Учимся общению
план-конспект занятия по психологии (6, 7 класс) на тему

Белоусова Любовь Сергеевна

серия занятий с детьми подросткового возраста, направленная на снятие агрессии в коллективе и улучшение межличностного взаимодействия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatiya_dlya_6-7_klassov.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

«Учимся общению»

серия занятий с детьми подросткового возраста, направленная на снятие агрессии в коллективе и улучшение межличностного взаимодействия

автор серии занятий:

педагог-психолог

Белоусова Л.С.

В подростковом возрасте общение является ведущей деятельностью. Необходимое условие любого общения - налаживание межличностных контактов, умение понять, выслушать партнера, желание взаимодействовать. Также для успешного построения отношений необходимо самораскрытие, самопознание и самоконтроль.

Занятие №1

Цель занятия:

- знакомство с группой;

- обсуждение с детьми правил групповой работы;

- создание условий для обращения подростков к телесному опыту переживания эмоций;

- создание условий для осознания подростками необходимости управления собственными эмоциями.

Необходимые материалы:

- цветные карандаши;

- контурные изображения человека.

Ход работы:

1. Приветствие. Знакомство.

Все дети садятся в круг. Каждый участник называет собственное имя и качество, начинающееся на первую букву его имени.

2. Выработка правил работы на дальнейших занятиях.

Например:

- «Здесь и сейчас»- договоренность не обсуждать за стенами кабинета происходящее на занятиях

- «Правило поднятой руки»- уважать того, кто говорит, не перебивать его

- «Правило я - высказывания»- каждый говорит за себя и т.д.

- (Активная работа на занятии каждого участника. Внимательность к говорящему. Доверие друг к другу. Недопустимость насмешек. Не выносить обсуждение за пределы занятия. Право каждого на свое мнение).

Правила выбираются обсуждением. Если кто-то не согласен с правилом, он должен это мотивировать. В любом классе может найтись человек, который будет против любого правила. С ним нужно проиграть сценки соответствующего содержания, сделав его главным героем. Это обычно помогает преодолеть негативизм.

После принятия правил на ведущего ложится сложная задача – следить за их соблюдением.

3. Беседа на тему - эмоции 

Ребята, давайте немного поговорим, о том, что такое эмоции. Какие эмоции вы знаете? Как эти эмоции проявляются у людей? Как мы можем узнать, какие чувства испытывает человек? Вывод - по его жестам, позе, мимике, интонациям и т.д.

4. Упражнение «Угадай эмоцию».

Ребята по очереди вытаскивают карточки, на которых написаны названия чувств. Нужно, как-то объяснить содержание карточки одноклассникам, используя жесты, мимику, интонацию. В роли водящего должны побывать все  подростки. Очень часто находится два- три подростка, которым трудно (практически невозможно) выполнить это задание в силу собственной стеснительности. В этом случае нужно стараться помочь водящему, «покривлявшись» вместе с ним, но только не вместо него. Активное участие «учителя» в подобных упражнениях не только очень помогает в рамках задания, но и способствует пониманию учащимися « психологических» взаимоотношений на данных уроках.

Для ребят это часто действительно выглядит как «кривляние», поэтому важно понимать о необходимости соблюдения правил, жестко следить за их выполнением.

Затем задание усложняется. На карточках написаны не только названия чувств, но и способ их демонстрации. Например: радость- выражение лица, отвращение- интонация, удивление - жесты и т.д. Необходимо показать заданную эмоцию четко в соответствии с инструкцией (в случае задания типа «эмоция-интонация», с заданной интонацией произносится стереотипная фраза: «В лесу родилась елочка»). Остальные должны догадаться, какая эмоция изображается.  

Обсуждение упражнения. Легко ли вам было показывать и распознавать эмоции? В чем были сложности? По каким признакам вам проще понять состояние другого человека, по каким сложнее?

5. Беседа «Мои эмоции»

Как можно узнать, какие эмоции испытываешь ты сам, ведь себя «со стороны» рассмотреть удается не всегда? Выясняется, по собственным телесным ощущениям («засосало под ложечкой», «задрожали коленки», «загорелись уши» и др.). В качестве иллюстрации можно привести притчу Н.Пезешкяна «Легкое лечение»:

«Племянник одного правителя тяжело заболел. Все врачи страны уже потеряли надежду на его излечение. Никакие лекарства не помогали. Поскольку врачи ничего не могли сделать, то правитель согласился, чтобы больного осмотрел Авиценна, которому тогда было всего 16 лет. Когда Авиценна вошел во дворец, все были поражены его смелостью, так как он решился помочь больному, несмотря на то, что все мудрецы страны признали свое бессилие. Авиценна увидел больного, худого,  бледного юношу, распростертого на ложе. На вопросы юноша не отвечал, а его родственники объяснили, что он уже некоторое время не произносит ни слова. Авиценна исследовал  его пульс и долго держал его руки. Наконец, он задумчиво поднял голову и сказал: « Этот молодой человек нуждается в особом лечении. Мне нужен тот, для кого этот город родной, кто хорошо знает все его улицы и переулки, все дома и всех людей, живущих в ней».

Все были удивлены и спрашивали: «Что общего может иметь лечение больного с улочками нашего города?» Но, несмотря на свои сомнения, они  повиновались желанию Авиценны и послали за человеком, который, как было известно, знал город как свои пять пальцев. Авиценна попросил его «Назови мне все кварталы города». При этом его рука была на пульсе больного. Когда был, упомянут определенный квартал, Авиценна почувствовал, что пульс больного вдруг участился. Тогда он попросил перечислять все улицы этого квартала до тех пор, пока пульс больного снова не ускорился при произнесении названия одной из них. Затем Авиценна попросил называть ее переулки один за другим, пока вдруг название одного малоизвестного переулка не вызвало учащение пульса у больного. Довольный этим, Авиценна велел: «Приведите ко мне человека, который может назвать все дома в этом переулке и их жителей». Его Авиценна попросил называть все дома, и пульс больного указал на тот, который был нужен. Когда человек начал перечислять живущих в этом доме людей, то упомянул имя одной девушки. Сердце больного немедленно начало колотиться.

Наблюдательный Авиценна произнес: « Очень хорошо, все ясно. Мне теперь известна болезнь юноши, и его очень легко вылечить». Он встал и сказал присутствующим, которые смотрели на него в изумлении: «Этот юноша страдает от любви, в этом причина его недуга. Он влюблен в девушку, чье имя вы только что услышали. Идите, найдите ее и добейтесь, чтобы она стала его невестой». Больной, который слушал Авиценну с большим вниманием и волнением, покраснел от смущения и спрятался под одеяло. Правитель объявил девушку невестой племянника, и юноша выздоровел в течение часа».  

Обсуждение притчи со всем классом.

6. Упражнение «Фантом»

Детям раздаются листки с нарисованным контуром человека и цветные карандаши. Можно попросить ребят изобразить на «человеке» собственные состояния - радость, стыд, страх, печаль, удивление и т.д. Для этого нужно подобрать карандаш, цвет которого ассоциируется с той или иной эмоцией, и заштриховать им ее «локализацию».  Обсуждение проделанной работы.

Заключение: обсуждение проведенного занятия. Подведение общих итогов.

Занятие №2

        Цели:

- создать условия для осознания подростками необходимости управления собственными эмоциями;

- актуализировать запрос на информацию о способах управления своими чувствами;

- снятие агрессии в коллективе.

Необходимые материалы:

- мяч;

- листы бумаги (можно газеты).

Ход работы:

1.Приветствие

Дети садятся в круг. У психолога в руках мяч. «Сейчас мы будем бросать друг другу мяч и тот, у кого окажется этот мяч, завершает фразу: «Я рад видеть всех вас здесь, потому что…» Будьте внимательны и сделайте так, чтобы каждый принял участие в выполнении задания. Мяч должен побывать у каждого».

2. Игра «Бумажный Бум»

Эта игра позволяет выплеснуть агрессию, напряжение с помощью неагрессивных форм двигательной активности.

 Участники делятся на 2 команды. Комната делится на три части, на полу прочерчиваются соответственно две линии. Одна команда оказывается на левой части комнаты, другая на правой. Участникам передаются листы газет или бумаги поровну и сминаются в мячик. Задача каждой команды все те мячики, которые оказались на ее территории, перебросить на территорию другой команды.

Данная игра, с одной стороны, очень безобидна и весела, но рекомендуется обратить внимание на то, что участники транслируют, как невербально, так и вербально, в процессе этой игры. Ведущему важно контролировать те эмоции, которые транслируют ученики, таким образом, чтобы с одной стороны, у них была возможность прожить и выплеснуть их, а с другой стороны, чтобы это переживание не стало причиной создания новой проблемной ситуации, связанной с повышением уровня небезопасности в группе.

3. Беседа на тему «Зачем нужно управлять своими эмоциями? Кому это нужно?»

Очень интересные выводы могут получиться на основе «психоанализа» сказки В. Симонова «Емелино настроение»:

«Жил- были старик со старухой, и было у них три сына: двое умных, а третий…Емеля…Старшие братья работали, а младший лежал себе на печи. «Не хочу, да не умею»,- отвечал он на все просьбы. Не было у него никакого настроения работать.

И вот однажды братья были на работе, а у матушки закончилась вода. Делать нечего: слез Емеля с печи, взял ведра с коромыслом и отправился на реку за водой. Идет через мост, глядь - ему на встречу скачет прекрасная девушка на белом коне. Это царевна на прогулку выехала.

Остановился Емеля. Замер посреди моста от такой красоты неописуемой. А царевна проезжает мимо и говорит:

-Какой симпатичный добрый молодец, вот только грустный какой-то. Эй, молодец, как настроение? Пойдем со мной!

Растерялся Емеля, не знает, что ответить красавице. Так и остался стоять, разинув рот, глядя царевне вслед.

Тоскливо стало Емеле. Надвинул он шапку на глаза, почесал затылок и побрел к реке. А по дороге думает: «Что же это еще за настроение такое, что я о нем даже и не знаю? Так, глядишь, и пройдет мимо счастье…»

С этими грустными мыслями подошел он к проруби. Снял ведра с коромысла, зачерпнул одним, зачерпнул другим: глядь, в ведре щука плещется. Обрадовался Емеля, хочет матушке на уху отнести, а щука ему и говорит человеческим голосом:

-Отпусти меня, Емеля, у меня на дне речном детки малые. Пропадут они без меня. А я за это любое твое желание исполню.

Вспомнил Емеля про случай на мосту и отвечает:

-Эх, лучше голодным буду, а перед царевной в следующий раз не оплошаю,- и рассказал щуке про случай, приключился с ним по дороге на реку.- Не знаю я никакого настроения. Нет у меня никакого настроения. Щука, а щука, дала бы ты мне хоть самое маленькое настроение, только выбери получше, чтоб мне перед царевной не оплошать.

Растерялась от такой неожиданной просьбы щука, но делать нечего - обещание надо выполнять. Дала щука Емеле веселое настроение и сказала:

- Первый раз, выполняя такую просьбу. Не знаю, какую службу сослужит то, что я дала. Но так и быть, за твою доброту готова я послужить тебе. Если что будет не так, приходи на реку, умой лицо студеной водой, загляни в зеркало проруби - я и приплыву к тебе на помощь.

С веселым настроением закинул Емеля коромысло на плечо и легко зашагал домой. Идет по той же дороге, по тому же мосту. Царевна скачет обратно. Остановился Емеля, смеется - рот до ушей. Стоит, показывает свое хорошее настроение, думает: «Ну, теперь-то я, наверно, выгляжу так, как в таких случаях полагается».

Вдруг спотыкается златогривый конь прямо перед Емелей. Падает царевна на землю. Благо, снег пушистый был - в сугроб угодила, заливается она горючими слезами. А Емеля стоит рядом и смеется, остановится, не может.…Глядя на него, царевна пуще прежнего рыдать стала. Набежали люди, увидели царевну и смеющегося Емелю и давай его гнать, колотить, чем попало. А потом решили, что он дурак, раз не понимает, что с человеком беда, и сказали:

-Ступай отсюда подобру-поздорову, пока цел.

Позабыл Емеля про ведро с водой и побежал на реку, к щуке. Бежит и смеется. Нагнулся, умылся, посмотрел на свое отражение в проруби - тут же приплыла щука. Рассказал Емеля ей все, как было,  и попросил дать ему такое настроение, чтобы не выглядеть дураком в глазах царевны.

-Дай мне, щука, такое настроение, чтобы я мог все, что вокруг меня встречается, замечать и деловые советы людям давать.

Подумала- подумала щука - делать нечего. Надо Емелю из беды выручать. Дала ему щука печальное, задумчивое настроение.

Уже вечерело, пошел Емеля домой. А идти через площадь надо, мимо царского дворца. А там праздник, веселится народ. Карусели, скоморохи… Все смеются. А Емеля идет, даже не улыбается. Зато все замечает, всем рассудительные советы дает. А тут и царь с дочкой вышли - порадоваться вместе с народом. Смотрит Емеля, а из конюшни того самого коня, на котором царевна ехала, конокрады уводят. Но веселится народ, ничего не замечает. Один Емеля заметил и кричит:

-Эй, царь, пока ты веселишься, у тебя коня уводят!

Спохватился царь. Крикнул стражу. Поймали стражники вора и отвели в темницу.

- Эх, какой внимательный и рассудительный парень,- говорит принцесса. -Хочу  за него замуж!

Испугался царь:

-Да как же я тебя за простого мужика замуж отдам?!

Царевна в слезы:

-Пусть простой, зато рассудительный и к тому же красавец писаный!

Посопротивлялся было царь, да как же родной дочке откажешь? Не стал становиться на пути ее счастья.

-Эй, Емеля, иди-ка сюда! Раз ты такой внимательный и рассудительный, быть тебе женатым на моей дочке!- И, как  водится, полцарства и коня ему в придачу сулит.

Еще пуще задумался Емеля и спрашивает рассудительно:

-А на кой она, эта царевна, мне нужна? Ее развлекай, ублажай, все прихоти ее выполняй. Нет, царь- батюшка, ищи дурака! Не нужна мне твоя дочь! Не буду я на ней жениться!

Царевна в слезы. Царь так и опешил:

-Да как ты, мужик, смеешь перечить царскому слову?!

А про себя думает: «Ну и, слава богу!»

Подзывает он Емелю к себе поближе и говорит:

-Я против тебя ничего не имею. Да и нравится мне, что ты не собираешься жениться на моей дочери. Зачем мне такой дурак во дворце? Но, понимаешь, какое дело… Коли ты опозорил и меня и царевну перед таким собранием народа, я вынужден буду тебя казнить.

-А… Казни, батюшка,- рассуждает Емеля,- все равно мне жизнь не мила. Не нужна мне она, такая скучная.

Обрадовался царь, подзывает воеводу и велит ему утопить Емелю- дурака в проруби. Схватили его стражники, связали, потащили к проруби. Окунули его в воду с головой. Вдруг Емеля открыл глаза и увидел свое отражение. Тотчас приплыла щука, поняла, что случилось, плеснула на стражников ледяной воды. Испугались стражники, отскочили от проруби. Долго и рассудительно рассказывал Емеля щуке о том, что с ним приключилось. Утомилась щука его слушать и говорит с вздохом:

-Совсем ты, Емеля, измучил меня своим настроением. Что ж я, по три раза в день буду из проруби выныривать, чтобы помогать тебе с ним справиться?   Вот что. Держи от меня подарок- перстень с камнем. Да камень не простой, а волшебный. Потрешь его один раз - станет он ярко-красного цвета, а настроение твое - восторженным, потрешь еще раз - станет оно оранжевым, а настроение твое переменится на радостное, еще раз - станет камень светлее, приятного желтого цвета, и настроение твое станет легким, приятным, светлым. Можешь потереть еще разок- камень станет зеленым, а настроение твое спокойным, уравновешенным, после зеленого - синий, грустное настроение, фиолетовый - тревожное настроение, и, наконец, черный - мрачное, отвратительное настроение. Так что теперь сам выбирай свое настроение.

Вильнула щука хвостом и была такова.

Призадумался Емеля и решил:

-А что, если оранжевое настроение попробовать?

Увидела царевна такую перемену, бросилась к Емеле.

-Не такая уж мрачная жизнь у нас с ней в царских палатах будет,- подумал Емеля. И стали они жить-поживать да добра наживать».

Обсуждение сказки и таких выражений как: «обезумел от горя», «душа в пятках от страха», «преступление в состоянии аффекта» и т.д. Подведение беседы к осознанию того, что контролировать эмоции - значит замечать их.

4. Упражнение «Паровоз»

Ведущий во главе. Участники, изображая поезд, ходят по комнате цепочкой. Ведущий передает своему стоящему сзади соседу как надо «ехать»: грустно, опечаленно, растерянно, озадаченно, жизнерадостно и т.д. (по цепочке информация передается друг другу). При этом ведущий может уменьшать или увеличивать скорость.

Заключение: обсуждение проведенного занятия. Подведение общих итогов.

Занятие №3

Цель:

- приобретение и развитие навыков общения, развитие умений высказывания своих мыслей и принятие обратной связи в общении.

Необходимые материалы:

- лист ватмана,

-бумага для визитных карточек,

-фломастеры,

-краски,

-карандаши,

-разрезные картинки.

        Ход занятия:

Разминка. «Передай предмет…» (цветок, мяч, арбуз, грязь, печеную картошку, воздушный шарик…)

1. Упражнение «Найди пару». Детям раздаются разрезные картинки, по ним они находят своего партнера по занятию. В паре школьникам необходимо побеседовать друг с другом в течение 5 минут, найти 3 признака, которые объединяют партнеров друг с другом. Только один из трех признаков может иметь отношение к полу, внешности.

2. Задание. «Я рада вас приветствовать на 1 международной конференции журналистов «Я – репортер». Вы все известные журналисты, представляющие солидные журналы и газеты разных стран мира. Сейчас каждый из вас получит визитку, на которой крупными буквами написано ваше имя, издание и страна, из которой вы приехали. Придумайте тему, о которой вы пишите. Это может быть спорт, политика, искусство, природа, криминальный мир. Создайте свой образ (5 -7 минут).

3. Задание. А теперь у вас есть возможность продемонстрировать свое журналистское мастерство. Вы возьмете интервью у своего партнера.

Рассказ о герое.

Моего героя зовут_________________________________________________

Он выбрал эту работу, потому что____________________________________

В людях больше всего он ценит______________________________________

Сам он обладает такими профессиональными качествами, как______________

Участники берут друг у друга интервью, затем рассказывают друг о друге.

4. Задание. Продолжаем нашу встречу. Давайте напомним друг другу, какие качества должны быть у журналиста? Чем эти люди отличаются от людей других профессий (фиксируется общий список). А теперь у себя на листочках запишите те качества, которые есть у вас и те, которые вы хотели бы развить.

Затем происходит обсуждение.

5. Упражнение «Я начинаю разговор». Формируются 2 круга. Внешний движется по шагу, внутренний – стоит на месте.

Поздоровайтесь друг с другом:

  • Как очень старые друзья;
  • Как будто вы испытываете друг к другу брезгливое чувство;
  • Как будто вы обижены на этого человека;
  • Как будто вы только познакомились и эта встреча очень важна для вас;
  • Как будто вы обидели этого человека и хотели бы, чтобы он вас простил;
  • Как с большим начальником;
  • Как дипломаты на приеме;
  • Как с человеком, с которым предстоит длительное путешествие.

6.Упражнение «Необычная ситуация». Подросткам предлагается поднять друг друга на покрывале. Затем происходит обсуждение. «Что мешало расслабиться?»

7. Задание «Спасибо тебе за…» Подросткам предлагается продолжить фразу «Спасибо тебе за…» В которых выразить несколько слов благодарности своему другу – коллеге.

Заключение: обсуждение проведенного занятия. Подведение общих итогов.

Занятие №4

Цель:

 - снятие напряжения, сплочение группы. Развитие навыков общения, развитие умений высказывания своих мыслей, развитие навыков и умений адекватного эмоционального реагирования.

Необходимый материал:

-листы ватмана для эмблемы,

-бумага для визитных карточек,

-фломастеры,

-краски,

-карандаши.

Ход работы:

Разминка. Упражнение «Встаньте трое…», «Сумма пальцев в паре».

1.Задание. Школьники распределяются на две команды. Каждая команда – детективное агентство, у которой истекает срок лицензии на детективную деятельность. Для того чтобы его продлить, необходимо выполнить ряд заданий. Вам нужно придумать название, эмблему и девиз своего детективного агентства. На это вам дается 15 минут. Эмблема, название, девиз и визитные карточки необходимо оформить в едином стиле, затем предлагается защитить свою работу. Рассказать о своем агентстве, какими делами оно предпочитает заниматься, как распределятся виды деятельности между представителями агентства. Рефлексия. «В работе наших конкурентов мне больше всего понравилось…»

2.Упражнение. Это упражнение выявляет, есть ли у вас чувство времени. Вы должны сесть поудобнее и закрыть глаза. Я произнесу «Начали», а через некоторое время «Закончили». Вы должны определить, сколько времени прошло. (1,5 минут, 3 минуты). Результаты каждой команды фиксируются.

3.Упражнение. Это упражнение выявит, насколько точно вы умеете определять размер предметов на глаз. Я покажу вам 3 книги с разным количеством страниц, в каждой – закладка. Необходимо определить на глаз, сколько страниц в каждой книге и на какой странице закладка. Результаты фиксируются.

4.Упражнение «Рисунок на спине». Вы составляете цепочку передачи очень ценной информации. Ваша задача передать информацию как можно точнее, без искажений (рисунки предлагаются не очень сложные: солнышко, кувшин, дерево).

5.Упражнение. Это упражнение выявит, насколько вы умеете думать.

Каждой команде дается набор анаграмм и предлагается восстановить слова: лбко, лкбуинак, упкс, ркдети…

умызак, раян, окамднри, еравшн…

Результаты каждой команды фиксируются.

Занятие завершается вручением лицензии на право заниматься детективной деятельностью двум детективным агентствам.

Заключение: «Самым сложным сегодня было…», «Самым веселым сегодня было…»

Занятие №5

Цель:

-осознание учащимися чувств, которые вызывают у них те или иные школьные занятия; формирование активности, самоуважения, стремление к реализации своих способностей; развитие произвольности движений.

Необходимые материалы:

-карточки с названием чувств,

-корона.

Ход работы:

1. Приветствие.

2. Игра «Принц – на – цыпочках». Цель: создать в группе атмосферу сосредоточенности и спокойствия. Инструкция: Встаньте и как следует потянитесь. Я хочу, чтобы вы показали мне, как вы можете таинственным образом превратить шумную классную комнату в учебную мастерскую, где царит спокойствие и сосредоточенность. Пусть кто-нибудь из вас начнет игру. Это будет Принц(цесса) – на – цыпочках. Такими неслышными шагами Принц подойдет к кому-нибудь из вас, легко дотронется до кончика вашего носа, а затем направится к кому-то следующему. Тот, до чьего носа дотронулся Принц, будет так же бесшумно следовать за ним. Каждый, кто таким образом станет членом королевской свиты, должен будет держаться с королевским достоинством, т.е. спокойно и элегантно. Королевская свита будет увеличиваться до тех пор, пока вы все в нее не войдете, В этот момент принц – на - цыпочках должен будет обернуться к своей свите, раскрыть руки, как бы обнимая всех, и сказать «Благодарю вас, господа». После чего все возвращаются на свои места.

3. Игра «Что я чувствую в школе». Ход игры: педагог предлагает каждому из детей вытянуть по одной карточке с названием чувства (радость, скука, удивление, отвращение…), а затем назвать школьное занятие, которое порождает в нем это чувство.

4. Работа с текстом. Цель: формирование стремления к реализации своих способностей.

Сказка «О ленивой звездочке» (автор В. Максюта).

В далеком темно-фиолетовом небе жили две звездочки-подружки. Они жили совсем рядышком, в соседних созвездиях. Одна из них была очень старательной и светила ярко-ярко, изо всех сил. Другая звездочка, о которой я и хочу вам рассказать, была сосем другой. Она совсем не старалась ярко светить, была маленькой и тусклой и спала не только днем, но частенько даже и ночью.

- Зачем мне стараться? – говорила она. – Зачем тратить силы? Все звезды одинаковые, к тому же их так много. За меня посветят другие, этого будет достаточно, чтобы на Земле стало чуточку светлее. От меня одной все равно пользы немного. Пойду-ка я лучше посплю. – И Звездочка зевнула и задремала, сложив тонкие бледные лучики.

Вдруг ее разбудил сильный ветер. Она открыла глаза и увидела ослепительное сияние. Присев на облачке, служившем ей постелью, она свесила ножки и огляделась вокруг. По небу летела сияющая комета. Она была огромной и прекрасной. У Звездочки даже дух захватило:

- Ах, как ты красива! Я знаю, ты быстро сгораешь, твое сиянье недолговечно, но я бы все отдала, лишь бы хоть ненадолго стать такой же яркой, как ты.

Комета приостановилась, слушая Звездочку, и ответила:

- Милая Звездочка! У каждого существа Вселенной – свое предназначение. У меня короткая жизнь, и я должна успеть показать все, на что я способна, успеть отдать все свое тепло и свет. Но и ты не теряй время даром! А то можно проспать всю жизнь. Спать и лениться можно и днем. Отдыхай, набирайся сил, чтобы ночью работать. И тогда ты сможешь стать очень яркой, и кто-нибудь обязательно назовет тебя «своей звездой».

И с этими словами, взмахнув огненным хвостом, комета скрылась из виду, а звездочка так и сидела на облачке, задумчиво клонив головку набок.

«Да, не хотелось бы всю жизнь оставаться такой маленькой и тусклой. Время проходит, и надо успеть многому научиться!» – решила она.

Тем временем наступило утро, на небе появились первые проблески зари. Звезды укладывались спать.

«Что ж, и я высплюсь как следует, зато ночью буду сиять ярче всех,» – решила Звездочка и накрылась облаком.

День прошел, и заходящее солнце подарило Звездочке один из своих золотых лучиков. А с наступлением ночи Звездочка тщательно начистила свои острые кончики и засияла изо всех сил. Ее подружки сначала даже не узнали ее. Она затмила всех! Мама Луна и папа Месяц гордились ею, а в родном Созвездии все ликовали.

На далекой Земле была прекрасная звездная ночь. В парке пахло жасмином. На скамейке сидели влюбленные и смотрели в небо.

- Смотри, какая красивая звезда! – воскликнула девушка.

- Эта звезда твоя! – ответил юноша. – Она будет освещать твою жизнь, как и моя любовь.

Звездочка нечаянно услышала этот разговор и засияла еще ярче. Теперь она точно знала: если очень стараться и не лениться, обязательно добьешься всего, чего хочешь. А что может быть для звезды желанней, чем стать звездой влюбленных!

Обсуждение:

- Почему сначала Звездочка не хотела стараться светить ярче?

- Как вы понимаете слово «у каждого есть свое предназначение?»

- Объясните слово «я должна успеть показать все, на что я способна».

- В чем твердо убедились папа и мама?

- Как вы поняли смысл сказки? (Чему учит нас эта сказка?).

(Чтобы добиться чего-то, нужно обязательно стараться, и тогда все получится).

5. Игра «Я смогу». Цель: формирование активности, уверенности в себе; произвольности движений. Ход игры: дети встают на одну ногу и стараются ровно и четко написать другой ногой в воздухе свое имя, повторяя про себя: «Я смогу!» Одной рукой дети гладят голову, а другой – круговыми движениями – свой живот, повторяя про себя: «Я смогу!» Одной рукой ребята пишут свое имя, а ногой в тоже время фамилию, повторяя про себя : «Я смогу!»

Обсуждение:

- Всем ли было легко выполнять это упражнение?

- Что нужно для того, чтобы получилось?

- Достаточно ли только верить и говорить себе: «все получится! Я смогу!»

- Что еще нужно?

Затем вместе с ребятами ведущий делает вывод: чтобы добиться чего-то нужно верить в успех, но не только… Надо еще добиваться этого добрыми делами, усилиями, тренировкой.

Заключение: игра «Аплодисменты». Цель: развивать самоуважение детей, умение показать восхищение другими детьми. Инструкция: Кто из вас бывал в театре или цирке и видел, как публика восторженно рукоплещет артистам в конце представлений? Кто из вас хотя бы в своих мечтах, хотел оказаться на сцене и заслужить восторженные аплодисменты зрительного зала? Я считаю, что время от времени каждый из нас заслуживает аплодисментов.

Поставьте стул в центре комнаты и попросите всех плотно окружить его со всех сторон.

Анализ упражнения:

- Понравилось ли тебе получать аплодисменты?

- Получаешь ли ты иногда незаслуженные аплодисменты?

- Тебе понравилось хлопать в ладоши?

- Как ты показываешь окружающим, что восхищаешься ими, что они тебе нравятся?

- Хочешь ли ты, чтобы в классе тебе время от времени дарили признание и аплодисменты?

Занятие № 6

Цель:

- учить детей оценивать себя; ребенок должен попытаться увидеть себя со стороны;

- воспитание чувства собственного достоинства, уникальности и неповторимости;

- формирование адекватной самооценки.

Необходимые материалы:

-карандаши,

-листы бумаги,

-ручки.

        Ход работы:

1. Приветствие.

2. «Нарисуй свое имя». Инструкция: « Давайте закроем глаза, тихонечко посидим. А теперь каждый попробует представить свое имя, написанное на листе бумаги. Постарайтесь получше рассмотреть свое имя, увидеть какого цвета буквы, какие они, высокие или низкие, на что они похожи. А теперь откройте глаза и нарисуйте свое имя так, как вам захочется. Если рядом с именем вам захочется нарисовать что-нибудь еще, то это можно сделать». (Перед каждым ребенком лежат цветные карандаши и лист бумаги).

Когда дети закончат рисовать, они показывают свои рисунки группе. Ведущий может попросить объяснить выбор цвета для имени.

3. Игра «Почтальон». Играющие держатся за руки, водящий-почтальон находится - в центре круга. Он говорит: «Я посылаю письмо от Сережи до Лены». Сережа начинает передавать «письмо». Он пожимает руку своему соседу справа или слева, тот пожимает руку следующему и так дальше по кругу, пока «письмо» не дойдет до Лены. Цель почтальона «перехватить письмо», то есть увидеть, у кого из детей оно сейчас находится. Ребенок водит до тех пор, пока «письмо» не будет перехвачено. Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли почтальона.

4. Тематическое рисование «Мой автопортрет». Организация выставки рисунков и обсуждение их.

5. «Психологический автопортрет». На одной половине листа дети пишут ответ на вопрос: «За что меня можно любить?», на другой половинке - «За что можно ругать?»

Совместное обсуждение с детьми, возможны подсказки со стороны детей.

6. «Слушаем себя». Ведущий: «Давайте сядем поудобнее и закроем глазки. Послушаем, что происходит вокруг и внутри себя. Внимательно прислушайся к своим ощущениям... Что ты сейчас чувствуешь? Что хочешь? Что ты слышишь?

Это упражнение развивает концентрацию внимания, способствует обращению на себя, на свои чувства.

Заключение: обсуждение проведенного занятия. Подведение общих итогов.

Занятие №7

Цель:

-формирование внимательного, доброжелательного отношения к сверстникам, чувства общности, умение выражать свое положительное отношение к другим. Помочь детям осознать качества настоящего друга.

Необходимые материалы:

-ножницы,

-бумага,

-карандаши.

Ход работы:

1. Приветствие.

2. Игра «Молекула». Цель: сближение и раскрепощение участников.

Ход игры: атомы (участники группы) беспорядочно движутся. По сигналу ведущего они объединяются в молекулы определенной величины: 2 - 5 атомов, в течение 10 секунд. Атомы, не вошедшие в состав молекулы, выбывают. Ведущий должен каждый раз называть такое количество атомов входящих в молекулу, чтобы 1 участник оставался лишним.

3. Прослушивание стихотворения “Дружат дети всей земли”.

Шире круг, шире круг музыка зовет.

Всех друзей, всех подруг в шумный хоровод!

Дружат птицы в вышине, дружат рыбы в глубине,

Дружит с небом океан, дружат дети разных стран.

Дружат солнце и весна, дружат звезды и луна,

Дружат в море корабли, дружат дети всей Земли.

(В. Викторов)

Беседа “Как правильно дружить”.

- Что значит дружить?

- Какими качествами должен обладать настоящий друг?

На доске надпись “Настоящий друг”. Рядом записываются предложенные качества.

Затем детям предлагается подумать о том, есть ли эти качества у каждого из них, каких не хватает, в каких они сомневаются.

Выработка “Правил дружбы”. В ходе беседы совместно с детьми обговариваются “Правила дружбы” некоторые из них ведущий может предложить сам:

- Помогай товарищу если умеешь что-то делать - научи его. Если товарищ попал в беду - помоги ему, чем можешь.

- Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если товарищ не прав, скажи ему об этом.

- Не ссорься, не спорь по пустякам, не завидуй - радуйся успехам товарища вместе с ним.

- Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, попроси прощения и признай свою ошибку.

4. Игра “Вырежи елочку”. Цель: развитие чувства общности, умения договариваться друг с другом. Ход игры: Дети делятся на пары, обхватывают друг друга руками за талию, оставшимися руками пытаются вырезать елочку, а затем ее раскрасить. Побеждает пара, которая быстро и правильно выполнила задание.

Обсуждение:

- Легко ли было вместе работать?

- Что при этом чувствовали?

- Как пытались достичь общего результата?

- Кто остался недоволен? Почему?

5. “Разыгрывание ситуаций”. Цель: освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни. Ход игры: Детям предлагается разыграть следующие ситуации:

- Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился. Помоги ему успокоиться.

- Ты очень обидел своего друга. Попробуй помириться с ним.

- Вы писали диктант, ты получил оценку пять, а твой друг - двойку. Успокой своего друга.

- Два твоих друга поссорились - помири их.

- Твой друг попросил у тебя поиграть твою любимую игру, а отдал ее сломанной.

Послу разыгрывания полезно для играющего ребенка поменяться ролями с партнерами и “оказаться на месте” того, с кем общался.

Заключение: Игра “Окажи внимание другому”. Цель: формирование умения выражать свое положительное отношение к другим, оказывать и принимать знаки внимания. Ход игры: Дети становятся в круг и по очереди говорят что-нибудь положительное одному из участников игры. Знаками внимания могут отмечаться личностные качества, внешность, умения, манера поведения и т. п. В ответ ребенок говорит: “Спасибо, я тоже думаю, что я. . .” (повторяет сказанное ему, а затем подкрепляет еще одной похвалой в свой адрес: “А еще я думаю, что я...”).

Домашнее задание - рисунок “Мой лучший друг”.

Занятие №8

Цель:

-формирование доброжелательного отношения друг к другу, чувства близости с другими, чувства ценности и самоценности, умения сотрудничать со сверстниками.

        Необходимые материалы:

-карточки с названием животных,

-рисунок дома,

-карандаши,

-бумага,

-клубок ниток,

-«цветик-семицветик».

        Ход работы:

1. Приветствие.

2. Игра “Найди себе пару”. Цель: объединение, эмоциональное раскрепощение участников группы. Ход игры: на карточках написать названия животных, причем каждое название встречается дважды - в женском и в мужском роде: если есть карточка со словом “слон”, то должна быть и карточка со словом “слониха”. Они перемешиваются и раздаются детям. Каждый пластически изображает свое животное и находит свою пару, не прибегал к словесным выяснениям и не показывал карточек. Когда все пары соединятся, ведущий сверлит их с карточками, а затем устраивает обсуждение: кто активно занимался поисками, а кто стоял и дожидался, пока его найдут.

3. Проверка домашнего задания рисунок “Мой лучший друг”. Обсуждение рисунков: - Кого изобразили? Почему? - Какими качествами обладает ваш друг? и т. д.

4. Игра “Цветик-семицветик”. Цель: развитие умения чувствовать и понимать желания других делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками. Ход игры: Дети делятся на пары, каждая получает по цветику-семицветику. Участники игры задумывают семь желаний: три желания задумывает первый ребенок для второго, три - второй ребенок для первого, одно желание будет совместным. Затем пара меняется лепестками и отбирают лепестки - желания, которые им действительно приятны. Побеждает команда, которая имеет больше всего желанных лепестков, где предполагаемые желания совпали с реальными.

5. Игра “Новоселье”. Цель: формирование чувства единения с группой. Ход игры: Детям предлагается нарисовать свои портреты и “поселить” их в домик, рисунок которого висит на доске. Затем дети все вместе раскрашивают дом красками.

7. Игра “Связующая нить”. Цель: формирование чувства близости с другими людьми, чувства ценности других и самоценности. Ход игры: Участники передают клубок ниток так, чтобы все взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят, и что могут пожелать другим. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя по просьбе ведущего, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

Заключение: обсуждение проведенного занятия. Подведение общих итогов.

Занятие №9

Цель:

-закрепление новых форм переживаний, чувств по отношению к самому себе, к сверстникам.

Необходимые материалы:

-рисунки зеркал,

-карандаши,

-колечко.

Ход работы:

1. Приветствие.

2. Игра «Волшебные зеркала». Цель: закрепление позитивного отношения к себе. Ход игры: Ведущий предлагает участникам нарисовать себя. В первом зеркале – маленьким и испуганным, Во втором – большим и веселым. В третьем зеркале – счастливым.

Обсуждение: на кого ты был похож? На кого ты сейчас похож? Какой человек симпатичнее? В какое зеркало ты чаще смотришься?

3. Игра «Волшебное колечко». Цель: получение эмоциональной поддержки, закрепление позитивного отношения к себе. Ход игры: Ведущий достает волшебное колечко и говорит о том, что если надеть его на мизинец, то станешь маленьким-маленьким – это твое настоящее. Если надеть колечко на указательный палец, станешь большим, сильным и красивым  это твое будущее. Кто хочет попутешествовать во времени? Если ребенок выбирает «прошлое» он садится на корточки или сворачивается калачиком, а остальные ребята гладят его, укачивают , баюкают. . . Если ребенок выбирает «настоящее», то ему предлагается оценить то, что с ним происходит, с помощью жеста («в моей жизни все хорошо» - большой палец вверх, «в моей жизни не все хорошо» - большой палец вниз). Если же он выбирает «будущее», то закрывает глаза и фантазирует – что интересного и увлекательного случится в его жизни.

4. Игра «Чемодан в дорогу». Цель: формирование внимательного отношения друг к другу. Ход игры: Ведущий говорит о том, что это предпоследнее занятие и предлагает «собрать» каждому члену группы «чемодан пожеланий, комплиментов и разных приятных слов». Для этого нужно, чтобы каждый ребенок написал на разных листочках что-то приятное, хорошее о каждом учащемся, дал какие-нибудь пожелания и советы. Затем все пожелания раздаются их адресатам. Кто хочет, может зачитать вслух.

Обсуждение:

Легко ли было писать? Почему? Как вы выражаете свои симпатии в реальной жизни? Что чувствовали, когда читали пожелания?

Заключение: обсуждение проведенного занятия. Подведение общих итогов.

Занятие №10

Цели:

- создать благоприятную эмоциональную атмосферу принятия и доверительности в общении;

- познакомить с базовыми навыками общения;

- повышение групповой сплоченности.

Необходимые материалы:

- большой ватман (можно обои);

- кисточки;

- краски;

- баночки для воды;

- свечка.

Ход работы:

1.Приветствие. «Моя поза»

        Каждый участник выбирает себе позу, которой приветствует остальных.

2. Игра «Бип»

        Даная игра связана с тактильным контактом между участниками, что позволяет сделать отношения мальчиков и девочек ближе, снять напряжение в связи с боязнью тактильного контакта с противоположным полом. Мы знаем, что наряду со страхом тактильного контакта, есть объективная потребность в нем, основанная на зарождающемся сексуальном влечении. Сексуальность подростка значительно отличается от сексуальности взрослого человека, поэтому упражнения такого типа как «Бип», позволяют удовлетворить психосексуальные потребности подростков.

        Все участники садятся в плотный круг. Выбирается водящий, которому завязываются глаза. Игра проводится в полной тишине. Водящего раскручивают, после чего он должен, пятясь назад, сесть кому-то на колени, при этом, не дотрагиваясь до этого человека руками. Этот человек говорит: «Бип», а водящий должен по голосу определить, кто это. Если он угадал, то угаданный становится водящим, если нет, то водит еще раз.

        Задача ведущего поддерживать добрую атмосферу, чтобы игра не стала грубой и небезопасной для ребят. Водящий может садиться на колени, как к мальчикам, так и к девочкам, что тоже делает игру безопаснее. К кому водящий сел на колени - это выбор случая, а не личный выбор водящего.

        3. Упражнение «Мой благородный поступок»

        В этом упражнении каждый из участников должен вспомнить и рассказать о каком-либо поступке, который он считает благородным.

        4.Упражнение «Спина к спине»

        Все участники делятся на пары, и садятся на стулья. Задача заключается в том, что ребятам нужно попытаться пообщаться разными способами. Сначала один встает, другой сидит напротив него. Диалог длится 2-3 минуты, затем ребята меняются местами. Затем ребята садятся друг к другу спиной и продолжают беседу. Через 3 минуты ребятам предлагается встать спина к спине и продолжить разговор в положении стоя. Когда ребята пообщаются, им предлагается сесть в круг и обсудить ощущения, которые они испытывали при том или ином способе общения.

        5. Игра «Паром»

        Данная игра учит мальчиков заботиться о девочках, а девочек принимать эту заботу.

        Комната делится двумя линиями на три  части, центральная часть- река, две крайние- берега.

        Группа делится на команды, в каждой команде примерно равное количество мальчиков и девочек. Девочки не умеют плавать, и задача мальчиков - переправить их на другой берег.

        Если девочка во время во время переправы касается рукой или другой частью тела «воды», т.е. центральной части пола, то команда начинает заново. За этим внимательно следит ведущий. По его сигналу команды начинают соревноваться, кто быстрее переправит своих девушек на другой берег.

        Задача ведущего все внимание участников направлять на аккуратность и внимательность в выполнении задания. Девочек нужно переправлять на другой берег бережно, и это является основной задачей, а не скорость. Поэтому ведущий останавливает игру и строго штрафует участников за нарушение этого правила.

        6. Упражнение «Несмеяна»

        Один из участников застывает в центре круга с безразличным лицом, задача остальных - «оживить» этого человека. Можно использовать любые способы (кроме грубых), исключая прикосновения.

        7. Упражнение «Список качеств, важных для общения»

        В данном упражнении каждый участник должен назвать несколько качеств, которые он считает самыми важными для общения.

        8. Упражнение «Разожми кулак»

        Упражнение проводится в парах. Один сжимает руку в кулак, а другой старается разжать его (руки и пальцы не ломать»). По окончании ведущий выявляет, использовались ли несиловые методы, вроде просьб, уговоров, хитрости.

        Обсуждение ситуаций, когда вас пытаются заставить, что-либо сделать. Выводы о способах заставить человека сделать что-либо. Введение понятий «манипулирование», «групповое давление». Дискуссия о видах группового давления.

        9. Упражнение «самоанализ»

        Дети по очереди высказывают свое мнение «Больше всего мне нравится, когда человек по общению…»

        10. Упражнение «Арттерапия»

        Участникам предлагается всем вместе попробовать нарисовать настроение, которое сейчас преобладает в группе. Детям раздаются краски, кисточки и большой ватман (можно использовать обои). Каждый может рисовать все, что захочет.

        11. Упражнение «Свеча доверия»

        Ведущий зажигает свечу и пускает по кругу, говоря соседу прощальные слова о своих чувствах и ощущениях во время общения в группе.

        Заключение: дети садятся в круг. Им предлагается по кругу  высказаться о том, что им наиболее запомнилось  и понравилось в занятии. Как полученные данные могут помочь им в жизни. Все делятся своими ощущениями.

        Педагог говорит, о том, как ему было приятно и интересно работать с детьми. Что ему больше всего понравилось. Говорит рекомендации по применению полученных знаний и прощается с ребятами.

Литература

  1. Прутченков А.С. Свет мой, зеркальце, скажи… - М.: Новая школа,1996.
  2. Сакович Н.А. Использование креативных методов в коррекционно – развивающей работе психологов системы образования. – Мн.: АПО, 2003.
  3. Школьный психолог №13, 2000 г.
  4. Школьный психолог № 36, 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Учимся общению без предрассудков"

Презентация "Учимся общению без предрассудков"...

кл.час учимся общению

Чтобы добиться  цели (сплочённый коллектив, объединённый общими целями и интересами), нужно относится друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно. Учимся общаться...

Программа элективного курса "Учимся общению" для учащихся 10 класса социально-гуманитарного профиля.

Элективный курс «Учимся общению» предназначен для учащихся 10 класса социально-гуманитарного профиля и направлен на формирование коммуникативных умений и навыков, помогающих человеку чувствовать себя ...

Классный час .Тема "Учимся общению"

Разработка классного часа помогает выявить проблемы у ребят, которые связаны с общением с одноклассниками. Полученный материал в дальнейшем можно использовать для проведения родительского собрания....

Классный час "Учимся общению"

Классный час "Учимся общению"...

Классный час "Учимся общению без предрассудков"

Классный час для обучающихся 7 класса...

Сценарий урока с элементами тренинга. Урок обществознания в 6 классе по теме "Учимся общению"

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. Направлен на формирование ценностного отношения к общению. Развивает коммуникативные навыки (умение слушать, становиться на точку зрения других, работ...