Презентация для педагогических работников "Межличностное общение подростков"
презентация к уроку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Государственное образовательное учреждение Тульской области

«Тульский областной центр образования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление на ШМО воспитателей

педагога-психолога

Евсюниной А.А.

на тему: «Межличностные отношения подростков»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Тула, 2020 г.

       Межличностные отношения среди подростков – одна из главных тенденций переходного возраста. Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по своей сути является коллективно-групповым.

 

ЦЕЛИ ОБЩЕНИЯ

 

Общение со сверстниками - особая и отдельная сфера жизни подростка, чрезвычайно важна для него. Эти отношения строятся на принципах равенства, справедливости и поэтому обеспечивают оптимальные условия для укрепления чувства взрослости у подростка. Основой для общения выступает общность потребностей, ценностей, стремлений, интересов, переживаний.

 

ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ

 

Во-первых, общение сверстников очень важный канал информации; по нему подростки узнают многие необходимые им вещи, которые им по тем или иным причинам не сообщают взрослые, например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать его психосексуальное развитие или придать ему нездоровый характер.

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной инициативе и в то же время отстаивать свои права, соотносить личностные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимодействия строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может вырабатывать необходимых взрослому коммуникативных качеств, соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой.

В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости.

 

ПОТРЕБНОСТИ ОБЩЕНИЯ

 

Психология общения в подростковом возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации) аффиляции, то есть потребности в принадлежности, включенности в какую-либо группу, общественность. Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля старших. Однако оно действует и в отношениях со сверстниками. Усиливается потребность не только в социальной, но и в пространственной автономии, неприкосновенности своего личного пространства. Однако кроме спокойного умиротворенного уединения существует мучительное и напряженное одиночество – тоска, субъективное состояние душевной и духовной изоляции, непонятности, чувство неудовлетворенной потребности в общении, человеческой близости. Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неутолимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находят или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значимости.

Напряженная потребность в общении и аффиляции превращается у многих ребят в непобедимое стадное чувство: они не могут не только дня, но и часа пробыть вне своей, а если своей нет – какой угодно компании. Особенно сильна такая потребность у юношей. При сходстве внешних контуров социального поведения глубинные мотивы, скрывающиеся за юношеской потребностью в аффиляции, индивидуальны и многообразны. Один ищет в обществе сверстников подкрепления самоуважения, признания своей человеческой ценности. Другому важно чувство эмоциональной сопричастности, слитности с группой. Третий черпает недостающую информацию и коммуникативные навыки. Четвертый удовлетворяет потребность властвовать, командовать другими. Большей частью эти мотивы и переплетения не осознаются. Типичная черта подростковых групп – чрезвычайно высокая комфортность. Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую абсолютно некритично относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров.

Юношеские группы удовлетворяют в первую очередь потребность в свободном, нерегламентированном взрослыми общении. Свободное общение – не просто способ проведения досуга, но средство самовыражения, установления новых человеческих контактов, из которых постепенно выкристаллизовывается что-то интимное, исключительно свое. Разные виды общения могут существовать, выполняя разные функции, их удельный вес и значимость с возрастом меняется. Меняются и привилегированные места встреч. У подростков это чаще всего двор или своя улица. Разные формы и места общения не только сменяются друг друга, но и сосуществуют, отвечая разным психологическим потребностям. Если компании формируются главным образом на базе совместных развлечений, то человеческие контакты в них, будучи эмоционально значимыми, обычно остаются поверхностно. Качество совместного времяпрепровождения часто оставляют желать лучшего. Некоторые из таких компаний перерастают в антисоциальные. Юношеские группы и их соперничество – всеобщий факт человеческой истории.  Взаимоотношения с другими людьми и важны и актуальны для человека любого возраста. Однако особо значимой предоставляется их роль для старшеклассников – юношей и девушек 14 – 17 лет, которые как раз в этом возрасте осваивают во взаимодействии со сверстниками сложный мир человеческих связей. Постигают сущность собственного «Я» в соответствии с «зеркальным» эффектом и одновременно удовлетворяют потребности в человеческих связях, самоутверждении, в привязанности, в самосознании, а также в системе ориентаций и объекте поклонения. Именно поэтому исследование возникающих межличностных отношений подростков является одной из актуальных тем в современной психологии отношений

 

ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

 

Следует отметить, что коммуникативные черты и стиль общения юношей и девушек не совсем одинаковы. Это касается и уровня общительности и характера аффиляции. На первый взгляд мальчики во всех возрастах общительнее девочек. С самого раннего возраста они активнее девочек вступают в контакт с другими детьми, затевают совместные игры и т.д. чувство принадлежности к группе сверстников для мужчин всех возрастов значительнее важнее, чем для женщин. Однако различия между полами в уровне общительности не столько количественные, сколько качественные. Содержание совместной деятельности и собственный успех означает для мальчиков больше, чем наличие симпатии к другим участникам игры. С ранних возрастов мальчики тяготеют к более экстенсивному, а девочки – к интенсивному общению; мальчики чаще всего играют большими группами, а девочки – по двое или по трое. Разные способы социализации мальчиков и девочек, существующие во всех человеческих обществах, с одной стороны – создают и воспроизводят психологические половые различия. Причем речь идет не просто о количественных различиях в степени общительности мальчиков и девочек, но о качественных различиях в структуре и содержании их общения и жизнедеятельности.

.

 

 

СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС И ЕГО ДИНАМИКА

 

Мотивы общения с товарищами проходят определенные стадии развития:

5 класс - доминирует недифференцированное желание быть среди сверстников, играть с ними, что-то вместе делать;

6 класс - основным становится стремление подростка занять определенный статус в коллективе;

7-8 класс - возникает потребность подростка в автономии в группе сверстников и поиск признания ценности собственной личности в глазах.

Исследования показывают, что именно фрустрация потребности быть значимым среди товарищей у многих подростков вызывает тяжелые негативные переживания, приводит к появлению девиантного поведения

Конфликты с ровесниками подросток воспринимает очень болезненно, ищет друзей за пределами школы, среди случайных знакомых. Стремясь завоевать признание, демонстрирует свою индивидуальность, но не всегда удачно. Прежде всего, подростки ценят такие качества друг друга, как общительность, сообразительность и знания, смелость, самообладание.

Популярность подростка в классе обеспечивается:

 - наличием положительных качеств, класс ценит;

-  ценностной единством подростка и класса;

-  адекватной или чуть пониженной самооценкой

Статус подростка в классе изменяется по сравнению с младшим школьником. Ученики, которые раньше были популярны на основании уровня успеваемости и поведения, теперь перестают быть таковыми. Ученики, которые пользовались авторитетом среди одноклассников, теряют его, если действуют с позиции приказов, пренебрежительностью.

В процессе общения со сверстниками у подростка активно формируются моральные нормы, характерные для отношений между взрослыми - на основе "кодекса товарищества", где высоко ценятся уважение, равенство, честность и осуждаются несоблюдение договоренностей, отказ в помощи, эгоизм, жадность, стремление к превосходству, унижения других, отсутствие собственного мнения, неумение постоять за себя. Развивается умение подростков ориентироваться на требования товарищей, способность к взаимопониманию.

 

ДРУЖБА

 

Особое значение приобретает дружба. Подростки стремятся дружить с теми, кто пользуется уважением, авторитетом, отличается своей индивидуальностью (знаниями, смелостью, взрослым видом и манерами и т.д.).

Происходит поиск друга. Первоначально круг претендентов на звание друга достаточно широк, противоречив, пестр и неустойчив. Для выбора важными факторами являются общность увлечений, сближение интересов, взаимопонимание.  Дружба влияет на развитие личности подростка, выполняя такие функции:

-  выступает источником возникновения новых интересов;

-  развитие самооценки и самосовершенствования на основе того, что товарищ служит образцом;

 - обеспечивает опыт взаимопонимания и взаимоподдержки;

- возможность выражения своих мыслей, мечтаний, планов и сравнение их с товарищами;

-  формирование убеждений в дискуссиях и в обсуждениях;

-  формирование рефлексивного отношения к отношениям;

-  формирование идеала дружбы;

-  познания внутреннего мира своего и других людей;

-  приобретения умений влиять на поведение другого;

-  овладение практикой личных взаимоотношений.

 

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ

 

Отдельно следует остановиться на развитии взаимоотношений между мальчиками и девочками

В 5-6 классах сказывается неравномерность развития мальчиков и девочек.  Возникает интерес к противоположному полу и к собственной внешности. У ребят интерес к девушкам проявляется в задевании девушек, насмешек, есть интерес сочетается с отчуждением.

В 6-7 классах подростки обсуждают вопрос "кто кому нравится", характерны обмен "новостями" личного содержания, доверительные разговоры с друзьями.

В 7-8 классах возникают разнополые микрогруппы, дружба девушек и парней. Характерные страдания от равнодушия сверстника противоположного пола, который вызвал интерес, нравится, страх перед отказом того, кто нравится. Ребята устраивают свидания, совместно проводят досуг.

В разнополых отношениях формируется наблюдательность, внимание к внутреннему миру человека, проницательность, желание быть лучшим.

Таким образом, в подростковом возрасте общение со сверстниками имеет огромное значение для формирования личности.

 

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКА СО ВЗРОСЛЫМИ

 

Вступление в жизнь взрослых подросток понимает, прежде всего, как новые права в отношениях с взрослыми, в  результате у подростка обостряется чувство собственного достоинства, стремление к равноправным отношениям, самостоятельности. Подросток добивается, чтобы взрослый признал его и уважал.

  Характер общения со взрослыми существенно влияет на особенности самооценки подростков. Так, только в 8,3% подростков, которые могли доверительно общаться с родителями, отмечается неадекватная самооценка (так или иначе они недооценивают себя) При доминировании же регламентированного общения неадекватная самооценка имела место у 87,9% случаев. Стойкая самооценка формируется в 79,1% подростков, если у них есть возможности для доверительного общения, и только в 25% при регламентированном общении.

Переход к новому типу взаимоотношений сложен, как для подростка, так и для взрослого Его тормозят следующие моменты:

1) подросток, по-прежнему остается учеником;

2) полная его материальная зависимость;

3) привычка взрослых контролировать поведение ребенка и страх перед самостоятельностью подростка;

4) проявления у подростка детских черт, отсутствие подлинной самостоятельности.

Несмотря на перечисленные трудности, именно взрослый должен стать инициатором изменений в отношениях с подростком. При отсутствии таких изменений, ребенок или останется неподготовленным к взрослой жизни и будет страдать в будущем инфантилизмом, или будут возникать бурные межличностные конфликты взрослых и подростков.

Итак, основной причиной межличностных конфликтов с участием подростка является противоречие между отношением взрослого к подростку как к ребенку и представлениям подростка о степени собственной взрослости Протест ребенка  возникает в форме непослушания, грубости, упрямства, агрессивности. Эти же проявления присутствовали и в предыдущих возрастных кризисах. Однако в подростковом возрасте  особенно яркий, глубокий характер, в деятельности и поведении. При неадекватном реагировании взрослых на конфликт с подростком он становится отчужденным, бесконтрольным, неуправляемым.

Преодоление конфликта лежит через обретение той степени самостоятельности подростка, которая соответствовала бы его возможностям, общественным требованиям к нему и позволяла бы взрослому влиять на него. Рекомендуется организация содержательной сотрудничества взрослого и подростка с присущими для нее взаимопониманием.

 

ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ

  1. Формирование доверительных отношений с детьми
  2. Улучшение качества взаимодействия между подростками
  3. Регулирование психологического климата в коллективе
  4. Стабилизация самооценки учащихся за счет умения оценивать свои и чужие поступки

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhlichnostnoe_obshchenie_podrostkov.pptx1 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Межличностное общение подростков Подготовил: педагог-психолог Евсюнина А.А.

Слайд 2

Смена ведущей деятельности

Слайд 3

Цель общения

Слайд 4

Функции общения Важный канал информации; Специфический вид межличностных отношений (вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной инициативе и отстаивать свои права, соотносить личностные интересы с общественными); Специфический вид эмоционального контакта (групповая принадлежность, солидарность, товарищеская взаимопомощь)

Слайд 5

Основные потребности ОБОСОБЛЕНИЕ АФФИЛЯЦИЯ

Слайд 6

Социометрический статус и его динамика Уровень успеваемости и поведения; Лидерство с позиции приказаний Наличие положительных качеств ( общительность, сообразительность и знания, смелость, самообладание); Ценностное единство подростка и коллектива; Адекватная или чуть пониженная самооценка

Слайд 7

Гендерные различия ЮНОШИ ДЕВУШКИ Высокая потребность в аффиляции Средняя потребность в аффиляции Более общительные, активно вступают в контакт с другими Более недоверчивы к окружающим Главное в общении: содержание совместной деятельности и собственный успех Главное в общении: симпатия к другому человеку Экстенсивное общение Интенсивное общение

Слайд 8

Дружба подростков Источник новых интересов; Развитие самооценки и самосовершенствования на основе того, что товарищ служит образцом; Опыт взаимопонимания и взаимоподдержки ; Возможность выражения своих мыслей, мечтаний, планов и сравнение их с товарищами; Формирование убеждений в дискуссиях и в обсуждениях; Формирование идеала дружбы; Познание своего внутреннего мира и внутреннего мира других людей; Приобретение умений влиять на поведение другого; Овладение практикой личных взаимоотношений

Слайд 9

Любовь и влюбленность

Слайд 10

Взаимоотношения со взрослыми

Слайд 11

Задачи воспитательной работы с подростками Формирование доверительных отношений с детьми Улучшение качества взаимодействия между подростками Регулирование психологического климата в коллективе Стабилизация самооценки учащихся за счет умения оценивать свои и чужие поступки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Виртуальное общение подростков"

Задача родителей при общении с детьми, склонными к агрессивности, состоит в расширении поведенческого репертуара ребенка, необходимо помочь ему научиться управлять  проявлениями своих эмоций, сде...

Презентация "Стили педагогического общения"

Материал к докладу  "Стили педагогического общения" на МО вопитателей....

План-конспект занятия с подростками по теме "Правила безопасного общения подростков в сети"

Материалы содержат  алгоритм занятия с подростками по формированию навыков безопасного общения в сети....

Открытая беседа-презентация "Круг общения подростков"

ull;Две системы отношений - со сверстниками и взрослыми -подросток начинает не только осознавать, но и по-разному проявлять себя в них....

Педагогический проект «Формирование культуры общения подростков в условиях колледжа- интерната»

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение культуры общения подростков в процессе воспитания и обучения.  Формирование разностороннее развитой ли...