Функциональная несостоятельность семей упущенные возможности.
статья по психологии по теме

Яндышев Геннадий Иляевич

Семья выполняет важную функцию социализации личности детей, так как первичные, фундаментальные основы нравственности, психического, физического здоровья, характера закладываются в семье.  В работе рассмотрена типология функционально несостоятельных семей, краткая характеристика и возможные воспитательные упущения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Функциональная несостоятельность семей: упущенные возможности.

Процесс формирования личности принято рассматривать как социализацию, то есть процесс наделения личности общественными свойствами выбора его жизненных путей, установления социальных связей, формирование самосознания и системы социальной ориентации.

И.С.Кон определяет социализацию как усвоение индивидом социального опыта, точнее «определенной системы социальных ролей и культуры» (Кон И.С. Социология личности. М.).

Б.Д.Парыгин считает, что социализация представляет собой «вхождение в социальную среду, приспособление к ней, освоение определенных социальных ролей и функций» (Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. М. Знание).

Семья выполняет важную функцию социализации личности подростка, так как первичные и наиболее фундаментальные основы нравственности, психического и физического здоровья, характера человека, его отношения к труду закладываются в семье. В семье, как в зоне ближайшего окружения, идет сложный процесс становления и развития норм и правил нравственности, формируется направленность личности, закрепляются основы отношений между людьми.

«Человеческая личность в целом формируется через посредство своих отношений к другим людям. Лишь по мере того, как у меня устанавливаются человеческие отношения к другим людям, я сам формируюсь как человек. (Выготский Л.С. История развития высших психических функций. М. Педагогика.). Это объясняется тем, что «всякая функция в культурном развитии появляется на сцену дважды: сперва - социальная, потом - психологическая, сперва между людьми как категория интрапсихологическая, затем внутри ребенка».

Проблемами семьи занимается большой круг ученых: социологов, психологов, педагогов и т.д. Разрабатываются общие вопросы семьи и брака, исследуются отдельные стороны семейных отношений: общая направленность, внутрисемейные взаимоотношения, детско-родительские отношения в функционально несостоятельных семьях, их специфика и влияние на формирование личности подростка. Доказано, что первичные социальные знания, приобретенные в семье, оказываются подчас наиболее прочными, сохраняясь в течение всех периодов социализации. Позитивное семейное воспитание облегчило бы успешную социализацию, помогла бы подросткам освоить верные жизненные позиции, выработать и культивировать нравственные идеалы.

Влияние семьи в ее формировании обусловлено прежде всего тем, что, будучи социально детерминированной, эта малая социальная группа обладает существенной созидательной силой, одним из главных результатов которой является культурная среда семьи. Существует зависимость между целенаправленностью воспитания и уровнем развития культурной среды и содержанием сознания, а также образцами поведения подростка, как в семье, так и вне ее.

Возникает вопрос: насколько адекватна педагогическая культура родителей, культурная среда семьи требованиям социализации. Сила или слабость педагогических позиций родителей стоит в непосредственной связи с их общим «культурным» уровнем, определяющим не только степень интереса к вопросам воспитания, степень ответственности родителей, но и меру чуткости, способности правильно понять и осмыслить то, что происходит в нелегком процессе становления их детей. Неудивительно по этому, что отклоняющееся поведение подростка находится в зависимости не только от образования родителей, созданной «культурной среды» семьи, но и от многих других факторов, влияющих на поведение подростка. К ним можно отнести структуру семьи, ее нравственно-культурный уровень, характер взаимоотношений членов семьи, их интересы и склонности, степень взаимодействия членов семьи, т.е. насколько функционально состоятельна семья в вопросах воспитания своих детей.

Понятие «функциональная несостоятельность» охватывает широкий спектр возможных вариантов межличностного взаимодействия, то есть взаимодействия родителей и детей. Поэтому в самой общей форме нужно иметь в виду по меньшей мере два основополагающих момента: неоптимальную обстановку внутрисемейных отношений и неверный подход к воспитанию детей в собственном смысле этого слова. В соответствии с протеканием процесса социализации подростков и показателя функционировании семьи (ее образ жизни, характер общения, внутрисемейные отношения и т.д.) семь разделились на группы «благополучные» и «неблагополучные». Семьи, обеспечивающие благотворную социализацию подростков, детей в семье рассматриваются как «благополучные». Семьи, ориентированные, преимущественно, на удовлетворение эгоистических стремлений и гипертрофированного потребления, которые  не осуществляют  профилактические, оздоровительные, воспитательные мероприятия по отношению к собственному ребенку, с низким педагогическим потенциалом и социальным «культурным уровнем среды», не обеспечивающие благотворную личную среду для развития ребенка, для его успешного обучения, квалифицируются как неблагополучные.

Неблагополучные семьи имеют ряд особенностей. Одна из них, это зависимость неблагополучной семьи от ряда факторов:

А) неблагополучная среда выступает как следствие дисгармоничной взаимосвязи социализирующих институтов общества. При этом обнаруживается нравственный разрыв поколений с осложненными последствиями для ребенка, превращение его в изгоя, для которых взаимодействие со сверстниками осложнены, осложнены и взаимодействия с обществом целом;

Б) дефицит внутрисемейного воспитания пропорционален уровню  интересов подростков к разнообразной деятельности: образ жизни семьи является детерминированным показателем разнообразного общения с подростком;

В) дезорганизация «уклада» жизни семьи выступает как результат дисгармоничных взаимосвязей образовательных, оздоровительных, воспитательных институтов, воздействие которых играет решающую роль в формировании личности подростка;

Г) в соответствии с этим неблагополучные семьи имеют разнообразное неблагополучие по степени негативного воздействия на ребенка.

Причем, характер взаимоотношений с родителями, разнообразие занятий с ребенком, характер взаимоотношений семьи с другими воспитательными  институтами, рассматриваются как независимые переменные. Разнообразная деятельность ребенка в семье, его режим труда и отдыха, направленность его интересов на социально-значимые ценности – зависимые переменные.

В настоящее время разработаны различные классификации неблагополучных семей. Существует классификация по составу семей (наличие родителей) полная и неполная. Представляет интерес не вообще неполные семьи или семьи с невысоким образованием родителей и другими внешними социально-демографическими, социально-экономическими признаками, а так называемые функционально-несостоятельные семьи, т.е. семьи, не справляющиеся с задачами социализации подростка. Причины, мешающие семье успешно справляться с процессов воспитания, развития и обучения своих детей, весьма разнообразны. Изучение этих причин, классификация, составление определенной типологии функционально-несостоятельных семей представляет немалый интерес.

Существует ряд классификаций таких семей, в которых рассматриваются преобладание различных сторон воспитательных возможностей семьи.

А) семья с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где отношения между детьми и родителями равнодушные, или более того, дети испытывают на себе грубость и неуважение со стороны взрослых, его воля активно подавляется авторитарным давлением одного родителя или родителей.

Б) семья, где нет эмоционального контакта между родителями и детьми при сохранении внешнего рисунка правильных отношений, когда безразличие взрослых к потребностям ребенка вынуждает его искать эмоционально значимые отношения вне семьи.

В) семья с нездоровой нравственной атмосферой, где ребенку активно прививают социально-нежелательные потребности и интересы, вынуждают к соучастию в аморальном образе жизни.

Дефекты воспитания в семье могут способствовать деформации нравственно-правовых установок личности, «заражению» в семье отрицательными привычками, влиять в дальнейшем на сплоченность семьи и ее общественные ориентиры, способствовать появлению отклоняющегося поведения.

В связи с этим, наблюдается:

А) отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребенка.

Б) высокий уровень насилия в воспитании.

В) преувеличение самостоятельности детей.

Г) хаотичность воспитания из-за несогласия родителей по вопросам влияния на ребенка.

 Это, в конечном итоге, может привести, по мнению А.Е.Личко, (Личко А.Е. Психопатия и акцентуация характера подростка. Л. Медицина) к устойчивому формированию особых ситуаций в семье.

Первая ситуация. Гиперопека. От назойливого стремления родителей быть постоянным соучастником всех жизненных проявлений своего ребенка, до тяжелой семейной тирании, когда излишний контроль за внутренним миром ребенка сочетается с авторитарностью воспитательного давления. Для подростка, воспитывающегося в такой атмосфере, пребывание в подчинении становится естественным состояние и вызывает сильные коммуникативные затруднения, при необходимости проявить самостоятельность.

Вторая ситуация. Гипоопека. Во многом совпадающая с психолого-педагогическим понятием «безнадзорность», когда свобода выбора решений не обеспечивается психологической поддержкой и контролем со стороны взрослого человека.

Третья ситуация. «Кумир семьи». Постоянное внимание к любому побуждению ребенка с незамедлительным поощрением за скромные успехи, которые развивают эгоцентризм и способствуют закреплению истерических наклонностей с неизбежными проблемами самоутверждения в среде с равноправными отношениями.

Четвертая ситуация. Воспитание «золушки». Повышенная зависимость ребенка от порицающего мнения окружающих, скептической оценки его личности и возможностей, формирует у него привычку уходить от проблем и конфликтов в мир внутренних переживаний.

Таким образом, все семьи, в которых неблагополучие воспитательного процесса связано как с условиями жизни, так и с особенностями педагогической тактики, функционально-неблагополучные семьи, т.е. семьи, не справляющиеся с задачами воспитания, можно подразделить на четыре группы.

1.Аморальная семья, где характер семейного неблагополучия принял резко выраженные нетерпимые формы. Для таких семей характерны скандалы, запои родителей, драки, аморальное поведение, полное отсутствие каких-либо нормальных условий воспитания детей.

2.Асоциальная семья, нормы и ценностные ориентации, которых враждебны общественным интересам. Внешне обстановка в этих семьях может выглядеть вполне респектабельной, уровень жизни достаточно высок, но духовные, моральные ценности подменены на материальные, что весьма отрицательно может сказаться на формирование личности ребенка.

3.Конфликтная семья, в которой по различным психологическим причинам личные взаимоотношения супругов строятся не по принципу взаимоуважения и взаимопонимания, а по принципу конфликта, отчуждения. Конфликтные семьи могут быть шумными, где скандал, повышенные тона становятся нормой взаимоотношений супругов, так и тихими, где отношения характеризует полное отчуждение, нежелание вступать в конфликт, стремление избегать всякого взаимодействия. Во всех случаях конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка и может послужить причиной различных асоциальных проявлений.

4.Педагогически несостоятельные семьи, в которых при относительно благоприятных и условиях неправильно формируются взаимоотношения с детьми, совершаются серьезные педагогические просчеты, приводящие к различным асоциальным проявлениям в сознании и поведении детей. Эти семьи нуждаются, прежде всего в педагогической коррекции стиля семейного воспитания и характера взаимоотношений родителей с детьми. Огромное количество научных трудов в области психологии и педагогики, посвященные проблемам семейного воспитания, проявляющиеся в различных формах и рассматривающиеся в таких неблагополучно выраженных, по сравнению с благополучными семьями, характеристиках. Рассмотрим эти типы семей, с точки зрения психологического климата семьи для ребенка, так и в системе межличностных взаимоотношений, влияющих на формирование личности и ценностей ребенка.

Конфликтная семья.

Это могут быть семьи, где родители составляют так называемую диссоциированную супружескую пару, вследствие чего родители не в состоянии создать стабильной семейной обстановки воспитания. К ним же следует отнести и те семьи, где родители не умеют или не желают преодолевать недостатки своего характера, повышенную раздражимость, эмоциональную неустойчивость и др. во имя бесконфликтного разрешения внутрисемейных проблем. Источником конфликта в семье может быть вполне осознанное нежелание одного (или обоих) родителя терпеть присутствие другого супруга как конкретного человека, с его жизненными установками, уровнем культуры и манерой поведения. Конфликтная семья отличается от семей, в которых конфликт носит случайный характер, эпизодический, не только и не столько крайними формами его протекания, сколько тем, что в них предыдущий конфликт порождает обычно поводы для последующего. К конфликтному способу взаимодействия начинают прибегать как к единственно возможному. В практике семейной жизни это выражается в виде семейных скандалов, тяжелых ссор и грубых выходок. Конфликт размывает семью изнутри, создает почву для отчуждения и враждебности сторон. Опасно и то, что в такой конфронтации живут и дети, усваивая эту форму отношений как образец для своего поведения. Кроме того, родители, увлекаясь конфликтом или тяжело его переживая, часто забывают о своих прямых обязанностях перед ребенком, о необходимости создания для него в семье элементарного психологического комфорта и защищенности. Дети ищут другую среду для удовлетворения этой потребности, а поиски не всегда оказываются успешными, а среда адекватной. Хотя многие причины взаимной или односторонней неприязни между родителями не могут быть доступны пониманию ребенка. Он воспринимает лишь общую атмосферу недовольства, недоверия, раздражения и агрессивности, особенно, если его стараются сделать активным сторонником одной из конфликтующих сторон. Принуждаемые занять одностороннюю позицию, вопреки, свойственному их возрасту, стремлению дипломатично разрядить обстановку, уклониться от критики в адрес родителей, дети чувствуют тревожное ожидание и неуверенность в надежности своего существования. Необходимость скрывать свою неприязнь к порицаемому родителю становиться источником переживания своей никчемности. У подростков разрыв психологического контакта с родителями происходит довольно быстро. Нередко подростки к одному из родителей проявляют враждебность, а другого стремятся взять под свою психологическую защиту. Именно в подростковом возрасте дети восстают против привычного конфликтного родителя, порой вплоть до прямого воздействия. Особенно обостряется эмоциональный дискомфорт, когда подростки крайне болезненно реагируют на семейные неурядицы, протестуют против шельмования родителями в семейном кругу и боятся критики в адрес своих родителей, если это общественное мнение. Настороженное ожидание эксцесса может распространиться и на другие сферы межличностных отношений, и определяют характер взаимодействия. Такие дети держаться оппозиционно, бывают замкнуты. Все они сломлены, дети не смогли противостоять вредному влиянию семьи и развиться положительно. Это находит проявление в демонстративной самостоятельности, нежелании учиться. Не имея режима труда, они отстают от своих сверстников в познании, их кругозор становится узким. Порождается леность мысли, склонность к безделью, праздности. Родители их работой не интересуются, будучи занятые своими делами. Не получив признания в учении, поддержки в семье, они утверждают себя как личность в озорстве, проступках и нарушениях дисциплины. Им больше, чем другим, бывает свойственно конфликтно-демонстративная форма поведения. Постоянное общение только на негативной основе создает тенденцию накопления отрицательных эмоций и приводит к тому, что общение становится нежелательным, формируется эмоциональный и информационный барьер.

Итак, конфликтные отношения в семье во всех случаях вызывают у детей отрицательное психическое состояние и в той или иной степени деморализует их волю и пагубно влияют на учебу. Однако то или иное воздействие последствий семейных конфликтных отношений на личность во многом зависит от отношения школьника к учению, что находит выражение в его учебной деятельности. Преодоление отрицательных психических состояний связано с тем, насколько удается снять эти отрицательные состояния, высвободить нервную энергию и направить ее полностью на учебную работу.

Аморальная (нравственно неблагополучная) семья.

В аморальной семье дети чаще всего занимают позицию полного неприятия обоих родителей или предпочитают одного из них, как более уязвимого, слабого, требующего защиты от другого. Когда же поведение родителей не связано с открытыми агрессивными, тяжелыми внешними проявлениями, дети могут занять позицию «безучастности». В зависимости от этого распределяется и воздействие родителей на детей. В случае «неведения», когда родители щадят ребенка и всячески прячут от него свои отношения, воздействия обоих сторон могут быть вполне положительным и желательным для него. В случае негативного поведения родителей ребенок может не воспринимать никаких воздействий со стороны того из родителей, кого он считает виновником неблагополучия. Взаимоотношения в виде брани, скандалов, своеобразно сказывается на формировании у него определенных черт личности. Наиболее опасным в этом отношении является представление о том, что способы поведения, которые он усваивает в семье, являются вполне приемлемыми для решения жизненных ситуаций. Перед глазами подростка повседневное бытовое поведение: степень взаимного внимания и заботы, чуткости друг к другу, обязанности, взаимного интереса и поддержки. Аморальность нравственно-психологического климата в семье, отсутствие полноценного эмоционального общения, низкий уровень культуры, отсутствие заботы в повышении содержания досуга, предмета бесед со своими детьми, незнание круга потребностей и интересов – все это отрицательно сказывается на развитии подростка. Полностью отсутствует объект для подражания. Отсутствует референтная значимость родителей. Атмосфера и нравственно-психологический климат в семье, тон, содержание отношений, слова и поступки, в которых проявляется система их жизненных целей, нравственных ценностей, потребностей, интересов, привычек, оставляет на подростке глубокий след. Разрушается жизненная направленность подростка, деморализуются его нравственные качества. Потеря связи с семьей сказывается на подростка изоляцией, одиночеством, жестокостью, грубостью, влечет за собой гипертрофию индивидуальности и недоразвитие общественно-положительных черт личности. Происходит отчуждение и негативное отношение к родителям, отношение к себе, к окружающим людям, предметам внешнего мира. В.Н.Мясищев (Мясищев В.Н. Основные проблемы и состояние психологических отношений человека. М.МГУ т.2) указывал, что «система взаимоотношений с окружающим определяет объективное положение ребенка и взрослого к окружающей среде, их различную роль в ней, их отношение к социальному окружению». Вольно или невольно аморальная (или нравственно неблагополучная) семья формирует у ребенка неправильное отношение к миру. С ним он приходит в учебное заведение, где сталкивается с неприятием, порицанием и даже наказанием за то, что до сих пор казалось обычным, естественным и даже не замечалось. Навыки, сформированные в эгоистически ориентированной среде,  обязательно влекут за собой нарушение приспособительного поведения в социально организованной среде. Тем более, что жесткое обращение, которому дети нередко подвергаются в таких семьях, подавляет чувство самоуважения, лишает способности испытывать удовольствие от добра и вызывает проблемы общения.

Таким образом, безразличное отношение родителей к нуждам, интересам подростков порождает с одной стороны отверженность, с другой – задержку темпа усвоения правил и опыта социального поведения. В таких случаях из подростка формируется крайне неуравновешенная личность, подростки часто представлены самим себе, безнадзорны, отсутствуют требования педагогического характера со стороны родителей. Там где нет требования, там нет воспитания, говорил А.С.Макаренко (Макаренко А.С. Книга для родителей. М. Педагогика).

Асоциальная семья.

Особое место в ряде рассматриваемых неблагополучных семей занимает семья, называемая асоциальная. Это семья с отрицательной  антиобщественной направленностью, с ограниченностью в понимании педагогически правильного воспитания. Семья создает тон, снижающий воспитательное воздействие на ребенка, что является причиной дезадаптации. А.С.Макаренко отмечал, что семья направляет развитие детей, прежде всего характером взаимоотношений между родителями и их детьми, а также теми педагогическими средствами, которые сознательно выбираются для достижения определенных воспитательных целей. (Макаренко А.С. Книга для родителей. М.Педагогика).  Интересы семьи и общества в сфере семейного воспитания должны быть едины. Асоциальным семьям свойственно определенное разведение собственных интересов с общественными. По мнению Л.С.Алексеевой (Алексеева Л.С. Зависимость отклоняющегося поведения школьников от типа неблагополучной семьи. М.), «разведение» оказывается своеобразным индивидуальным стилем данной семьи. В процессе воспитания ребенок, естественно, усваивает его так же, как и любое другое отношение к действительности, и строится оно уже по линии взаимоотношений с обществом. Однако в семьях, где доверие к родителям непререкаемо, а стремление к подражанию, к поиску эталона жизненных интересов и идеалов начинается рано, дети попадают под сильное влияние родителей. Если же оно сочетается с жестко-авторитарным стилем отношений, то со стороны родителей, насаждаются ценностные ориентации, престижность, совершенно чуждые элементы потребительской, частнособственнической психологии. Оно усиливается, когда в семье наблюдается расхождение между воспитанием и фактическими делами и поступками родителей, когда открыто, высказывается и демонстрируется пренебрежительное отношение к некоторым общественным требованиям и правилам. Прививаются взгляды, отрицательно сказывающиеся на поведении подростка, разрушающие компенсаторные установки подростка, ведущие на противоправный путь. К тому же, часто оно дополняется и особенностями сформировавшегося мнения подростка, его характером, недостаточностью развитого правосознания, эмотивности поведения, импульсивностью, внушаемостью и конформизмом. Подростку часто трудно преодолеть психологический барьер своей зависимости от родителей. Приобретаемый самостоятельно жизненный опыт оттесняется теми ценностями, которые вызывают доверие взрослого человека, стремлением завоевать его одобрение. Конфликтная ситуация резко обостряется на уровне отношений между сверстниками, жизненная позиция и направленность которых отличается от его собственного. Ссора переходит в безапелляционное обвинение окружающих, сопровождающееся интенсивной аффективной окраской, импульсивным поведением. Возникает специфическая форма поведения - бравада, наиболее характерными чертами таких детей оказывается скептицизм, неуважение к взрослым, коллективу и отдельным ее участникам. Духовный мир подростка оттесняется на задний план миром материального благополучия. Они гордятся своим материальным положением, открыто кичатся посвященностью в вопросы, далекие от жизни сверстников. У таких подростков развивается психология «двойного дна», когда некоторые нравственные начала в их воспитании усваиваются лишь для демонстрации их в удобных для этого условиях и выгодой для себя. Таким образом, подростки самоутверждают себя в среде своих товарищей. Внутренним регулятором, потребностью в признании окружающих выступает престижность. Надо отметить, что престижность влияет прежде всего на выбор человеком поля деятельности и среды общения, при этом предпочтение отдается тому окружению и тому виду деятельности, что ближе соответствует склонностям личности и представляет больше шансов для достижения успехов.

В заключении можно сказать, что асоциальная семья в целом деформирует личность подростка. Происходит замещение значительной части нормальных интересов, потребностей, стереотипов  поведения специфически негативными, либо их гиперболизация. Развитие здесь идет как бы в обратном направлении. Утрата каких-либо черт, свойств, сопровождается постепенным формированием взамен положительных свойств псевдопотребностей, псевдоинтересов, искажающих нравственный облик, мотивы деятельности и содержание поведения.

Педагогически некомпетентная семья.

Педагогически некомпетентная семья, в которой родители не умеют вовремя перестроить свои отношения с детьми, незаметно создается конфликтная обстановка. Только в таких семьях конфликт развивается уже по линии родители и ребенок. Определяется некомпетентность по тем основаниям, что родители:

- не хотят воспитывать своих детей в духе потребностей общества.

- не могут в силу тех или иных обстоятельств, порой не зависящих от них самих, надлежаще заниматься воспитанием и создавать условия.

- не умеют воспитывать своих детей в силу низкого общеобразовательного, педагогического и культурного уровня.

К этому еще можно добавить те педагогические огрехи семьи, которые отмечал А.С.Макаренко в книге «Книга для родителей».

1.родительская нетребовательность, всепрощение;

2.бесконечные затраты;

3.равнодушие;

4.небрежность, черствость к окружающим.

Этот конфликт становится достаточно интенсивным, а потому открытым, когда ребенок достигает подросткового возраста. В этом возрасте его еще продолжают опекать, от него требуют послушания, применяя наказания. Но в отличие от родителей, подросток сам ориентируется уже не на свое детство, когда отсутствие самостоятельности и полная зависимость от взрослых удерживали его в рамках привычных действиях реакций, а на осознание себя как личности равноправной и равноценной, как полноценной личности. Обостряется чувство собственного достоинства, как бы в вперемешку  самыми негативными накоплениями, которые продуцировали в нем семейное воспитание, не позволяет уже унижать себя, подавлять и мешать самостоятельности и порождают, наоборот, явное неподчинение, открытый протест. Претендуя на исключительность, подросток не становится перед сопротивлением любого характера. И если родители не сумеют переключиться на новый, более прогрессивный тип взаимоотношений с ним, то такое сопротивление делается систематическим и возникает по любому поводу, а негативизм такого подростка становится все упорнее по отношению ко всем без исключения взаимодействиям. Оппозиция подростка по отношению к родителям опасна тем, что отрицательное отношение к ним, как носителям определенных требований, правил, норм начинает переноситься на все, связанное со взрослыми, представлениями о нормах. Призывая подростка к порядку, взрослые указывают ему на моральные, этические, правовые нормы. Эти последние начинают ассоциироваться у подростка с неприятными эмоциями по поводу их применения. Очень часто рассогласование во взаимоотношениях с подростками становятся причиной возникновения и развития неблагоприятной обстановки в целом. Родители при этом или объединяются для ведения борьбы с собственным ребенком или начинают сваливать вину за его поведение друг на друга. Уход из семьи или своеобразное погружение в собственные проблемы становится протестом против сложившихся в семье взаимоотношений с ребенком. Стремление оградить себя от нового и незнакомого, настороженное отношение к любому изменению в окружающей социальной среде могут стать естественными, а значит, неосознаваемыми регуляторами поведения. Недостаток культуры воспитания в семье появляется и в недооценке индивидуальных особенностей подростка. Не желая признавать за ним право, родители навязывают несовершеннолетним тот стандарт поведения, который им представляется наиболее приемлемым, престижным. Недостаток педагогической некомпетентности может проявляться в стремлении родителей удержать в поведении ребенка мотивы того возраста, которые им нравятся, а не того, в котором находится ребенок. Естественно, что образ жизни подростка в условиях, когда он становится жертвой родительских иллюзий, заставляет его искать пути приспособительного характера, а приобщение к культуре, основанное на столь откровенном давлении, вызывает у подростка вполне закономерную позицию. Такого рода ситуация в семье, вызванная неверным воспитательным подходом, остается неизменным на протяжении жизни подростка, усиливаясь, усугубляясь. Вырабатываются у подростка и переживания своей психологической обусловленности, изоляции, либо ориентации на ценности микросреды, либо мотивы неадекватного поведения. Смещение конфликтных отношений с родителями в область внутренних переживаний, усиливает потребность самоутвердиться, повысить значимость представления о себе в микрогруппах, приводит к снижению уровня возрастных интересов и содержания социальных ценностей и социальной запущенности в целом. Потребность в общении равномерно распределяется между семьей и друзьями, позволяя компенсировать неудачи в одной неуспехами в другой. Неумело построенные отношения в таких семьях создают основу для общения вне семьи, где подросток не чувствует психологической зависимости от среды. Однако, если неформальная среда становится главным местом обитания, возрастает фрустационное напряжение от непонимания отношений, воздействий и взаимоотношений  в семье. Нередко внешнее послушание и почитание родителей может быть не лишено лицемерного отношения к ним.

Педагогически несостоятельные семьи можно классифицировать на четыре типа. Рассмотрим особенности каждой из них.

1 тип. Отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребенка с малых лет, когда родители ограничивают свое педагогическое воздействие только заботами о том, чтобы ребенок был обут, одет, и поспешные меры со стороны родителей, стремящихся изменить в подростковом возрасте то, что было упущено в детстве. В большинстве случаев родители сетуют на большую занятость на своей работе.  Педагогическое влияние ослабляется при одностороннем сосредоточении внимания отца, матери или обоих родителей на своей личной жизни. При этом они часто забывают, что существует семья, дети. Часто это сопровождается неполадками в семейной жизни, пьянством и т.д. в такой семье отсутствует духовный рост самой семьи, ее членов, проявляется монотонность жизни. Отсутствует стремление родителей к своему совершенствованию, ограничиваясь только работой. Отсутствует интерес к литературе, искусству, коллективному культурному досугу в семье и за ее пределами, отсутствуют хорошие традиции и обычаи в семье. Дети предоставлены самому себе, отсутствует необходимый контроль за поведением ребенка, невнимание к нему как личности.

II тип. Строгость родителей и чрезмерное употребление этого метода на подростков, которые сопротивляются этому. Родители преследуют и имитируют намерения, чтобы их ребенок был не хуже других. При этом они совершенно не считаются с физическими и умственными данными и естественным развитием ребенка. Стремятся полностью подавить свободу и самостоятельность детей родительской властью при наличии назойливого контроля за каждым шагом, надоедливым морализованием ребенка. При этом деятельность, которая необходима для нормального духовного развития ущемляется, игнорируется, а новой деятельности родители не дают. Необдуманно, несправедливо подходят к поступкам своего ребенка. При этом авторитет родителей поддерживается только физической силой, то есть используют чаще один и тот же метод педагогического воздействия на ребенка, при этом они часто превышают меры возможного положительного влияния. Часто исходят из того, что подросток еще маленький. Не осознают, что унижают его самостоятельность. Сопротивление же со стороны подростка воспитательному воздействию родителей и создавшейся атмосфере в семейной жизни: плохие отношения между ним и родителями часто приводит к превышению границ того или иного метода воздействия на подростков.

III тип. Когда детям предоставляется с малых лет возможность полной свободой, к котрой они еще не подготовлены. Основное сосредоточие внимания родителей на материально-бытовых вопросах, при игнорировании педагогического руководства и внимания к подростку. Часто родители перекладывают заботу о воспитании на других членов семьи. У них отсутствует время для присмотра и воспитания, хотя сами понимают и чувствуют, что для их ребенка как раз это и нужно. Преувеличивают возрастные особенности детей и их возможности, что отражается на «слепой любви» к нему, когда ребенку позволяют все.

IV тип. При этом отсутствует согласие между родителями, педагогическая работа с детьми носит хаотичный характер, насыщена крайностями. Требования, предъявляемые к ребенку неодинаковы: они повышаются (при этом может иметь место несправедливость, даже деспотизм вопросам воспитания), то наблюдается большое балование ребенка. Это выводит подростка из психического равновесия и вызывает нервные реакции, которые часто заканчиваются желанием убежать из дома, а иногда и исполнением этого желания, враньем и т.д. наступающие после этих поступков дисциплинирующие репрессии лишь усугубляют это положение. При этом может существовать холодность отношений между родителями и ребенком, отсутствовать постоянный интерес к нему. Часто часть времени родители строго следят за поведением, а иногда выпускают из поля зрения. Иногда сами родители, желая скрыть что-то от других людей, обманывают на глазах ребенка. Воспитательные воздействия не обдуманы, импульсивны. Частые обиды и унижения делают подростка замкнутыми, отторгают от семьи, что еще больше осложняет поведение. Низкий образовательный и культурный уровень родителей отражается на мещанских их поведения и воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Индивидуальный подход к физической подготовке юношей, достигших призывного возраста, с учетом функциональных возможностей организма».

В общем комплексе мер, направленных на подготовку граждан допризывного возраста к военной службе, физическое воспитание занимает одно из ведущих мест. За последние 20 лет число годных к военной ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИ НЕСОСТОЯТЕЛЬНАЯ СЕМЬЯ:ПОНЯТИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКИ, ПРОБЛЕМЫ

К педагогически несостоятельным семьям, как правило, относятся те семьи, в которых отмечаются дефекты воспитания в семье, нарушены внутрисемейные отношения, что приводит к серьезным деформациям личнос...

Специфические характеристики педагогически несостоятельной семьи

В результате проведенного анализа нами были выделены специфические характеристики педагогически несостоятельной семьи, такие как низкий уровень образованности и педагогической культуры родителей, духо...

«Югославский социализм: перспективы и упущенные возможности»

Цель урока: выяснить, каковы были перспективы развития югославской модели экономики, и какие факторы вызвали кризис системы....