Программу поэтапного сопровождения подростков и старшеклассников «Культура эмоции»
рабочая программа по психологии на тему

Лезина Юлия Юрьевна

Данная программа – это поэтапное сопровождение учащихся в средней и старшей школе. Предлагаемый курс рассчитан на подростков 12—15 лет (7—9 классы) и старшеклассников (отдельный блок, логическое завершение предыдущих).

        Соответственно, программа строится с учетом возрастных интересов на каждом возрастном периоде. Ребятам предлагаются такие темы, которые могут быть важны для них в силу возрастных особенностей развития, например, отношения в семье, контроль собственной раздражительности, застенчивость и неуверенность в себе, пути решения конфликтов и т. д. На каждом этапе решаются свои проблемы.

Основная цель:

Создание условий социально-психологической адаптации учащихся и их всесторонне личностного развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_soprovozhdeniya_uchashchihsya_kultura_emotsiy.docx46.85 КБ

Предварительный просмотр:

Программу поэтапного сопровождения подростков и старшеклассников

 «Культура эмоции»

Пояснительная записка.

Самое лучшее, чему мы можем научить наших детей, -

это тому, чтобы обходиться без нас.

Э. Легуве.

Данная программа – это поэтапное сопровождение учащихся в средней и старшей школе. Предлагаемый курс рассчитан на подростков 12—15 лет (7—9 классы) и старшеклассников (отдельный блок, логическое завершение предыдущих).

        Соответственно, программа строится с учетом возрастных интересов на каждом возрастном периоде. Ребятам предлагаются такие темы, которые могут быть важны для них в силу возрастных особенностей развития, например, отношения в семье, контроль собственной раздражительности, застенчивость и неуверенность в себе, пути решения конфликтов и т. д. На каждом этапе решаются свои проблемы.

Основная цель:

Создание условий социально-психологической адаптации учащихся и их всесторонне личностного развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

        Выбранный мною жанр «урока психологии» привлекает по нескольким причинам. Одна из них — они позволяют проводить психопрофилактическую работу не только с детьми «группы психолого-педагогического риска», но и с теми, кто не попадает в поле пристального внимания учителей или школьного психолога. Благодаря этому появляется возможность предложить детям «информацию к размышлению» по тем темам, которые могут быть для них актуальными.

Еще одна причина моей симпатии к «урокам психологии» - возможность постоянного контакта с ребятами, хотя бы и в рамках школьного расписания.

        Общение с «коллегами по цеху» показывает, что зачастую они знают только тех детей, с которыми проводят коррекционно-развивающую работу, то есть так называемых «проблемных» детей. Остальные учащиеся остаются для психолога таинственными незнакомцами, как, впрочем, и он для них. Эти учащиеся знают психолога в лучшем случае как чтеца тестов (проводящихся с непонятной для них целью) и совершенно не представляют, чего можно ожидать от этого человека, можно ли доверять ему. Не говоря уже о том, что далеко не все представляют себе, что входит в компетенцию психолога, с чем к нему можно обращаться, чем он может помочь.

        Еженедельные уроки психологии позволяют детям сориентироваться в особенностях «психологического» взаимодействия, его целях и результатах.

Сейчас не проходит и дня, чтобы пара-тройка ребят не заглянули в кабинет для того, чтобы поговорить о том, что их волнует. Они знают, чего можно ожидать от таких встреч с психологом. Главное они не ждут чуда.

        И в то же время урочная форма накладывает на психологическую работу определенные ограничения. Специфика жанра урока и школьного класса как особой разновидности подростковой группы не позволяет открыто работать с теми или иными затруднениями отдельных подростков, поэтому большинство заданий носят предельно обобщенный характер, являясь, по сути, лишь алгоритмом, который каждый учащийся наполняет волнующим его содержанием.

Опыт работы по программе курса позволил выбрать следующие методические приемы:

□  устный или анкетный опрос для выявления запроса и спектра интересующих учащихся проблем в рамках предлагаемой темы урока;

□  «универсализация» подростковых трудностей через использование проективных форм: «Один мальчик...», «Большинство подростков...»;

□  обращение к личному опыту учащихся в процессе работы над темой;

□  тестирование, ситуационно-ролевые, деловые и развивающие игры, соответствующие изучаемым темам, рефлексия результатов урока, анонимное обращение учащихся к собственным затруднениям;

□  контроль «уровня достижений» в виде заданий, выполнение которых показывает включенность изучаемого материала в «поле опыта» учащихся (уровень личностной ассимиляции знаний).

Как видно, такая работа не предусматривает теоретической подготовки подростков, а ориентирована на обращение к тем проблемам, причем только в недирективной форме, которые могут быть важными для них в силу их возрастных особенностей.

Хотя занятия и содержат игровые элементы, по сути своей они являются уроками, что «опознается» самими учениками по следующим моментам:

  • Индивидуальная работа в тетради на уроке. После уроков тетради сдаются. Я настаиваю на этом по двум причинам. С одной стороны, ребята не забывают тетради дома, как это частенько случается. С другой стороны, вероятность нарушения конфиденциальности записей в тетради снижается, поскольку тетрадь «надежно охраняется» учителем. Это обеспечивает ребятам определенную степень психологической безопасности.

отказаться.

  • Проверки работ в тетради и выставление оценок по итогам работы.

Оценки за уроки психологии, проводимые в такой форме, — вопрос, безусловно, спорный, но, к сожалению, опыт показывает, что это привычная форма поощрения для школьников, без которой обучение для них во многом теряет смысл. И с этим приходится считаться, выставляя оценки (прежде всего, «пятерки») за сам факт выполнения работы, а не за ее содержание. Да и как оценить в баллах «качество» рассуждений подростка о собственном внутреннем мире?

Домашние задания в школьном курсе «Психология» — это отдельная тема для разговора. Конечно, помогают «личностно» усваивать знания, тем более в тех случаях, когда они основаны на наблюдениях из жизни, самонаблюдениях. Но наши дети подчас настолько загружены домашней работой по «основным» предметам, что просто становится их по-человечески жалко. Поэтому домашние задания я даю только в крайних случаях: когда что-то не успели на уроке по независящим от нас причинам, когда на уроке не сложилось единой точки зрения или ребята хотят подтвердить ее эмпирически. В других ситуациях домашние задания детям, как правило, не предлагаются.

В структуре каждого урока выделяются смысловые блоки, традиционные для групповой психологической работы с детьми и подростками:

  1. Ритуал приветствия. 

Ритуал, как правило, придумывается группой ребят на первом занятии в каждом учебном году. Теоретически его может предложить и сам психолог, но в моей практике такой необходимости, к счастью, не возникало. Целью проведения ритуала приветствия является настрой на работу, сплочение группы, создание группового доверия.

2.  Объявление темы занятий, за которым следует мотивирующее упражнение и / или обсуждение (в том числе — иногда — домашних заданий), благодаря которому ребята получают возможность обратиться к личному опыту, связанному с заявленной проблемой.

3.  Работа по теме занятия.

 Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, которые подбираются в соответствии с задачами, сформулированными для работы над каждой темой. Эти приемы в большинстве отнюдь не являются авторскими и довольно широко известны. Самое главное в их использовании — это помочь подросткам найти психологический подтекст упражнения. Иначе оно превратится в простую забаву.

4.  Подведение итогов занятия

Оно предполагает формулирование основных результатов, достигнутых на уроке, подчеркивание вклада всех участников урока в общий результат. Одна из целей подведения итогов — создание мотивации на работу по следующей теме. Часть этого этапа проходит в форме открытого обсуждения, часть — в форме письменной работы в тетради (за счет этого достигается дополнительная безопасность, о которой говорилось выше). Время на выполнение письменной работы оговаривается до начала ее выполнения. Во время письменных работ я стараюсь ходить по классу и беседовать с ребятами о том, что они пишут. Иногда это помогает им лучше сформулировать (а значит, осознать!) опыт, полученный на уроке.

5.  Ритуал завершения занятия (см. ритуал приветствия).

Ниже приводятся тематическое планирование и сценарии занятий по четырем блокам программы.

Занятия проводятся один раз в неделю (34 урока за весь учебный год, за исключением девятиклассников, у которых занятия в мае традиционно заканчиваются на неделю раньше остальных).

Структурно описание занятия начинается с его целей, сформулированных для специалистов и на «специальном» психологическом языке.

Далее следует раздел «Необходимые материалы», в котором указано, что потребуется ребятам и ведущему на уроке помимо рабочих тетрадей. Часть «необходимых материалов» дана в приложении. Остальные представляют собой легко доступные предметы, которые в силу своей компактности легко могут быть принесены ведущим на урок.

Что касается «необходимых» принадлежностей для рисования, то у меня есть большая коробка, в которую я планомерно собираю цветные карандаши, пожертвованные мне учителями и учениками, найденные в собственной кладовке и в коридорах школы. В соответствующие моменты урока коробка ставится в середине класса, и все ребята получают равные права на пользование карандашами.

Этот момент урока всем очень нравится, и конфликтов на почве «неподеленных» карандашей, как правило, не возникает.

Содержание урока структурируется с помощью условных обозначений:

©— приветствие

? — мотивирующее упражнение или обсуждение

!!! — основное упражнение по ,

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0217698.wmf — индивидуальная работа в тетради

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0286034.wmf — завершение занятия

Задания иллюстрированы примерами «из жизни». В них сохранена стилистика ребят.

Программа включает в себя 4 взаимосвязанных блока:

  • «Наши эмоции» (7 класс) -34 урока.
  • «Наедине с собой» (8 класс) – 34 урока.
  • «Я среди других людей» (9 класс) – 33 урока.
  • «Культура эмоций»-(10,11 класс) – 68 уроков.

Методические рекомендации рассчитаны на работу с половиной школьного  класса (13—17 человек), хотя практика показывает, что «уроки - психологии» по этим методическим разработкам при наличии некого опыта вполне возможно проводить и в целом классе, тематическое планирование уроков представлено ниже:

1 блок:  

НАШИ ЭМОЦИИ (7 класс)

  • Что значит «я— подросток»? (1 час)
  • Как узнать эмоцию? (1 час)
  • Я — наблюдатель (1 час)
  • Мои эмоции (1 час)
  • Эмоциональный словарь (1 час)
  • Чувства «полезные» и «вредные» (1 час)
  • Сказка «Страна Чувств» (1 час)
  • Нужно ли управлять своими эмоциями? (1 час)
  • Что такое «запретные» чувства? (1 час)
  • Какие чувства мы скрываем? (1 час)
  • Маска (1 час)
  • Я в «бумажном зеркале» (1 час)
  • «Бумажное отражение» (1 час)
  • Что такое страх? (1 час)
  • Страхи и страшилки (1 час)
  • Страшная-страшная сказка (1 час)
  • Побеждаем все тревоги (1 час)
  • «А что они обо мне подумают?» (1 час)
  • Страх оценки (1 час)
  • Злость и агрессия (1 час)
  • Как справиться со злостью? (1 час)  
  • Обида (1 час)
  • Как простить обиду? (1 час)
  • -  «Ах, чем я виноват?» (1 час)
  • Что такое эмпатия? (1 час)
  • Зачем мне нужна эмпатия? (1 час)
  • Развиваем эмпатию (1 час)
  • Еще  раз про эмпатию (1 час)
  • Эмпатия в действии (1 час)
  • Способы выражения чувств (1 час)  
  • Тренировка «Я-высказываний» (1 час)
  • Комплименты (1 час)
  • Подведение итогов (1 час)

Всего-34 урока.

2 блок:

ВСТРЕЧА С САМИМ СОБОЙ (8 класс)

  • Наедине с собой? (1 час)
  • Что я знаю о себе? (1 час)
  • Мое имя (1 час)
  • Мои  имена (1 час)
  • Мое уникальное «я» (1 час)
  • Кто ты? (1 час)
  • Как меня видят другие? (1 час)
  • Мои достоинства и недостатки (1 час)
  • Мои «плюсы» и «минусы» со стороны (1 час)
  • Мои недостатки (1 час)
  • Как превратить недостатки в достоинства? (1 час)
  • Мои ценности (1 час)
  • Наши ценности (1 час)
  • Я в «бумажном зеркале» (1 час)
  • « Отражение» (1 час)
  • Планирование времени (1 час)
  • Время взрослеть (1 час)
  • Моя будущая профессия (1 час)
  • Как я выгляжу? (1 час)
  • Как я выгляжу? (продолжение) (1 час)
  • Моя семья (1 час)
  • «Трудные дети» и «трудные родители» (1 час)
  • Мои права в семье (1 час)
  • Что такое дружба? (1 час)
  • Мужчины и женщины (1 час)
  • Я -... (1 час)
  • Что такое любовь? (1 час)
  • Рисковать или не рисковать? (1 час)
  • Что такое уверенность в себе? (1 час)
  • Тренируем уверенность в себе (1 час)
  • Уверенное выступление (1 час)
  • Умение сказать «нет» (1 час)
  • Чем уверенность отличается от самоуверенности? (1 час)
  • Подведение итогов (1 час)
  • Всего-34 урока.

3 блок:

Я СРЕДИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ (9 класс)

  • Умею ли я общаться? (1 час)
  • Какая бывает информация? (1 час)
  • Невербальная информация (1 час)
  • О чем говорит наша мимика? (1 час)
  • О чем говорят наши жесты? (1 час)
  • Как лучше подать информацию? (1 час)
  • Как лучше понять информацию? (1 час)
  • Барьеры на пути информации (1 час)
  • Барьеры, которые создаю я сам (1 час)
  • Каналы обработки информации (1 час)
  • Стереотипы в общении (1 час)
  • Позиции в общении (1 час)
  • Доминантность и недоминантность в общении (1 час)
  • Стили общения (1 час)
  • Подходящий стиль общения (1 час)
  • Что такое конфликт? (1 час)
  • Причины конфликтов (1 час)
  • Человек в конфликте (1 час)
  • Конфликтные эмоции (1 час)
  • Эмоциональная тропинка (1 час)
  • Стили поведения в конфликте (1 час)
  • Я в «бумажном зеркале» (1 час)
  • «Плюсы» и «минусы» различных стратегий поведения в конфликте (1 час)
  • Все дело в шляпе! (1 час)
  • Психоанализ конфликтов (1 час)
  • А зачем мне это? (1 час)
  • Доверие в общении (1 час)
  • Доверительный урок (1 час)
  • Умею ли я слушать? (1 час)
  • Бесконфликтное общение с «трудными людьми» (1 час)
  • «Трудные люди-2» (1 час)
  • «Трудные люди-3» (1 час)
  • Завершающий урок (1 час).

Всего – 33 урока.

4 блок -10,11 класс

 Программа учебного курса для старшеклассников

«КУЛЬТУРА ЭМОЦИЙ»

Цель: Помочь старшекласснику стать более социально - адаптированными через овладение элементарными приемами психологической саморегуляции и познание самого себя, человеческих отношений.

Задачи

  • Дать школьнику знания о самом себе и научить его получать эти знания
  • способствовать формированию активного самосознания и навыков волевой саморегуляции
  • способствовать личностному росту, особенно нравственному самосовершенствованию, создать условия для раскрытия творческого потенциала
  • развить рефлексию как процесс познания и понимания старшеклассником самого себя
  • создать условия для раскрытия творческого потенциала
  • совершенствовать коммуникативные умения.

Методы

  • Лекционный метод передачи знаний;
  • психодиагностические методы исследования личности;
  • экспрессивные методы творческого самовыражения в движении, рисунках, в письменных работах;
  • методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных психологических проблем; метод анализа конкретных ситуаций;
  • игровое моделирование, имитационные игры.

Продолжительность каждого занятия — 45 минут (1 академический час). Занятия проводятся в кругу.

Схема занятия

  • Формулирование темы занятия, основных целей

Психологическая разминка, позволяющая задать темпоритм занятия и являющаяся прелюдией основной части.

  • ·Основная часть

Возможны следующие варианты или их комбинация:

  • Лекция
  • Активная беседа
  • Система упражнений
  • Заключительная часть

Основные разделы и темы программы

№ занятия

Тема

Количество часов

1

I. Введение

2

 

Выяснение ожиданий учащихся

1

 

Определение основных целей занятий

 

Установление групповых норм и правил

1

 

II. Я и другие

6

2

Что такое дружба?

2

3

Как заводить друзей?

2

4

"Ролевое общение"

2

 

III. Культура эмоций

58

5

Наши эмоции

2

6

Урок самопознания и откровенности

2

7

Культура эмоций. С чего она начинается?

1

8

Урок самопознания и откровенности

3

9

Состояние телесного покоя. Как овладеть этим состоянием?

2

10

Состояние эмоционального покоя. Как его достичь?

2

11

Состояние умственного покоя. Как его достичь?

2

12

Особенности эмоционального общения.

Тренинг положительного эмоционального контакта

2

13

Особенности эмоционального общения.
Применение состояния бесстрастия
при отрицательных эмоциональных контактах

2

14

Что такое стресс? Как справиться со стрессом?

2

15

Как лучше управлять различными
отрицательными переживаниями?

2

16

Особенности психологической защиты от фрустраций

2

17

Я и другие. Как ты относишься к людям и как люди относятся к тебе?

2

18

Как развить навыки самообладания при общении с неприятными вам людьми?

2

19

Методика психологической защиты при общении с неприятными вам людьми

2

20

Эмоциональные переживания и выражение лица. Умеете ли вы читать чужие эмоции?

2

21

Оптимистическое настроение. Как его воспитывать?

2

22

Как сформировать нейтральное отношение к отрицательным воздействиям?

2

23

Способность к осознанному преднамеренному эмоциональному контакту в процессе делового общения

2

24

Причины трудностей формирования эмоционального контакта

2

25

Методика формирования эмоционального контакта в процессе делового общения

2

26

Формирование эмоционального контакта в процессе общения индивидуума с группой людей

2

27

Формирование чувства удовольствия и радости

2

28

Как научиться искусству созерцания и любования?

2

29

Методика формирования оптимистического настроения

2

30

Я и Мы. Личность, группа, коллектив

2

31

Диагностика акцентуации характера

2

32

Диагностика межличностных отношений

2

33

Состояние благодушия и юмора как высшая форма проявления культуры эмоций

2

 

IV. Заключительное занятие

2

 

Итого

68

Программа создана на основе следующих программ:

  • программа учебного курса «Учись нравственному самовоспитанию» (автор-кандидат психологических наук А.А. Востриков);

  • программа социально-психологического тренинга межличностного общения (автор-А.С.Прутченков)

Литература:

  1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 1999
  2. Бодалев А.А. Общая психодиагностика. М., 1987
  3. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры. М., 1994
  4. Зимбардо Ф. Застенчивость. СПб., 1996
  5. Клюкина И.А. и др. Я в этом мире. СПб., 1998
  6. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. М., 1997
  7. Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг. М.,1998
  8. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996
  9. Руководство практического психолога. М., 1995
  10. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М., 1995
  11. Чистякова М. Психогимнастика. М., 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Данная программа   направлена на развитие профессиональной ориентации учащихся с нарушением интеллекта, развития творческих способностей и успешной социально – профессиональной адаптации....

Игра "Гостевание" в рамках программы психологического сопровождения детей и подростков в социально-реабилитационном центре в каникулярный период.

Эта игра занимает особое место в структуре организационного периода и призвана помочь каждому  ребенку почувствовать причастность к новой общности (группе), стать соучастником ее успеха, пережить...

«Доверие» Программа психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска» в рамках реализации восстановительного подхода в образовательном учреждении

Цель проекта: Разработать программу по психолого-педагогическому сопровождению подростка в системе воспитания и развития личности в условиях средней общеобразовательной школы....

«Как помочь подростку научиться управлять своими эмоциями».

Устный журнал на тему:«Как помочь подростку научиться управлять своими эмоциями».Цели: расширить представления родителей об эмоциональной сфере подростков и о способах управления эмоциями. П...

ПРОГРАММА психологического сопровождения подростков с проблемным поведением в условиях средней общеобразовательной школы «ТЫ НЕ ОДИН»

Рост числа детей с проблемным поведением ведет не только к неблагоприятным последствиям для общества, но и для самих подростков, угрожая их физическому и психическому здоровью, а зачастую, приводя их ...

"Мир глазами ребёнка" арттерапевтическая программа психологического сопровождения подростков по развитию компонентов социально-коммуникативной и эмоционально-личностной сфер несовершеннолетних средствами фототерапии

Аннотация к программе «Мир глазами ребёнка» от 7 до 18 летМетодологической основой программы послужили концепции З.Фрейда, К. Юнга, К. Роджерса, практические наработки и исследования А.И. ...

Индивидуальная программа психологического сопровождения подростка (профилактика суицидальных проявлений)

Индивидуальная программа психологического сопровождения разработана для понимания и ориентации на оказание практической помощи, конструктивного взаимодействия педагогов, сталкивающихся с проблемами кр...