Главные вкладки

    Как распознать умственную отсталость
    консультация по психологии на тему

    Диагностика умственной отсталости у детей: основные методы

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Как распознать умственную отсталость?

    Ранняя диагностика умственной отсталости у diagnostika umstvennoj otstalostiдетей позволяет выявить ее наличие, уровень интеллекта, степень выраженности психических нарушений и своевременно начать проведение соответствующих лечебно-реабилитационных мероприятий. Хорошие результаты обычно достигаются при сочетании медицинских подходов и длительного педагогического воздействия с обучением, воспитанием ребенка, приспособлением его к окружающей обстановке, выработке бытовых навыков и максимальной компенсации имеющегося отставания в развитии.

    Естественно успех всех этих мероприятий будет зависеть от того, каков исходный уровень интеллекта ребенка, насколько точно проведена диагностика умственной отсталости, в чем причина имеющихся расстройств , насколько серьезны психические и соматические нарушения, каково окружение больного и настроенность родных и близких ребенка на длительную кропотливую работу по адаптации его в обществе.

    Диагностика умственной отсталости у детей: основные методы

    • Изучение анамнеза (заболевания у родственников в нескольких поколениях, течение беременности и родов, раннее развитие ребенка)
    • Клинический осмотр ребенка врачом-психиатром (а при необходимости – неврологом, эндокринологом и другими специалистами), беседа с родителями, воспитателями, педагогами, сверстниками, оценка психофизического развития ребенка и его соответствия средней возрастной норме
    • Консультация психиатра позволяет провести диагностику умственной отсталости, выявить наличие сопутствующих неврологических и психических нарушений – аутизма, нарушений поведения, психотических расстройств, эпилепсии, энуреза, заикания и др.
    • Выявление наследственных заболеваний с проведением цитогенетических, иммуногенетических исследований
    • Психологическое обследование с использованием различных тестов и методик, направленных на изучение внимания, памяти, мышления, уровня интеллекта, личностных особенностей, проведение психологической диагностики умственной отсталости
    • Специальные диагностические исследования (КТ, МРТ, УЗИ, ЭЭГ, лабораторные исследования)  для выявления заболеваний нервной системы и внутренних органов, неблагоприятно влияющих на психическое развитие ребенка.

    Какие психологические тесты обычно используются для диагностики интеллектуальных нарушений?

    1.     В первые месяцы и годы жизни на первый план выходит оценка психомоторного и речевого развития ребенка путем наблюдения за его поведением, общением, речью, игрой. В этом возрасте используются простые тесты на различение предметов по форме, величине, цвету, выполнение точных движений, собирание пирамидки, постройка башни из кубиков, игровые задания с игрушками, лепка и т.п.

    2.     У дошкольников и младших школьников широко используются такие психологические методики диагностики умственной отсталости у детей, как исследование понимания переносного смысла пословиц и поговорок, обобщения, сравнения и исключения понятий, классификации предметов и выделении существенных признаков и др. Для этого в распоряжении психологов имеется обширный наглядный хорошо иллюстрированный материал в виде книг, альбомов, карточек.

    3.     Уровень невербального интеллекта достаточно информативно определяет методика Равена (цветные матрицы можно использовать с 4,5 лет, стандартные – с 8 лет).

    4.     Методика Векслера (есть взрослый и адаптированный для детей вариант) – диагностика умственной отсталости основана на определении так называемого коэффициента интеллекта IQ(при нарушениях интеллекта этот показатель ниже 70).

    5.     Тест Айзенка (с 18 лет и старше).

    6.     Тесты Амтхауэра,  Кеттелла и др.

    В большинстве случаев правильная диагностика Амтхауэра умственной отсталости у детей возможна в процессе внимательного осмотра ребенка опытным врачом-психиатром в динамике. Выраженная степень интеллектуальной недостаточности при этом определяется в первые годы жизни, а вот точная диагностика нарушений интеллекта при легкой умственной отсталости  обычно возможна лишь в возрасте 5-7 лет, то есть при подготовке ребенка к школе и в процессе его обучения в 1-2 классе.

    Тесты для диагностики детей 4 -7 лет

    Проблемная ситуация

    Тестовые методики

    Плохо себя ведет дома.

    Не слушается

    Методика Рене Жиля. Фильм - тест межличностные отношения ребенка

    Методика определения способа познания (ведущего канала восприятия) у дошкольников и младших школьников. 

    Опросник “Анализ семейных взаимоотношений” Э. Г. Эйдемиллер (Методика АСВ) 

    Проективный тест тревожности (тест Дорки, Амен)

    Тест – опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)

    ЦТО (исследование отношений к значимым людям)

    Шкала степени отверженности ребенка в семье.

    Всего боится

    страхи

    Тест – опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)

    Проективный тест тревожности (тест Дорки, Амен)

    Застенчивый.

    Не общается со сверстниками.

    Проблемы в общении со взрослыми

    Методика Рене Жиля. Фильм - тест межличностные отношения ребенка.

    Цветовая проективная социометрия

    Проективный тест тревожности (тест Дорки, Амен).

    ЦТО (исследование отношений к значимым людям)

    Тест – опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)

    Агрессивный, дерется.

    Тест – опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)

    Проективный тест тревожности (тест Дорки, Амен)

    Методика Рене Жиля. (Фильм - тест межличностные отношения ребенка.

    Не усидчивый.

    Методика определения способа познания (ведущего канала восприятия) у дошкольников и младших школьников.

    Тест – опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)

    Готовность к школе

    Тест Керна-Йирасека  на готовность к обучению в школе

    Тесты для диагностики детей 7-11 лет

    Проблемы в отношениях с учителями.

    Проблемы поведения в школе

    Методика Рене Жиля. (Фильм - тест межличностные отношения ребенка.

    Цветовая проективная социометрия

    ЦТО (отношение к учителям, к учебным предметам)

    Проективный тест школьной тревожности (А.М. Прихожан; 6-9лет)

    Многофакторный личностный опросник Р.Кеттела (детский вариант)

    Проблемы в учебе.

    Плохо учится.

    Методика определения способа познания (ведущего канала восприятия) у дошкольников и младших школьников.

    ШТУР

    ЦТО (отношение к учебным предметам, отношение к учителям)

    Проективный тест школьной тревожности (А.М. Прихожан; 6-9лет)

    Многофакторный личностный опросник Р.Кеттела (детский вариант)

    Проблемы в отношениях со сверстниками.

    Методика Рене Жиля. (Фильм - тест межличностные отношения ребенка

    Проективный тест школьной тревожности

    Цветовая проективная социометрия

    Многофакторный личностный опросник Р. Кеттела (детский вариант)

    Проблемы в отношениях с родителями. Проблемы поведения дома.

    «Измерение родительских установок и реакций» (опросник PARY)

    Методика Рене Жиля. Фильм - тест межличностные отношения ребенка.

    Методика определения способа познания (ведущего канала восприятия) у дошкольников и младших школьников

    Опросник “Анализ семейных взаимоотношений” Э. Г. Эйдемиллер (Методика АСВ)

    ЦТО (отношение к значимым людям)

    Тест – опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)

    Многофакторный личностный опросник Р.Кеттела (детский вариант)

    Тесты для диагностики детей 11-14 лет

    Проблемы в отношениях с учителями. Проблемы поведения в школе.

    Тест школьной тревожности Филлипса

    Выявление акцентуаций (Тест - опросник Шмишека)

    Диагностика принятия других, В. Фей.

    Методика определения доминирующей личностной направленности подростка И.Д. Егорычевой. 

    ЦТО (отношение к учителям, учебным предметам)

    Методика исследования социального интеллекта / Тест EQ

    Проблемы в учебе. Не хочет учиться.

    Тест школьной тревожности Филлипса

    Тест структуры интеллекта Амтхауэра с 12 лет

    Тест структуры интеллекта Амтхауэра (модификация Ясюковой)

    Диагностика культурно-независимого интеллекта (Р. Кетелл)

    ШТУР

    ЦТО (проективный тест отношений)

    Проблемы в отношениях со сверстниками

    Выявление акцентуаций. Тест - опросник Шмишека

    Диагностика принятия других, В. Фей.

    Методика определения доминирующей личностной направленности подростка И.Д. Егорычевой.

    Методика Рене Жиля. Фильм - тест межличностные отношения ребенка. (до 12 лет)

    Методика для изучения конфликтных установок, Б.И. Хасан (на базе теста РАТ).

    Цветовая проективная социометрия

    Методика исследования социального интеллекта / Тест EQ

    Проблемы в отношениях с родителями. Проблемы поведения дома

    «Измерение родительских установок и реакций» (опросник PARY)

    Тест на межличностную зависимость. Методика Р. Гиршфильда, адаптация О.П. Макушиной

    Опросник Кеттелла (до 12 лет

    Выявление акцентуаций. Тест - опросник Шмишека

    Методика исследования социального интеллекта / Тест EQ

    Диагностика принятия других, В. Фей.

    Методика определения доминирующей личностной направленности подростка И.Д. Егорычевой.

    Методика Рене Жиля. Фильм - тест межличностные отношения ребенка (до 12 лет)

    Опросник Шкала семейной адаптации и сплоченности (Опросник FACES-3 / Тест Д. Х. Олсона) (с 12 лет)

    Опросник “Анализ семейных взаимоотношений” Э. Г. Эйдемиллер (Методика АСВ)

    В общем, не стоит затягивать с обращением к специалисту при наличии каких-либо проблем с развитием ребенка. Ранняя диагностика умственной отсталости позволит начать лечение как можно раньше и улучшить прогноз заболевания, обеспечить удовлетворительную социальную адаптацию.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система коррекционно-логопедической работы с умственно отсталыми дошкольниками

    В данной работе описаны особенности логопедической работы с умственно отсталыми дошкольниками и представлена авторская система коррекционной работы....

    особенности нравственного сознания умственно отсталого школьника

    доклад о воспитании нравственности у детей с проблемами в  интеллектуальном развитии....

    особенности нравственного сознания умственно отсталого ребенка

    проблема формирования нравственности умственно отсталого ребенка относится к числу наименее разработанной.данная проблема исследуется в этой работе....

    особенности нравственного сознания умственно отсталого ребенка

    проблема формирования нравственности умственно отсталого ребенка относится к числу наименее разработанной.данная проблема исследуется в этой работе....

    Методическая разработка по психологии по теме: "Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью"

    В данной методической разработке освещены проблемы изучения и оказания помо­щи детям с выраженными интеллек­туальными нарушениями. Эта про­блема особенно актуальна в связи с тем, что в последние ...