"Пойми меня"
план-конспект по психологии на тему

Каменева Марина Николаевна

Коррекционно-развивающее занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poymi_menya.docx29.49 КБ
Файл prezentatsiya_poymi_menya.pptx198.85 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«Дом пионеров и школьников г. Щигры Курской области»

Конспект занятия

«Пойми меня»

Подготовила: педагог-психолог

Каменева М.Н.

Щигры 2016


 "Пойми меня" 

Цель: способствовать осознанию школьниками ценности и сложности человеческого общения

Задачи:

  • Формирование представлений о вербальном и невербальном общении
  • Совершенствование коммуникативных навыков
  • Знакомство с техникой построения «Я-высказывания»
  • Формирование мотивации построения позитивных взаимоотношений
  • Развитие мыслительных способностей
  • Обогащение опыта межличностного взаимодействия
  • Развитие рефлексии, эмпатии

Тип занятия: занятие сообщения и усвоения новых знаний

Методы обучения: беседа, рассказ, упражнения, игра.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, аудиозапись, раздаточный материал

Ход занятия

I Оргмомент Учащиеся сидят на стульях  полукругом.

- Наше сегодняшнее занятие мне хотелось бы начать со стихотворения Людмилы Румянцевой «Порой понять друг друга сложно»

 Не знаю я с чего начать,

 Могу, конечно, попытаться,

 Но где слова такие взять,

 Чтоб прямо в сердце постучаться.

 Дни сплетаются в мосты,

 По ним назад вернуться можно,

 Но нужно очень осторожно,

 Не повредить чтоб струн души.

 Как жаль, что нет в нас простоты.

 Порой понять друг друга сложно

 И разобраться невозможно –

 Кто прав из нас? Возможно – ты!

- Как вы думаете, о чем это стихотворение? Правильно, это стихотворение о том, как сложно нам бывает понять друг друга. Наше занятие называется «Пойми меня». Сегодня мы узнаем, какой многогранный, сложный, но очень интересный процесс общения.

II Приветствие:

 - Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Я начну, а вы продолжите. Это легко – я поворачиваюсь к соседу справа, называю его по имени, и говорю: «Я хочу тебя поприветствовать, мне очень нравиться твой… (называют какой-либо признак). Дети по очереди приветствуют сидящего рядом, говорят ему комплимент.

- Вам приятно было, когда к вам обращались по имени? Оказывается, любому человеку приятно, когда произносят его имя, поэтому если хотите установить с ним хорошие отношения, чаще называйте его в разговоре по имени. Кстати, это и будет 1 секретом общения.

III Разминка:

Игра «Перестройка»

- Начнем нашу работу с небольшой, но интересной разминки, которая поможет вам включиться в работу. Я буду называть вам какой-то признак, а вы будете в соответствии с ним строиться в один ряд.

Вот первое занятие: постройтесь по первой букве имени в алфавитном порядке.

Следующее задание я чуть-чуть усложню: работать вы будете молча!

Итак, постройтесь по цвету глаз: от самых темных (слева) до самых светлых (справа). Внимательно посмотрите друг другу в глаза!

Какие вы молодцы, справились со всеми заданиями быстро и правильно!

(дети садятся на места).

Скажите, при выполнении этих заданий вам необходимо было  общаться между собой? А ваше общение различалось при выполнении первого и второго заданий?

Да, общение бывает разных видов, и с видами общения нам сегодня предстоит познакомиться.

IV Развивающие упражнения

«Головоломка»

Чтобы по знакомиться с одним из видов человеческого общения, я предлагаю вам разгадать головоломку. Здесь зашифрована одна известная поговорка:

4

13

11

2

16

6

17

7

5

18

9

14

10

1

15

8

12

3

к

о

а

з

д

о

ё

к

д

т

е

в

в

я

е

и

д

ы

Ответ: Язык до Киева доведет.

- Очень хорошо! И с этим заданием справились успешно!

Кто может сказать, на какой вид общения указывает нам разгаданная головоломка? Да, чаще всего люди общаются при помощи слов, языка. Словесное общение называют еще вербальным. Вербальное общение – один из важнейших элементов воздействия на людей, это 2 секрет общения.

- Представьте себе ситуацию, что вы оказались за границей и вам нужно объясниться с иностранцами, не зная их языка – как вы это сделаете? (При помощи жестов).

- Действительно, общаться можно по разному, не только вербально. Общение без помощи слов, при помощи жестов, мимики называется невербальным – это 3 секрет общения. При этом необходимо помнить, что от 60% до 80% информации мы получаем именно невербально, хотя часто даже не осознаем этого.

Сейчас вы сами попробуете общаться друг с другом невербально.

Игра «Пойми меня»

- Вам необходимо поделиться на две равные команды, а сделаем мы это так: я раздам вам карточки с понятиями, которые относятся к вербальному или невербальному общению. Те, кому достанутся слова, относящиеся к вербальному общению, станут справа от меня, к невербальному общению – слева от меня. (Слова: жесты, мимика, поза, движения, взгляд, улыбка; слова, предложения, фразы, беседа, диалог, разговор).

В этой игре очень важно соблюдать правила, за этим я буду строго следить.

Первое правило: говорить запрещается, нельзя произносить ни звука. Вам придется объясняться друг с другом при помощи слов.

Второе правило: не поворачиваться, пока игрок, стоящий сзади, не похлопает вас по плечу.

Встаем в шеренгу, отворачиваемся. Поворачиваются ко мне, чтобы прочитать слово на карточке, только ближайшие от меня игроки. (Варианты слов: цапля, корова).

Проведение игры.

А теперь озвучьте, пожалуйста, слова, которые, как вы считаете, до вас пытались донести члены вашей команды (начинаем с последних игроков в командах).

- Скажите, какие трудности вы испытали, общаясь друг с другом без слов?

Попробуйте объяснить, почему другие игроки не всегда вас понимали. (Дети подводятся к выводу, что все люди разные и используют разные средства и приемы общения).

- Это 4 секрет общения: все люди разные, и общаться они привыкли по-разному, поэтому, если хотите понимать собеседника, слушайте его внимательно, не перебивайте, следите за его мимикой и жестами, старайтесь понять его мысли и чувства.

V Комплекс «Волшебный сон» (релаксационное упражнение)

- Ребята, сейчас мы с вами немного отдохнем. Садитесь так, чтобы вам было удобно, и постарайтесь выполнять мои просьбы.

«Волшебный сон»

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем

Сном волшебным засыпаем.

Напряженье улетело…

И расслаблено все тело

Будто мы сидим на травке…

На зеленой мягкой травке…

Греет солнышко сейчас…

Руки теплые у нас…

Жарче солнышко сейчас…

Ноги теплые у нас…

Дышится легко… ровно… глубоко… (Длительная пауза)

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем.

Их повыше понимаем.

Потянулись! Улыбнулись!

Дружно глазки открываем! (Дети открывают глаза)

- Возвращаемся к нашему занятию. Итак, при общении с людьми необходимо понимать мысли и чувства других людей, а еще уметь доносить до окружающих свои мыли и чувства. Особенно это бывает сложно, когда нас кто-то обидел или сделал нам неприятно. Как правило, мы в ответ тоже пытаемся нагрубить или сделать больно. И даже когда говорим о своих переживаниях, кажется, что нас не понимают.

- Сегодня мы познакомимся с такими приемами общения, которые помогут нам донести наши мысли до слушателя. Для этого мы будем использовать «я  - высказывания». «Я - высказывание» - способ, при котором рассказчик, обращаясь к слушателям, высказывается от первого лица. Пример «я - высказывания»: «Когда я чувствую, что обо мне заботятся, мне становится радостнее».

        Противоположность «я-высказываний» - «ты-высказывания» («тыканья»). Примеры «ты-высказываний»: «Ты хотел меня обидеть, поэтому так сделал». Сравните с «я-высказыванием»: «Я расстроился, что ты так сделал».

В нашей речи более распространены «ты-высказывания», однако «я-высказывания», как правило оказывают более влияние на слушателя.

Правильно построить «я-высказывание» довольно сложно, поэтому на сегодняшнем занятии мы с вами потренируемся находить «я-высказывания» из предложенных вариантов. Разделимся на группы. Я раздам вам карточки, на которых описана ситуация и дан ряд высказываний к ней. Вам необходимо выбрать «я-высказывания». На выполнение занятия даю вам 2 минуты.

Задания:

Ситуация 1. В столовой громко разговаривают. Это вам мешает.

Ваши слова: 1. «Когда я ем, я глух и нем».

2. «Что вы так разорались, подавитесь. Вот тогда узнаете, как разговаривать во время еды».

3. «Мне не нравится, когда во время обеда громко разговариваю за столом».

Ситуация 2. Тебе необходимо сделать уроки, а твой одноклассник постоянно отвлекает тебя.

Ваши слова: 1. «Перестань меня дергать. Займись каким-нибудь делом и не приставай ко мне, пока я занят».

2. «Извини, я не могу сейчас с тобой поиграть. Я очень занят. Когда я закончу свою работу, то обязательно с тобой поиграю».

3. «Я раздражаюсь, когда меня отвлекают. Я теряю мысль и начинаю злиться, мне это мешает быстро сделать работу».

- Итак, при общении необходимо говорить о своих чувствах, мыслях, свершившихся фактах, а не строить домыслы относительно мыслей и чувств других людей – это 5 секрет общения.

Упражнение «Цена улыбки»

 - Наше занятие подходит к концу, и напоследок я  хотела бы поделиться с вами еще одним важным секретом, помогающим сделать общение приятным и успешным. Я вам прочитаю описание этого средства, а вы попробуйте отгадать, о чем идет речь:

Она ничего не стоит, но много дает.

Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда.

Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче.

Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей.

Она — отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.

 И, тем не менее, ее нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока ее не подарили!   (Дети высказывают свои предположения)

- Ну, конечно же, это улыбка! Вот такой простой, но ценный секрет общения:  «Если вы хотите нравиться людям -  улыбайтесь им». И давайте  подарим,  друг  другу  улыбки  от  всей  души  и  почувствуем,  как  становимся  богаче,  получая  улыбки  окружающих,  а  также  от  того,  что  дарим  свою  улыбку  друзьям.  Почувствовали? Молодцы!

VI. Подведение итогов занятия

 - Давайте вспомним и еще раз проговорим те секреты общения, о которых вы узнали на этом занятии:

  • человеку приятно, когда его называют по имени
  • вербальное общение – один из важнейших элементов воздействия на людей

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести…

  • существуют невербальные средства общения, которые дополняют нашу речь, и несут от 60% до 80% информации
  • слушайте собеседника внимательно, не перебивайте, старайтесь понять его мысли и чувства
  • чаще используйте в своей речи «Я-высказывания»  
  • улыбка помогает сделать общение приятным.

 VII. Заключительное упражнение  «Свеча» (рефлексия)

- А еще ваше общение будет вдвойне приятным, если вы сможете подарить человеку тепло своей души.

Первый участник берет свечу, поворачивается к соседу и говорит: «(Имя), мне приятно было с тобой общаться! Ты такой… (веселый, обаятельный, добрый и т.д.)» и передает ему свечу. Свеча обходит весь круг обучающихся.

Педагог подводит итог.


Литература

  1. Корнеева Е.Н. Детские капризы. – М., 2011.
  2. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 2005.
  3. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. – М., 2003.
  4. Попова М.В. Психология растущего человека. – М., 2002.
  5. Развитие познавательных способностей. Младший школьник / Под. ред. И.В. Дубровиной.
  6. Спенс Дж. Как побеждать в споре. – М., 2003.
  7. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие познавательных способностей у младших школьников. – Ярославль, 2004.
  8. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002.
  9. Интернет-ресурсы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Порой понять друг друга сложно Не знаю я с чего начать, Могу, конечно, попытаться, Но где слова такие взять, Чтоб прямо в сердце постучаться. Дни сплетаются в мосты, По ним назад вернуться можно, Но нужно очень осторожно, Не повредить чтоб струн души. Как жаль, что нет в нас простоты. Порой понять друг друга сложно И разобраться невозможно – Кто прав из нас? Возможно – ты ! Л. Румянцева

Слайд 2

«Пойми меня»

Слайд 3

человеку приятно, когда его называют по имени 1 секрет общения

Слайд 4

4 13 11 2 16 6 17 7 5 18 9 14 10 1 15 8 12 3 Головоломка к о а з д о ё к д т е в в я е и д ы

Слайд 5

Ответ: «Язык до Киева доведет»

Слайд 6

вербальное общение – один из важнейших элементов воздействия на людей 2 секрет общения

Слайд 7

существуют невербальные средства общения, которые дополняют нашу речь, и несут от 60% до 80% информации 3 секрет общения

Слайд 8

слушайте собеседника внимательно, не перебивайте, старайтесь понять его мысли и чувства 4 секрет общения

Слайд 9

«Я-высказывания» - способ, при котором рассказчик, обращаясь к слушателям, высказывается от первого лица.

Слайд 10

чаще используйте в своей речи «Я-высказывания» 5 секрет общения

Слайд 11

улыбка помогает сделать общение приятным. 6 секрет общения

Слайд 12

человеку приятно, когда его называют по имени вербальное общение – один из важнейших элементов воздействия на людей Словом можно убить, Словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести… существуют невербальные средства общения, которые дополняют нашу речь, и несут от 60% до 80% информации слушайте собеседника внимательно, не перебивайте, старайтесь понять его мысли и чувства чаще используйте в своей речи «Я-высказывания» улыбка помогает сделать общение приятным. Секреты общения

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистическая игра "Пойми меня" для 7 класса

Это занимательная игра, состоящая из трех раундов: "Испорченный телефон", "Молчанка", "Ассоциации". Игра развивает логическое мышление, память, речь, внимание, творчекие способности учеников....

Пойми меня

Тема урока : Пойми меня.Задачи урока :1. Повышать интерес к изучению иностранных языков....

Памятка-буклет для родителей глухого ребёнка "Пойми меня, мама..."

Памятка содержит информацию о развитии речи ребенка в семье и правилах общения с ним...

Географическая игра "Пойми Меня"

в игре участвуют две команды по пять человек в каждой. Они заранее придумывают название команды, рисуют эмблемы для каждого участника игры, а так же готовят своё приветствие. Вся игра состоит из четыр...

Пойми меня

Интеллектуальная игра для старшеклассников...

Родительское собрание «Пойми меня правильно. Как достичь взаимопонимания с ребенком?»

ü     способствовать формированию у родителей навыков продуктивного общения с детьми;ü     способствовать формированию доверительных и доброжелательных от...