профилактика суицидального поведения
методическая разработка по психологии (8 класс) по теме

Фазульзянова Евгения

практическое занятие для старшеклассников, направленное на прафилактику суицидального поведения с использованием элемента сказкотерапии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл saytmicrosoft_office_word_3.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

Практическое занятие для старшеклассников

Цель занятия: профилактика суицидального поведения учащихся, организация условий, способствующих осознанию своего жизненного предназначения; расширение репертуара конструктивных способов совладеющего поведения учащихся в сложных жизненных ситуациях.

    «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами немного поразмышляем. А поможет нам в этом небольшая сказочная история. Как вы относитесь к сказкам? Какие сказки у вас самые любимые? Как вы думаете, какие функции выполняют сказки? Важно ли всем читать их?» Ребята по желанию высказывают свое мнение, рассуждают.

    «Сказка – это бережное прикосновение к нашей душе, сказка добрая и волшебная, светлая и грустная может помочь нам  понять и принять тайные уголки души и сердца, поддержать, разделить боль и подарить радость. Сказка несет в себе живое человеческое УЧАСТИЕ и МУДРОСТЬ – то, что нам порой очень бывает нужно».

Упражнение Ассоциации

Ребята  выполните задание: запишите те ассоциации, которые возникли у вас в связи со словом «сказка». Это могут быть определения этого понятия, названия конкретных сказок – в общем, все, что приходит в голову.

 Как же все-таки  трактуется сказка в науке. Сказка - …

  1. «Вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание» (В. Даль Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1994. Т. 4. С. 170).
  2. Повествовательное, обычно народно-поэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил» (С.И. Ожегов. Словарь русского языка. М., 1986. С. 625).
  3. «Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, иногда с участием волшебных фантастических сил» (Словарь русского языка. М., 1988. Т. IV. С. 102.).
  4. «Краткая поучительная, чаще оптимистичная история, включающая правду и вымысел» (С.К. Нартова-Бочавер. 1996).

  Итак, ребята, мы с вами многое обсудили, я думаю, что нам пора наконец-то послушать одну сказочную историю. Пожалуйста, слушайте внимательно и соблюдайте тишину. Если у вас возникнут какие-нибудь вопросы или мысли по поводу услышанного, можете их записать, а после озвучить их в общей беседе.

О букашке Сашке (сказка о безуловной любви)

Букашка Сашка очень любил свою маму и хотел, чтобы мама тоже всегда его любила. Но, как ему казалось, мама часто не любила его. Например, когда он в детском саду дрался, а воспитательница маме жаловалась, она его дома в угол ставила и кричала, что откажется от него, такого нехорошего. А когда букашка Сашка сам одеваться не хотел, спать не хотел ложиться или как-нибудь по- другому не слушался, мама говорила, что дяди милиционеры непослушных мальчиков собирают в специальные домики и там учат их послушанию. Букашка Сашка очень хотел, чтобы мама его любила и часто спрашивал: «Мама, а ты любишь меня?» И она отвечала одинаково: «Люблю, когда ты себя хорошо ведёшь». – «Значит, когда я плохо себя веду, она меня совсем не любит», - решил Сашка. И вот случилось с Сашкой в детском саду сразу три «плохо». Синяк букашке Наташке на лбу поставил, в лужу упал и штаны измазал, а в группе коляску кукольную сломал. «Теперь уж мама меня совсем не будет любить, - решил Сашка. – А может быть, даже в специальный детский домик для непослушных отдаст. Лучше убегу я в Америку». Тихонечко выскочил он из группы на улицу и остановился. Где Америка находится, он не знал. Стал он по улицам бродить, у взрослых спрашивать, а те только смеются. А тем временем… А тем временем пришла за Сашкой в детский сад мама. А Сашки-то нету. Бросились все искать его. Воспитательница ищет, заведующая ищет и даже медсестра ищет. А мама сидит на маленьком детском стульчике и плачет: «Где мой Сашка?» - Он, наверно, боялся, что вы его разлюбите, у меня тоже такое бывает, - прошептала из-за угла ей букашка Наташка. А мама тогда ещё громче заплакала: - Как же я могу разлюбить своего сына?! Мама любит своего ребёнка всякого: беленького и чёрненького, чистенького и грязненького, послушного и озорника. Где мой Сашка? А Сашка тем временем устал искать Америку, ноги промокли, и есть захотелось. И хорошо, что не успел он далеко от своего сада уйти. Вернулся Сашка в детский сад. А там мама. Нашлёпала мама Сашку за то, что потерялся. Поцеловала за то, что нашёлся. И повела домой кормить. А Сашка крепко держал её за руку и думал: «Как хорошо, что мамы всегда любят своих детей!»

«Понравилась ли вам сказка? О чем она, на ваш взгляд? О чем вам хотелось бы поразмышлять после этой сказки?» Ребята отвечают по желанию.

Как вы поняли, какие основные темы прозвучали в сказке? (тема: материнской любви)

Что можно сказать о главном герое сказки? Какими чертами он обладает? (Очень сильно любит свою маму, не хочет ее расстраивать, переживает, что мама может его разлюбить)

Каким образом главный герой решает свою проблему? (убежать, и не знать, что будет дальше, решил вернуться – смирился)

Не столь страшен конфликт, как его последствия. Человек в таких ситуациях видит картинку как бы в перевернутом виде. Он полностью сосредоточен на своем обидчике, часто мысленно прокручивает одну и туже ситуацию по нескольку раз.

Упражнение «КАПЛЯ»

Цель: показать учащимся, что многие незначительные конфликты, проблемы или неприятные ситуации можно не доводить до крайности, и что любая проблема решаема.

Ход упражнения. Учитель каждому учащемуся кисточкой капает на чистый лист бумаги по одной капле гуаши или туши. Условие: каждый может делать с этой каплей все, что захочет: может подуть на нее, чтобы получилось какое-то изображение, может из нее что-то нарисовать или оставить в прежнем состоянии. Анализ: если из маленькой капли получилась огромная клякса, можно сделать вывод: Не делать из мухи слона!  

Ребята а какие способы снятия напряжения вы знаете?

спортивные занятия

  контрастный душ (баня)

  стирка белья

  скомкать газету и выбросить

  мытье посуды 

 погулять на свежем воздухе 

послушать музыку

  посчитать зубы языком с внутренней стороны

  вдохнуть глубоко до 10 раз

  постараться переключиться на другую деятельность.

 Но если вы видите, что в нервно-психологическом напряжении пребывает ваш друг или подруга, постарайтесь отвлечь его от мрачных мыслей, вовлеките его в какую- нибудь деятельность и не выпускайте из поля зрения пока ситуация не изменится в лучшую сторону. Делать это нужно тактично, ненавязчиво.

Жизнь состоит из черных и белых полос. Бывают трудные жизненные ситуация, но есть люди, которых не сломали жизненные трудности (ветераны ВОВ; люди, пережившие блокаду Ленинграда; инвалиды, которые занимаются спортом и занимают призовые места на олимпиадах, а также пример тому герой романа Даниэля Дефо «Двадцать миль под водой», когда Робинзон Крузо остался на необитаемом острове).

 Таблица, составленная Робинзоном Крузо.

Зло

Добро

Я заброшен судьбой на мрачный необитаемый остров и не имею никакой надежды на избавление.

Я как бы выделен и отрезан от всего мира и обречен на горе.

Я отдален от всего человечества; я отшельник, изгнанный из общества людей

Я беззащитен против нападения людей и зверей.

Что было бы со мной, если бы меня выбросило на Африканский берег? Мне не с кем перемолвиться, словом и некому утешить меня.

У меня мало одежды, и скоро мне будет нечем прикрывать свое тело.

Но я жив, я не утонул, подобно всем моим товарищам.

Но зато я выделен из всего нашего экипажа: смерть пощадила оного меня, и тот, кто столь чудесным образом спас меня от смерти. Может спасти меня и от моего безотрадного положения.

Но я не умер с голоду и не погиб в этом пустынном месте, где человеку нечем питаться.

Но остров, куда я попал, безлюден, и я не видел на нем ни одного хищного зверя, как на берегах Африки.

Но бог чудесно пригнал наш корабль так близко к берегу, что я не только успел запастись всем необходимым для удовлетворения моих текущих потребностей, но и получил возможность добывать себе пропитание до конца моих дней.

Ноя живу в жарком климате, где можно обойтись и без одежды.

Упражнение «Плохо – хорошо»

Цель: убедить подростков, что даже из неприятной ситуации можно извлечь полезную выгоду для себя.

Ход упражнения: Учащимся предлагается любая малоприятная ситуация: например, ссора с любимым человеком. Учащиеся должны сами сказать, что хорошо и что плохо для них в данной ситуации. Можно под диктовку учащихся написать ответы на доске.

Самый лучший пример для подростков, особенно девочек, - героиня одноименного художественного фильма, созданного по роману «Унесенные ветром», Скарлетт. В самые тяжелые жизненные моменты она всегда говорила себе: «Я не буду думать об этом сегодня – я подумаю об этом завтра». Действительно утром приходит всегда хорошее, разумное решение. Недаром русская пословица гласит: «Утро вечера мудренее».

Если  вы не нашли хорошего мудрого решения сами, то это не значит, что его не знает никто.

 Упражнение «Я НЕ ОДИН»

 Цель: помочь взрослеющему человеку понять, что он не одинок в этом мире, что он не должен оставаться со своими проблемами один на один.

 Ход упражнения: Учитель: сейчас я предлагаю вам взяться за руки и почувствовать теплоту рук ваших одноклассников, почувствовать их сильное плечо и одобряющий взгляд. Чувствуете, какая крепкая у вас поддержка? А теперь оглянитесь вокруг и вы увидите поддержку и понимание со стороны учителей. Теперь мысленно выйдите в коридор, на улицу, зайдите в свой дом, загляните к друзьям, соседям, поговорите даже с незнакомым человеком. Я думаю, что в таком большом окружении людей, вы непременно найдете поддержку и хороший совет

И сейчас вам предстоит небольшое испытание. Но предупреждаю сразу оно не из легких. Кто к этому готов, кто хочет его пройти, встаньте.

Игра «Вырвись из круга»

 Я прошу вас образовать круг, взяться за руки, в середину круга прошу впустить хорошего борца. За пределами круга – жизнь. Ваша задача выйти в жизнь. Доказать нам, что вы действительны достойны этого. Но если вы не сделайте этого за одну минуту, то погибните. Любой из вас в любой момент может разомкнуть руки и без всяких проблем выпустить этого хорошего человека, но это слишком легко. Ваша задача выпустить в жизнь человека, который действительно хочет жить, будет полезен для общества, будет выкладываться на пределе своих возможностей.

  Подобные ситуации встречаются и в жизни: наглядный пример тяжелобольные люди, страдающие неизлечимыми заболеваниями, когда человек хватается за любую спасательную «соломинку», чтобы выжить. Это люди, которые знают в чем смысл жизни.

А как вы думаете в чем может заключаться смысл жизни?

(  -Смысл жизни для меня – это никогда не унывать и идти всегда вперед, что бы ни случилось. я всегда знаю, что на смену неблагоприятным дням приходят хорошие. - Смысл жизни для меня – это окончить школу и поступить в институт, а там видно будет. - Я хочу стать фотомоделью и уехать за границу.. - Смысл жизни я вижу в том: чтобы жить и быть полезным другим, особенно в своей семье. - Я не знаю в чем заключается смысл жизни, каждый человек определяет это по- разному. Жизнь человеку дается один раз и нужно прожить ее красиво, достойно, а главное подольше. )

 И закончить сегодняшний урок я хотела бы философским завещанием матери Терезы: Жизнь – это возможность. Воспользуйся ею. Жизнь – это красота. Увлекайся ею. Жизнь – это мечта. Осуществи ее. Жизнь – это вызов. Прими его. Жизнь – это обязанность твоя насущная. Исполни ее. Жизнь – это игра. Стань игроком. Жизнь – это богатство. Не разбазаривай его. Жизнь – это приобретение. Охраняй его. Жизнь – это любовь. Насладись ею сполна. Жизнь – это тайна. Познай ее. Жизнь – это долина слез. Преодолей все. Жизнь – это песня. Допой ее до конца. Жизнь – это бездна неизвестного. Входи в нее без страха. Жизнь – это удача. Ищи это мгновение. Жизнь такая интересная – не растрать ее. ЭТО ТВОЯ ЖИЗНЬ. ЗАВОЮЙ ЕЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профилактики суицидального поведения несовершеннолетних «Рука в руке»

             По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди мо...

Утрата ценностных ориентиров у подростков, ведущая к суициду. Совершенствование деятельности классного руководителя в сфере профилактики суицидального поведения несовершеннолетних

Как правило, в 90 процентах суицидальное поведение подростков – это привлечение к себе внимания, и только в 10 процентах – это уход из жизни.Задача взрослых состоит в том, чтобы помочь сохранить и кул...

Профилактика суицидального поведения обущающихся

Этот материал предназначен для проведения семинаров среди заместителей директоров по воспитательной работе, социальных педагогов и классных руководителей по профилактике суицидального поведения обущаю...

Профилактика суицидального поведения среди подростков.

В настоящее время решение проблемы суицидального поведения подростков и молодежи в целом является наиболее актуальной среди других проблем современного общества. Мир высоких технологий, порождающий бо...

Социально-педагогические технологии профилактики суицидального поведения в подростковой среде

Материал знакомит с причинами подросткового суицида, алгоритмом оказания ребёнку социально-педагогической поддержки....

Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.

                В данной лекции кратко раскрыта практика   работы с  девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...

Многоуровневая модель суицидальной превенции. План программных мероприятий по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних на 2019-2020 учебный год

В настоящее время проблема противоправного поведения в детской и подростковой среде остается актуальной и насущной. Сменяется вектор девиаций: от злоупотребления алкоголем к уходу от реальности в вирт...