Эмоциональное выгорание: симптомы, причины и фазы развития
консультация по психологии на тему

Колотилина Виктория Васильевна

 

imageСиндром выгорания относится к феномену личностной деформации. Выгорание развивается у тех, кто по роду своей деятельности много общается. Особенно – у педагогов. Синдром развивается вследствие комбинации организационных, профессиональных стрессов и личностных факторов. Специфика педагогической работы отличается тем, что существует большое количество ситуаций с высокой эмоциональной насыщенностью межличностного общения, что требует от педагога значительного вклада в установление доверительных отношений и умения управлять эмоциональной напряженностью. Выгорание наиболее опасно в начале своего развития. Педагог почти не осознает его симптомы, поэтому первыми замечают изменения в его поведении коллеги.

Ресурсы преодоления «выгорания» могут быть рассмотрены в аспекте стрессоустойчивости, сохранение или повышение которой связано с поиском ресурсов, помогающих в преодолении негативных последствий. Ресурсами – это внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях.

Симптомы эмоционального «выгорания»: К. Маслач и С. Джексон выделяют 4 основных составляющих: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и сокращенную профессиональную реализацию.

Эмоциональная истощенность. Соблюдение дистанции при наступлении «выгорания» помогает сохранить эмоциональное равновесие профессионала и уберечь от излишних напряжений. Эмоциональное истощение обнаруживает себя в переживаниях кризисного состояния, чувствах беспомощности, безнадежности. В физическом отношении люди чувствуют постоянно усталость, отсутствие сил, сниженный энергетический тонус, падает работоспособность, проявляются различные симптомы недомоганий.

Деперсонализация. Эмоциональное «выгорание» начинает проявляться в нарушении сферы отношений: развитии негативных установок в отношении себя, работы, тех, с кем приходиться работать: учеников, воспитанников. Контакты с ними становятся более бездушными, обезличенными, формальными. Специалист начинает чувствовать себя неспособным помогать другим. Деперсонализация проявляется в деформации отношений с другими людьми: повышение зависимости от других, повышение негативизма, циничности. Очень часто человек начинает испытывать неприязнь по отношению к окружающим людям, о которых он раньше заботился или с которыми вместе работал. При проявлении деперсонализации педагог перестает воспринимать воспитанников как личностей. Он дистанцируется, ожидая от них самого худшего. Негативные реакции проявляются по-разному: нежелание общаться, склонность унижать, игнорировать просьбы. Подобное отношение к окружающим нарастает до тех пор, пока не обратиться на самого себя (начинает страдать от чувства вины).

Сокращенная профессиональная реализация. Развитие негативного отношения к себе и своей работе – потеря ощущения личных достижений. Постепенно нарастающее недовольство собой, уменьшение чувства личной успешности, развивающиеся безразличие и апатия, уменьшение ощущения ценности своей деятельности. У специалиста возникает ощущение, что он плохо работает, мало достиг в профессии, возникает чувство некомпетентности в своей профессии.

Фазы «выгорания» (по В.В. Бойко)

Фаза напряжения. Нервное (тревожное) напряжение является предвестником и запускающим механизмом выгорания. Тревожное напряжение включает несколько симптомов:

Симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств»:

проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы. Если человек не ригиден, то раздражение растет, накапливается отчаяние и негодование.

Симптом «неудовлетворенности собой» проявляется в результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства. Человек обычно испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями.

Симптом «загнанности в клетку» когда психотравмирующие обстоятельства устранить невозможно, приходит чувство безысходности.

Симптом «тревоги и депрессии» – чувство неудовлетворенности деятельностью и собой порождают мощные энергетические напряжения в форме переживания ситуативной или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной профессии, в конкретной должности или месте работы.

Фаза резистенции. Сопротивление нарастающему стрессу. Формирование защиты с участием «выгорания»

 происходит на фоне следующих явлений:

Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования» – когда человек перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичным проявлением эмоций (легкая улыбка, приветливый взгляд, мягкий, спокойной тон речи, сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности, грубости) и неадекватным избирательным эмоциональным реагированием.

Симптом «эмоционально – нравственной дезориентации» является неадекватным реагированием во взаимоотношениях с коллегами. (При этом звучат суждения: «Это не тот случай, чтобы переживать», «Такие люди не заслуживают доброго отношения», «Почему я должен за всех волноваться».)

Симптом «расширения сферы экономии эмоций»: на работе вы до того устаете от контактов, разговоров, ответов на вопросы, что вам не хочется общаться, даже с близкими. Часто именно домашние становятся первой жертвой пресыщения общением.

Фаза истощения характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится атрибутом личности.

Симптом «эмоционального дефицита» проявляется в том случае, когда человек не в состоянии войти в положение, сочувствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, все реже проявляются положительные эмоции и все чаще отрицательные. Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы дополняют симптом «эмоционального» дефицита.

Симптом «эмоциональной отстраненности» почти полностью исключаются эмоции из сферы профессиональной деятельности. Человек научается работать как бездушный автомат. В других сферах он живет полнокровными эмоциями.

Симптом «личностной отстраненности или деперсонализации» - полная или частичная утрата интереса к субъектам профессиональной деятельности. («ненавижу…»), В таких случаях «выгорание» смыкается с неврозоподобными или психопатическими особенностями личности, в таком случае противопоказана профессиональная деятельность с людьми.

Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений» проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Обычно у педагогов даже сама мысль об учениках, вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний и т.д.

Переход реакций с уровня эмоций на уровень тела свидетельствует о том, что эмоциональная защита – «выгорание» – самостоятельно уже не справляется с нагрузками. Психосоматикой организм спасается от разрушительной эмоциональной энергии.

Факторы, вызывающие синдром профессионального выгорания: монотонность работы; вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки; строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках исполнения; напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм; нехватка условий для самовыражения личности, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и

инновации; работа без возможности дальнейшего обучения и профсовершенствования; неразрешенные личностные конфликты.Наиболее подвержены «выгоранию» люди с определенными чертами личности:

Фрейденберг описывает их как мягких, гуманных, сочувствующих, увлекающихся, одновременно неустойчивых, интровертированных, одержимых навязчивыми идеями (фанатичных). Е. Махер добавляет авторитаризм и низкий уровень эмпатии, трудоголизм, посвящение себя реализации только рабочих целей.

Приемы стабилизации эмоционального состояния педагогов

Внутренние (личностные) ресурсы: умения и навыки, знания и опыт, модели конструктивного поведения, актуализированные способности.

На физиологическом уровне - это тип нервной системы (сила, устойчивость, и др.), пол, возраст, состояние здоровья, способы реагирования организма на стресс.

На психологическом уровне: Эмоционально-волевой ресурс – осознание и принятие своих чувств и эмоций, потребностей и желаний, овладение социально приемлемыми формами проявлениями чувств, контроль динамики переживания, устранение «застреваний».

Когнитивное противодействие – понимание причин стресса, осмысление ситуации, психологическая компетентность, гибкость мышления, адекватная самооценка, поиск поддержки.

Поведенческое противодействие – активность и гибкость поведения, перестройка поведения, активизация деятельности.

Социальный уровень: социальные роли позиции и установки, отношение к другим людям. Например на положительном полюсе – ролевая определенность, высокий статус, а на отрицательном - ролевая неопределенность, низкий статус.

Духовный уровень: К этому уровню относят три психологических ресурса:

Надежда – психологическая категория, способствующая жизни и росту. Надеяться – значит не отчаиваться, а ждать и готовиться к встрече с благоприятными обстоятельствами.

Рациональная вера – убежденность в том, что существует огромное число реальных возможностей, нужно вовремя обнаружить эти возможности.

Душевная сила – мужество. Спиноза под душевной силой понимал способность сказать «нет» тогда, когда весь мир хочет услышать «да».

Ключевой ресурс противостояния «выгоранию» - способность к смыслотворчеству. Слишком высокая психологическая цена, затраченная на жизненные достижения, понижает мотивацию, притязания и подрывает смысл жизни как и слишком низкая цена. Оптимальный смысл жизни помогает максимально использовать собственные резервы, направляя их на преобразование обстоятельств и собственной личности. Принятие ответственности за каждый жизненный выбор позволяет человеку почувствовать жизненную силу.

Внешние (социальные) ресурсы

противодействия «выгоранию». К этим ресурсам относится сфера свободного времени. Наиболее стрессоустойчивым оказывается тот, кто получает положительные эмоции и поддержку в семье, кругу надежных друзей, возможность для творчества, увлечения, позволяющие почувствовать, что жизнь больше, чем работа.

Составители: педагоги-психологи ГБНОУ «ГМЛИ» Колотилина В.В., Сокол Е.Б. Кемерово 2015

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profvygoranie_pedagoga.docx159.25 КБ

Предварительный просмотр:

инновации; работа без возможности дальнейшего обучения и профсовершенствования; неразрешенные личностные конфликты.Наиболее подвержены «выгоранию» люди с определенными чертами личности:

Фрейденберг описывает их как мягких, гуманных, сочувствующих, увлекающихся, одновременно неустойчивых, интровертированных, одержимых навязчивыми идеями (фанатичных). Е. Махер добавляет авторитаризм и низкий уровень эмпатии, трудоголизм, посвящение себя реализации только рабочих целей. 

Приемы стабилизации эмоционального состояния педагогов

Внутренние (личностные) ресурсы: умения и навыки, знания и опыт, модели конструктивного поведения, актуализированные способности.

На физиологическом уровне - это тип нервной системы (сила, устойчивость, и др.), пол, возраст, состояние здоровья, способы реагирования организма на стресс.

На психологическом уровне: Эмоционально-волевой ресурс – осознание и принятие своих чувств и эмоций, потребностей и желаний, овладение социально приемлемыми формами проявлениями чувств, контроль динамики переживания, устранение «застреваний».

Когнитивное противодействие – понимание причин стресса, осмысление ситуации, психологическая компетентность, гибкость мышления, адекватная самооценка, поиск поддержки.

Поведенческое противодействие – активность и гибкость поведения, перестройка поведения, активизация деятельности.

Социальный уровень: социальные роли позиции и установки, отношение к другим людям. Например на положительном полюсе – ролевая определенность, высокий статус, а на отрицательном - ролевая неопределенность, низкий статус.

Духовный уровень: К этому уровню относят три психологических ресурса:

Надежда – психологическая категория, способствующая жизни и росту. Надеяться – значит не отчаиваться, а ждать и готовиться к встрече с благоприятными обстоятельствами.

Рациональная вера – убежденность в том, что существует огромное число реальных возможностей, нужно вовремя обнаружить эти возможности.

Душевная сила – мужество. Спиноза под душевной силой понимал способность сказать «нет» тогда, когда весь мир хочет услышать «да».

Ключевой ресурс противостояния «выгоранию» - способность к смыслотворчеству. Слишком высокая психологическая цена, затраченная на жизненные достижения, понижает мотивацию, притязания и подрывает смысл жизни как и слишком низкая цена. Оптимальный смысл жизни помогает максимально использовать собственные резервы, направляя их на преобразование обстоятельств и собственной личности. Принятие ответственности за каждый жизненный выбор позволяет человеку почувствовать жизненную силу.

Внешние (социальные) ресурсы

противодействия «выгоранию». К этим ресурсам относится сфера свободного времени. Наиболее стрессоустойчивым оказывается тот, кто получает положительные эмоции и поддержку в семье, кругу надежных друзей, возможность для творчества, увлечения, позволяющие почувствовать, что жизнь больше, чем работа.

C:\Documents and Settings\Вика\Рабочий стол\Совунья.jpg

Составители: педагоги-психологи Колотилина В.В., Сокол Е.Б. ГБНОУ «ГМЛИ» Кемерово 2015

Эмоциональное выгорание: симптомы, причины и фазы развития

Синдром выгорания относится к феномену личностной деформации. Выгорание развивается у тех, кто по роду своей деятельности много общается. Особенно – у педагогов. Синдром развивается вследствие комбинации организационных, профессиональных стрессов и личностных факторов. Специфика педагогической работы отличается тем, что существует большое количество ситуаций с высокой эмоциональной насыщенностью межличностного общения, что требует от педагога значительного вклада в установление доверительных отношений и умения управлять эмоциональной напряженностью. Выгорание наиболее опасно в начале своего развития. Педагог почти не осознает его симптомы, поэтому первыми замечают изменения в его поведении коллеги.C:\Documents and Settings\Вика\Рабочий стол\strength-of--will.jpg

Ресурсы преодоления «выгорания» могут быть рассмотрены в аспекте стрессоустойчивости, сохранение или повышение которой связано с поиском ресурсов, помогающих в преодолении негативных последствий. Ресурсами – это внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях.

Симптомы эмоционального «выгорания»: К. Маслач и С. Джексон выделяют 4 основных составляющих: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и сокращенную профессиональную реализацию.

Эмоциональная истощенность. Соблюдение дистанции при наступлении «выгорания» помогает сохранить эмоциональное равновесие профессионала и уберечь от излишних напряжений. Эмоциональное истощение обнаруживает себя в переживаниях кризисного состояния, чувствах беспомощности, безнадежности. В физическом отношении люди чувствуют постоянно усталость, отсутствие сил, сниженный энергетический тонус, падает работоспособность, проявляются различные симптомы недомоганий.

Деперсонализация. Эмоциональное «выгорание» начинает проявляться в нарушении сферы отношений: развитии негативных установок в отношении себя, работы, тех, с кем приходиться работать: учеников, воспитанников. Контакты с ними становятся более бездушными, обезличенными, формальными. Специалист начинает чувствовать себя неспособным помогать другим. Деперсонализация проявляется в деформации отношений с другими людьми: повышение зависимости от других, повышение негативизма, циничности. Очень часто человек начинает испытывать неприязнь по отношению к окружающим людям, о которых он раньше заботился или с которыми вместе работал. При проявлении деперсонализации педагог перестает воспринимать воспитанников как личностей. Он дистанцируется, ожидая от них самого худшего. Негативные реакции проявляются по-разному: нежелание общаться, склонность унижать, игнорировать просьбы. Подобное отношение к окружающим нарастает до тех пор, пока не обратиться на самого себя (начинает страдать от чувства вины).

Сокращенная профессиональная реализация. Развитие негативного отношения к себе и своей работе – потеря ощущения личных достижений. Постепенно нарастающее недовольство собой, уменьшение чувства личной успешности, развивающиеся безразличие и апатия, уменьшение ощущения ценности своей деятельности. У специалиста возникает ощущение, что он плохо работает, мало достиг в профессии, возникает чувство некомпетентности в своей профессии.

Фазы «выгорания» (по В.В. Бойко)

Фаза напряжения. Нервное (тревожное) напряжение является предвестником и запускающим механизмом выгорания. Тревожное напряжение включает несколько симптомов:

Симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств»:

проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы. Если человек не ригиден, то раздражение растет, накапливается отчаяние и негодование.

Симптом «неудовлетворенности собой» проявляется в результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства. Человек обычно испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями.

Симптом «загнанности в клетку» когда психотравмирующие обстоятельства устранить невозможно, приходит чувство безысходности.

Симптом «тревоги и депрессии» – чувство неудовлетворенности деятельностью и собой порождают мощные энергетические напряжения в форме переживания ситуативной или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной профессии, в конкретной должности или месте работы.

Фаза резистенции. Сопротивление нарастающему стрессу. Формирование защиты с участием «выгорания»

 происходит на фоне следующих явлений:

Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования» – когда человек перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичным проявлением эмоций (легкая улыбка, приветливый взгляд, мягкий, спокойной тон речи, сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности, грубости) и неадекватным избирательным эмоциональным реагированием.

Симптом «эмоционально – нравственной дезориентации» является неадекватным реагированием во взаимоотношениях с коллегами. (При этом звучат суждения: «Это не тот случай, чтобы переживать», «Такие люди не заслуживают доброго отношения», «Почему я должен за всех волноваться».)

Симптом «расширения сферы экономии эмоций»: на работе вы до того устаете от контактов, разговоров, ответов на вопросы, что вам не хочется общаться, даже с близкими. Часто именно домашние становятся первой жертвой пресыщения общением.

Фаза истощения характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится атрибутом личности.

Симптом «эмоционального дефицита» проявляется в том случае, когда человек не в состоянии войти в положение, сочувствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, все реже проявляются положительные эмоции и все чаще отрицательные. Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы дополняют симптом «эмоционального» дефицита.

Симптом «эмоциональной отстраненности» почти полностью исключаются эмоции из сферы профессиональной деятельности. Человек научается работать как бездушный автомат. В других сферах он живет полнокровными эмоциями.

Симптом «личностной отстраненности или деперсонализации» - полная или частичная утрата интереса к субъектам профессиональной деятельности. («ненавижу…»), В таких случаях «выгорание» смыкается с неврозоподобными или психопатическими особенностями личности, в таком случае противопоказана профессиональная деятельность с людьми.

Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений» проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Обычно у педагогов даже сама мысль об учениках, вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний и т.д.

Переход реакций с уровня эмоций на уровень тела свидетельствует о том, что эмоциональная защита – «выгорание» – самостоятельно уже не справляется с нагрузками. Психосоматикой организм спасается от разрушительной эмоциональной энергии.

Факторы, вызывающие синдром профессионального выгорания: монотонность работы; вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки; строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках исполнения; напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм; нехватка условий для самовыражения личности, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоциональное выгорание педагогов. Рекомендации психолога по профилактике эмоционального выгорания.

Профессиональное выгорание - это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психо­физиологические и поведенческие компоненты». По мнению Д. Гринберга, «вы...

"Эмоциональное выгорание педагогов.Внешние факторы и внутренние причины.Профилактика СЭВ."

Цели: Познакомить педагогов с понятием "эмоциональное выгорание", его характеристикой, причинами возникновения (симптомы, проявления, этапы формирования).Выявить у себя наличие или отсутствие этого си...

Профилактика профессионального (эмоционального) выгорания. Занятие с элементами тренинга «Эмоциональное выгорание»

Речь пойдет о явлении, которое изрядно портит жизнь многим из нас, - синдроме профессионального выгорании или как его еще называют эмоциональном выгорании. Постараемся остановиться на профилактике и с...

Причины эмоционального выгорания

Эмоциональное выгорание – одна из болезней современности, многозадачности и большой скорости современного мира. Во многих странах эмоциональное выгорание официально признается заболеванием, связ...

«Симптомы эмоционального выгорания и уровни ресурсов педагога-психолога»

Понятие эмоционального выгорания было сформулировано в противовес явлению «профессионального горения», так характерного для начинающих специалистов в области  помогающих  професс...