Выступление педагога-психолога на родительском собрании "Подростковый возраст"
методическая разработка по психологии по теме

Костерина Ирина Владимировна

Материал содержит выступление педагога-психолога на родительском собрании "Подростковый возраст". Родителям в доступной форме рассказывается об особенностях этого возраста, даны практические рекомендации. Цель: повышение уровня психологической компетентности родителей, расширение представлений об особенностях подросткового возраста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Выступление педагога-психолога на родительском собрании
  2. «Подростковый возраст: что должен знать родитель».

Цель: повышение уровня психологической компетентности родителей, расширение представления об особенностях подросткового возраста.

        Подростковый возраст является трудной порой для ребёнка. Но и родители детей-подростков переживают в этот период стрессы, растерянность, беспокойство. В этот период важно понять, какие реакции и формы поведения являются нормальными для подростков и их родителей. Иногда родители воспринимают поступки своих детей как проблемные, тогда как на самом деле они являются нормальными для их возраста. Понять подростков, особенности данного возрастного периода может помочь знание о том,  как они живут.

        Возраст, в котором сейчас пребывают наши дети является подростковым                 возрастом. Психологи считают этот возрастной период переломным, кризисным в становлении личности.

        Особенности многих подростков проявляются в пренебрежительном отношении к обучению, плохая успеваемость, учеба в это время отходит на второй план.

        На первое место у ребенка выступает потребность в общении с друзьями и одноклассниками. Мнение друзей оказывает огромное влияние на формирование личности подростка. В это время они ищут объект для подражания. Это, как правило,  одноклассник или более старший подросток в компании. Этот идеал служит для него образцом  его поведения и критерием оценки поведения других людей.

        Особенности личности подростка можно довольно точно охарактеризовать в двух словах — стремление к самостоятельности. Оно накладывает отпечаток на все стороны личности, поведение, чувства. Дети находятся на   этапе развития самостоятельности: «Пробую быть самостоятельным, хотя не очень умею». Данный этап сопровождается следующими моментами:

1. Есть свое мнение, не всегда верное

2. Считает именно свое мнение истинно верным

3. Не считается с мнением родителей

4. Поступает так, как хочет

5. Есть стремление попробовать все, что делают его сверстники и взрослые (покурить и т.д.)

6. Считает, что он все может и с ним ничего не может случиться (не заботится о безопасности)

        В связи с «чувством зрелости» у подростка появляется стремление приобщаться к разным сторонам жизни и деятельности взрослых, приобрести их качества, умения. При этом в первую очередь усваиваются более доступные, стороны взрослости: внешний облик и манера поведения (способы отдыха, развлечений, специфический лексикон (признаком взрослости считается для них употребление в речи нецензурных выражений), мода в одежде и прическах, а подчас курение, употребление вина).

        Стремление быть взрослым ярко проявляется и в сфере взаимоотношений со взрослыми. Подростки (особенно мальчики) протестуют, обижаются, когда его, «как маленького», опекают, контролируют, наказывают, требуют беспрекословного послушания, не считаются с его желаниями и интересами. А тем не менее, подросток стремится расширить свои права. Он требует, чтобы взрослые считались с его взглядами, мнениями и интересами, т. е. претендует на равноправие. И если старшие продолжают относиться к подростку, как к ребенку, то в семье начинают возникать конфликты и конфликтные ситуации.

        Именно в это время подростки начинают объединяться в группы, и начинают самоутверждаться за счет других, более слабых сверстников или младших подростков, неизбежно проявляя некоторую агрессию по отношению к окружающим. Формы проявления агрессии бывают разные – физическая, словесная, косвенная, раздражительность, негативизм (нарушение норм и правил социального поведения). Такое поведение происходит от неуверенности в себе или неумения вести себя в обществе: договариваться, уступать, сдерживать свои эмоции.   И родители все чаще видят замечания в дневнике и их чаще вызывают в школу по причине плохого поведения. И разговоры о правилах поведения на них мало действенны.

        Но вместе с тем, подросток очень чувствителен к оценке его окружающими. Внешне кризис подросткового возраста проявляется в грубости, скрытности поведения, стремлении поступать наперекор требованию и желанию взрослых, в игнорировании замечаний, ухода от общения.

        У подростка часто возникает беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка, он в это время очень раним, конфликтен, или наоборот может впадать в депрессию.

         Наблюдая такие изменения в поведении подростка  родители поступают по разному. Одни начинают на все налагать запреты, другие напротив, вспоминая тяжесть запретов своих родителей – позволяют детям все.  

        Так как же быть? В любом случае – не терять контакт с ребенком. Детям нужна самостоятельность, но без поддержки и опыта взрослых им не обойтись.  Да, нас родителей  обижает стремление подростков к отделению, самостоятельности, тем более что это проявляется в нелепой форме.

Каких принципов воспитания нужно

придерживаться в этом  возрасте?    

 -  Понять и принять возрастные изменения ребенка, согласиться с беспокойством и неудовольствием. Нет ничего ненормального в том, что поведение подростка изменчиво и непредсказуемо, мы часто с вами видим, как он мечется из крайности в крайность, любит родителей и одновременно их ненавидит.  Мы с вами должны придерживаться единых требований и взглядов в воспитании. Иначе ребенок будет хитрить и изворачиваться лавируя между нами. Будьте последовательны  в своих действиях к ребенку. Например, когда за один и тот же поступок ребенок в зависимости от настроения родителей мог получить либо подзатыльник, либо поощрение типа – молодец, поступил правильно. В итоге подросток не может понять, в какой момент он поступил правильно.

 -  Одобряйте подростка и поддерживайте его сильные стороны. Если вы будете постоянно напоминать ребенку о его недостатках, это может еще больше затормозить ваше общение.

помогите подростку самостоятельно мыслить, подводите его к самостоятельному  принятию решений, учите сомневаться в правильности мнений ровесников.

 -  Уважайте потребность в уединении, в личной жизни.  Ребенку нужно побыть иногда наедине с самим собой.

-  Избегайте громких фраз и проповедей, попробуйте разговаривать, а не читать лекций, типа «когда я был в твоем возрасте…»

-  Не навешивайте ярлыков: «Ты глупая и ленивая и никогда ничего не добьешься». Это ведет к тому, что предсказание исполнится само собой. Ведь дети склонны  соответствовать тому, что о них думают родители. Кроме того это чревато снижением самооценки, способствует озлобленности, замкнутости и порождает проблемы в отношениях с родителями и окружающими.

-  Избегайте неоднозначных высказываний. Ваше обращение к подростку должно содержать одну информацию: понятный запрет, полное доброжелательности  разрешение и открытую возможность сделать выбор.

-  Избегайте неоправданного применения силы и угроз для контроля за поведением подростков. Злоупотребление такими мерами воздействия на детей формирует у них аналогичное поведение и может стать причиной проявления в их характере таких неприятных черт, как злоба, жестокость и упрямство.

-  Не ругайте его друзей или тех, с кем он встречается (бесполезно, вызовет только отрицание и негатив), если только тех, с кем он уже расстался или поссорился
-  Учите подростка социально приемлемым методам для самовыражения и самоутверждения – спорт, танцы, музыка, изобразительное искусство, совместное времяпрепровождения и хобби.

-  Избегайте крайностей, неправильно давать полную свободу также,  как неверно и «закручивать» гайки.

 

Закончить  наше собрание хочется словами Дж. Дьюи: «Структура личности подростка. В ней нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все в ней - переход, все течет».  

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Этот трудный подростковый возраст

Слайд 2

Подростовый возраст возрастной перелом, кризис пора бурных изменений, физическое созревание, стремление быть и считаться взрослым интеллектуальное и личностное становление

Слайд 3

Проблемы подросткового возраста возраста Снижение учебной мотивации и школьной успеваемости Поиск объекта подражания Чувствительность к оценке окружающих

Слайд 4

Особенности личности подростка: « Пробую быть самостоятельным, хотя не очень умею» Есть свое мнение, не всегда верное Считает именно свое мнение истинно верным Не считается с мнением родителей Поступает так, как хочет Есть стремление попробовать все, что делают его сверстники и взрослые (покурить и т.д.) Считает, что он все может и с ним ничего не может случиться (не заботится о безопасности)

Слайд 5

Проблемы подросткового возраста возраста Стремление расширить свои права Объединение в различные группы или присоединение к какой-либо неформальной группировке Слабость самоконтроля (резкость в поведении, грубость, колебания в настроении, ранимость, скрытность, стремление поступать наперекор требованию и желанию взрослых, игнорирование замечаний)

Слайд 6

Секреты правильного общения Понять и принять возрастные изменения ребенка. Придерживайтесь единых требований и взглядов в воспитании. Будьте последовательны в своих действиях к ребенку. Одобряйте подростка и поддержи- вайте его сильные стороны.

Слайд 7

Секреты правильного общения Помогайте подростку самостоятельно мыслить. Уважайте потребность в уединении, в личной жизни. Не ругайте его друзей или тех, с кем он встречается. Не навешивайте ярлыков типа «Ты глупая и ленивая и никогда ничего не добьешься». Учите подростка социально приемлемым методам для самовыражения и самоутверждения.

Слайд 8

Секреты правильного общения Избегайте неоднозначных высказываний; неоправданного применения силы и угроз для контроля за поведением подростков; громких фраз и проповедей; крайностей: Неправильно давать полную свободу также, как неверно и «закручивать» гайки.

Слайд 9

Желаем терпения и взаимопонимания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для выступления педагога-психолога МКОУ «ЦППРиК» Фокиной Т.В. на родительском собрании «Чтение книг ребенку: как заставить его вас слушать»

Материал для выступления на родительском собрании «Чтение книг ребенку: как заставить его вас слушать». Список рекомендуемой литературы....

выступление педагога-психолога на родительском собрании "Ребенок учится тому, что видит у себя в дому"

Помочь родителям  преодолеть трудности в решении конфликтных ситуациях в семье; способствовать осмыслению конфликтных ситуаций и путей выхода из нее...

Выступление педагога-психолога на классных родительских собраниях по теме «Адаптация учащихся 5-х классов к обучению в среднем звене школы»

Начало 5-го класса - сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в...

Выступление педагога-психолога на классных родительских собраниях «Сексуальная неприкосновенность несовершеннолетнего»

Каждый несовершеннолетний должен знать и своей сексуальной неприкосновенности. Это очень важно. Статистика показывает, что около 9 из 100 юношей подвергаются изнасилованию. Обычно насилуют именно знак...

Выступление педагога-психолога на родительском собрании в начальной школе по теме "Причины детской агрессивности"

Почему  у детей возникает агрессия?Первая причина -   потому, что их переполняет накопившаяся энергия.Ребенку особенно в младшем школьном возрасте нужно бегать, прыгать, лазить, перегон...

Выступление педагога-психолога на родительском собрании «Как научиться быть ответственным за свои поступки»

Задачи собрания:  1. Обсудить с родителями проблемы поведения учащихся в школе и дома.2. Формировать у родителей понимание значимости данной проблемы для становления характера их ребенка, его взг...

Общешкольное родительское собрание выступление педагога-психолога на тему « Агрессия. Ее причины и последствия»

Задачи: обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребёнка; формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и путей её преодоления....