Создание антинаркотической среды в образовательном учреждении
статья по психологии на тему

Яицкая Марина Николаевна

Выступление на семинаре в г. Воронеж

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_seminare.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Яицкая Марина Николаевна, педагог-психолог МКОУ Смаглеевской СОШ Кантемировского муниципального района Воронежской области

Создание антинаркотической среды в образовательном учреждении

Ребенок проводит в образовательном учреждении несколько часов ежедневно, там он становится членом микрогруппы сверстников, осваивает основы социального взаимодействия.

Нигде, кроме как в стенах школы не представляется возможным собрать как подростковую, так и родительскую аудиторию. Поэтому первичные профилактические мероприятия, направленные на семью ребенка группы риска, тоже должны осуществляться в образовательном учреждении. Это необходимый уровень первичной антинаркотической профилактической работы. Она проводится преимущественно через две формы: проведение бесед, чтение лекций специалистами в родительской аудитории (лекционно-информационная форма), и семейное консультирование по воспитательным, психологическим проблемам развития и поведения ребенка. Последняя форма работы носит более индивидуальный, касающийся отдельных проблем семьи, характер (проблемно-ориентированная индивидуальная форма первичной профилактической помощи).

Важным звеном первичной профилактической работы на уровне школы является профилактика вовлечения несовершеннолетних в прием алкоголя. Это направление работы связано с оказанием первичной профилактической помощи детям группы «риска» по ранней алкоголизации и наркотизации. Данное направление предусматривает работу с конфликтными (дисфункциональными) семьями, здесь большую роль играет удельный вес факторов риска в оценке степени риска формирования наркозависимости у несовершеннолетних (приложение 1).  При этом эффективность таких форм первичной профилактической деятельности как лекции на родительских собраниях, на «родительском университете», несомненно, снижается. Большее значение принимают такие формы работы как семейное консультирование, социальное вмешательство со стороны службы социальной помощи.

Работа по профилактике наркозависимости на уровне ДОУ или школы предполагает:

1.Внедрение в образовательной среде инновационных педагогических технологий, обеспечивающих формирование и развитие у воспитанников ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от «пробы» наркотиков.

2. Расширение спектра досуговых мероприятий (кружки, спортивные секции и т.д.) за счет совершенствования системы дополнительного образования.

3.Создание и внедрение технологий раннего обнаружения случаев употребления ПАВ учащимися.

При обсуждении вопроса о создании антнаркотического климата в ДОУ и школе, необходимо отметить тот факт, что до настоящего времени в рамках этого направления профилактической деятельности проводятся только разовые мероприятия. Например, такие как: Выставки-конкурсы детского рисунка по теме «Дети и наркотики», «Нет наркотикам!», оформление стендов с информацией о принципах ведения здорового образа жизни, рекомендации родителям и т.д.

Ни в коей мере не преуменьшая значение проводимой работы, необходимо отметить, что более эффективным является создание системы антинаркотических мероприятий как «определенного образа жизни» в школе (ДОУ). По сути, это означает разработку и ежедневную реализацию правил пребывания в образовательном учреждении, основанных на ценностях здорового образа жизни и гуманистических ценностях (уважение к личности, конструктивное взаимодействие)

Конкретный набор правил устанавливает образовательное учреждение самостоятельно, на основе договоренности детей, педагогов, администрации ОУ и родителей. При разработке правил необходимо учитывать следующее:

Правила должны быть едиными для всех, и их исполнение должно быть обязательным не только для детей, но и для педагогов, работников администрации и родителей.

Если установлен запрет на употребление психоактивных веществ на территории ОУ (включая табакокурение и употребление слабых алкогольных напитков), то этот запрет распространяется на каждого, кто попадает на территорию детского сада или школы. Для этого очень важно провести подготовительную работу с родителями детей, членами их семей, всеми работниками образовательного учреждения, с тем, чтобы донести до их сознания необходимость соблюдения этого принципа.

Правила должны быть не просто декларированными, но и реально действующими в повседневной жизни. То есть необходимо включение этих правил в практическую деятельность детей.

Должна быть разработана четкая система поощрений за соблюдение правил и меры ответственности за их нарушение. При этом необходимо соблюсти баланс между универсальностью и адресностью средств стимуляции.

Иными словами, должны быть выработаны как общие, так и ориентированные на особенности возраста и статуса участников воспитательного процесса стимулы (очевидно, что поощрения детей и педагогов должны быть несколько различными). В качестве стимулов соблюдения правил могут быть использованы предоставление или лишение каких-либо привилегий. Например, при нарушении какого-то правила детьми младшего возраста можно использовать «тайм-аут» (несколько минут – не более 3, бездеятельности и изоляции). Важно, чтобы при применении системы поощрений-наказаний, четко и доступно было объяснено, за ЧТО и НА КАКИХ ОСНОВАНИЯХ применяется этот стимул.

Литература

  1. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. М.: Эксмо-пресс, 2002.
  2.  Бронин С. Я. Малая психиатрия большого города. М.: Закат, 1998.
  3. Вострокнутов Н. В., Дозорцева Е. Г., Пережогин Л. О., Русина В. В. Социальная и психиатрическая помощь детям с риском безнадзорности и криминальной активности. Методические рекомендации. М.: РИО ГНЦ ССП им. В. П. Сербского. 2002.
  4. Вострокнутов Н. В., Пережогин Л. О. Диссоциальное расстройство личности несовершеннолетних: диагностика, коррекция, профилактика, принципы правовой поддержки. Аналитический обзор. М.: РИО ГНЦ ССП им. В. П. Сербского. 2003.
  5. Гусева Н.А.Профилактика наркозависимости у детей дошкольного и младшего школьного возраста. СПб.: ИСПиП, 2001. – 51 с.

Приложение 1.

Удельный вес факторов риска в оценке степени риска формирования наркозависимости у несовершеннолетних.

Фактор

Оценка в баллах. Комментарий

1.

Алкоголизм у ближайших родственников (родители, сибсы, дедушки-бабушки, дяди-тети)

Один родственник со стороны отца или матери — 7 баллов, проживающий с ребенком — 10 баллов. За каждого следующего родственника со стороны отца или матери, не проживающего с ребенком добавляется 3 балла, проживающего — 5 баллов

2.

Наркомания у ближайших родственников (родители, сибсы, дедушки-бабушки, дяди-тети)

Один родственник со стороны отца или матери — 10 баллов, проживающий с ребенком — 15 баллов. За каждого следующего родственника со стороны отца или матери, не проживающего с ребенком добавляется 5 баллов, проживающего — 7 баллов

3.

Хронические психические расстройства у ближайших родственников (родители, сибсы, дедушки-бабушки, дяди-тети)

Учитываются шизофрения и др. эндогенные психозы, генуинная эпилепсия, другие психические расстройства, наследование которых отличается высокой вероятностью. Один родственник со стороны отца или матери — 5 баллов, проживающий с ребенком — 7 баллов. За каждого следующего родственника со стороны отца или матери, не проживающего с ребенком добавляется 2 балла, проживающего — 3 балла.

4.

Хронические соматические расстройства у ближайших родственников (родители, сибсы, дедушки-бабушки, дяди-тети)

Один родственник со стороны отца или матери — 3 балла, проживающий с ребенком — 5 баллов. За каждого следующего родственника со стороны отца или матери, не проживающего с ребенком добавляется 1 балл, проживающего — 3 балла.

5.

Ранняя (до 15 лет) сексуальная активность.

10 баллов. Перенесенное сексуальное насилие добавляет 10 баллов. Ранняя беременность у девушек добавляет 5 баллов.

6.

Раннее (до 14 лет) начало приема алкоголя, ранее (до 12 лет) курение.

10 баллов за алкоголь, 5 баллов за табак, по 15 баллов — за пробу наркотиков каждого вида, включая токсические вещества.

7.

Низкая толерантность по отношению к употребляемому веществу.

По 10 баллов за каждое употребляемое вещество.

8.

Повторный прием после первой пробы.

Повторный прием в течение месяца после первой пробы добавляет еще 10 баллов за наркотики 5 баллов за алкоголь.

9.

Прием веществ, быстро вызывающих зависимость.

По 10 баллов за каждый прием в течение месяца после первой пробы.

10.

Органическое поражение головного мозга с психическими расстройствами непсихотического характера.

В случае раннего генеза — 10 баллов, дополнительные повреждающие факторы — 5 баллов за каждый, минимальный когнитивный дефицит — 10 баллов, СДВГ — 10 баллов.

11.

Задержки и асинхронии психического развития.

До 3 лет — 5 баллов, до 7 лет — 10 баллов, старше 7 лет — 15 баллов, выраженный инфантилизм — 10 баллов, поздний пубертатный криз — 10 баллов.

12.

Формирующаяся личностная патология. Расстройства поведения.

15 баллов. Акцентуации характера — 10 баллов.

13.

Доступность ПАВ по объективным причинам (например, район проживания)

15 баллов.

14.

Аномальные стили воспитания в семье

Гипоопека — 10 баллов, гиперопека — 15 баллов, отвержение — 20 баллов. Насилие в семье, жестокие наказания — 20 баллов.

15.

Воспитание в семье с низким доходом (намного ниже среднего)

10 баллов. Многодетная семья с низким доходом — 15 баллов.

16.

Воспитание в семье с высоким доходом (намного выше среднего)

15 баллов.

17.

Дисфункциональная семья.

10 баллов.

18.

Среди друзей, одноклассников — дети с систематическим асоциальным поведением

10 баллов. За каждого следующего друга — 3 балла. За каждого друга-наркомана — 20 баллов.

19.

Низкая успеваемость в школе

С младших классов — 15 баллов, со средних классов — 10 баллов.

20.

Систематические конфликты с педагогами и учениками.

15 баллов. Переход в другую школу (в связи с конфликтами) — 10 баллов. Частые конфликты со сверстниками — 10 баллов.

21.

Индивидуальные особенности, не достигающие уровня психических расстройств.

Низкая самооценка — 10 баллов, эмоциональная лабильность — 10 баллов, низкий (в пределах нормы) интеллект — 10 баллов, отсутствие хобби, интересов — 10 баллов.

22.

Пассивная социальная позиция.

Подчиняемость обстоятельствам — 10 баллов, гедонистические установки — 10 баллов, пассивность, отсутствие инициативы, собственного мнения — 10 баллов, потребность в частом отдыхе, релаксации — 10 баллов, потребность в сильной стимуляции — 10 баллов.

23.

Низкий уровень социальных навыков

Неумение выполнять элементарную работу по дому — 15 баллов, делать покупки — 10 баллов, добираться в нужные места — 10 баллов.

24.

Отсутствие реальных взглядов на будущее

Отсутствие представлений о своей будущей профессии — 10 баллов, семье — 15 баллов, отсутствие мечтаний духовного (знать, уметь, любить) характера — 15 баллов и связанного с ним материального характера (хочу пианино, чтобы научиться играть) — 10 баллов.

25.

Отсутствие жизненных перспектив в ближайший год (по объективным причинам)

15 баллов

Накопление у подростка 50 и более баллов при обязательном наличии хотя бы двух классов факторов риска может быть расценено как повод отнести подростка к группе риска. Наличие 75 и более баллов свидетельствует о высоком, 100 и более баллов — о крайне высоком риске формирования наркозависимости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы школы №168 по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении

Из опыта работы школы №168 по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении ...

Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья

Здоровье детей – важный показатель благополучия общества и государства, определенный прогноз на будущее. В специальной (коррекционной) школе VIII вида № 13 г. Кирова обучается 220 воспитанников. Все у...

Создание информационной среды в образовательном учреждении

Информационно-образовательная среда школы в идеале должна перевести на новый технологический уровень все информационные процессы, проходящие в образовательном учреждении, для чего необходима пол...

Проект "Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении"

В публикации представлен проект "Создание здоровьесберегающей среды в ОУ". Презентация....

Доклад на тему: "Участие медицинской службы в создании здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении, одно из условий достижения качественного здоровья"

В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества. Не случайно, одним из направлений ...