Межличностные конфликты в общении подростков.
материал по психологии на тему

Резакова Ирина Львовна

Значение конфликтов в формировании личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

               «Межличностные конфликты в общении подростков»


              Конфликты играют важнейшую роль в жизни человека, развитии личности, семьи, жизнедеятельности, школы, и любой другой организации, государства, общества и человечества в целом.
              В этой связи актуальна проблема овладения оптимальными способами реагирования в ситуации конфликта, особенно в подростковом возрасте. Являясь переломным моментом в становлении социальной компетентности, данный период ориентирован на улучшение материальных условий жизни для формирования моделей поведения в конфликтных и кризисных ситуациях.
              Наряду с социальными факторами и недостатком компетентности в общении, межличностные конфликты подростков обусловлены спецификой возрастного кризиса. Многие зарубежные и отечественные психологи, отмечая кризисность переходного периода, выделяют различные трудности в межличностном взаимодействии подростков. Несмотря на расхождения в подходах к содержанию подросткового возраста, психологи единодушны в том, что конфликты этого периода и их разрешение или неразрешение оказывают значительное влияние на формирование личности и ее социализацию.
                 Между тем, практика показывает, что межличностное взаимодействие в ситуациях конфликта вызывает затруднения у подростков, в их отношениях преобладают деструктивные тенденции. Зачастую вместо анализа проблемы и поиска оптимальных путей ее решения подросток пытается интенсивным способом повлиять на объект противоречия и производит действия, ведущие к эскалации конфликта. Это связано, прежде всего, с недостатком коммуникативной и социальной компетентности подростков.

Возрастные особенности подросткового возраста.

                В возрасте 16-18 лет продолжается процесс роста и развития организма подростка. Органы и системы равномерно развиваются. В этот период жизни человека заканчивается его половое созревание, следовательно, начинают очень четко прослеживаться половые индивидуальные особенности. Сильнее проявляются первичные и вторичные половые признаки, меняется стиль движения.
                 В 16 лет позвоночный стол становится гораздо прочнее, грудная клетка продолжает интенсивно развиваться. Таким образом, получается, что скелет человека в этом возрасте становится более прочным и менее подвержен деформации.
                 Так же этот возраст характеризуется прекращением роста тела, как в длину, так и в ширину. Подросток перестает стремительно набирать вес. Половое различие в размере и форме тела становятся наиболее существенны: юноши становятся выше и тяжелее девушек. Туловище у них немного короче, а конечности длиннее. Девушки относительно парней более грациозны и стройны, в то время как мальчики начинают наращивать мускулатуру и становиться крупнее.
                 В этом возрасте наступает завершающий этап в окостенении скелета. Трубчатые кости продолжают расти в ширину, а в длину прекращают.
              Вместе с развитием скелета развивается мышечная система и сухожилия. Мышечная масса растет вместе с быстрым развитием мышц.
В этом возрасте так же стремительно развивается высшая нервная деятельность, двигательные и физические качества.
               По мнению общества, подростковый возраст является одним из самых сложных возрастов в жизни человека. Этот период относительно труден как для самого подростка, так и для его окружения. В этом возрасте усиленно проявляется негативное проявление подростка, его личность находится в дисгармонии. Подросток противопоставляет себя взрослым, протестует против них. Однако, в этом возрасте наблюдаются и положительные тенденции: ребенок становится более самостоятельным, у него появляются новые интересы, растет содержательность деятельности, развивается ответственное отношение к себе, другим людям и т.д.               Этот возраст – один из самых важных в жизни человека. Отношения с окружающим миром трансформируются, подросток переходит во взрослую жизнь. Подросток вливается в новую для себя социальную жизнь и приспосабливается к ней. Успешность дальнейшей жизни зависит от того, как он к ней адаптируется. Если личность не сможет найти себя в этом возрасте – дальше ему будет только труднее. В том случае, когда подросток сразу научиться идти на контакт, заводить новые знакомства, находить общий язык с окружающими – в дальнейшем он не будет испытывать проблемы в общении.
             Д. Б. Эльконин считал, что подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода.
             Основные симптомы подросткового возраста:
1. Возникновение трудностей во взаимоотношениях со старшим поколением;
2. Поиски дружественной компании;
3. Ведение дневника. Подросток начинает предавать свои мысли бумаге, отображать на ней свои переживания.
             Все это говорит о том, что подросток обращается сам к себе. Он пытается найти себя, ответить на вопрос: «Кто я?». Подросток сравнивает себя со старшими и делает вывод о том, что значительного отличия между ними нет. В результате у него возникает потребность в том, чтобы его больше не считали маленьким. Таким образом, он сам начинает считать себя взрослым и требует этого от окружения.
              Существует множество видов взрослости. Они многообразны: подражание внешним признакам взрослости - курение, игра в карты, употребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметика, украшения, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания.
                    Подростки считают, что это самой легкий признак показать свою взрослость. Однако, применение таких способов очень опасно. В процессе такой деятельности подросток теряет познавательные интересы и его жизнь становится ориентированной лишь на праздный образ жизни.
Итак, подростковый возраст, с психологической точки зрения, можно охарактеризовать тремя терминами: переломность, кризисность и реконструкция. В этом возрасте человек наиболее подвержен стрессу, так как на него постоянно воздействуют таким образом, от которого он хочет отказаться.
               Многие подростки испытывают недостаток внимания от сверстников, из-за чего они могут стать замкнутыми, агрессивными, обидчивыми и так далее.
             В то же время, имея потребность в постоянном внимании сверстников, подросток меньше нуждается во внимании со стороны взрослых, так как в нем зарождаются и «рвутся наружу» задатки самостоятельности.
Поэтому возраст 16-18 лет наиболее подвержен стрессу и кризису, в следствие чего необходимо подробно рассмотреть факторы, воздействующие на подростка и механизмы, с помощью которых он с ними борется.
 В психологии понятие «конфликта» применяется достаточно широко, фактически адресуясь ко всем разнородным явлениям, связанным с психикой людей. Конфликтом называют и межличностные трудности, и внутриличностные переживания, и кризисные явления (предмет психотерапевтической работы), и столкновение алгоритмов решения учебных задач у обучающегося и др.
                    Приведем некоторые наиболее распространенные определения данного понятия в психологической науке. «Психологический словарь» определяет конфликт как трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. В. В. Дружинин и его соавторы дают следующее определение конфликта: «Конфликт – способ разрешения коренных противоречий, неразрешимых другим (логическим) путем» .
 Н. В. Гришина рассматривает конфликт как биполярное явление – противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, причем каждая из сторон конфликта представлена активным субъектом (субъектами).
А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов предлагают следующее определение: «Под конфликтом понимается наиболее острый способ решения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями».
             Известный отечественный социальный психолог А. Г. Ковалев пишет, что    конфликт как естественное противоречие, возникающее между людьми, порождается проблемами личной и социальной жизни, противоречиями интересов, взглядов, социальных установок людей .
Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.
             Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу. Это один из самых распространенных типов конфликтов. Они могут происходить как между сослуживцами, так и между самыми близкими людьми.
                     В межличностном конфликте каждая сторона стремится отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям и т.п. Такое поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания, которые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки. В условиях конфликта становится трудно управлять своими эмоциями. Многие его участники после разрешения конфликта еще долго испытывают негативное самочувствие.
                Межличностный конфликт выявляет отсутствие согласия в сложившейся системе взаимодействия между людьми. У них появляются противоположные мнения, интересы, точки зрения, взгляды на одни и те же проблемы, которые на соответствующем этапе взаимоотношений нарушают нормальное взаимодействие, когда одна из сторон начинает целенаправленно действовать в ущерб другой, а та, в свою очередь, осознает, что эти действия ущемляют ее интересы, и предпринимает ответные действия. Такая ситуация чаще всего приводит к конфликту как средству ее разрешения. Полное разрешение конфликта будет осуществлено в том случае, когда противоборствующие стороны вместе вполне осознанно устранят причины, породившие его. Если же конфликт разрешится победой одной из сторон, то такое состояние окажется временным и конфликт обязательно в какой-то форме заявит о себе при благоприятных обстоятельствах.
             Любое урегулирование конфликта или его предупреждение направлены на сохранение существующей системы межличностного взаимодействия. Однако источником конфликта могут оказаться такие причины, которые ведут к разрушению сложившейся системы взаимодействия. В связи с этим выделяют различные функции конфликта: конструктивные и деструктивные.
           К конструктивным функциям относят:
1. познавательную (появление конфликта выступает как симптом неблагополучных отношений и проявления возникших противоречий);
2. функцию развития (конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимодействия);
3. инструментальную (конфликт выступает как инструмент разрешения противоречий);
4. перестроечную (конфликт снимает факторы, подтачивающие существующие межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участниками).
        Деструктивные функции конфликта связаны с:
1. разрушением существующей совместной деятельности;
2. ухудшением или развалом отношений;
3.  негативным самочувствием участников;
4.  низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др.
Эта сторона конфликта вызывает у людей негативное отношение к ним, и они стараются их избегать.
           При системном изучении конфликтов в них выделяют структуру и элементы. Элементами в межличностном конфликте являются: субъекты конфликта, их личностные характеристики, цели и мотивы, сторонники, причина конфликта. Структура конфликта — это взаимосвязи между его элементами. Конфликт всегда находится в развитии, поэтому его элементы и структура постоянно изменяются.
         А.Я. Анцупов и А. И. Шипилов в учебнике «Конфликтология» дают детально разработанную таблицу основных периодов и этапов динамики конфликта . В зависимости от степени напряженности отношений они выделяют дифференцирующую и интегрирующую части конфликта.
          Сам конфликт состоит из трех периодов:
1) предконфликт (возникновение объективной проблемной ситуации, осознание объективной проблемной ситуации, попытки решить проблему неконфликтными способами, предконфликтная ситуация);
2) конфликт (инцидент, эскалация, сбалансированное противодействие, завершение конфликта);
3) послеконфликтная ситуация (частичная нормализация отношений, полная нормализация отношений).
                Доктор психологии Даниэль Дэна, один из пионеров в области разрешения конфликтов, в своем четырехшаговом методе улучшения взаимоотношений выделяет всего три уровня развития конфликта :
1-й уровень: стычки (мелкие неприятности, не представляющие угрозы для взаимоотношений);
2-й уровень: столкновения (перерастание стычек в столкновения — расширение круга причин, вызывающих ссоры, уменьшение желания взаимодействовать с другим и уменьшение веры в его добрые намерения к нам);
3-й уровень: кризис (перерастание столкновений в кризис — окончательное решение о разрыве отношений, которые носят нездоровый характер, здесь эмоциональная неустойчивость участников доходит до такой степени, что появляются опасения физического насилия).
                  Таким образом, для возникновения межличностного конфликта                 необходимо наличие противоречий (объективных или мнимых). Противоречия, возникшие из-за несовпадения во взглядах, оценках людей по самым различным явлениям, ведут к ситуации спора. Если она представляет угрозу одному из участников, то возникает конфликтная ситуация.
Конфликтная ситуация характеризуется наличием у сторон противоположных целей и стремлений по овладению одним объектом.В конфликтной ситуации выявляются субъекты и объект конфликта.
К субъектам межличностного конфликта относят тех участников, которые отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей цели. Они всегда выступают от своего лица.
Объектом межличностного конфликта считают то, на что претендуют его участники. Это та цель, к достижению которой стремится каждый из противоборствующих субъектов.
          Всякий межличностный конфликт, в конце концов, имеет свое разрешение. Формы их разрешения зависят от стиля поведения субъектов в процессе развития конфликта. Эту часть конфликта называют эмоциональной стороной и считают ее наиболее важной .
               Важным вопросом в социально-психологическом исследовании проблемы конфликтов и их природы является выявление их причин.
При исследовании причин возникновения конфликтов лишь в самых ранних научных работах допускалась их «внешняя» природа, происхождение «без участия человека». Например, психоаналитическое представление о бессознательных конфликтах, возникновение которых определяется законами существования психики, неподвластными человеку, эксперименты А. Лурия и Н. Миллера по созданию конфликта извне. Все остальные подходы признают объективно – субъективную природу возникновения конфликта (Левин, Дойч, Мерлин и др.) .
Учет субъективного фактора как обязательного условия возникновения конфликта также характерен для отечественной науки.
          Наиболее распространенными причинами конфликта являются ограниченность ресурсов, которые нужно распределять, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, некомпетентные коммуникации.
           Существование более чем одного источника конфликта увеличивает вероятность возникновения конфликтной ситуации. Однако, даже и при большой возможности возникновения конфликта, стороны могут не захотеть реагировать так, чтобы и дальше усугублять ситуацию.
           Среди причин межличностного конфликта, выделяют причины связанные с психологическими особенностями человеческих отношений. Это взаимные симпатии и антипатии людей, ведущие к их совместимости или несовместимости; неблагоприятная психологическая атмосфера в коллективе; плохая психологическая коммуникация.
           Другая группа причин связана с личным своеобразием членов коллектива. В этом случае имеются в виду личные особенности, способствующие возникновению конфликтных ситуаций. К ним относятся:
1.  неумение контролировать свое эмоциональное состояние;
2.  низкий уровень самоуважения;
3.  агрессивность;
4.  повышенная тревожность;
5.  некоммуникабельность;
6.  чрезмерная принципиальность.
             К конфликту также приводит сама неподготовленность человека к эффективным действиям. Он может не знать о том, что существует несколько способов и десятки приемов бесконфликтного выхода из предконфликтных ситуаций без ущерба для собственных интересов.      Человек может иметь представление об этих приемах и способах, но не иметь навыков и умений их применения на практике.
Кроме субъективных факторов на возникновение конфликтной ситуации оказывают большое влияние ситуационные факторы. Дж. Форгас делает следующее замечание: «настроение оказывает большое влияние на наше мышление в неординарных, нестандартных случаях».
           Окончательная проблема соотношения роли ситуативных и личностных факторов в детерминации поведения человека пока не решена. В этом плане А.А. Реан предлагает исходить из принципа дополнительности действия ситуативных и трансситуативных факторов, утверждая, что в «большинстве случаев детерминирующими факторами являются личностные факторы, тогда как ситуативные играют роль модулятора (определяя вариативность проявления личностных факторов)» .
           Соотношение ситуативных и личностных факторов в возникновении конфликтов, может быть выражена в основных идеях М. Дойча  :
1.  Индивиды заметно отличаются друг от друга по степени проявления последовательности личностных черт в различных социальных ситуациях: те, кто более ориентирован на использовании ситуативной информации, обнаруживают меньшее постоянство.
2.  Некоторые ситуации обладают «сильными» характеристиками: в этих ситуациях, несмотря на личностные различия, проявляются незначительные индивидуальные вариации в поведении; ситуации со «слабыми» характеристиками допускают большее проявление индивидуальных различий.
3.  Ситуации также различаются с точки зрения их влияния на возникновение у человека соответствующих диспозиций.
4.  Возможно также, что существует тенденция к некоторой конгруэнтности между личностными диспозициями и ситуативными стратегиями, приводящая к тому, что люди с определенными типами диспозиций будут выбирать определенные типы социальных ситуаций, соответствующие их диспозициям.
         Понимание объективно – субъективного характера причин конфликтов отражается весьма полезным при определении способов предупреждения конфликтов, выработке оптимальных стратегий поведения людей в типичных конфликтах.

                    Межличностный конфликт подростков - это когда подростки с различными взглядами, чертами характера совсем не могут ладить друг с другом, в корне различаются их взгляды и цели.
Возникновение межличностного конфликта рассматривают обычно как симптом неблагоприятных отношений. Нужно отметить, что за последние годы резко изменилась ситуация развития детства. Напряженные социальная, экономическая, демографическая и экологическая ситуации обуславливают нарастание негативных тенденций в становлении личности подрастающего поколения. Среди них особую тревогу вызывают прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная дезориентированность детей, возрастание их жестокости, агрессивности, потенциальной конфликтности.
                Причины конфликтов в подростковом возрасте имеют как правило объективный характер, а значит, конфликты между подростками в процесса развития неизбежны.
                 Наиболее остро эти тенденции проявляются в подростковом возрасте - остропротекающем периоде перехода ребенка из собственно детства во взрослую жизнь.
                Всем известно,  какую большую роль в жизни подростка играют друзья. Но ни в одном возрасте не возникает такого количества проблем, связанных со сверстниками. Одни проводят с ними почти все личное время, чем вызывают неодобрение родителей, другие сторонятся сверстников, не знают, как найти с ними общий язык, подвергается насмешкам. У третьих часто случаются конфликты, ссоры, которые подростки глубоко переживают. Для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, но и занимать среди них удовлетворяющее его положение: лидера, хорошего товарища, авторитета в каком-то деле. Часто именно невозможность добиться желаемого положения является причиной недисциплинированности поведения и агрессии подростков.
                  Если у подростка конфликт с одноклассниками в школе, его часто задевают, унижают, ему не помогут утешения родителей «Не обращай внимания», «Старайся не общаться, сторонись». Но подросток не может не обращать внимания,  ему плохо от сложившейся ситуации. Если обвинять в ней своего ребенка («Что не можешь постоять за себя, сдачу сдай») то у него создастся ощущение, что и родители его не понимают, и ситуация только усугубится. Если же обвинить во всем сверстников, их невоспитанность и бесконтрольность, то ребенок отдалиться от них, замкнется на себе и своих переживаниях, то есть ситуация снова не будет разрешена. Важно в первую очередь его выслушать, не спешить с советами. Важно просто побыть рядом, послушать, дать ему понять, что родители его хотят понять и помочь («Я понимаю, это обидно», «Грустно, что с тобой произошла такая история», «Я бы тоже разозлилась»). А потом, когда эмоции поутихнут, попробовать все-таки разобраться, как можно исправить ситуацию. Желательно при этом дать возможность подростку самому подумать над разными вариантами, попробовать увидеть их последствия. Самое важное для подростка в этой ситуации  возможность поговорить с родителями, быть выслушанным ими. 
             По мнению психологов психоаналитического направления, явления подростковой конфликтности неизбежны, поскольку попытки личности интегрировать новые сексуальные импульсы приводят к внутренним переворотам, личностным нарушениям и снижению социальной адаптации. Для уменьшения негативных последствий столкновения сексуальных импульсов с социальными табу, подросток "использует" механизмы психологической защиты (подавление, вытеснение, проекция, идентификация, рационализация и сублимация), искажающие восприятие ситуации, что может выступать как один из факторов возникновения межличностных конфликтов.   Если вспомнить теперь о сложном сочетании разноуровневых и разнородных факторов, определяющих возникновение, динамику и разрешение межличностных конфликтов, то придется со всей неизбежностью не просто указать на возможность рассмотрения межличностных конфликтов с точки зрения разных теорий, но и признать необходимость такого подхода.
           Таким образом, во-первых, практически общепризнанной является мысль об объективной основе подростковой конфликтности, а во-вторых, межличностный конфликт может быть рассмотрен как ситуация интенсивного личностного развития, связанного с переструктурированием когнитивных образований, динамикой мотивов, ценностей и т.д.     
            И, наконец, поскольку конфликты в подростковой среде - явление неизбежное, предметом пристального внимания педагогов и родителей должно стать не только наличие конфликтов, но и их отсутствие. Видимо, есть основания утверждать, что отсутствие конфликтов так же опасно для позитивного личностного становления подростка, как и наличие деструктивных, хронических конфликтных внутригрупповых отношений. Опыт работы психологов с конфликтными подростками и конфликтными группами подростков однозначно убеждает  в том, что из двух возможностей - конфликты или бесконфликтное существование - выбор должен быть сделан в пользу третьей - конструктивные конфликты.

               Конфликты играют важнейшую роль в жизни человека, развитии личности, семьи, жизнедеятельности, школы, и любой другой организации, государства, общества и человечества в целом.

                По мнению общества, подростковый возраст является одним из самых сложных возрастов в жизни человека. Этот период относительно труден как для самого подростка, так и для его окружения. В этом возрасте усиленно проявляется негативное проявление подростка, его личность находится в дисгармонии. Подросток противопоставляет себя взрослым, протестует против них. Однако, в этом возрасте наблюдаются и положительные тенденции: ребенок становится более самостоятельным, у него появляются новые интересы, растет содержательность деятельности, развивается ответственное отношение к себе, другим людям и т.д.

                  В психологии понятие «конфликта» применяется достаточно широко, фактически адресуясь ко всем разнородным явлениям, связанным с психикой людей. Конфликтом называют и межличностные трудности, и внутриличностные переживания, и кризисные явления (предмет психотерапевтической работы), и столкновение алгоритмов решения учебных задач у обучающегося и др.

              Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу. Это один из самых распространенных типов конфликтов. Они могут происходить как между сослуживцами, так и между самыми близкими людьми.

               Всякий межличностный конфликт, в конце концов, имеет свое разрешение. Формы их разрешения зависят от стиля поведения субъектов в процессе развития конфликта. Эту часть конфликта называют эмоциональной стороной и считают ее наиболее важной.
               Важным вопросом в социально-психологическом исследовании проблемы конфликтов и их природы является выявление их причин.

                            Наиболее распространенными причинами конфликта являются ограниченность ресурсов, которые нужно распределять, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, некомпетентные коммуникации.
           Существование более чем одного источника конфликта увеличивает вероятность возникновения конфликтной ситуации.

         Причины конфликтов в подростковом возрасте имеют как правило объективный характер, а значит, конфликты между подростками в процесса развития неизбежны.


















По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как избежать конфликтов в общении с подростком?

Запомните: лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают....

памятка для родителей "Как избежать конфликтов в общении с подростком?"

Дети — тонкие психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших. Поэтому, несмотря на вашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что родительский авторитет незыблем....

Флипчарт "Контрольная работа по обществознанию "Межличностные отношения и межличностные конфликты" 6 класс

Флипчарт "Контрольная работа по обществознанию "Межличностные отношения и межличностные конфликты" 6 класс...

Презентация для педагогических работников "Межличностное общение подростков"

Государственное образовательное учреждение Тульской области«Тульский областной центр образования»              Выступл...

Как избежать конфликтов в общении с подростком?

Конечно, терпеть хамство собственного ребенка очень трудно. Так и хочется дать грубияну достойный отпор и поставить его на место. Но будет ли от этого прок? Ведь мы, взрослые, прекрасно знаем: всякое ...

Памятка для родителей "Как избежать конфликтов в общении с подростком?

Дети — тонкие психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших. Поэтому, несмотря на вашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что родительский авторитет незыблем....