поведения, которые не приносят вреда, а приводят к разрядке накопившейся негативной энергии по отношению к человеку, вызывающему неприязнь.
Домашнее задание: понаблюдать за манерой выражения агрессии своей и друзей.
Вывод: Агрессивная реакция по своей сути – это реакция борьбы за выживание, попытка ученика изменить положение вещей. Ребёнок не становится агрессивным неожиданно. То поведение, которое воспринимается взрослым (родителем, учителем) как агрессивное, часто в действительности является отчаянной попыткой удовлетворить потребности, восстановить эмоциональное состояние или социальные связи.
Бесспорно, агрессивность имеет свои положительные и отрицательные, здоровые и болезненные стороны. Она может проявляться в предприимчивости и активности или, наоборот, в непослушании и сопротивлении. Агрессивность способна развить дух инициативы или породить замкнутость и враждебность, может сделать ребёнка упорным или безвольным. Речь идёт не о том, чтобы полностью исключить агрессивность из характера учеников, а о необходимости ограничивать и контролировать её, а также поощрять те её проявления, которые не приносят вреда личности и обществу.
На данном занятии учащиеся рассмотрели проблему агрессивного поведения; научились адекватно ситуации реагировать на свои эмоциональные конфликты и прорабатывать их.
Библиографический список:
1.Бережкова Е.И. Влияние экспозиции социальной агрессии на агрессивность младшего школьника. - СПб., 2003.
2.Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2001.
3.Коренева А.А. Взаимосвязь семейного воспитания и агрессивности в подростковом возрасте. - М., 2004.
4.Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999.
5.Разаренова Е.В. Самоактуализация личности подростка как средство снижения агрессивности. - Ярославль, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/29/picture-21540.jpg)
Из опыта работы, или Как можно научиться писать стихи.
Презентация рассказывает о том, как можно использовать ресурсы сети Internet при подготовке творческих заданий. Пользуясь тренажером (о котором идет речь в презентации) мои ученики быстро научились пи...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/23/picture-19343-1485198732.jpg)
*Как научить подростка противостоять отрицательному давлению среды*.
Здесь вы найдете материал для лекции на родительском собрании. Очень важен, на мой взгляд. метод прививки установки , который сформулировал американский психолог Уильям Мак-Гуайр. Чем тщательнее...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/16/picture-180077-1445019549.jpg)
Можно ли научить толерантности?
Статья о раьоте наж формированием толерантного сознания учащихся на уроках обществознания....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/28/picture-286516-1377706967.jpg)
Тренинговое занятие "Можно ли научиться управлять собой"
Тренинговое занятие "Можно ли научиться управлять собой"...
классный час Можно ли научиться управлять собой?
Цель: 1. Создавать условия для формирования нравственных основ взаимоотношения между людьми, умение владеть собой в различных стрессовых ситуациях....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/05/picture-87326-1401967914.jpg)
Классный час-тренинг "Можно ли научиться управлять собой?"
Цель: профилактика депрессивных состояний в подростковой среде.Задачи:1. Актуализировать стратегии поведения в стрессовых ситуациях.2. Сформировать навыки саморегуляции.3. Сформировать навыки конструк...
Предпринимателем нужно родиться или можно научиться?
В нашей стране рождаются дети с особыми способностями к предпринимательской деятельности, для выявления которых в раннем возрасте нужно создавать условия. Научить быть предпринимателем нельзя, к...