Что нам может рассказать детский плач?
консультация по психологии
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Что нам может рассказать детский плач? Ваш ребенок еще совсем маленький. Он еще не научился говорить, или эмоциональная сфера малыша больше развита, чем речевая. И многие вещи, он не может выразить с помощью речи. А сигнализирует с помощью плача! Детский плач – это одна из наиболее важных форм связи с окружающим миром. Плач не всегда означаем что-то плохое. Бывают же «слезы радости», или малыш «разряжается», снимает напряжение, с помощью плача. Плач – это своеобразная речь. И как вы понимаете, различаете виды плача малыша, зависят ваши взаимоотношения.
Плач ребенка - всегда повод для беспокойства родителей. Ни одна мать не может оставаться равнодушной, когда кроха плачет. В чем же причина? Как успокоить ребенка? На эти и другие вопросы отвечает врач-педиатр.
Плач ребенка - всегда повод для беспокойства родителей. Ни одна мать не может оставаться равнодушной, когда кроха плачет. В чем же причина? Как успокоить ребенка? Первое время зачастую мамочке трудно понять, что же случилось, и почему крошка захныкал. Со временем, прислушиваясь к своему малышу, вы начнете различать причины его плача.
Для новорожденного плач - это практически единственный способ сообщить взрослым, что что-то не так. А чтобы выяснить причины недовольства, просто будьте внимательны к своему ребенку и вскоре вы научитесь понимать ребенка.
Причины детского плача
Виды плача
Попробуйте определить характер детского плача - он многое вам объяснит.
1. Ребенок плачет громко, призывно - в этом случае причиной чаще является голод или мокрые пеленки, грязный подгузник.
Решение проблемы: если пеленки или подгузник чистые и сухие, приложите малыша к груди - этим вы удовлетворите его потребность не только в еде, питье, но и потребность быть рядом с мамой.
На ваших руках кроха чувствует себя в полной безопасности и обычно этого достаточно, чтобы его успокоить.
А кормление ребенка по требованию - необходимость для вашего новорожденного чада, кроме того, это позволит наладить лактацию.
При этом, помимо плача, ребенок совершает поисковые движения головой, во время которых он замолкает.
Что касается мокрых пеленок и грязных подгузников, оставлять в них ребенка недопустимо, так как кожа малыша очень чувствительна и быстро возникают раздражения и опрелости.
2. Плач с перерывами; глаза открыты, ребенок как будто зовет и слушает, - проверяет, есть ли кто рядом.
Малыш испытывает большую потребность в общении и вашем присутствии, не отказывайте ему в этом.
3. Ребенок напряжен, плачет после бодрствования, глаза могут быть закрыты - перевозбуждение, не может заснуть. Часто сопровождается зевотой и закрыванием глаз.
Можно взять малыша на руки или же убаюкать его в кроватке: взять ребенка за ручку или положить ему руку на головку, чтобы он чувствовал, что вы рядом.
Поговорите с ним спокойным, убаюкивающим тоном или спойте колыбельную.
4. Ребенок кричит во сне - фаза беспокойного сна, когда перерабатывается информация.
5. Вечерние приступы беспричинного плача - в возрасте 2-10 недель изменяется ритм сна и бодрствования («кризис роста»).
6. Плач при боли - ровный непрекращающийся, с периодически возникающими всплесками отчаянного крика, которые, видимо, соответствуют усилению болевых ощущений.
Что болит и что делать?
Если малыш утомился, хнычет, капризничает, возьмите его на ручки, покачайте.
Скорее всего, он вскоре успокоится. Если испытывает дискомфорт - ему холодно или жарко, - проверьте, как он одет.
Одевая ребенка, ориентируйтесь не только на собственные ощущения. Икота и холодные на ощупь кожные покровы могут быть признаком того, что ребенок замерз.
Немаловажно для ребенка спокойствие мамы, ведь ее психологический настрой передается малышу, и если мамочка нервничает, раздражена, в семье конфликты, неудивительно, что это отражается на ребенке.
Часто дети успокаиваются, когда сосут пустышку. Считалось, что это оказывает негативное влияние на формирование правильного прикуса.
В настоящее время существуют пустышки анатомической формы, которые сводят это влияние к минимуму. Кроме того, следите, чтобы размер пустышки соответствовал возрасту ребенка.
Изменение режима дня также может неблагоприятно сказаться на самочувствии ребенка.
Запомните
1. Чем дольше ребенок плачет, тем сложнее вам будет его утешить. Гораздо легче успокоить малыша, который только начал хныкать, чем рыдающего во весь голос.
2. Постарайтесь не кричать на малыша. Да, мама устала, да, не может предположить, что же еще сделать, чтобы успокоить его.
Попросите кого-нибудь сменить вас на некоторое время. Выйдите из комнаты, отдохните немного: возможно, и малыш за это время успокоится.
3. При подозрении на боль измерьте температуру малыша, а заодно проследите за стулом ребенка и за количеством мокрых пеленок.
Если у ребенка что-то болит…
В связи с несовершенством развития нервной системы, дети не могут указать четкую локализацию боли.
Ребенок может капризничать при прорезывании зубов. Помимо плача, может повышаться температура и появляться жидкий стул.
Из наиболее простых средств применяют игрушки-прорезыватели: плотные резиновые кольца с жидкостью внутри. Их охлаждают в холодильнике и дают погрызть ребенку. Такой массаж десен снижает болевые ощущения.
Новорожденные дети метеочувствительны, так что плач может быть реакцией на смену погоды.
А дети, рожденные с диагнозом перинатальная энцефалопатия, очень чувствительны к смене погоды, и, кроме того, страдают головной болью (так называемая «грудничковая мигрень»), обусловленной повышенным внутричерепным давлением, расстройствами нервной системы, повышенной возбудимостью, патологиями развития, физиологическими явлениями адаптационного периода.
Не бойтесь, что, взяв свое сокровище лишний раз на руки, вы его избалуете. По мнению детских психологов, избаловать малыша до года невозможно.
Только подумайте, кроха скоро вырастет, начнет познавать мир самостоятельно. Так что наслаждайтесь самыми прекрасными минутами, проведенными вместе.
Немного фактов: Начиная с 1 года, малыш сигнализирует о своих потребностях не только с помощью плача, но и с помощью слов. Хотя первостепенным остается плач. Родителям следует понять такой язык своего малыша. Бывает, что плач является разрядкой напряжения, которое копится в любом человеке, даже в маленьком. После такого плача, малыш чувствует себя намного лучше. Некоторые стили воспитания могут стать основой плаксивости вашего ребенка. Избыточная забота и попечение, которая сочетается с полной всепозволительностью со стороны родителей «выливается» в повешенную капризность, плач, истерики. Вероятно, сами родители могут сделать ребенка нервным и плаксивым. Бросаясь к малышу всегда, как только он «пискнет» или глубоко вздохнет. Младенцы с самого рождения, дети 1 года и старше, 3 летние дети имеют одинаковые функции плача. Родителям необходимо научится различать и понимать язык своего ребенка. Функции плача: Плач-каприз (истеричный) Плач-протест («не хочу», «не буду») Плач-просьба («покорми меня, мама») Плач-требование («отдай, соску») Плач-обида («я жалуюсь») Плач-сигнал (срочно, быстро, «болит», «помоги») Плач-разрядка («мне станет легче») Это способы выражения чувств вашего малыша! Если ваш малыш постоянно плачет, ноет – это заслуживает вашего внимания. Это может быть внутренняя неудовлетворенность, беспокойство, неудовольствие, страх. Также это может быть неудовольствие в отношениях с эмоционально близкими людьми («ты меня не любишь»). Также «нытье» может быть связано с плохим самочувствием. С переменами погоды. Советы родителям: Воспитание при плаче бесполезно. Ребенок в таком состоянии ничего не понимает. И попросту, когда успокоится, он все забудет. Наказывать при плаче также бесполезно. Повторюсь, ребенок забудет. И, дорогие родители, поймите, когда ваш малыш плачет, это состояние для него уже похоже на наказание. Ни в коем случае, не стоит наказывать младенца, грудного ребенка за то, что он плачет, когда просыпается ночью. Или когда вы его переодеваете, ухаживаете за ним. Младенец не понимает свое поведение, и не понимает, за что его наказали. Младенца надо кормить, когда он хочет, он должен содержаться в чистоте и сухости. Все его физиологические потребности должны быть удовлетворены. Когда что-то не так, малыш плачет. Это знак вам, что надо эту проблему решить. Но не стоит забыть об эмоциональном здоровье. Основы физического и эмоционального благополучия закладываются в первые шесть месяцев жизни малыша. Не стоит спешить оборвать плач малыша. Дайте ему поплакать какое-то время (говорят, это даже полезно для легких). Можете постоять пять минут в двери (чтобы малыш вас видел), поговорите с маленьким спокойным, ласковым, тихим тоном, дождитесь временного затишья. В это время наблюдайте и прислушивайтесь к плачу малыша. Какой тон его голоса, ощутите различие между капризом и реальной нуждой. Если вы совсем не будете обращать внимание на плач, то это отразится на базисном доверии (не только к вам, но и ко всему миру в целом). Я хочу привести вам игру, которую можно проводить как дома, так и в садике в будущем. Данная игра помогает малышам выразить эмоции, научится понимать чувства других, и понимать, как надо вести себя в разных ситуациях. «Разное настроение» Для данной игры можно использовать приведенное ниже стихотворение или найти новое, похожее. «Капризуля, мальчик Марк, Не унять его никак. Улыбнется он на миг, Засияет солнца лик» (Н.Померанцева) Ребенок с помощью мимики показывает эмоциональное состояние героя стишка. Для начала ему может помочь играющий с ним взрослый. Все движения должны быть выразительными. Плохое настроение: бровки опущены вниз и сдвинуты, губы приоткрыты, уголки губ опущены. Такое выражение может дополняться «пошатывающимися» движениями (плечики взад-вперед двигаются). Позитивное настроение: бровки подняты вверх, губы улыбаются, головка немного откинута назад, плечики развернуты. Звучит веселая музыка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "О чем может рассказать школьный дневник"
Цель классного часа:1. Показать учащимся значение дневника как основного документа в работе школьника.2. Предложить учащимся обсудить результаты их работы со своим дневником.3. Воспитывать ответ...
Конспект урока искусства в 8 классе по теме : "О чем может рассказать картина? П.Пикассо. "Герника". 1937 г."
Тема: " О чём может рассказать картина?( П. Пикассо, «Герника» 1937 г)."Методическая разработка конспекта урока искусства в 8 классе с использованием образовательной...
О чем может рассказать портрет героя (Роль и значение портрета Павла Петровича Кирсанова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
Исследовательская статья о роли и значении портрета в раскрытии характера тургеневского Павла Петровича Кирсанова в романе "Отцы и дети" может заинтересовать учителей литературы старшей школы и ...
Разработка классного часа и презентация "О чём может рассказать дневник школьника?"
Цель классного часа: показать учащимся значение дневника как основного документа в работе школьника; предложить учащимся обсудить результаты их работы со своим дневником; воспитывать ответственность и...
«О чём может рассказать дневник школьника».
КЛАССНЫЙ ЧАС «О чём может рассказать дневник школьника»....
Классный час «О чём может рассказать дневник школьника».
классный час, предназначенный для 5 класс...
Уголок для родителей "О чем может рассказать детский рисунок"
Консультация для родителей (оформление информационного уголка для родителей)...