Предпринимателем нужно родиться или можно научиться?
статья по экономике (8 класс)

В нашей стране рождаются дети с особыми способностями к предпринимательской деятельности, для выявления которых в раннем возрасте нужно создавать условия.  Научить быть предпринимателем нельзя, как и быть художником или писателем,  но  в сфере художественного творчества детям предоставляется хотя бы возможность попробовать свои силы  в студиях и клубах. Система гуманно-личностного подхода при реализации проекта «Школьная компания»  предоставляет   школьникам возможность попробовать свои силы в предпринимательской деятельности, основываясь на принцапах развитие способностей, заложенных в ребенке от природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i.a.serebrennikova_o_predprinimatelstve.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

Предпринимателем нужно родиться или можно научиться?

Гуманная педагогика на примере реализации проекта «Школьная  компания»

«Предприниматели - современный эквивалент великих первооткрывателей прошлого».   Даг Холл      

         

         В современных условиях  предпринимательство – движущая сила экономического развития общества. У предпринимателей есть не только новые идеи, но и стремление их реализовать. Их инновационный подход и трудолюбие способствуют позитивным изменениям в экономической и социальной сферах – появлению новых продуктов на рынке, созданию дополнительных рабочих мест, повышению уровня благосостояния людей. Именно это сейчас так необходимо российской экономике, когда  темпы ее прироста отрицательные, экономические санкции продолжаются, а НАТО расширяется.  В очередной раз обострилась потребность  в людях, обладающих  предпринимательскими  способностями.

         Предпринимательская способность – набор качеств, умений, способностей человека, позволяющих ему находить и использовать лучшее  сочетание ресурсов для производства, продажи товаров, принимать разумные последовательные решения, создавать и применять новшества, идти на допустимый, оправданный риск [1].

          Наша страна богата не только природными  ресурсами, но и талантливыми во всех областях  людьми. Нужно  только создавать условия для реализации актуальной и потенциальной одаренности  россиян,  особенно школьников.

          Какие признаки, свойства личности, черты характера, особенности поведения и деятельности могут указать на то, что ребенок в будущем может стать выдающимся ученым, художником  или предпринимателем?

        «Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения» [2].          

          У большинства из нас неявные представления  о предпринимательской деятельности вообще (иначе мы бы ею занимались, а не говорили о ней), о предпринимательских способностях в частности! Как мы будем искать и развивать что-то, о чем имеем смутное представление?

          Практическая (тем более предпринимательская) одаренность редко признается школой. Будущий менеджер или предприниматель  может в школе иметь репутацию среднего ученика без особых дарований. Эти дети не обязательно успешны в работе с абстрактными понятиями, и академические требования не всегда раскрывают их талант. Но они с успехом применяют интеллект к окружающей действительности: вырабатывают свои способы  решения возникающих проблем, включая привлечение  нужных для  этого решения  людей и ресурсы (дружить с «ботаником», например).

       Становятся  ли люди предпринимателями  или нет,  зависит от большого количества  факторов:  способностей, личных качеств, мотивации и места жительства, например.  Больше всего от социально-экономических,  политических условий жизни людей, в меньшей  степени  - от системы школьного экономического образования.  Но  школьникам нужны базовые экономические  знания и навыки как основа  для  возможного предпринимательства.           Поскольку  не любой экономически просвещенный человек  должен стать предпринимателем, но  любой предприниматель должен быть экономически просвещенным  человеком!  

        «Вера в возможности ребенка, раскрытие его самобытной природы, уважение и утверждение его личности, направленность на служение добру и справедливости   основные постулаты гуманной педагогики»  [3],    которые  являются  основой  при реализации учебного  проекта по созданию «Школьной компании», разработанного МОО «Достижения молодых». Реализация такого проекта  позволяет выявить  детей  c предпринимательскими  способностями, дать им  опыт практической работы, приобщить к экономическим действиям, что соответствует и требованиям ФГОС  по организации внеурочной деятельности обучающихся как неотъемлемой части образовательного процесса.    

       Учащиеся работают в качестве сотрудников созданного ими предприятия (фирмы)  - основная концепция этого учебного  проекта.  Действия учащихся определяются  не учителем, а косвенно управляются  должностными инструкциями  сотрудников  фирмы, взаимодействием с  бизнес-партнерами и  потребителями,  образовательной средой. «Школьная компания»   производит и торгует реальными товарами, оплата  товаров или услуг производится настоящими деньгами.  Реализация  проекта требует интеграции нескольких предметных  областей: экономики (расчет себестоимости и прибыли, маркетинг),  технологии (поделки, рецепты, выкройки), информатики (отчеты, калькуляция, вебсайт),  МХК (колористика,  дизайн), иностранных языков (деловая корреспонденция,  реклама)  и права (формы организации предприятия).   Нам нужно, чтобы дети не просто «поиграли в магазин», а получив частный опыт предпринимательской деятельности,  могли проанализировать  возможность его обобщения и применения в будущем.

       Реализация проекта «Школьная компания»  начинается с  бизнесидеи.  Нужно  найти нишу на рынке: чего не хватает? Что можно предложить особенного, новый продукт?  Дальше определяется состав работников, причем не обязательно из одного класса. Оценить конкуренцию, выбрать местоположение, определить ресурсы, организационную структуру,  этапы  производство и даже название компании  - это  время  и силы!  

        Индивидуальный подход  при  реализации  этого проекта  позволяет  избежать перегрузок,  способствует преодолению  неизбежных стрессовых ситуаций,   содействует  развитию самоуправляемой работы и учебы.

       Работа в «Школьной  компания» способствует профессиональной ориентации, потому что школьники  приобретают опыт  работы в команде, могут лучше определить свои цели,  интересы и способности,  учатся управлять временем и  мотивируются  на  дальнейшую учебу, вырабатывают модели поведения.

      Формирование ценностных представлений   и оценочных компетенций тоже важная задача школьного экономического образования. Проект  «Школьная компания» позволяет  школьникам задуматься  о социальной ответственности бизнеса.  Возникающий часто  конфликт между рентабельностью и моралью не всегда разрешается в пользу второго.  Но  вновь  вступающим на поле предпринимательства   нужно  будет в  этих конфликтных ситуациях  принимать  ответственное  перед обществом  решение.

      Реализация проекта «Школьная компания» осуществляется  в течение  учебного года. Не  у всех участников хватает сил и терпения  дойти до итоговых результатов, но  и это  важный  практический опыт  приобщения к экономическим реалиям.

      В нашей стране рождаются дети с особыми способностями к предпринимательской деятельности, для выявления которых в раннем возрасте нужно создавать условия.  Научить быть предпринимателем нельзя, как и быть художником или писателем,  но  в сфере художественного творчества детям предоставляется хотя бы возможность попробовать свои силы  в студиях и клубах. Система гуманно-личностного подхода при реализации проекта «Школьная компания»  предоставляет   школьникам возможность попробовать свои силы в предпринимательской деятельности, основываясь на принцапах развитие способностей, заложенных в ребенке от природы.

     Cписок литературы:

1. Экономика и право: словарь-справочник. М.: Вуз и школа, под ред. Л.П. Куракова, 2014

2. Рабочая концепция одаренности / отв. ред. Д.Б. Богоявленская. – М, 2003, с. 53

3. http://www.icr.su/rus/departments/human/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 5 классе. Можно ли увидеть музыку? Можно ли услышать живопись?

Цель урока: 1. Знакомство с новым материалом. 2. Развитие вокально-хоровых навыков и навыков исполнительского мастерства.  3. Накопление слушательского опыта. 4. Воспитание познавательного ин...

Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести...

С данным эссе я стала победителем интернет-тура I Всероссийского фестиваля «Русский язык – общенациональное достояние народов Российской Федерации» в номинации «Знаток русского языка», который проходи...

Притча к классному часу на тему "Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести..."

Притча к классному часу на тему "Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести..."...

Детей можно и нужно обучать первой помощи!

О необходимости обучения детей оказанию первой помощи...

Эссе "Учителем нужно родиться"

Педагогическое эссе в рамках конкурса "Учитель года"...

Можно ли, а главное, нужно ли на уроке говорить только по-английски

в своей заметке автор делится опытом использования только английского языка на уроке...

Вопросы по которым можно и нужно обращаться к школьному психологу

Приходилось ли вам когда-нибудь обращаться к школьному психологу? Наверное, многие родители ответят на этот вопрос примерно так: «К счастью, нет». А зря&helli...