Можно научиться противостоять злу, не причиняя зла в ответ.
статья по психологии (8 класс) на тему

Коррекционные упражнения для подростков с агрессивным поведением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyman_e.n._mozhno_nauchitsya_protivostoyat.doc.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

Можно научиться противостоять злу, не причиняя зла в ответ

 (коррекционные упражнения для подростков с агрессивным поведением).

Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда,

когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему.

Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни.

Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует,

все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями,

 вы их не замечаете.

Макаренко А.С.

         Изучение и профилактику негативных явлений в поведении людей в любом обществе можно отнести к проблеме первостепенной важности.  В последнее время вызывает озабоченность рост числа нарушений поведения у детей, особенно подросткового и юношеского возраста: побегов из дома, воровства, намеренной лживости, актов вандализма, разрушение чужой собственности, нападения на людей, насилия, жестокости по отношению к людям или животным. Общим в происхождении перечисленных нарушений главным образом является агрессивность в различных формах её проявления. Агрессия представляет собой совокупность показателей – физической, косвенной, вербальной агрессии. Агрессия - целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.д. [4;8]

Проблема детской агрессии и насилия является одной из наиболее острых в современном обществе. В настоящее время дети имеют возможность ежедневно наблюдать сцены насилия с экранов телевизоров и мониторов компьютеров. Родители жалуются педагогам  на их повышенную агрессивность, раздражительность.

Особенности межличностных отношений внутри школы, в частности отношения между учителями и учащимися и между самими учащимися внутри их микросоциума порождает систему различных деструктивных конфликтов - от прямых или косвенных угроз, до импульсивных агрессивных действий. В последнее время тема агрессии приобретает особую актуальность в связи с ростом детской преступности, различных проявлений агрессивности, жестокости в детской субкультуре и семье.

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Те или иные формы агрессии характерны для большинства школьников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и т.д. Обычно с усвоением норм и правил поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место другим более миролюбивым формам поведения. Однако у определённой категории детей агрессия, как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В психологических исследованиях выявляется и описывается уровень агрессивного поведения и влияющие на него факторы. Среди этих факторов выделяются особенности семейного воспитания, образцы агрессивного поведения, которые ребёнок наблюдает на телеэкране или со стороны сверстников.

Агрессивное поведение детей - это не просто тревожное явление, а весьма серьезная социальная, педагогическая и психологическая проблема. Агрессивные дети драчливы, легко возбудимы, раздражительны, обидчивы, несговорчивы, упрямы, враждебны к окружающим. Их отношения с близкими, сверстниками и педагогами всегда напряжены и амбивалентны. Агрессивные разряды подрывают здоровье детей, приводя их в состояние трудно контролируемого возбуждения. Кроме того, агрессивность, став устойчивой личностной чертой, негативно сказывается на процессах личностного развития и социализации этих детей в последующих возрастных периодах.

Целью настоящего занятия является осознание учащимися проблемы агрессивного поведения, снижение порога агрессивности; умение реагировать на свои эмоциональные конфликты и прорабатывать их.

Корректирующие упражнения и игры – важные формы коррекционной работы с агрессивными детьми.

Приветствие: «Здравствуйте! Меня зовут… Мне очень нравится…»

Разминка: «Ловля моли» (Ведущий указывает на одну из участниц игры, представляя её как «хозяйку, которая пригласила нас в гости. У неё в доме развелось много моли. Она пригласила нас для того, чтобы все мы вместе помогли ей избавиться от моли». Далее ведущий предлагает всем участникам группы «убить по 10 штук моли», и демонстрирует «убивание моли» хлопками в воздухе, хлопаньем по плечам и головам участников, по вещам в помещении и т.п.).

Упражнение 1. Цель: осознание и выражение собственного отношения к проблеме агрессивного поведения.

Ход упражнения: ведущий доводит до сведения участников следующую информацию: «В каждом человеке от природы заложена агрессивность. Однако люди используют её по-разному. Одни, чтобы созидать, и тогда агрессию, напор можно назвать конструктивной энергией. Другие, чтобы уничтожать или разрушать, и тогда агрессия деструктивна.

Конструктивная агрессия – это активность, стремление к достижениям, защита себя и других, завоевание свободы и независимости.

Деструктивная агрессия – это насилие, жестокость, ненависть, недоброжелательность, злоба. Поэтому, чтобы понимать, что с нами происходит, очень важно распознать свои агрессивные импульсы и направить их в желаемое русло, не причиняя вреда окружающим». Далее участникам предлагается проанализировать своё поведение и ответить на следующие вопросы:

1.В какой форме (деструктивной или конструктивной) чаще всего проявляется ваша агрессивность?

2.Как вы справляетесь со своей агрессивной энергией: даёте ей ход или стараетесь сдерживать?

3.Как вы относитесь к собственной агрессии: боитесь её или наслаждаетесь ею?

В процессе выполнения упражнения необходимо предоставить возможность высказаться каждому участнику группы, не ограничивая его во времени и не сужая тематику его рассказа.

Упражнение 2. Цель: ознакомление с эмоциями и чувствами и выработка умений выражать их адекватно ситуации.

Для проведения упражнения необходимо заранее подготовить карточки с названиями чувств (радость, огорчение, обида, вдохновение, благодарность и т.п.).

Участникам раздаются эти карточки. Они знакомятся с ними, но не показывают другим. Каждому нужно изобразить памятник тому чувству, которое написано на карточке. Задача группы – отгадать, какое чувство хотел изобразить выступающий. После завершения этой части работы группа рассаживается в круг и пытается объяснить, что значат эти чувства, в каких жизненных ситуациях они могут возникнуть.

Если чьё-то сообщение о своих чувствах вызвало желание рассказать о жизненной ситуации, когда эти чувства испытывались, не нужно этому мешать.

Упражнение 3. Цель: выбор наиболее приемлемого способа разрядки гнева и агрессивности.

Сначала ведущий рассказывает притчу: «Жила-была ядовитая и злобная змея. Однажды она повстречала мудреца и, поразившись его доброте, утратила свою злобу. Мудрец посоветовал ей прекратить обижать людей, и змея решила жить по-новому, не нанося ущерба никому. Но как только люди узнали про это, они стали бросать в змею камни, таскать её за хвост и издеваться над ней. Мудрец увидел, что происходит и, выслушав жалобы змеи, сказал: «Я просил, чтобы ты перестала причинять людям страдание и боль, но я не говорил, чтобы ты никогда не шипела и не отпугивала их!». Мораль: Можно научиться противостоять злу, не причиняя зла в ответ».

Далее участникам предлагают рассмотреть фотографии людей, которые вызывают у них злость, ненависть, желание обидеть. Затем им даётся установка мысленным взором увидеть, как они выражают свои чувства к человеку, на которого разгневаны: не сдерживать себя и делать всё, что захочется. Когда упражнение заканчивается, проводится групповая беседа, в ходе которой выясняется, что было легко выполнить, а что – трудно, что понравилось, а что – нет.

Таким образом, детям демонстрируются модели агрессивного поведения, которые не приносят вреда, а приводят к разрядке накопившейся негативной энергии по отношению к человеку, вызывающему неприязнь.

Домашнее задание: понаблюдать за манерой выражения агрессии своей и друзей.

Вывод: Агрессивная реакция по своей сути – это реакция борьбы за выживание, попытка ученика изменить положение вещей. Ребёнок не становится агрессивным неожиданно. То поведение, которое воспринимается взрослым (родителем, учителем) как агрессивное, часто в действительности является отчаянной попыткой удовлетворить потребности, восстановить эмоциональное состояние или социальные связи.

Бесспорно, агрессивность имеет свои положительные и отрицательные, здоровые и болезненные стороны. Она может проявляться в предприимчивости и активности или, наоборот, в непослушании и сопротивлении. Агрессивность способна развить дух инициативы или породить замкнутость и враждебность, может сделать ребёнка упорным или безвольным. Речь идёт не о том, чтобы полностью исключить агрессивность из характера учеников, а о необходимости ограничивать и контролировать её, а также поощрять те её проявления, которые не приносят вреда личности и обществу.

На данном занятии учащиеся рассмотрели проблему агрессивного поведения; научились адекватно ситуации реагировать на свои эмоциональные конфликты и прорабатывать их.

Библиографический список:

1.Бережкова Е.И. Влияние экспозиции социальной агрессии на агрессивность младшего школьника. - СПб., 2003.

2.Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2001.

3.Коренева А.А. Взаимосвязь семейного воспитания и агрессивности в подростковом возрасте. - М., 2004.

4.Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999.

5.Разаренова Е.В. Самоактуализация личности подростка как средство снижения агрессивности. - Ярославль, 2004.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы, или Как можно научиться писать стихи.

Презентация рассказывает о том, как можно использовать ресурсы сети Internet при подготовке творческих заданий. Пользуясь тренажером (о котором идет речь в презентации) мои ученики быстро научились пи...

*Как научить подростка противостоять отрицательному давлению среды*.

Здесь вы найдете материал для лекции на родительском собрании. Очень важен, на мой взгляд. метод прививки установки , который сформулировал  американский психолог Уильям Мак-Гуайр. Чем тщательнее...

Можно ли научить толерантности?

Статья о раьоте наж формированием толерантного сознания учащихся на уроках обществознания....

Тренинговое занятие "Можно ли научиться управлять собой"

Тренинговое занятие "Можно ли научиться управлять собой"...

классный час Можно ли научиться управлять собой?

Цель: 1. Создавать условия для формирования нравственных основ взаимоотношения между людьми, умение владеть собой в различных стрессовых ситуациях....

Классный час-тренинг "Можно ли научиться управлять собой?"

Цель: профилактика депрессивных состояний в подростковой среде.Задачи:1. Актуализировать стратегии поведения в стрессовых ситуациях.2. Сформировать навыки саморегуляции.3. Сформировать навыки конструк...

Предпринимателем нужно родиться или можно научиться?

В нашей стране рождаются дети с особыми способностями к предпринимательской деятельности, для выявления которых в раннем возрасте нужно создавать условия.  Научить быть предпринимателем нельзя, к...