Рекомендации для родителей: "Готовность ребенка к школе"
материал по психологии на тему

Тельных Ольга Викторовна

Данный материал педагоги могут использовать для размещения в информационном стенде, ширме и как самостоятельный лист рекомендаций при консультации родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotov_k_shkole.doc33.5 КБ
Microsoft Office document icon gotovnost_k_shkole.doc26.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

          Каждый родитель, чей ребенок готовится пойти в школу, задается вопросами: какая школа (с обычной или интенсивной программой обучения) будет соответствовать его возможностям и какие трудности возможны в процессе обучения. Принять решение поможет консультация у специалистов (педагога-психолога и учителя-логопеда) и понимание того, что скрывается под понятием «психологическая готовность к школе». Готовность к школе – это целая система взаимосвязанных качеств детской личности. Важнейшие компоненты психологической готовности к обучению в школе – личностная и интеллектуальная готовность. 

                                             Личностная готовность

Это и желание учиться (учебная мотивация), когда школа привлекает ребенка не внешней стороной (портфель, учебники, форма), а возможностью получать новые знания, и замена «хочу» на понятия «надо», «должен». Будущий школьник должен уметь:

спокойно общаться со сверстниками и взрослыми, подчиняться интересам группы;

управлять своим поведением, подчиняться правилам и нормам, контролировать и оценивать свою деятельность (саморегуляция);

длительное время выполнять не очень привлекательные задания (заниматься тем, чем скажут, а не тем, чем хочется);

работать самостоятельно, а не только в присутствии взрослого;

без отвлечений выполнять задание в течение 10-15 мин;

самостоятельно находить и исправлять ошибки;

не торопиться, доводить работу до конца.

                                   Интеллектуальная готовность

Интеллектуальная готовность связана с умением ребенка мыслить.

Часто путают интеллектуальное развитие и обученность. Обученность – это те умения и навыки, которым ребенка обучили: умение писать, считать, читать. Интеллектуальное развитие – это способность ребенка к использованию конкретных знаний при решении проблемных задач, способность к самостоятельному обучению.

Будущий школьник должен уметь:

принимать учебную задачу: желание выполнять задачу, поставленную педагогом и понимание того, что надо делать и что должно получиться в результате выполнения задания;

обобщать, сравнивать объекты, выделять существенные признаки;

понимать смысл и последовательность событий (на картинках, в рассказе, в жизни);

иметь элементарный запас сведений о себе, своей семье, быте, уметь им пользоваться;

делать простой логический вывод;

копировать буквы, цифры, фигуры, соблюдая размерность всех элементов;

ориентироваться в пространстве (верх-низ, вправо-влево, вперед–назад);

механически запоминать 10 не связанных между собой слов при 4-кратном повторении;

находить часть от целой фигуры, конструировать фигуры из деталей по образцу;

хорошо манипулировать мелкими предметами, не испытывать затруднений при рисовании.

                Как помочь ребенку «дозреть» до школьной жизни?

В первую очередь надо позаботиться о его здоровье, навыках самообслуживания. Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца. Не настраивать ребенка только на успех, но и не запугивать неудачами. Неуспех, неудача, подчеркнутые взрослыми, рождают неуверенность, которая ведет к новым неудачам. Адаптация к школе - не простой процесс и происходит совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо, если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых будет рядом с ребенком.

Необходимость специальных занятий определяется специалистом – педагогом-психологом и зависит от индивидуального развития ребенка.

Помните: ребенку прежде всего очень нужна ваша вера в него,

умная помощь и поддержка!



Предварительный просмотр:

           Психологические аспекты готовности к школе

1. Мотивационная готовность – включает в себя стремление ребенка идти в школу, его интерес к школе, желание познавать новое. Для его определения можно задать вопрос:  «Хочешь ли ты идти в школу?  Что в школе самое важное? Что самое интересное?  Если бы ты не ходил в детский сад, чем бы ты занимался дома?»

2. Волевая готовность – у ребенка должен быть сформирован комплекс волевых качеств, без наличия которых он не сможет длительное время выполнять задания учителя, не отвлекаться на уроке, доводить дело до конца.

-Начать развивать у ребенка такие качества лучше с обучения работы по образцу: предложить ребенку реальный образец уже построенного дома, который ребенок должен воспроизвести из деталей. Взрослый обращает внимание на следующие моменты:  1. должен выполнять строго по заданному образцу;  2. соблюдать последовательность сборки, т. е. иметь алгоритм действия, созданный самим ребенком;  3.  ребенок должен постоянно сверять полученные результаты с эталоном;  4.  по окончании сборки ребенок должен сам охарактеризовать результат своей деятельности.

-Развивать произвольность помогает  упражнение «Графический диктант»

1. ребенку дается образец геометрического узора, выполненный на бумаге в клетку (отдельный лист), он должен самостоятельно воспроизвести предложенный образец и продолжить точно такой же рисунок;

2. аналогичная работа проводиться на слух, с четкой установкой движения руки по клеткам;

3. Социально – психологическая готовность – умение ребенка адаптироваться в новом коллективе детей и взрослых. (на развитие этого компонента направлены следующие упражнения: «Невидимая скульптура», «Найди свое место», «Ива на ветру» Обруч №2 2000г. стр.17)

4. Умственная готовность – развитость восприятия, наблюдательности, памяти, мышления, сформированность представления о пространстве и времени, о животном и растительном мире, об общественных явлениях.

5. Умение учиться – умение слушать и слышать взрослого, подчиняться его указаниям, планировать свою деятельность, контролировать и оценивать ее.

6. Физическая готовность – определяется группой здоровья и степенью физиологической зрелости основных систем организма ребенка.