Психологический тренинг «Прекрасные чувства»
методическая разработка по психологии (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Яковлева Ольга Сергеевна

Психологический тренинг «Прекрасные чувства».

 

Цели:

·        оказание помощи подросткам в осуществлении социально-психологической ориентации в проблемах межличностных отношений мальчиков и девочек;

·        поддержание и расширение позитивных взглядов, позиций и установок учащихся на эти проблемы.

Задачи:

·        создавать условия для самовыражения учащихся с акцентом на половую идентификацию;

·        способствовать осознанию собственной позиции в общении в контексте отношения полов;

·        формировать умения организовывать оптимальное общение с лицами противоположного пола, предупреждать и конструктивно разрешать конфликты, осуществлять эмоциональную и поведенческую саморегуляцию;

·        прививать уважение к представителям противоположного пола.

 

Оборудование: листы ватмана, краски, фломастеры, цветная бумага, ножницы, мяч, листы формата А4, апельсин.

 

Целевая группа: учащиеся 8-11 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологический тренинг «Прекрасные чувства».

Цели:

  • оказание помощи подросткам в осуществлении социально-психологической ориентации в проблемах межличностных отношений мальчиков и девочек;
  • поддержание и расширение позитивных взглядов, позиций и установок учащихся на эти проблемы.

Задачи:

  • создавать условия для самовыражения учащихся с акцентом на половую идентификацию;
  • способствовать осознанию собственной позиции в общении в контексте отношения полов;
  • формировать умения организовывать оптимальное общение с лицами противоположного пола, предупреждать и конструктивно разрешать конфликты, осуществлять эмоциональную и поведенческую саморегуляцию;
  • прививать уважение к представителям противоположного пола.

Оборудование: листы ватмана, краски, фломастеры, цветная бумага, ножницы, мяч, листы формата А4, апельсин.

Целевая группа: учащиеся 8-11 классов.

Ход тренинга.

Предварительный этап.

Знакомство с темой тренинга. Актуальность проблемы.

Принятие правил.

  • Доверительный стиль общения. Для того чтобы группа работала с наибольшей отдачей и участники как можно больше доверяли друг другу, в качестве первого шага к практическому созданию климата доверия предлагается принять единую форму обращения на "ты". Это психологически уравнивает всех членов группы, в том числе и тренера, независимо от возраста.
  • Общение по принципу "здесь и теперь". Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как боятся показаться смешными. Для них характерно стремление уйти в область общих рассуждений, обсудить события, случившиеся с другими людьми. Это срабатывает "механизм психологической защиты". Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует каждого; то, что происходит с нами в группе, мы обсуждаем здесь и теперь.
  • Искренность в общении. Во время работы группы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т.е. только правду. Если нет желания говорить искренне и откровенно, то мы молчим.
  • Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, никогда, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы. Мы доверяем друг другу и группе в целом.
  • Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении  происходящего в группе мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: "Ты мне не нравишься", а говорим: "Мне не нравится твоя манера общения". Мы никогда не скажем "Ты плохой человек", а просто подчеркнем: "Ты плохо поступил".
  • Активное участие в происходящем. Это норма поведения, согласно которой мы все время, каждую минуту, активно участвуем в работе группы: внимательно смотрим и слушаем, прислушиваемся к себе, пытаемся почувствовать партнера и группу в целом. Мы не замыкаемся в себе, даже если узнали о себе что – то не очень приятное. Получив много положительных эмоций, мы не думаем исключительно о себе. В группе мы все время внимательны к другим, нам интересны другие люди.
  • Уважение к говорящему. Когда высказывается кто – либо из членов группы, мы его внимательно слушаем, даем человеку возможность сказать то, что он хочет. Мы помогаем говорящему, всем своим видом показывая, что мы слушаем его, что мы рады за него, что нам интересны его мнение, его внутренний мир. Мы не перебиваем человека и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого мы задаем свои вопросы, благодарим его или спорим с ним.

Основной этап.

Разминка. Упражнение «Карусель»

Участники образуют два круга: внешний (мальчики) и внутренний (девочки). По сигналу психолога оба круга начинают движение в противоположные стороны.
По следующему сигналу участники останавливаются и поворачиваются лицом (спиной) в круг, образуя пары, протягивают друг другу правую руку, пожимают ее и называют свое имя. Затем по очереди задают вопросы или обмениваются двумя-тремя фразами. После этого они снова поворачиваются левым плечом друг к другу и продолжают движение. При встрече со своим «новым знакомым» машут ему рукой, произнося любую приветственную фразу. Упражнение проводится несколько раз подряд, для того чтобы каждый мальчик поприветствовал каждую девочку.
В процессе группового обсуждения участники делятся своими впечатлениями. Знакомство состоялось.

Упражнение «Картина».

Каждая группа получает бланк с типом семьи, которую ей нужно показать (Королевская семья, молодая семья и т.д.). Остальные угадывают.

Упражнение  «Наши ожидания?»

Этап 1.Каждый участник составляет собственный список ожиданий от противоположного пола.

Этап 2.Объединяются в группы по три человека. Обсуждают списки. Составляют один общий для группы.

Этап 3.Объединяются в две группы все девочки и все мальчики. Обсуждаются списки и составляются два общих для групп.

Этап 4.Каждая группа оглашает свой список.

Этап 5.Обсуждаются результаты.

Упражнение «Идеал».

Мальчики и девочки рисуют портрет идеальной девушки и идеального юноши. Пишут качества, им присущие.

Разминка. Упражнение «Девочка, дракон и самурай».

Все участники делятся на две команды. В игре участвуют три персонажа: девочка, дракон и самурай.

Чтобы изобразить девочку, все участники команды должны застенчиво переминаться с ноги на ногу, делая вид, что они держатся за края платьица и издавать звуки «ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ». Чтобы изобразить дракона, нужно поднять вверх руки, растопырить пальцы и грозно произнести «Р-Р-Р-Р». Для изображения самурая потребуется встать в боевую стойку: правую ногу выставить вперед, правую руку держать над головой, как будто в ней сабля. При этом произносить характерный звук «А-А-А-А-А». Каждая команда совещается и выбирает персонажа, которого все вместе изображают по команде ведущего. Если выбирают одинаковых персонажей – ничья, если разных, то победное очко начисляется, исходя из правила: дракон побеждает девочку, самурай побеждает  дракона, девочка влюбляет в себя самурая. Игра идет до трех очков.

Обсуждение ситуации.

Парень Игорь и девушка Марина учатся в одном классе, и оба очень нравятся друг другу. Марина, как принято в обществе, ждет первых шагов к установлению более тесных отношений от Игоря.  Игорь очень застенчив, не уверен в себе, не считает себя внешне привлекательным. При этом так называемая «элита» класса (в лице нескольких нагловатых и самоуверенных парней) позволяет себе насмешки в его адрес по всякому удобному поводу, покушаясь на его достоинство. Из-за всего этого он даже боится подойти к нравящейся ему девушке, не говоря уже о развитии каких-то дружеских отношений. Вот так они и живут рядом, страдая и мучаясь от собственного бессилия.

  • Насколько часто это встречается в наше время?
  • Каковы причины такой ситуации?
  • Что в сложившейся ситуации зависит от девушки, а что от юноши?
  • Что можно сделать для изменения ситуации в благоприятную сторону?
  • Способы эффективного знакомства в молодежной среде.

Упражнение «Комплимент».

Участникам в случайном порядке раздаются имена (мальчикам достаются имена девочек и наоборот). Они должны найти в этом человеке что-то положительное и сделать комплимент. Этот комплимент должен быть написан на своеобразной «валентинке», сделанной своими руками. Для этого каждый участник может воспользоваться предоставленным дополнительным оборудованием (краски, цветная бумага, фломастеры, клей, ножницы).

Обсуждение.

  • Легко или трудно было найти слова для комплимента?
  • Приятно было получить комплимент?
  • Согласен ли с ним?

Упражнение «Разрешение конфликта».

Ведущий рассказывает притчу о мужчине и женщине (спор о том, кому достанется последний апельсин).

Около апельсинового дерева, на котором остался один плод,  встретились мужчина и женщина. Каждый хотел получить апельсин целиком и не хотел уступать его другому. Долго они спорили, не смогли договориться и обратились к мудрецу. Мудрец разрешил проблему очень быстро.

Участники в группах пытаются решить этот конфликт. Ведущий рассказывает о том, как притча заканчивается на самом деле.

Мудрец задал вопрос: «Для чего каждому из вас  нужен апельсин?»

Женщина ответила: «Для того чтобы очистить цедру и испечь пирог».

Мужчина ответил: «Для того чтобы выдавить сок и напиться. Меня мучает жажда».

Делается вывод: мужчины и женщины различаются, и большинство конфликтов случается на почве непонимания. Если хотя бы попытаться понять другого человека, большинство конфликтов попросту не возникло бы. В конце обсуждения апельсин делится на дольки и раздается участникам.

Заключительный этап.

Подведение итогов тренинга. Рефлексия.

Литература.

  1. Авидон И., Гончукова О. Сто разминок, которые украсят ваш тренинг. – Спб., 2007.
  2. Берн Ш. Гендерная психология. – М., 2001.
  3. Вачков В. И. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные аспекты ведения тренинговой группы. – М., 2007.
  4. Макшанов С. И. Психология тренинга. Спб., 1997.
  5. Наследова Г. А., Тихомирова Е. М. К вопросу о психологическом обосновании целесообразности раздельного обучения/ женский вопрос в контексте национальной культуры: психологический подход. – Спб., 2000.
  6. Основы гендерной педагогики: Программа спецкурса. – М., 2001.
  7. Практикум по гендерной психологии/ Под ред. И. С. Клециной. – Спб., 2003.
  8. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/ Под ред. М. Р. Битяновой. – Спб., 2003.
  9. Рогов Е. И. Психология отношений мужчины и женщины. – М., 2002.
  10. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М., 2001.
  11. Черникова Т. В., Камышанова И. В. Возраст первой любви. Воспитание чувств: классные часы и клубные занятия для старшеклассников: методическое пособие. – М., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический тренинг для учителей "Роль психологической установки в жизни человека".

Психологический тренинг для учителей "Роль психологической установки в жизни человека"Цель занятия: Ознакомить учителей с возможностью изменения жизненного сценария, объяснить значимость различны...

Внеклассное мероприятие "Любовь- прекрасное чувство"

Мероприятие посвящено к дню влюбленных....

Классный час: "Любовь – это прекрасное чувство!"

Классный час: "Любовь – это прекрасное чувство!" (материал предназначен для 5-6 класса), посвящен 14 февраля, Дню всех влюбленных....

Статья "Психологические тренинги. Тренинг на сплочение"

Цель:сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.Задачи:Образовательные.·         формировать общий командный дух путем спло...

Методическая разработка: Психологический тренинг: «Эмоции и чувства»

Цель занятия - проверить, насколько мы понимаем друг друга, насколько мы эмпатичны. В этом занятии много игровых моментов. Так в легкой непринужденной обстановке мы можем рассмотреть серьез...

Психологический тренинг с педагогами «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»

Психологический тренинг с педагогами «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»...

Психологический тренинг «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»

Психологический тренинг «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»...