"Мир глазами ребёнка" арттерапевтическая программа психологического сопровождения подростков по развитию компонентов социально-коммуникативной и эмоционально-личностной сфер несовершеннолетних средствами фототерапии
рабочая программа

Фадеева Ирина Олеговна

Аннотация к программе «Мир глазами ребёнка» от 7 до 18 лет

Методологической основой программы послужили концепции З.Фрейда, К. Юнга, К. Роджерса, практические наработки и исследования А.И. Копытина, Д. Вайзер, Н.А. Сакович, Л.Д. Лебедевой.

Данная психолого-педагогическая программа относится к коррекционно-развивающим. Программа направлена на формирование и развитие у несовершеннолетних компонентов социально-коммуникативной и эмоционально-личностной сфер, а так же на формирование жизнестойких установок, гармонизацию личности через развитие творческих способностей детей и подростков в условиях трудной жизненной ситуации.

            Актуальность программы: ежедневно в Центр поступает огромное количество детей и подростков, нуждающихся в психологической помощи. Мы нашли такую форму работы, которая позволила объединить в группу детей и подростков практически с любой проблематикой, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Практическая значимость программы: разработанная программа может быть использована в практике других детских  реабилитационных учреждений, осуществляющих помощь несовершеннолетним группы риска, а также оказавшимся в трудных жизненных ситуациях. Данную программу можно проводить отдельными блоками исходя из поставленных задач. Применение арт-методов не имеет возрастных ограничений, соответствует возрастным особенностям детского и подросткового контингента и не требует значительных материальных затрат. Арт-терапия ресурсна, дает ребенку возможность самовыражения, в результате чего происходят улучшения в его эмоционально-личностной и социально-коммуникативных сферах, помогает подросткам формировать позитивную Я-концепцию. С помощью фототерапии воспитанники смогут сознательно регулировать свое поведение, научатся находить конструктивные приемы выхода из сложных ситуаций, адекватно выражать свои эмоции и чувства.

Цель программы: развитие компонентов социально-коммуникативной и эмоционально-личностной сфер несовершеннолетних средствами фототерапии.

Допустимо и полезно сочетать  работу по фототерапии  с другими направлениями арт-терапии (изотерапия, сказкотерапия, пескотерапия,  игротерапия, танцетерапия и другие варианты творческой терапии). Это дает детям дополнительные творческие возможности,  что будет влиять на эффективность результатов.

            Задачи программы:

  • установление контакта и доверительных отношений, развитие эмоциональной стабильности и отзывчивости, способности к сопереживанию;
  • снятие эмоционального напряжения, страхов, тревожности, агрессивности, устранение закомплексованности, скованности в движениях;
  • развитие способности произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения окружающих людей, понимать и различать эмоции других и свои собственные;
  • оказание помощи детям и подросткам в познании самих себя, повышении самооценки, уверенности в себе, ответственности за свои поступки;
  • снятие стрессового состояния и выведение детей и подростков из кризисных ситуаций;
  • развитие способности к самоанализу, формирование позитивных жизненных целей и мотивации к их достижению;
  • формирование у детей и подростков коммуникативных навыков в условиях коллектива;
  • развитие эстетического восприятия окружающего мира, природы, изобразительного искусства;
  • развитие воображения и творческих способностей детей и подростков, поддержка проявления фантазии и смелости в изложении собственных замыслов;
  • формирование интереса к художественному творчеству, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа, выражать свое отношение.

Целевая аудитория: воспитанники ОСГБУСОССЗН «Областной социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних»  в возрасте от 8 до 18 лет. Противопоказания: грубые интеллектуальные нарушения, наличие психиатрического диагноза, не позволяющего заниматься в группе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_fototerapii_mir_glazami_rebyonka.docx48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Областное специализированное государственное бюджетное учреждение социального

обслуживания системы социальной защиты населения «Областной социально-

реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Аннотация к программе «Мир глазами ребёнка» от 7 до 18 лет

Методологической основой программы послужили концепции З.Фрейда, К. Юнга, К. Роджерса, практические наработки и исследования А.И. Копытина, Д. Вайзер, Н.А. Сакович, Л.Д. Лебедевой.

Данная психолого-педагогическая программа относится к коррекционно-развивающим. Программа направлена на формирование и развитие у несовершеннолетних компонентов социально-коммуникативной и эмоционально-личностной сфер, а так же на формирование жизнестойких установок, гармонизацию личности через развитие творческих способностей детей и подростков в условиях трудной жизненной ситуации.

        Актуальность программы: ежедневно в Центр поступает огромное количество детей и подростков, нуждающихся в психологической помощи. Мы нашли такую форму работы, которая позволила объединить в группу детей и подростков практически с любой проблематикой, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Практическая значимость программы: разработанная программа может быть использована в практике других детских  реабилитационных учреждений, осуществляющих помощь несовершеннолетним группы риска, а также оказавшимся в трудных жизненных ситуациях. Данную программу можно проводить отдельными блоками исходя из поставленных задач. Применение арт-методов не имеет возрастных ограничений, соответствует возрастным особенностям детского и подросткового контингента и не требует значительных материальных затрат. Арт-терапия ресурсна, дает ребенку возможность самовыражения, в результате чего происходят улучшения в его эмоционально-личностной и социально-коммуникативных сферах, помогает подросткам формировать позитивную Я-концепцию. С помощью фототерапии воспитанники смогут сознательно регулировать свое поведение, научатся находить конструктивные приемы выхода из сложных ситуаций, адекватно выражать свои эмоции и чувства.

Цель программы: развитие компонентов социально-коммуникативной и эмоционально-личностной сфер несовершеннолетних средствами фототерапии.

Допустимо и полезно сочетать  работу по фототерапии  с другими направлениями арт-терапии (изотерапия, сказкотерапия, пескотерапия,  игротерапия, танцетерапия и другие варианты творческой терапии). Это дает детям дополнительные творческие возможности,  что будет влиять на эффективность результатов.

        Задачи программы:

  • установление контакта и доверительных отношений, развитие эмоциональной стабильности и отзывчивости, способности к сопереживанию;
  • снятие эмоционального напряжения, страхов, тревожности, агрессивности, устранение закомплексованности, скованности в движениях;
  • развитие способности произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения окружающих людей, понимать и различать эмоции других и свои собственные;
  • оказание помощи детям и подросткам в познании самих себя, повышении самооценки, уверенности в себе, ответственности за свои поступки;
  • снятие стрессового состояния и выведение детей и подростков из кризисных ситуаций;
  • развитие способности к самоанализу, формирование позитивных жизненных целей и мотивации к их достижению;
  • формирование у детей и подростков коммуникативных навыков в условиях коллектива;
  • развитие эстетического восприятия окружающего мира, природы, изобразительного искусства;
  • развитие воображения и творческих способностей детей и подростков, поддержка проявления фантазии и смелости в изложении собственных замыслов;
  • формирование интереса к художественному творчеству, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа, выражать свое отношение.

Целевая аудитория: воспитанники ОСГБУСОССЗН «Областной социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних»  в возрасте от 8 до 18 лет. Противопоказания: грубые интеллектуальные нарушения, наличие психиатрического диагноза, не позволяющего заниматься в группе.

Формирование групп: занятия по фототерапии можно проводить индивидуально, в парах, в малых группах или с целой реабилитационной группой. Формирование группы зависит от количества детей, приблизительно одной возрастной категории и выявленных психологических проблем.

В основе программы «Мир глазами ребенка», в условиях социально- реабилитационного центра для несовершеннолетних лежат основные принципы педагогики:

  • принцип поэтапности, каждый последующий этап логически вытекает из предыдущего;
  • принцип дифференцированности и индивидуализации помощи каждому ребенку – следует ориентироваться на конкретную личность ребенка с ее потребностями, интересами, ценностными ориентациями, чувствами и настроениями;
  • принцип создания поля самореализации ребенка в реабилитационном процессе-создание условий для формирования и реализации социально значимых свойств личности;
  • принцип включения ребенка в деятельность, соответствующую его интересам и потребностям.
  • гуманистический принцип, признание личности воспитанника  и особенностей его развития как главной ценности,  уважительное отношение к личности - независимо от позиции ребенка, его мировоззрения.

Структура программы:

1. Двухэтапная диагностика (в начале и конце программы);

2. Вводное и заключительное занятия;

3. Содержательный блок;

4. Консультации с педагогами, родителями по итогам работы группы в индивидуальном формате.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«То, что для фотографа обычно является конечным

 результатом (сделанный снимок), в рамках фототерапии

 является отправной точкой»

(Д.Вайзер)

За последние годы резко увеличилось число неблагополучных, неполных и малообеспеченных семей, которые неспособны обеспечить условия для нормального развития детей. Социально-психологическая депривация, отсутствие необходимого контроля, плохие условия жизни детей в этих семьях вызывают у них негативные изменения, приводящие в дальнейшем к тяжелым последствиям. Поступая в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, дети имеют целый комплекс психологических проблем.

Каждый ребенок, попавший в реабилитационный центр, переживает довольно сложный период адаптации. Приспособление к новым условиям требует разрушения некоторых сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. Воспитанник может быть заторможен или неуравновешен, гиперактивен, напряжен, замкнут, малообщителен, вспыльчив, агрессивен. Измученный физически и эмоционально организм ребенка вынужден приспосабливаться к новым условиям, и как следствие - беспокойство, страхи, неврозы, нарушение сна.

Поступающие в центр дети, как правило, не могут осознать не только чужое эмоциональное состояние, но и свое собственное. Они не умеют выражать свои чувства, не способны к сопереживанию. Познавательная активность, как правило, снижается или угасает совсем. Почти все дети поступают с заниженной самооценкой, имеют неадекватное представление о своих способностях, застенчивы, нерешительны, неуверенны  в себе. Подобное поведение – это реакция на переживаемый  стресс. В  данном случае воспитаннику необходимо помочь, оказать эмоциональную поддержку.  

Развитие воспитанника зависит от качества и разнообразия впечатлений, связанных с его общением со взрослыми и другими воспитанниками, а также с различными видами деятельности, в которые воспитанник вовлекается, находясь в реабилитационном центре. Вовремя оказанная психологическая поддержка, положительно сказывается на эмоциональном благополучии детей. Следует признать, что одним из источников таких впечатлений, несомненно, выступает участие ребенка в индивидуальных и групповых арт-терапевтических занятиях.    

В работе с такими детьми используются различные методы и приемы, оказывающие положительное психологическое воздействие. Наиболее удачными являются арт-терапевтические приемы, которые позволяют наиболее полно раскрыть не только творческие возможности воспитанников, но и отвлечь от негативных переживаний. Наиболее эффективным я считаю метод фототерапии, с помощью которого воспитанники могут осознать свое эмоциональное состояние, исследовать мир своих эмоций посредством фотографий и овладеть способностью к саморегуляции своей деятельности.

Фототерапия является одним из направлений арт-терапии. Это достаточно новое явление, возникшее на стыке фотоискусства и психологии. Фотография передаёт различные состояния и эмоции, хорошо показывает характерные для человека позы или схватывает почти неуловимые жесты. Без фотографий сложно представить жизнь современного человека. На застывших кадрах отражены главные события нашей жизни, чувства, эмоции, переживания, воспоминания. Фотографии есть в каждом доме, но мало кто задумывается, что это не просто застывшие картинки, а мощный инструмент для решения психологических проблем и личностного роста.

Работа по программе «Мир глазами ребенка» преследует цель: развитие компонентов социально-коммуникативной и эмоционально-личностной сфер несовершеннолетних средствами фототерапии. С помощью фототерапии воспитанники смогут сознательно регулировать свое поведение, научатся находить конструктивные приемы выхода из сложных ситуаций, адекватно выражать свои эмоции и чувства.

Допустимо и полезно сочетать  работу по фототерапии  с другими направлениями арт-терапии (изотерапия, сказкотерапия, пескотерапия,  игротерапия, танцетерапия и другие варианты творческой терапии). Это дает детям дополнительные творческие возможности,  что будет влиять на эффективность результатов, в нашем случае на благоприятное развитие детей и подростков.

        

        Задачи программы:

  • установление контакта и доверительных отношений, развитие эмоциональной стабильности и отзывчивости, способности к сопереживанию;
  • снятие эмоционального напряжения, страхов, тревожности, агрессивности, устранение закомплексованности, скованности в движениях;
  • развитие способности произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения окружающих людей, понимать и различать эмоции других и свои собственные;
  • оказание помощи детям и подросткам в познании самих себя, повышении самооценки, уверенности в себе, ответственности за свои поступки;
  • снятие стрессового состояния и выведение детей и подростков из кризисных ситуаций;
  • развитие способности к самоанализу, формирование позитивных жизненных целей и мотивации к их достижению;
  • формирование у детей и подростков коммуникативных навыков в условиях коллектива;
  • развитие эстетического восприятия окружающего мира, природы, изобразительного искусства;
  • развитие воображения и творческих способностей детей и подростков, поддержка проявления фантазии и смелости в изложении собственных замыслов;
  • формирование интереса к художественному творчеству, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа, выражать свое отношение.

Основные принципы реализации программы

В основе программы «Мир глазами ребенка», в условиях социально- реабилитационного центра для несовершеннолетних лежат основные принципы педагогики:

  • принцип поэтапности, каждый последующий этап логически вытекает из предыдущего;
  • принцип дифференцированности и индивидуализации помощи каждому ребенку – следует ориентироваться на конкретную личность ребенка с ее потребностями, интересами, ценностными ориентациями, чувствами и настроениями;
  • принцип создания поля самореализации ребенка в реабилитационном процессе-создание условий для формирования и реализации социально значимых свойств личности;
  • принцип включения ребенка в деятельность, соответствующую его интересам и потребностям.
  • гуманистический принцип, признание личности воспитанника  и особенностей его развития как главной ценности,  уважительное отношение к личности - независимо от позиции ребенка, его мировоззрения.

Специфика фототерапия основывается на сочетании общих принципов педагогики и правил фототерапевтического подхода:

  • безоценочное восприятие всех работ: в фототерапии нет «правильного» или «неправильного» и это нужно четко объяснить.  Воспитанникам нужно чувствовать себя в безопасности, знать, что создание образов – это способ передачи своего опыта, мыслей и чувств, и что их не будут оценивать;
  • воспитанники как эксперты: упражнения созданы таким образом, что отправной точкой является опыт каждого несовершеннолетнего воспитанника. В этом смысле дети  являются «экспертами» в отношении своих работ;
  • важен вклад каждого: каждый воспитанник делает важный и уникальный вклад. Все работы нужно рассматривать с равным уважением, вне зависимости от профессионализма;
  • сохранение тайны: поскольку упражнения, возможно, задействовать личный уровень, нужно сохранять детские тайны;
  • рассказ о своей работе: условия для рассказа и обсуждения работ воспитанника не должны быть директивными. Нельзя интерпретировать работу ребенка (это может делать только сам автор, по желанию), и нельзя заставлять раскрывать больше, чем он того желает;
  • основные правила: при работе с парой, группой или индивидуально желательно установить основные правила. Их нужно выполнять с взаимным уважением, ценя вклад каждого, чтобы окружающая среда была безопасной, чтобы дети себя хорошо чувствовали;
  • процесс и продукт: в фототерапии важным является и процесс создания работы и сам продукт творчества, который помогает воспитаннику почувствовать закономерность процесса и уверенность в себе;
  • уважение и сохранность детских работ: важно найти творческий способ демонстрации  и  хранения детских работ.

Целевая группа: воспитанники ОСГБУСОССЗН «Областной социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних»  в возрасте от 7 до 18 лет.

Формирование групп: занятия по фототерапии можно проводить индивидуально, в парах, в малых группах или с целой реабилитационной группой. Формирование группы зависит от количества детей, приблизительно одной возрастной категории и выявленных психологических проблем.

Ожидаемые результаты:

Использование техник фототерапии в сочетании с различными элементами арт-терапии положительно скажутся на эмоциональном состояние воспитанников: повысится уверенность в себе, снизится психоэмоциональное напряжение, уровень агрессивности, демонстративности. С помощью занятий по фототерапии воспитанники смогут настроиться на свое эмоциональное состояние, исследовать мир своих эмоций, переключатся от негативных переживаний.

Цикл занятий  поможет воспитанникам адекватно выражать свои эмоции и чувства, что будет способствовать созданию доброжелательной атмосферы в  реабилитационных группах.

Фототерапия  поможет детям посмотреть на себя по-новому, познакомиться с различными видами искусства и творчества, повысится уровень креативности и творческих способностей.

 Данный цикл станет отличным средством самовыражения и самопознания, даст возможность для развития, гармонизации и осознание ценности собственной личности. После занятий по фототерапии дети станут более открытыми, внимательными, самостоятельными. С помощью фототерапии воспитанники научатся сознательно регулировать свое поведение, находить конструктивные приемы выхода из сложных ситуаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Данная программа   направлена на развитие профессиональной ориентации учащихся с нарушением интеллекта, развития творческих способностей и успешной социально – профессиональной адаптации....

Программа психологического сопровождения образовательного процесса

В данном материале представлены программа психологоческого сопровождения образовательного процесса, а также подпрограмма психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного...

Развивающая психолого-педагогическая программа: "Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников"

Обоснование программыПрофессиональное самоопределение – это один из  этапов профессионального развития человека, включающий профессиональную направленность и самопознание (соотнесение личностью с...

Программа индивидуального сопровождения ребенка VIII вида как часть адаптированной программы (психологического сопровождения )

Пояснительная записка.Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение цент...

Программа психологического сопровождения формирования и развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Сохранение психологического здоровья учащихся на современном этапе развития Российского общества является целью и критерием успешности модернизации народного образования. Начало обучения в школе &nda...

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию компетенций познавательной, эмоционально-личностной, мотивационной сферы

Программа индивидуального психологического сопровождения, направленная на развитие внутреннего потенциала ребенка с нарушением слуха...

Рабочая программа "Программа психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в освоении ООП, развития и социальной адаптации"

Авторско-составительская рабочая программа (в соавторстве). Уровень образования основной общий (2018-2019 учебный год)...