Занятие для молодых педагогов "Учитель в начале пути"
методическая разработка по психологии на тему

Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Становление учителя происходит труднее, сложнее, чем у представителей другой профессии потому, что педагогическое образование не гарантирует успех начинающему учителю. Чтоб стать учителем недостаточно аудиторных программных знаний.

А.Макаренко писал: «Нужны синтез научных знаний, методического мастерства и личных качеств педагога, умелое владение педагогической техникой и передовыми педагогическими достижениями». Кроме того, учительское мастерство во многом надо передавать от педагога к ученику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_dlya_molodyh_pedagogov.doc217 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие для молодых педагогов.

«Учитель в начале пути»

«Учитель живёт до тех пор, пока учится,

если он перестаёт учиться – в нём умирает учитель».

К.Ушинский

Цель: формирование интереса к проблеме самообразования и саморазвития молодого педагога, повышение эффективности общения молодого педагога и учеников, расширение коммуникативных навыков молодых педагогов, повышение коммуникативной компетенции молодых педагогов, развитие коммуникативных умений

Задачи: актуализировать проблемы, возникающие при общении с учащимися; определение навыков, важных для выстраивание взаимоотношений с ученическим коллективом в ходе учебной деятельности; актуализация успешности взаимодействия с обучающимися. осуществить поиск наиболее эффективных способов решения конфликтных ситуаций;

формировать и воспитывать потребность у молодых учителей в непрерывном самообразовании и саморазвитии своих педагогических способностей.

Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Становление учителя происходит труднее, сложнее, чем у представителей другой профессии потому, что педагогическое образование не гарантирует успех начинающему учителю. Чтоб стать учителем недостаточно аудиторных программных знаний.

А.Макаренко писал: «Нужны синтез научных знаний, методического мастерства и личных качеств педагога, умелое владение педагогической техникой и передовыми педагогическими достижениями». Кроме того, учительское мастерство во многом надо передавать от педагога к ученику.

Здравствуйте дорогие коллеги!

        Все мы немного устали и эмоционально напряжены, поэтому давайте чуточку расслабимся.

1 упражнение.

        - Я предлагаю вам поменяться местами тем, у кого…

- длинные волосы;

- в имени есть буква А;

- те, у кого дочки

- хорошее настроение сегодня;

- любит готовить;

- взял с собой сменную обувь;

- наварил в этом году сливового варенья.

        - Вот мы с вами подвигались, а заодно и познакомились поближе.

Тема нашей сегодняшней встречи «Особенности взаимодействия с обучающимися». Сегодня мы поговорим с вами о взаимодействии с обучающимися.

И я предлагаю Вам выбрать орех соответствующей возможным трудностям, с которыми  вы сталкиваетесь  в ходе вашей новой профессиональной деятелшьности (в работе с детьми, в этом направлении).

Педагоги выбирают орехи…

- Есть ли желающие прокомментировать свой выбор? (Ответы).

- Это естественно, что у нас могут возникать трудности, когда мы сталкиваемся с чем-то новым. Ведь в течение жизни мы не раз делаем что-то впервые: впервые садимся за руль велосипеда или машины, становимся на коньки, готовим блины (борщ), прыгаем с парашютом… И не всегда это получается  у нас хорошо с первого раза. Но со временем мы приобретаем необходимый нам навык и все лучше и лучше выполняем какие-то действия. А даже  можем стать и профессионалами…

2 упражнение

        - Я предлагаю вам взять разноцветные лепестки и написать на них какие же особые умения помогают нам выстраивать взаимоотношения с обучающимися.

        Реплики – отлично, хорошо, какие вы молодцы, как здорово у вас получается…

        Что же сюда можно еще добавить – организованность, дисциплинированность,  пунктуальность учителя, его ответственность …

        - Молодцы! Посмотрите! Какой же красивый и яркий цветок у нас получился. Как позитивно и радостно мы настроены на сотрудничество с детьми. А значит,  у нас все получится!!!

Рефлексия: что каждый вынес из занятия? Чему научился? Что хотел бы проанализировать в следующий раз? Что понравилось, а что нет?

Молодость – это возраст мечтаний, надежда на их свершение, неудержимая энергия, желание достичь успеха. Деятельность молодого человека, который нашёл и зажег в себе искру личностной и профессиональной индивидуальности, способствует прогрессивному развитию образования. «Учитель живёт до тех пор, пока учится, если он перестаёт учиться – в нём умирает учитель».

        А закончить наше сегодняшнее занятие я хотела бы словами одной восточной мудрости:

«Есть только одна непобедимая сила в жизни, и эта сила – РАДОСТЬ. Каждый раз, когда вам что-то не удается или когда вы хотите преодолеть препятствие и добиться результатов, побеждайте любя и радуясь…Улыбка ускорить вашу победу и развернет ваши силы…»

        Ну а если вы все таки у вас появятся какие-то вопросы…

Я всегда рада вас видеть!

Я всегда готова вам помочь!

                                                                                

Приложение 1

Недостатки молодого учителя в общении с учащимися

и способы их преодоления

Недостатки в работе молодого учителя

Реакция учащихся на недостатки

Способы преодоления недостатка

Неумение поддерживать внимание школьников

Отсутствие дисциплины и работоспособности, учащиеся постоянно отвлекаются и шумят

Увлекательный рассказ; активизация учения школьников

Затруднение в распределении внимания между всеми учащимися

Наличие аритмии в овладении знаниями

Прогнозирование информации с учетом вовлечения в поиск всех питомцев; правильная расстановка акцентов

Острая реакция на любые отклонения в поведении учащихся

Неприязненное отношение к учителю

Сочетание требовательности с доверием

Заигрывание перед школьниками, стремление понравиться

Безответственное поведение

Соблюдение меры в требованиях

Артистичность в поведении, неумение найти правильный тон в отношениях

Несерьезное, неуважительное отношение к учителю

Тщательная обдуманность поступков

Неумение концентрировать внимание на главном, существенном

Отсутствие стремления к овладению информацией, потеря уверенности в учении

Систематическое нацеливание на отбор обязательной информации

Неумение соотносить существенную информацию с содержанием учебника

Ощущение постоянной перегрузки

Ориентация на овладение существенной /обязательной/ информацией по учебнику

Неустойчивый интерес к целям обучения и воспитания

Пассивное отношение к восприятию информации

Постоянное нацеливание на переосмысление главного

Игнорирование самостоятельной работы учащихся

Потеря ответственности и целеустремленности

Чередование различных видов работы

Невыразительность речи, неумение правильно расставить акценты в процессе подачи информации

Безразличное отношение к информации учителя

Тщательное продумывание оттенков в голосе при изложении информации как фактор нацеливания учащихся на ее осмысление

Неумение опираться на коллектив учащихся

Пассивное поведение части учащихся

Постоянная конкретизация задания с учетом интересов и возможностей учащихся

Недостаточное внимание к организации домашнего задания учащихся

Потеря ответственности в выполнении установки педагога

Периодическая целенаправленная проверка осмысления учащимися  заданий учителя

Механическое перенесение чужого опыта в свою работу

Потеря внимания и интереса, пассивное присутствие на уроке

Творческое переосмысление методов обучения учащихся соответственно складывающейся ситуации

Недостатки в учебной работе молодого учителя

и способы их устранения

Деятельность педагога

Мотивы поведения и состояния учащихся

Пути устранения недостатка

Однообразная структура урока

Приспособление к действиям учителя, отсутствие пытливости и интереса

Структура урока, соответствующая целям обучения школьников

Одергивание и угроза – основные стимулы обучения

Неприязненное отношение к требованиям учителя

Эмоционально-волевое влияние  в сочетании с доверием к ученику

Сосредоточение внимания лишь на отвечающем ученике

Отсутствие внимания, скука

Сочетание индивидуальной работы с фронтальной, акцент на перевод всех учащихся к более деятельностному состоянию

Невнимательное выслушивание опрашиваемого ученика /несвоевременное вмешательство в ответ, постоянное подталкивание или одергивание/

Нервозное состояние отвечающего ученика

Внимание к логически законченной информации /вербальной, средствами акцентов на главном, составление плана/

Недооценка или переоценка познавательных возможностей учащихся

Притупление интереса в учении

Творческий подход к заданиям /усложнение или временное облегчение/

Отсутствие индивидуального подхода к учащимся

Потеря уверенности в знаниях

Умелое и своевременное поощрение интересов учащихся, постановка их перед фактом интеллектуального роста

Формальное внимание к развитию познавательных способностей учащихся

Замедление интеллектуального развития учащихся, притупление интереса к учению, преодоление трудностей

Создание творческой активности

Нерациональное распределение времени на уроке

Отсутствие системы в работе, неустойчивый ориентир в учении

Упорядочение дозировки времени на уроке в соответствии с его целями /при опросе, изложении нового, закрепление/

Противопоставление себя классу

Конфронтация с учителем

Разумная требовательность, установление деловых отношений

Предпочтение словесному методу

Снижение интереса к  информации учителя

Усиление внимания к частично-поисковым проблемным методам обучения

Повышенное внимание к проблемному обучению

Неумение строить логически законченный рассказ

Сочетание объяснительно-иллюстративных и эвристических методов обучения

Использование наглядных пособий лишь как иллюстративного материала /в качестве привлечения дополнительной информации/

Неумение применять наглядность как источник приобретения новых знаний

Обоснование путей сочетания слова учителя и средств наглядности /по Л.В. Занкову/

Формальное отношение к оценке знаний учащихся

Потеря интереса к поощрению учителя, отрицательное отношение к учению

Ознакомление учащихся с критериями оценок

Перезагрузка учащихся дополнительной информацией

Чрезмерная усталость, недовольство собой и учебой

Тщательный отбор информации

Обезличенный подход к учащимся /безразличие к их внутреннему миру, маскировка собственных отношений/

Неуважение педагога как несерьезного и неответственного человека

Истинная любовь к делу, к учащимся, откровенность в отношении и общении

Игнорирование трудностей, с которыми встречаются учащиеся при осмыслении нового материала

Потеря веры в собственные силы, негативное отношение к учению

Переосмысление обязательной информации с учетом доступности овладения его учащимися , дополнительные индивидуальные занятия /в особых случаях/

Недооценка или переоценка абстрактного и конкретного в обучении /недостаточное внимание к формированию содержательных обобщений, когда усвоение абстракно-всеобщего предшествует усвоению конкретно-чувственного/

Нервное отношение к овладению знаниями, игнорирование предметно-материальных условий происхождения понятий

Изменение типа мышления, проектируемого содержания и методами обучения; переориентировка рассудочно-эмпирического мышления на развитие у учащихся научно-теоретического мышления /по В.В. Давыдову/

                                                                                Приложение 2.

Упражнение «Язык телодвижений»

Цель: научиться правильно, интерпретировать жесты, позу и мимику ученика на уроке.

Оборудование: изображения поз, мимики и жестов людей (рисунки 1-9).

http://festival.1september.ru/articles/578152/img1.gif

http://festival.1september.ru/articles/578152/img2.gif

http://festival.1september.ru/articles/578152/img3.gif

http://festival.1september.ru/articles/578152/img4.gif

http://festival.1september.ru/articles/578152/img5.gif

http://festival.1september.ru/articles/578152/img6.gif

http://festival.1september.ru/articles/578152/img7.gif

http://festival.1september.ru/articles/578152/img8.gif

http://festival.1september.ru/articles/578152/img9.gif

Психолог: А. Пиз американский психолог в книге «Язык телодвижений» утверждал, что телефон создан для лжецов, т.к. мы не видим выражения лица и позы собеседника и нам тяжело оценить, говорит ли он нам правду.

            Интересно, насколько хорошо вы ориентируетесь в языке телодвижений, я предлагаю вам прокомментировать следующие изображения (вывешивает на доску рисунки №1, 2). После дискуссии он объясняет, что на рисунке №1изображен человек негативно настроенный против собеседника его руки и ноги образуют так называемый «замок», человек склонен инстинктивно защищать жизненно важные органы, а на рисунке №2 человек, который просто замерз. Это учит нас, что при интерпретации позы мы должны учитывать и ситуацию, в которой ученик находится.
Далее к доске прикрепляется рисунок №3.

Психолог: Сравните рисунки №1 и №3. Что вы можете сказать о рисунке №3? После того, как желающие выскажутся, ведущий сообщает, что эта поза говорит о желании человека быть откровенным. Следует также обратить внимание, что расстёгнутые пуговицы пиджака неосознанно воспринимаются собеседником как желание быть более открытым, а вот застёгнутый на все пуговицы пиджак играет роль «замка».
Следующими на доску помещаются рисунки № 4, 5.

Психолог: вы видите ребенка (рис. №4) и подростка (рис. №5), которые говорят неправду. У каждого человека в подсознании заложено, что обманывать нехорошо поэтому руки ребенка тянуться ко рту чтобы прикрыть его одно или двумя руками, с возрастом этот жест не исчезает, но видоизменяется – подросток будет слегка потирать губы пальцами, а взрослый скорее всего коснётся кончика носа.

Демонстрируются рисунки № 6, 7.

Психолог: палец во рту свидетельствует о том, что ученику необходима поддержка. Следует ободрить такого ребенка. Маленькие дети сосут палец, так как он напоминает ему грудь, этот жест помогает успокоиться. С возрастом он видоизменяется – тревожные ученики нередко грызут карандаши, ручки, взрослые курят. Если же вы не раз замечали следующий жест на рисунке №7,то это сигнал о том, что детям скучно на ваших уроках. Это типичный жест скучающего человека. Степень скуки можно определить по степени давления головы на руку, если голова полностью легла на ладонь – скука достигла своего апогея.

Последними к доске крепятся рисунки № 8, 9.

Психолог: Обратите внимание люди на рисунках № 8, 9 тоже подпирают ладонью щеку, однако ладонь закрыта, в отличии от ладони девушки на рисунке №7. Эти говорит о том, что персонажи восьмого и девятого рисунков оценивают говорящего, ладонь закрыта, а указательный палец направлен вверх. Если же слушатель настроен критично по отношению к выступающему, то он поддерживает подбородок, как на рисунке №9. Знание этих поз позволит вам получить обратную связь от учеников, вам даже не придётся их спрашивать, было ли им интересно на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Руководство исследовательской деятельностью школьников» (Учебно-практическое занятие для молодых учителей)

От профессионального, творческого потенциала личности педагога, его способности воспринимать и реализовать идеи современной философии образования зависит эффективность реализации Национальной ин...

"Баю-баюшки-баю" групповое занятие с молодыми матерями.

Групповое занятие с будующими или с молодыми матерями, направленное на развитие книжной и информационной культуры молодых матерей по средствам детского народного фольклора....

Практическое занятие для молодых специалистов "Специфические ошибки письма у учащихся с ОВЗ"

Практическое занятие для молодых специалистов "Специфические ошибки письма у учащихся с ОВЗ"....

Урок как регламентированный, ресурсообеспеченный, управляемый, системный процесс. Занятие для молодых и малоопытных учителей.

Данное  занятие (№1)  проводится в  рамках лектория-практикума для молодых и малоопытных учителей лицея  по  теме «Современный урок как основа эффективного и качественного обр...

Требования ФГОС к современному уроку.Занятие с молодыми специалистами.

Данное  занятие (№2) проводится в  рамках лектория-практикума для молодых и малоопытных учителей лицея  по  теме «Современный урок как основа эффективного и качественного образован...

Форум Ершовского местного отделения «Молодой Гвардии Единой России» «Пути развития молодежи»

В процессе форума проходит встреча со спикерами, которые делятся своим опытом с остальными участниками форума...