Статья "Психологические тренинги. Тренинг на сплочение"
классный час по психологии (8 класс)

Степочкина Ирина Викторовна

Цель:

сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи:

Образовательные.

·         формировать общий командный дух путем сплочения группы;

·         выявить степени сплоченности / разобщенности группы;

Развивающие.

·         актуализировать навыки работы в команде;

·         организовать эффективное взаимодействие с окружающими;

·         развивать умение действовать сообща;

Воспитывающие

·         формировать культуру общения;

·         способствовать формированию личностных качеств, необходимых для решения общих задач.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тренинг на сплочение54.84 КБ

Предварительный просмотр:

                          «Утверждаю»                                        «Согласовано»

Заведующий учебным отделом СПБ СВУ                             Начальник 4 учебного курса

       ________________ С. А. Щербаков                               ________________С. В. Ерохин

            «__» __________ 2019 г.                                               «__» _____________2019г.  

                                                                                                                       

Психологический практикум «Сплочение коллектива»

Цель:

сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи:

Образовательные.

  • формировать общий командный дух путем сплочения группы;
  • выявить степени сплоченности / разобщенности группы;

Развивающие.

  • актуализировать навыки работы в команде;
  • организовать эффективное взаимодействие с окружающими;
  • развивать умение действовать сообща;

Воспитывающие

  • формировать культуру общения;
  • способствовать формированию личностных качеств, необходимых для решения общих задач.

Планируемые результаты:

Предметные: овладение алгоритмом проектной деятельности в процессе работы в группе; овладение алгоритмом работы в команде;

Личностные: готовность к взаимодействию с группой;

овладение навыками эффективного взаимодействия;

актуализация навыков работы в команде;

снятие внутреннего напряжения

Метапредметные: использование приемов анализа в повседневной деятельности,

учение слушать и выражать свои мысли, уважительно относиться к позиции своих товарищей.

Основные понятия: коллектив, благоприятный психологический климат, эффективное командное взаимодействие.

Ресурсы: листы формат А3, цветные карандаши, фломастеры.

Применяемые технологии: творческая мастерская, технология личностно-ориентированного обучения.

Межпредметные связи: история, обществознание, русский язык, изобразительное искусство.

Ход занятия

I. Организационный этап

Упражнение «Поза Наполеона»

         Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.

         Комментарий ведущего:

         Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.

II. Мотивационный этап (индуктор)  

Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате вашей группы, а также о её сплочённости.

Психологический климат - это межличностные отношения, типичные для коллектива, которые определяют его основное настроение. В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал и решить поставленные задачи.

Климат называют благоприятным, если в группе царит атмосфера доброжелательности, взаимовыручки, доверия и требовательности. Если климат в группе благоприятный, то все поставленные задачи решить легко!

Игра-тест "Альпинист". В ней происходит наглядное определение степени сплоченности / разобщенности группы.

На доске делается рисунок (рис.1) и поясняется: "Итак, представьте себе, что каждый из вас альпинист. Альпинист - это человек, покоряющий горные вершины. Да, кстати, а какая гора самая высокая в мире (ответы детей) - Эверест! Его высота почти 10 тысяч метров - 10 километров! Теперь представьте, что пик - это вершина горы - это по-настоящему дружная группа, это коллектив, где все помогают друг другу, не сплетничают и не обзываются... Какой высоты достигли вы? Группа альпинистов - это ваш взвод... (от 1 до 10), подумайте и ответьте".

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/01/25/s_5888710c287d1/538441_1.png

Психолог подходит к ребятам, узнает их мнение и суммирует баллы. После этого сумма делится на количество опрошенных. Получаем средний балл. Этот балл озвучивается и на доске делается соответствующая отметка. Как правило, это 6-7 баллов (проводится анализ результата).

III.   Практический этап

   

Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что…»

Инструкция: по кругу, обращаясь к соседу, называем его по имени и говорим: «Мы с тобой похожи тем, что…». (Например: что живем на планете Земля, учимся в одном коллективе и т.д.)

Обсуждение:

Какие эмоции испытывали во время упражнения? Что нового узнали о других? Что интересное узнали?

Упражнение «Кто быстрее?»

Инструкция:  Ваша задача сейчас, как можно быстрее, построить ту геометрическую фигуру, которую я назову, причём строитесь вы молчком, ничего не объясняя.

Возможные фигуры: треугольник; ромб; круг; квадрат.

Упражнение «Липучки»

Инструкция: «Сейчас я дам знак, и вы начнете двигаться произвольно. На счет стоп, по двое руками, вы должны остановиться и объединиться с кем-то руками. Давайте попробуем».

Процедура проведения: в открытом пространстве группа двигается. По команде участники объединяются определенным образом по его заданию. затем по трое ногами, по 4 – головами.

 В конце игры тренер просит стать плечами по количеству человек во взводе и говорит, что надо вот так, вместе держаться. Недаром есть выражение Плечом к плечу! Звучит песня.

Упражнение «Веселый счет»

Инструкция: Я называю какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться.

Обсуждение: почему сначала не получалось выполнить задание? Что помогло в выполнении задания?

IV. Педагогическая мастерская

Как вы думаете, что такое герб? (варианты ответов).

Герб – это главный отличительный знак различных структур, стран и даже людей. Герб – это композиционное изображение, которое может включать в себя несколько фигур, имеющих символическое значение для его владельца.

Группе предлагается нарисовать герб, который бы отразил представление о команде участников игры «Морской бой». Герб может быть любой геометрической формы, а внизу девиз - так называемый краткий слоган. Время на выполнение задания - 5 минут. После выполнения задания рисунок презентуется участниками занятия.

V. Рефлексивный этап

Воспитанникам предлагается облако "тегов", которые необходимо дополнить.

сегодня я узнал...

было трудно…

я понял, что…

я научился…

я смог…

было интересно узнать, что…

Сегодня вы хорошо работали, молодцы. Спасибо за активность, всем успехов, спасибо!

                                                      Педагог-психолог                   Евтехова И.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОП – 10 класс. Тема: « Социальный проект» (тренинг на сплочение команды и умение работать в команде

Тренинг «Город Мастеров»Цель: •    эмоциональное сплочение учащихся  в процессе решения нестандартных  задач во время проведения мероприятия; •    создание по...

Психологическое занятие с элементами тренинга на тему "Сплочение коллектива"

Интересное занятие с увлекательными упражнениями......

ТРЕНИНГ ПОВЫШЕНИЯ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ

Цель тренинга: развитие групповой сплоченности, группового взаимодействия, создание благоприятной обстановки.Задачи тренинга:-Повышение уровня командного взаимодействия, сотрудничества.-Способствовать...

Детский тренинг на сплочение класса: "Мы - единая сплоченная команда"

В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнута только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне....

План-конспект тренинга на групповое сплочение учащихся 9–13 лет «Нет конфликтам – да дружбе!»

Данная разработка направлена на повышение уровня групповой сплоченности, профилактику конфликтов в детском коллективе....

ТРЕНИНГ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ И СПЛОЧЕННИЯ (ДЛЯ ПОДРОСТКОВ.)

В современном мире способность действовать в команде, несомненно, является одним из наиболее востребованных личных качеств наряду с надежностью, готовностью помочь, чуткостью, широтой взглядов, терпен...