Пробуждение сердца
план-конспект по психологии на тему

Микрюкова Марианна Васильевна

Дополнительные развивающие занятия для девочек младшего и среднего подросткового возраста.

Это уроки для настоящих и будущих леди.

Цель занятий: развитие ценностно-смысловой сферы.

Занятия помогают девочкам стать увереннее в себе, интереснее, повышают их самооценку, развивают творческое мышление.

Девочки узнают здесь о многом:

- что такое «внутренняя» красота и «внешняя»;

- как научиться «заглядывать внутрь себя», наводить «порядок» во внутреннем мире;

- что значит «неповторимость»;

- как научиться ценить то, что у нас есть и многое другое;

- как стать счастливой;

- что такое Любовь;

- как найти своего спутника в жизни, услышать свое сердце.

Девочки научатся беречь себя, свое сердце, ценить красоту вокруг.

Содержание занятий:

1. Знакомство. Диагностика.

2. Что такое красота. Познание себя. Какие качества во мне самые ценные?

3. Красота разнообразия и неповторимости. Представления о моде. Главные условия красоты. Свой собственный стиль.

4. Красота души. Внутренняя красота. Познание себя. Гармония внутри.

5. Что такое счастье. Счастье видеть вокруг красоту, умение радоваться каждому дню. Умение ценить маленькие радости, ценность жизни.

6. Красивые мысли. Как научиться распознавать чистые и красивые помыслы от грязных. Как доброе слово может помочь человеку?

7. Колдунья Лень. Проигрывание на песке сказки «Колдунья Лень». Женские заботы и хлопоты. Почему так полезно наводить порядок, символический смысл. Упражнения: «Элексир от лени», «Мои домашние дела».

8. Достойный мужчина. Что значит достойный мужчина. Какими качествами он обладает. Как выбрать свою половинку? Надежный или идеальный? Для чего мужчине нужны испытания?

9. Любовь. Что такое подлинная настоящая любовь? Как услышать свое сердце, не ошибиться с выбором любимого. Проигрывание сюжета сказки «Спящая красавица». Как принцесса ждёт своего спутника? Какая внутренняя работа происходит в ней?

10. Внутренний сад. Как сохранить радость в своём сердце и наполнить этой радостью дом и сердца близких. Внутренняя гармония.

Здесь представлены 5 занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карточка автора:

ФИО         Микрюкова Марианна Васильевна
Дата рождения         22.02.1985
Место работы          МБОУ Каракулинская СОШ Каракулинского района Удмуртской Республики
Должность         Педагог-психолог
Служебный адрес         УР Каракулинский район с. Каракулино ул. Каманина д. 12
Адрес, индекс         УР Каракулинский район дер. Малые Калмаши ул. Мира д.20, 427920
телефон         89225011700

«Пробуждение сердца»

Дополнительные развивающие занятия для девочек младшего и среднего подросткового возраста.

Это уроки для настоящих и будущих леди.

Цель занятий: развитие ценностно-смысловой сферы.

Занятия помогают девочкам стать увереннее в себе, интереснее, повышают их самооценку, развивают творческое мышление.

Девочки узнают здесь о многом:

- что такое «внутренняя» красота и «внешняя»;

- как научиться «заглядывать внутрь себя», наводить «порядок» во внутреннем мире;

- что значит «неповторимость»;

- как научиться ценить то, что у нас есть и многое другое;

- как стать счастливой;

- что такое Любовь;

- как найти своего спутника в жизни, услышать свое сердце.

Девочки научатся беречь себя, свое сердце, ценить красоту вокруг.

Содержание занятий:

1. Знакомство. Диагностика.

2. Что такое красота. Познание себя. Какие качества во мне самые ценные?

3. Красота разнообразия и неповторимости. Представления о моде. Главные условия красоты. Свой собственный стиль.

4. Красота души. Внутренняя красота. Познание себя. Гармония внутри.

5. Что такое счастье. Счастье видеть вокруг красоту, умение радоваться каждому дню. Умение ценить маленькие радости, ценность жизни.

6. Красивые мысли. Как научиться распознавать чистые и красивые помыслы от грязных. Как доброе слово может помочь человеку?

7. Колдунья Лень. Проигрывание на песке сказки «Колдунья Лень». Женские заботы и хлопоты. Почему так полезно наводить порядок, символический смысл. Упражнения: «Элексир от лени», «Мои домашние дела».

8. Достойный мужчина. Что значит достойный мужчина. Какими качествами он обладает. Как выбрать свою половинку? Надежный или идеальный? Для чего мужчине нужны испытания?

9. Любовь. Что такое подлинная настоящая любовь? Как услышать свое сердце, не ошибиться с выбором любимого. Проигрывание сюжета сказки «Спящая красавица». Как принцесса ждёт своего спутника? Какая внутренняя работа происходит в ней?

10. Внутренний сад. Как сохранить радость в своём сердце и наполнить этой радостью дом и сердца близких. Внутренняя гармония.

Занятие первое. Знакомство. Диагностика.

Приветствие. Знакомство.

Я предлагаю начать наш разговор со знакомства. Девочки называют свое имя и рассказывают о том, чем они любят заниматься в свободное время.

Упражнение «Расскажи мне обо мне». Каждый рассказывает о соседе от его имени. Например, Катя встает за спиной Лены и рассказывает о «себе»: «Меня зовут Лена, я очень… и т.д.».

- Ребята, как вы думаете, почему среди вас одни девочки?

- Потому что на этих занятиях мы будем узнавать, как это хорошо и важно - «быть девочками», а в будущем красивыми девушками и «настоящими» женщинами.

- Какими качествами должна обладать девочка? Красота, доброта, женственность.

- А ещё мне очень важно узнать, с каким мыслями вы пришли на это занятие?

- Что вы хотите здесь узнать?

- Ну что же, я рада, что мы с вами собрались здесь. Обещаю, что занятия наши будут очень интересными и занимательными. Итак, готовы начинать?

На данном этапе обговорить и принять правила работы в сложившейся группе.

- А начинать наши занятия мы будем всегда с ритуала. Что такое ритуал, знаете?

- Это какое-то действие, что-то, что помогает включиться в работу…

А ритуал будет такой: положите, пожалуйста, ладони друг на друга (рука к руке в центр).

Ритуал входа:

Раз, два, три, четыре, пять

В сказку мы идем опять.

Чтобы стать красивыми, добрыми, счастливыми

Пять, четыре, три, два, раз,

Сказка началась!

- Я думаю, что теперь вы точно готовы.

- Мы с вами сегодня совершим первое путешествие в сказочный мир. Как вы думаете, куда мы отправимся?

- Сегодня мы отправимся в путешествие в наш внутренний мир, узнаем о себе что-то интересное.

Диагностика «Карта внутренней страны» (Приложение).

Обсуждение результатов диагностики.

Подведение итогов. Рефлексия. Здесь важно узнать о самочувствии ребят. Что нового и интересного они узнали сегодня друг о друге и о себе. Что им больше всего запомнилось?

Ритуал выхода. Девочки ставят руки в центр открытыми ладонями вниз, говорят тихо: Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились.

Представляют при этом, что ценное они возьмут с собой. На первом занятии лучше, если каждая проговорит вслух, что именно она берет с этого занятия: например, умение слушать, умение радоваться, улыбку и т.д.

Занятие второе. Что такое красота?

Ритуал входа. Тот же.

Повторение. Начинается занятие  с того, что вместе повторяем, что было на прошлом занятии, отвечаем на вопросы по прошлой теме.  Можно обсудить, какие мысли были у девочек после занятия, кто обсуждал с мамой или подругами  тему занятий.

- Девчонки, а вы знаете, что такое красота?

Ребята рассказывают свои представления о красоте.

- А вы знаете, что такое «внутренняя» красота и «внешняя». Идет обсуждение.

- Вы любите сказки? Какая сказка у вас самая любимая (может быть, была, когда были совсем маленькими)?

На наших занятиях я буду рассказывать вам сказки. Очень часто героиней наших историй будет девочка Глаша.

Послушайте интересную историю. Далеко-далеко в одном необычном городе жила-была необыкновенная девочка Глаша. Она жила с мамой, папой и братом Данилой на 7-м этаже высокого серого дома. Много всего интересного и даже загадочного происходило с этой девочкой.

У девочки Глашеньки была очень добрая и мудрая бабушка. Глаша больше всего на свете любила бабушкины сказки. Чего только не происходило в этих сказках. Но самыми любимыми были сказки о принцессах и принцах, о сказочных королевствах и волшебстве.

Вот и на этот раз внучка была у бабушки в гостях. Стоит Глаша перед зеркалом любуется собой: она и так повернется и этак. Глазками моргает, носиком водит в разные стороны, оборки на платьишке поправляет. Бабушка уже и пол помыла, и обед приготовила. А Глаша всё перед зеркалом вертится. Бабушка и говорит внучке: «Ты, видимо, внученька забыла, что важно в девице не столько внешняя красота, сколько внутреннее содержание». «А как это, бабуль, внутреннее?» - заинтересовалась внучка. «А давай, внученька,  я тебе лучше сказку расскажу» - загадочно улыбаясь, сказала бабушка.

Сказка о принце и Садовнице.

В одном королевстве жил-был принц. Красивый, статный, с добрым сердцем. И был при дворце королевском сад небывалой красоты. С давних пор служил здесь садовник, была у него дочь Маргарита, заботливая да трудолюбивая. Любила Маргарита цветы с раннего детства. Любовалась ими на рассвете, ухаживать за ними отцу помогала, а иногда разговаривала с ними, как с живыми и пела им песни. Однажды принц, проходя мимо, услышал необыкновенный голос девушки. Подошел он поближе послушать чудесное пение. А Маргарита, увидав наряд королевский, испугалась, и тут же спряталась в зарослях ивы у пруда. А принцу еще любопытнее стало, только понял он, что девушка его в королевском облике боится. Нарядился он тогда конюхом, стал приходить по утрам, слушать песни девушки. Так и познакомились они, вместе стали по утрам гулять, ароматы цветов вдыхать. Принц научил девушку ездить на лошадях, общий язык с ними находить, а она научила юношу радоваться солнышку ясному, любоваться росой на траве, слушать пение птиц.

Принц даже на жизнь научился по-другому смотреть, оказалось, столько чудес вокруг. Он раньше и не замечал. Но самым большим чудом стало знакомство с этой девушкой.  В старом платье, в рваных туфлях, она была красивее всех девушек королевства: синие сияющие глаза, улыбка на лице, легкий румянец от утренней прохлады. А еще принц всегда вспоминал ее смех, такой веселый, звонкий, такой настоящий.

Но вот пришла пора принцу жениться. Король и королева подыскивали ему самых знатных принцесс. Балы в королевском дворце не прекращались. Но принц смотрел на всех этих девушек потухшим взглядом. Да, они были необыкновенно красивы: безупречный макияж, платья лучших портных, грациозные движения. Принц всё больше вспоминал свою подругу, с которой проводил так много времени, с ней ему не нужно было притворяться, с ней он был самим собой.

А Маргарита в это время тоже очень скучала без своего загадочного конюха. Он покорил ее сердце своим умом, мужеством, заботой. Она все чаще думала о нём, не могла понять, куда он пропал.

Ко всему этому, страшная беда пришла в королевство, то ли от тоски, то ли от лихорадки какой, но принц вдруг внезапно ослеп. Погоревали отец с матерью, но решили не отказываться от своих намерений женить принца, ведь теперь ему тем более нужна была заботливая невеста рядом.

Только вот еще сложнее стало принцу выбрать свою спутницу, ведь теперь он лучше чувствовал своих потенциальных невест. Дотронувшись до ладони, он уже знал, с какими мыслями приходили к нему девушки: кто-то со злобой и завистью, кто-то с желанием завладеть богатствами или статусом, кто-то с притворством и ложью. Совсем приуныл принц.

Но как-то однажды, королева приказала принести в комнату принца лучшие цветы. Дочь садовника принесла цветы, поставила их в вазу и обомлела. Перед ней стоял ее «конюх». Она ахнула. А принц уже почувствовал знакомый ему аромат лаванды, так пахли волосы его любимой. Он подошел к ней, взял ее ладонь. И хоть руки девушки дрожали то ли от страха, то ли от негодования, что юноша обманул её. Принц всё - равно почувствовал любовь, доброту и искренность девушки.

Он позвал родителей и объявил всем, что эта девушка именно та, кого он так давно искал. Принц понял, что по-настоящему любит свою будущую невесту.

- Ну вот, что милая, сказала бабушка, красота внешняя для девочки важна, конечно. Нужно ухаживать за собой, следить за своим внешним видом. Нет в этом ничего плохого. Подрастёшь и узнаешь, как это делать. Но важнее всего красота внутренняя. Потому как, когда на душе у тебя красиво, чисто, это издалека люди видят по улыбке искренней, по глазам светящимся. Любую красоту внешнюю злой, да завистливый взгляд портит, ухмылка зловредная, да слово недоброе.

Обсуждение. После прочтения сказки, узнать, в чем ее суть, чему учит эта сказка?

Упражнение «Пластилиновый человечек».

Слепите, пожалуйста человечка. Подумайте, какой он, что вы можете о нём рассказать. Что особенно ценного в нём. Девочки рассказывают о свох человечках: как их зовут; какие они по характеру; что они любят или не любят.

- Сделайте друг другу «символические» подарки. Желательно объяснить участникам, что подарки должны носить внутренний, скрытый смысл (я дарю тебе этот огонёк, чтобы у тебя всегда была надежда, эти очки, чтобы ты могла надевать их и мечтать и др.). Подарки девочки делают из пластилина и вручают их пластилиновым человечкам.

Упражнение «Свет мой, зеркальце, скажи…».

Девочки берут зеркальце и глядя в него, произносят волшебную фразу: Свет мой, зеркальце, скажи, что во мне всего милее? И далее называют свои лучшие качества, что особенно ценно в них самих. Произносить эти слова нужно тоном и интонацией волшебного зеркала.

Подведение итогов. Рефлексия. Что они сегодня узнали или вспомнили, что для них было особенно ценно. С какими мыслями уходят с занятия. Как может пригодиться им тот опыт, который они получили на занятии?

Ритуал выхода. Тот же.

Занятие третье. Красота разнообразия и неповторимости.

Ритуал входа.

Повторение.

- Девчонки, а вы знаете, что такое мода?

Ребята рассказывают свои представления о моде.

- Важно ли это «быть модным»?

Послушайте продолжение истории про необыкновенную девочку Глашу. Приходит она как-то к бабушке и заявляет с порога: «Ну, как так жить, бабушка? Девчонки в классе так нарядно одеваются. Нюрка вот опять в новой кофточке, а Лизке туфли на каблуках мама купила. Я тоже такую кофточку хочу, и туфли хочу, и сумку модную, как у Вали из 3 «В».

- Модную, говоришь? А что такое мода, внученька, знаешь?

Задумалась девочка. А бабушка и говорит дальше.

- В разные времена, внученька, разное ценилось в женской внешности: то пухленькими восхищались, то худыми, то  брови черные девы красили, то вовсе щипали без остатка. А вдруг не сегодня, завтра, лысые девушки в моде будут, тоже волосы тебе сбреем, чтоб от моды не отставать?

- Ну, ты скажешь, бабушка!

- Послушай лучше сказочку, внучка.

Сказка «Одинаковые желания».

Жила была на свете девочка, прямо как ты - симпатичная, веселая. Да вот только заглядывалась девочка на наряды чужие с завистью. Хоть и одевали её мама с папой аккуратно, да нарядно. А ей все, как у других подавай. Увидит подругу свою Милу, думает, вот бы мне такое платье, увидит подругу Зину, скажет, где такие туфли купили, такие же хочу. А однажды даже на Новый год такое желание загадала: «Хочу, чтобы, все вещи, что мне на подругах понравятся, у  меня тоже появлялись!».

Видимо как раз в это время звезда какая-то волшебная над домом пролетала, а может волшебник услышал ее желание. Только вот чудеса стали происходить. Что девочка не увидит на своих подругах, мигом в ее шкафу появлялось, потому как ей и то нравится, и это. Уже шкафы одеждой да обувью переполнились. Только почему-то эти самые чудеса ни с ней одной стали происходить, а со всеми жителями вокруг.

Гуляет она как-то по улице, вдруг видит, три женщины идут по дороге: наряды абсолютно одинаковые, прически, и те похожи. Видит девочка, что одна из них - её мама, а какая - понять не может. Только когда совсем близко мама подошла, девочка ее узнала. А мама, все понять не может, как у её соседок такие же платья, да юбки как у нее появляются.

И папа девочки вот уже два года деньги откладывал, всё хотел купить необычную машину ярко оранжевого цвета. Так радовался своей покупке, смотрел на свою необычную красавицу-машину с восхищением. Только вот на следующий день в их дворе аж семь таких же машин появилось. Папа даже дар речи потерял от негодования.

И вот что получилось в итоге: ребята стали ездить на одинаковых велосипедах, у девочек появились одинаковые куклы с похожими голосами, мамы стали ходить в одинаковых платьях, а папы - ездить на одних и тех же автомобилях.

Вышла как-то девочка во двор, решила на лавочке посидеть. Смотрит на всё это, понять не может. А старушка рядом с ней сидит, да тихонько так говорит сама с собой: «Кто же это додумался желание такое загадать, чтобы все одинаковые вокруг были?». Вспомнила девочка о своем желании, только вот как говорит, все это обратно вернуть???

Кое-как вечера дождалась и перед сном 77 раз желание свое повторила: чтобы все стало как прежде! Это ей старушка подсказала, как волшебство исправить.

Ну а девочка эта поняла, наконец, что глупо завидовать другим, ценить нужно то, есть у тебя и то, что все вокруг разные.

Ты тоже, внученька за модой не гонись, все равно не догонишь, а если догонишь, много не выиграешь. Ты лучше к себе прислушивайся, да приглядывайся, чтобы свой образ создать, только тебе подходящий. Который твои особенности, да твою красоту подчеркивать будет.

Обсуждение. После прочтения сказки, узнать, в чем ее суть, чему учит эта сказка? 

- Часто ли вам хочется какую-то вещь, которая есть у других ребят в классе?

- Хорошо ли, когда у каждого есть свой стиль, независимый от других. Почему?

 Техника «Коллаж». 

Материалы: журналы с яркими картинками, лист бумаги А3, краски, клей, фломастеры.

Я предлагаю вам выполнить первое задание. В газетах, журналах, по телевидению мы видим изображения женщин и мужчин, которые считаются красивыми. Сейчас мы с вами сделаем коллаж.  Вы сами придумаете ему название («Красота», «Мода» и др.).

Пока девочки делают коллаж, обсудить понятия «Мода», «Стиль», «Элегантность». Одежда тесно связана с модой. Всегда ли модно, это значит красиво? Подробнее остановиться на раскрытии выражения «свой собственный стиль». Найти свой стиль – значит подобрать одежду так, чтобы это подходило к твоему характеру, к своим представлениям о себе. Надо выбирать для себя!

Когда коллаж готов, необходимо обсудить название, содержание работы.

Упражнение «Мой личный стилист»

Материалы: заколки, бусы, браслеты, резинки, платочки, пуговицы для платков и др.

Делятся на пары: один стилист, одна – модель. Стилисты из предлагаемых украшений, сами составляют индивидуальный образ своей модели.

- Стилисты, трудно ли вам было? Как называется образ вашей модели?

- Модели, как вы себя чувствовали? Что вы можете сказать о своем образе?

Обсудить, что было самым важным, когда они создавали образ модели: например, подчеркнуть цвет глаз, чувство меры в украшениях и др.

- Почему говорят, по одежке встречают?

То, как человек выглядит, говорит о том, какой он внутри, есть ли у него стиль, уверенный ли он, это очень важно. Из этого складывается первое впечатление о человеке.

Красив ли излишний макияж? Можно обратить внимание на коллаж девочек, всегда ли яркий макияж – это красиво?

Где можно увидеть человека ярко накрашенного, и это будет выглядеть нормально?

- На сцене, на фотосессии, на показе мод. Может быть на вечеринке… Но не в школе.

Подведение итогов. Рефлексия. Итак, девчонки, что вы узнали на сегодняшнем занятии? Какие самые главные условия красоты? Свой собственный неповторимый стиль, элегантность, знание меры, аккуратность и чистота и др.

Почему так важно, чтобы все люди были разными? Нужно ли гнаться за тем, что есть у других или, наоборот, навязывать окружающим свое мнение? Почему?

Как вам могут пригодиться знания, которые вы сегодня получили?

Ритуал выхода.

Занятие четвёртое. Красота души.

Ритуал входа.

Повторение. Можно обсудить вопросы: Почему хорошо, что все люди - разные? Что вы стали замечать в других людях интересное, отличное от вас самих?

- Девчонки, а давайте вспомним, что такое красота «внутренняя и внешняя»?

Когда красота делает человека лучше? На аккуратно и хорошо одетого человека и смотреть приятнее. Добрый человек, красивый внутреннее располагает к себе, когда общаешься с ним, тебе легко, спокойно, радостно и др.

Всегда ли внутренняя красота и внешняя вместе в человеке соединяются? Приведите примеры, когда это не так. Что бывает, когда только о внешней красоте заботишься? (самолюбие, гордыня, лицемерие). Можно обсудить сказку о Мертвой Царевне (внутренняя и внешняя красота Царевны).            

Как-то холодным зимним вечером, бабушка пришла в гости к Глаше и Данилу. Настряпали они плюшек сахарных и сели чай пить. А Глаша и просит бабушку сказку рассказать. Данилушка бабушке голову на колени положил, и та говорит: «Ну, слушайте».

Сказка «Заботливая Даша».

Где-то за лесами, за горами, в одной далекой деревне, жила-была семья. Много было в ней ребятишек. Ребята веселые, шумные, хоть маленькие, да работящие. Была в этой семье и девочка Даша, самая старшая из детей, кроткая с виду, но хозяйственная и заботливая. Случилась в их доме беда, отец заболел вдруг тяжело и умер. Оставил он ребятишек да хозяйство небольшое жене своей Серафиме. Ох, трудные времена у них наступили, денег всё время не хватало: одевать детей не на что стало, да и на стол - только то, что в огороде сами вырастили, то и ставили. Так что приходилось теперь Серафиме и ребятам работать по хозяйству с утра до ночи, да по соседям ходить, помощи просить.

А больше всего забот домашних на плечи Дашеньки легло, пока мама на работе, она за старшую оставалась.

Только вот ребята в деревне, видно маленькие ещё да глупые были, не смогли понять их горя семейного. Стали издеваться над девочкой. То в школе её где-нибудь за углом поймают, смеются над платьем старым выгоревшим, то на улице зимой снежками забросают. Больше всех донимал Дарью Витя Хлебников. Увидит её, кричит издалека: «Побирушка!». Или ещё как назовет, да в грязь толкнёт. Всё забавы издевательские придумывал, да друзьям своим подсказывал, как над девочкой посмеяться можно.

А Даша добрая была, терпеливая, посмотрит она на ребят, потом глаза отведет и бежит дальше своей дорогой.

Пришла весна, Даша в старом пальтишке, да в сапожках прибежала к реке воды для стирки набрать. А там Витя с ребятишками - бегают у воды, резвятся.

Увидел Витя Дашу, подбежал, как обычно, ребят созвал. Подошли они к ней вплотную, совсем близко её в кольцо зажали к самой реке, и смеются, надсмехаются. А витя замахнулся, хотел Дашу в воду толкнуть. Только вот не рассчитал, сам в воде оказался. А вода в реке глубокая, ледяная. Лёд-то только-только сошел. Упал он, кричит, тонет. Только вот ребята испугались все и убежали в деревню за взрослыми. Одна Даша не испугалась. Сбросила сапоги да пальто и поплыла к Вите. Ухватила его за плечи и быстро из воды достала. Продрогли они оба, сидят на берегу, дрожат, только зубы стучат. А тут и взрослые подоспели. Прибежали, одеялами теплыми укрыли и быстро домой к теплым печкам понесли.

Всё хорошо обошлось. Только вот Витя после этого случая переменился будто. Прибежал к Даше на следующий день, смотрит на нее, молчит, слово боится сказать. А потом прощения попросил, поблагодарил за спасение, чуть не заплакал на глазах у девочки.

Посмотрел он теперь на Дашу совсем другими глазами: красивой оказалась девочка, голубоглазой, светленькой. А самое главное, что сердце у нее было доброе и чистое. Подружились они с Витей. Каждый день прибегать стал мальчик, по хозяйству помогал: то воды принесет, то дров наколет.

А как подросли, так и поженились. Не было семьи крепче этой. Потому что Витя научился теперь сердце свое слушать, да ценить не внешние богатства, а внутренние.

Обсуждение сказки. В чём главный смысл сказки? Чему учит эта история? Почему так сложно быть богатым внутренне (добрым к людям, терпеливым)?

Упражнение «Рисунок тела».

Материалы: лист бумаги формата А3 или кусок обоев, кисти, гуашь.

На листе бумаги по очереди обводят контур своего тела (вернее обводят контуры друг друга).

- Теперь раскрасьте этот контур, но так, чтобы это было сделано с большой любовью к себе, с вниманием и заботой!

Обратить внимание, как девочки раскрашивают, какие цвета подбирают, какие комментарии делают в процессе.

Далее обсуждение мыслей, эмоций, настроения, возникающих в процессе рисования и после.

Упражнение «Раскрашивание мандалы».

Материалы: листы с мандалами, цетные карандаши.

Инструкция: А сейчас я предлагаю вам раскрасить мандалы – это древние буддийские символы. Мандалы помогают заглянуть внутрь себя и своих чувств, разобраться в них самостоятельно, уметь сосредотачиваться и не упускать важные детали. 

Во время раскрашивания мандал включить приятную музыку.

Обсуждение.

- Что вы чувствовали, когда раскрашивали мандалы?

- Как вы думаете, почему я предложила вам сегодня именно это упражнение? Чтобы заглянуть внутрь себя, прислушаться к своим ощущениям, стать гармоничнее и др.

Подведение итогов. Рефлексия. Как заботиться о своей «внешней» красоте? Как сохранить и приумножить красоту «внутреннюю»? 

Ритуал выхода.

Занятие пятое. Что такое счастье?

Ритуал входа.

Повторение.

Девчонки, мы с вами всё о красоте, да о красоте говорим. А где же она эта красота? Отвечают. Она внутри нас - наш внутренний мир, она вокруг нас (зеленые листья, роса на траве) и т.д.

Что еще есть вокруг нас необычайно красивого, светлого, ценного? Всегда ли мы это замечаем?

Проснулась как-то Глаша в гостях у бабушки и ворчит с самого утра. То петухи кричат под окном – спать не дают, то ей погода не та – дождь, да туман, а тут еще кошка Мурка под ноги лезет, пройти не дает.

Смотрела бабушка на всё это и говорит серьёзно так: «Глашенька, внученька, ты верно не с той ноги встала сегодня. Какую ногу первую на пол поставила: левую или правую?»

Внучка смотрит на бабушку, понять не может, шутит она или нет.

А бабушка продолжает: «Ложись обратно, внученька, послушай-ка, с чего день нужно начинать».

Сказка «Что такое счастье?».

Жила-была в одной деревеньке девочка: красивая, голубоглазая, а шустрая какая!

Как-то в школе им учитель домашнее задание задал, сочинение написать на тему: «Что такое счастье?» Задумалась девочка, сидит над тетрадью, не знает, что писать. Решила у близких своих спросить.

- Мама, что такое счастье?

Подумала мама и говорит:

- Непросто на этот вопрос ответ дать. Счастье, что живем семьёй ладно, что детки мои здоровы. Вот оно счастье! Задумалась девочка, а вечером к отцу подошла.

- Папа, а что такое счастье?

- Я думаю, доченька, счастье, что мама твоя всегда рядом, что дома меня ждут, что зарплату в хозяйстве нам повысили, автомобиль скоро купим. Вот, как-то так! Ты у деда лучше спроси, он в жизни многое повидал!

Пришла она к деду, тот же вопрос ему задает.

- Что войны нет, внученька, это самое главное! Что можем жить спокойно, без страха. Что слышим раскаты грома только в грозу да по праздникам во время парада. Что внуки у меня подрастают, такие большие и любопытные!

Совсем девочка запуталась. Посмотрела она на кошку свою, та лежит, на солнышке греется. Напилась бабушкиного молока вкусного, жирного. Видно, счастлива. Может, у кошек тоже счастье своё, кошачье есть?

А тут бабушка с огорода пришла. Рассказала бабушке внучка, как запутали  её мысли разные.

- Что же такое счастье, бабушка?

- Всё правильно тебе родные говорят. Только помни, счастье оно разное: для каждого человека своё счастье.

Ты, главное, внученька, почаще по сторонам оглядывайся. Да не просто глазами смотри, а душой приглядывайся. То, что солнышко с утра светит - это счастье! Что проснулись мы, живы, здоровы - это счастье! Что рядом родные и близкие тебе люди – это счастье! Что птицы поют, реки текут, травка зеленеет, - это тоже счастье! Его ничем не измеришь. Ценить надо каждый миг, каждый день.

И просыпаться с мыслями: день наступил! И это хорошо!

Задумалась внучка, дельно бабушка говорит, только, как этому научиться ценить то, что есть?

- А это не так-то просто, внученька, научишься. Только слова мои почаще вспоминай, и будешь счастлива.

Многое поняла девочка из разговора с родными, многое еще ей понять предстоит в будущем. Да, и сочинение в школе она на пятёрку написала.

- Вот такая сказка! Улыбаешься, Глашенька! А для меня улыбку твою видеть и глазки горящие, это тоже счастье!

- Много, внученька в мире того, что ценно и красиво: люди добрые, искренние, детки здоровые и любознательные, небо синее, дождик, радуга…

Ты, цени это всё, и благодарна будь и маме с папой, и Богу, которые тебе жизнь подарили.  

Обсуждение сказки. Возможны вопросы: Что такое «счастье» в этой сказке? Почему такие разные ответы получила девочка на один и тот же вопрос?

- А сейчас мы узнаем, что означает счастье именно для вас.

Упражнение «Дерево счастья».

Заранее украсить ветки дерева разноцветными листочками, поставить их в горшок. Можно повесить что-то необычное (конфетки). Девочки приклеивают на дерево свои листочки, дописывая фразу: «Счастье – это…». Хорошо обсудить это вместе.

Заполнение блокнота счастья.

Блокнот можно оформить так:

На первой странице название (его девчонки могут придумать сами). Здесь же внизу девиз (окрыляющая фраза). Например: ЖЕЛАЮ КАЖДЫЙ ДЕНЬ И КАЖДОЕ МГНОВЕНИЕ ОЩУЩАТЬ СЧАСТЬЕ! или СЧАСТЬЕ НЕИЗБЕЖНО!

Далее на семи страницах:

Вверху написано: Сегодня был самый счастливый день. Здесь пишут события прошедшего дня, которые были самыми яркими, интересными. Внизу страницы фраза: А завтра будет ещё лучше!

Домашнее задание: Каждый день писать в блокнот счастья самые счастливые события, которые происходили с ними в течение дня. И так каждый день, до следующего занятия. Девочки оформляют (украшают) свои блокнотики так, как им этого захочется.

Напоследок девочки выбирают волшебные конфетки счастья (на прозрачной баночке так и написано «Конфетки счастья»). Лучше написать еще и инструкцию по применению:

«Принимать по одной в минуты грусти, печали, плохого настроения. А можно просто по утрам для радости и веселья. Белые – надежда и вера в самое лучшее, зелёные – хорошее настроение, розовые – улыбка, оранжевые – летнее солнышко и др.»

Обсуждение. Рефлексия. Примерные вопросы для обсуждения: Что такое «счастье»? Почему так важно ценить каждый миг, быть благодарными за то, что у нас есть? Как вы можете использовать тот опыт, что приобрели сегодня?

Ритуал выхода.

             

Желаю каждый день и каждое мгновение ощущать счастье!

А завтра будет еще лучше!

Сегодня был самый счастливый день в моей жизни

Далее в курсе следующие занятия:

6. Красивые мысли.

Как научиться распознавать чистые и красивые помыслы от грязных. Как доброе слово может помочь человеку? Упражнения: «Какую дорогу выберет принц?»; «Цветок добрых пожеланий». Элементы песочной терапии.

7. Колдунья Лень.

Проигрывание на песке сказки «Колдунья Лень». Женские заботы и хлопоты. Почему так полезно наводить порядок, символический смысл. Упражнения: «Элексир от лени», «Мои домашние дела». Элементы песочной терапии.

8. Достойный мужчина. Что значит достойный мужчина. Какими качествами он обладает. Как выбрать свою половинку? Надежный или идеальный? Проигрывание сюжета сказки «Спящая красавица». Как принцесса ждет своего спутника? Какая внутренняя работа происходит в ней? Подвиг мужчины.

9. Любовь.

Что такое подлинная настоящая любовь? Как принимать любовь своих близких. Как отдавать?

10. Предназначение женщины. Вместе разбираемся в чём истинное предназначение женщины. Понятие долг, красивое или обременяющее? Как сохранить радость в своём сердце и наполнить этой радостью дом и сердца близких.

Андрианов М.А. Философия для детей в сказках и рассказах: пособие по воспитанию детей в семье и школе. Минск: Современная школа, 2010.

Вачков И.В., Соловьева Н.С. Волшебство происходит вовремя или как использовать сказку в детском саду и в семье. Казань: РОКС, 2015.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Игра с песком. Практикум по песочной терапии. С.П.: Речь, 2015.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. С.П.: Речь, 2015.

Колшина Т.Ю., Трусь А.А. Арт-терапевтические техники в тренинге. С.П.: Речь, 2010.

Семина И. Большая книга счастья. С.П.: Речь, 2015.

Соколова О. Я расскажу тебе сказку. Москва: Персей-Сервис, 2014.

Степанова О.В. Сказки-подсказки для детей и их родителей. Электронная книга в формате pdf.

http://www.podelise.ru/docs/index-25435665-1.html Е.Опочин «Сиротка» (рассказ) По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

http://lpi.sfu-kras.ru/files/programma_treninga_lichnostnoy_suverennosti.pdf

http://vozhatiki.ru/load/metodika/rasskazhi_mne_obo_mne/6-1-0-204

http://psy.1september.ru/article.php?ID=200304509

Курсы повышения квалификации «Базовый курс подготовки сказкотерапевтов». Международный институт комплексной сказкотерапии г. Казань, 2013 – 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Метод проектов как пробуждение исследовательской активности".

Организация исследовательской деятельности старшеклассников в обединении "Парикмахерское дело"...

Урок – пробуждение "Чудеса времён года"

Урок (с элементами театрализации) помогает увидеть внутренним зрением природу времён года в музыке. Учащиеся знакомятся с творчеством русских и зарубежных композиторов( слушают музыку П. И. Чайковског...

Пробуждение духовности силами искусства. Урок "Георгий Победоносец"

Размышления о роли искусства на занятиях по православной культуре...

"Экологическое страноведение" как стимул пробуждения интереса учащихся к изучению экологических проблем на английском языке

Статья представляет краткие выводы из опыта трехлетней работы учителей кафедры иностранного языка по теме "Экологическое страноведение"....

Статья "Экологическое страноведение" как стимул пробуждения интереса учащихся к изучению экологических проблем на английском языке.

Статья представляет краткие выводы из опыта трехлетней работы учителей кафедры иностранных языков по теме "Экологическое страноведение"...

"Экологическое страноведение" как стимул пробуждения интереса учащихся к изучению экологических проблем на английском языке.

Статья представляет краткие выводы из опыта трехлетней работы учителей кафедры иностранных языков по теме "Экологическое страноведение"....

Презентация - Первые приметы пробуждения природы и их образы в искусстве. Весенняя тема в искусстве. (6 класс)

Развитие образного мышления, зрительного восприятия - Птицы как символ весны  в творчестве русских художников. А. Саврасов «Грачи прилетели» и др....