Социально-педагогические технологии профилактики суицидального поведения в подростковой среде
методическая разработка по теме
Материал знакомит с причинами подросткового суицида, алгоритмом оказания ребёнку социально-педагогической поддержки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 60 КБ |
soc.-ped._tehnolog.prof_._suic.ppt | 1.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Уразовская средняя общеобразовательная школа №2»
Социально-педагогические технологии
профилактики суицидального поведения
в подростковой среде
Подготовила:
социальный педагог Чернышева Е.С.
СЛ. 2 Буквальный перевод «суицид» - убийство себя. Самоубийство — неестественная смерть, насильственная. Подростки часто романтизируют образ человека, способного к суицидальному поведению. Они не думают о необратимости факта смерти. Психически здоровый, благополучный человек никогда так не поступит.
Особого внимания требует проблема роста доступности для подростков информации, касающейся суицидального и аддиктивного поведения. Любой подросток, имеющий доступ в «Интернет», легко может найти там такие «интересные» для себя сайты, как «Сто способов самоубийства» или «Все, что вы хотели знать о наркотиках, но боялись спросить». Уже к школьному периоду большинство детей имеют общее представление о возможности самостоятельно прекратить собственное существование. Через информацию, полученную от взрослых, сверстников, книг, телепередач, через сам язык (устойчивые обороты, метафоры) дети усваивают знания о случаях, причинах и способах самоубийства.
СЛ. 3 Можно выделить несколько групп причин подросткового суицида. Они не равнозначны. Часть из них можно считать предрасполагающими, другие - непосредственно действующими:
– тяжелая семейная обстановка, распад семьи, уход одного из родителей;
– конфликтные отношения с учителями, с коллективом сверстников;
– «несчастная любовь», отсутствие ситуации успеха в наиболее значимых видах деятельности;
– употребление спиртных напитков, токсических препаратов, наркотиков;
– ранние проявления шизоидных состояний.
Эти причины сами по себе не толкают подростка на самоубийство. Они действуют лишь в каких-то сочетаниях между собой и срабатывают при наличии конкретных «пусковых механизмов».
Покушающиеся на свою жизнь, как правило, дети из неблагополучных семей.
В таких семьях часто происходят конфликты между родителями, а также родителями и детьми с применением насилия; родители относятся к детям недоброжелательно и даже враждебно. Способствовать принятию решения покончить с собой могут экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца.
Причиной покушения на самоубийство может быть депрессия, вызванная потерей объекта любви, сопровождаться печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач.
Иногда депрессия может и не проявляться столь явно: подросток старается скрыть ее за повышенной активностью, чрезмерным вниманием к мелочам или вызывающим поведением — правонарушениями, употреблением наркотиков, беспорядочными сексуальными связями.
Риск самоубийства более высок среди тех, кто пристрастился к наркотикам или алкоголю. Под их влиянием повышается вероятность внезапных импульсов. Бывает и так, что смерть от передозировки является преднамеренной.
Для многих склонных к самоубийству подростков характерны высокая внушаемость и стремление к подражанию. Когда случается одно самоубийство, оно становится сигналом к действию для других предрасположенных к этому подростков. Небольшие группы ребят даже объединялись с целью создания некой субкультуры самоубийств. Потенциальные самоубийцы часто имеют покончивших с собой родственников или предков.
Суицид может быть непосредственным результатом душевной болезни. Некоторые подростки страдают галлюцинациями, когда чей-то голос приказывает им покончить с собой. Причиной самоубийства может быть чувство вины и (или) страха и враждебности. Подростки могут тяжело переживать неудачи в личных отношениях. Попытка самоубийства — это крик о помощи, обусловленный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие у окружающих. Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в споре с родителями. Он нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: он очнется, и снова будет жить. Совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, он в действительности хочет лишь наладить отношения с окружающими. Здесь нет попытки шантажа, но есть наивная вера: пусть хотя бы его смерть образумит родителей, тогда окончатся все беды, и они снова заживут в мире и согласии.
СЛ. 4 К «группе риска» по суициду относятся подростки:
- с нарушением межличностных отношений, “одиночки”;
- злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;
- с затяжным депрессивным состоянием;
- сверхкритичные к себе подростки;
- страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат, от хронических или смертельных болезней;
- фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;
- страдающие от болезней или покинутые окружением подростки;
- из социально-неблагополучных семей - уход из семьи или развод родителей;
- из семей, в которых были случаи суицидов.
СЛ. 5 Комплекс профилактических мероприятий по выявлению суицидального поведения среди подростков способствует снижению риска суицидальных попыток.
СЛ. 6 Алгоритм оказания ребёнку социально-педагогической поддержки включает в себя два этапа:
1 этап - выявление детей, нуждающихся в специальной помощи;
2 этап - координация и осуществление профилактической и реабилитационной деятельности.
Профилактические функции в работе с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации, социальному педагогу помогает осуществлять классный руководитель. Он помогает получить сведения о ребенке, о положении дел в семье, так как чаще общается с обучающимися, их родителями и лицами, их заменяющими, с другими родственниками. Классному руководителю совместно с социальным педагогом необходимо своевременно выявлять несовершеннолетних, нуждающихся в помощи, с целью организации индивидуальной профилактической работы регулярно общаться с законными представителями детей, строя свою работу на принципах доверительного, не ущемляющего достоинства общения и соблюдая принцип конфиденциальности полученной информации.
СЛ. 7 Профилактика суицида среди детей и подростков в образовательном учреждении – это целостный процесс по разрешению выделенной проблемы, который предполагает реализацию комплекса мер как научно- исследовательского, так и организационно-методического характера:
- объединение усилий всех участников образовательного процесса по созданию единой программы помощи детям;
- разработка и внедрение форм и методов работы по преодолению выявленных проблем;
- выработка рекомендаций по психолого-педагогической поддержке ребенка и оказанию помощи педагогам и родителям в решении социально-психологических проблем детства;
- обобщение деятельности различных организаций и ведомств по обучению основным приемам общения, развитию эмпатии, рефлексии, работе по преодолению страхов и барьеров, развитию умения ориентироваться в сложных ситуациях, анализировать мотивы поведения других людей в рамках различных обучающих программ;
- привлечение специалистов для организации помощи ребенку через соответствующие Центры и органы образования;
- широкое использование средств массовой информации.
Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего уникальной возможностью вмешаться в кризис одиночества.
Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. В профилактике депрессий у подростков важную роль играют родители. Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния - необходимо сразу же, немедленно, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.
СЛ. 8 Поскольку причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по формированию классных коллективов, нормализации стиля общения педагогов с обучающимися, оптимизации учебной деятельности обучающихся, вовлечению обучающихся в социально-значимые виды деятельности, организации школьного самоуправления, формированию установок у детей на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.).
Взаимоотношения с обучающимися должны строиться на основе уважения, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения.
Для предотвращения суицидов у детей учителя могут сделать следующее:
- вселять у детей уверенность в свои силы и возможности;
- внушать им оптимизм и надежду;
- проявлять сочувствие и понимание;
- осуществлять контроль за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками.
Администрации школ необходимо направить пристальное внимание и установить контроль за стилем общения учителей с обучающимися в целях предотвращения случаев оскорбления, унижения, психологического и физического насилия со стороны педагогов.
СЛ. 9 Предупреждение побуждений к самоубийству и повторных суицидальных попыток у подростков «группы риска» относится к одной из важных задач родителей, воспитателей и социально-психологической службы. Вот некоторые формы профилактики подростковой суицидности:
●неукоснительное соблюдение педагогической этики, требований педагогической культуры в повседневной работе каждого воспитателя или учителя;
● раннее выявление контингента риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы;
● активный патронаж семей, в которых проживают обучающиеся «группы риска», с оказанием консультативной помощи родителям и психолого-педагогической помощи детям;
● неразглашение факторов суицидальных случаев в школьных коллективах;
● рассмотрение угрозы самоубийства в качестве признака повышенного суицидального риска; СЛ. 10
● усиление внимания родителей к порядку хранения лекарственных средств;
● проведение при необходимости тактичной консультации подростка с психологом, психотерапевтом, психиатром;
● формирование у обучающихся таких понятий, как «ценность человеческой жизни», «цели смысл жизни», а также индивидуальных приемов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях;
● повышение стрессоустойчивости путем психологической подготовки подростка к сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формирование готовности к преодолению ожидаемых трудностей;
● психологическая помощь школе, семье и подростку в целях предупреждения или ослабления действия факторов, обусловливающих возникновение психогенных реакций или декомпенсацию имеющихся у школьника нервнопсихических расстройств. СЛ. 11
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СУИЦИД - убийство себя « Из всех созданий, живущих на земле, только человек может изменить себя. Только человек является архитектором своей судьбы » В. Джеймс
Причины подросткового суицида: тяжелая семейная обстановка, распад семьи, уход одного из родителей; конфликтные отношения с учителями, с коллективом сверстников; «несчастная любовь», отсутствие ситуации успеха в наиболее значимых видах деятельности; употребление спиртных напитков, токсических препаратов, наркотиков; ранние проявления шизоидных состояний.
Подростки «группы риска» по суициду: с нарушением межличностных отношений, “одиночки”; злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие; с затяжным депрессивным состоянием; сверхкритичные к себе подростки; страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат, от хронических или смертельных болезней; фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями; страдающие от болезней или покинутые окружением подростки; из социально-неблагополучных семей - уход из семьи или развод родителей; из семей, в которых были случаи суицидов.
КОМПЛЕКС ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПР И ЯТИЙ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ СПОСОБСТВУЕТ СНИЖЕНИЮ РИСКА СУИЦИДАЛЬНЫХ ПОПЫТОК
Алгоритм оказания ребёнку социально-педагогической поддержки
Профилактика суицида среди детей и подростков в образовательном учреждении объединение усилий всех участников образовательного процесса по созданию единой программы помощи детям; разработка и внедрение форм и методов работы по преодолению выявленных проблем; выработка рекомендаций по психолого-педагогической поддержке ребенка и оказанию помощи педагогам и родителям в решении социально-психологических проблем детства; обобщение деятельности различных организаций и ведомств по обучению основным приемам общения, развитию эмпатии, рефлексии, работе по преодолению страхов и барьеров, развитию умения ориентироваться в сложных ситуациях, анализировать мотивы поведения других людей в рамках различных обучающих программ; привлечение специалистов для организации помощи ребенку через соответствующие Центры и органы образования; широкое использование средств массовой информации.
Оптимизация межличностных отношений в школе
Формы профилактики подростковой суицидности ● неукоснительное соблюдение педагогической этики, требований педагогической культуры в повседневной работе каждого воспитателя или учителя; ● раннее выявление контингента риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы; ● активный патронаж семей, в которых проживают обучающиеся группы риска, с оказанием консультативной помощи родителям и психолого-педагогической помощи детям; ● неразглашение факторов суицидальных случаев в школьных коллективах; ● рассмотрение угрозы самоубийства в качестве признака повышенного суицидального риска;
Формы профилактики подростковой суицидности ● усиление внимания родителей к порядку хранения лекарственных средств; ● проведение при необходимости тактичной консультации подростка с психологом, психотерапевтом, психиатром; ● формирование у обучающихся таких понятий, как «ценность человеческой жизни», «цели смысл жизни», а также индивидуальных приемов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях; ● повышение стрессоустойчивости путем психологической подготовки подростка к сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формирование готовности к преодолению ожидаемых трудностей; ● психологическая помощь школе, семье и подростку в целях предупреждения или ослабления действия факторов, обусловливающих возникновение психогенных реакций или декомпенсацию имеющихся у школьника нервнопсихических расстройств.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика детско-подросткового суицидального поведения в образовательной среде
Данный материал представляет собой методические рекомендации педагога-психолога по профилактике суицидов среди подростков....
Программа профилактики суицидального поведения среди учащихся подросткового и юношеского возраста
Прграмма профилактики суицидального поведения...
«Причина и профилактика девиантного поведения в подростковой среде»
Доклад выступления на заседании ТШ классных руководителей СПО....
Психолого-педагогическая профилактика суицидальных явлений в подростковой среде
Материал взят с сайта Министерства образования и науки Республики Татарстан.Автор Макарова Т.П....
Психологическое сопровождение с целью профилактики суицидальных настроений в подростковой среде.
Определение понятий: суицид, суицидальное поведение, суицидент. Типы суицидального поведения: демонстративное, аффективное, истинное. Динамика развития суицидального поведения (стадии). Причины с...
Программа социально-педагогической деятельности по профилактике асоциального поведения обучающихся
Программа социально-педагогической деятельности по профилактике асоциального поведения обучающихся является частью общей программы развития образовательного учреждения «Программы воспитани...
Курсовая работа по социальной педагогике Тема: «Основные направления социально-педагогической работы по профилактике девиантного поведения детей младшего школьного возраста»
Дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, - все это болезненно...