Программа коррекционно-развивающей работы для младшего школьника с ОВЗ с нарушением внимания.
методическая разработка по психологии на тему

Бондарева Елена Анатольевна

 Программа коррекционно-развивающей работы для младшего школьника с  ОВЗ с нарушением внимания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Программа коррекционно-развивающей работы для младшего школьника с  ОВЗ с нарушением внимания.

На основе изученной литературы для коррекции развития внимания  была разработана  программа коррекционно-развивающей работы для младшего школьника с ОВЗ, у которого нарушено  внимание.

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения коррекционной работы с детьми с ОВЗ имеющими нарушение внимания. Жалобы на недостаток внимания и усидчивости у них составляет 90% всех жалоб со стороны родителей и учителей. Поскольку постоянно приходится слышать жалобы учителей и родителей на невнимательность, несобранность, отвлекаемость детей.

Без достаточной сформированности этой психологической  функции процесс обучения младших школьников с ОВЗ практически невозможен. На уроке учитель привлекает учеников к учебному материалу, удерживает его внимание, переключая с одного предмета на другой. Для детей с нарушениями интеллекта внешние впечатления – сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточиться на непонятном, трудном материале. Их внимание отличается небольшим объемом, малой устойчивостью – они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10-20 минут.

Затруднены распределение внимания и его переключение с одного учебного задания на другое.

При работе с детьми с ОВЗ большое значение имеет развитие отдельных свойств внимания.

Программа коррекционно-развивающей работы для младшего школьника с ОВЗ с нарушением внимания предназначена для учащихся 1-4 классов коррекционной школы.

Цель программы: развитие основных свойств внимания у младшего школьника с ОВЗ.

Программа рассчитана на 10 занятий при частоте встреч по 15-20 мин каждое.

Занятия проводятся педагогом-психологом.

Форма работы - индивидуальная.

Основным видом упражнений являются игровые упражнения, которые направлены на:

  1. Развитие концентрации внимания. Основной тип упражнений –игровые упражнения на основе корректурных заданий, в которых ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Такие упражнения позволяют ребенку почувствовать, что значит «быть внимательным», и развить состояние внутреннего сосредоточения.
  2. Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. Игровые упражнения, которые основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постоянно увеличивается.
  3. Тренировка распределения внимания. Основной принцип упражнений: ребенку предлагается одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий.
  4. Развитие навыка переключения внимания. Выполнение корректурных заданий с чередованием правил вычеркивания букв.

Основные задачи программы:

-коррекция распределения и устойчивости внимания;

-коррекция концентрации и объема внимания;

Основные методы, используемые во время занятий:

-словесные: объяснение, разъяснение, рассказ, беседа;

-наглядные: наблюдение, иллюстрация;

-практические: игры-упражнения.

Программа коррекционно-развивающей работы основывается на ряде дидактических принципов коррекционной школы:

-воспитывающая и развивающая направленность обучения;

-научность и доступность;

-системность и последовательность;

-принцип наглядности;

-связь обучения с жизнью;

-сознательность и активность учащихся;

-индивидуальный и дифференцированный подходы.

    Структура занятия представляется следующим образом:

1.Начало работы.

2.Разминка.

3.Работа по теме

4.Разминка

5.Завершение

Эффективность освоения программы выражается в повышении уровня развития основных свойств внимания.

По завершении курса занятий у учащихся должны произойти следующие изменения:

-повыситься устойчивость и концентрация внимания;

-повыситься объем и распределение внимания;

Помимо этого по завершении курса занятий учащиеся должны научиться:

 -планировать действия контроля;

 -действовать в соответствии с намеченным планом.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1.

Цель: Установление контакта с учеником, создание доверительной атмосферы, доверительных отношений.

Время

Этап

Содержание  

Задача  

Материал

Примечание

1

2

Начало работы

Знакомство

Создание дружелюбного настроя, атмосферы доверия и взаимопонимания

2

5

Разминка

«В магазине зеркал»

Создание положительного эмоционального фона, формирование чувства уверенности

Сначала роль обезьянки выполняет взрослый, затем ученик

3

10

Работа по теме

Выкладывание узора из мозаики по образцу

Увеличение объема и концентрации внимания

Образец, мозаика

4

5

Разминка

«Съедобное-несъедобное»

Разрядка, создание позитивных эмоций

Мел, мяч

5

3

Завершение

«Цветодиагностика»

Определение эмоционального состояния ребенка

Цветные карандаши, лист бумаги

Занятие 2.

Цель: Коррекция объема и устойчивости внимания.

Время

Этап

Содержание  

Задача  

Материал

Примечание

1

4

Начало работы

«В магазине зеркал»

Создание положительного эмоционального фона, формирование чувства уверенности

Сначала роль обезьянки выполняет взрослый, затем ученик

2

5

Разминка

«Найди игрушку»

Увеличение устойчивости и объема внимания.

Игрушки или предметы, заранее расставленные по комнате

3

10

Работа по теме

«Витрина магазина»

Увеличение объема внимания

Рисунок с изображением витрины магазина

4

3

Разминка

«Живое-неживое»

Разрядка, создание позитивных эмоций

5

3

Завершение

«Цветодиагностика»

Определение эмоционального состояния

Цветные карандаши, лист бумаги

Занятие 3.

Цель: Коррекция концентрации и объема  внимания.

Время

Этап

Содержание  

Задача  

Материал

Примечание

1

4

Начало работы

«В магазине зеркал»

Создание положительного эмоционального фона, формирование чувства уверенности

Сначала роль обезьянки выполняет взрослый, затем ученик

2

5

Разминка

«Что перепутал художник?»

Увеличение объема и концентрации внимания.

Игрушки или предметы, заранее расставленные по комнате

3

10

Работа по теме

«Нанизывание бусинок»

Увеличение объема и концентрации внимания

Образец для нанизывания бус, бусинки, соответствующие образцу

4

3

Разминка

«Горячо-холодно»

Разрядка, создание позитивных эмоций

Игрушка, заранее спрятанная в комнате

5

3

Завершение

«Цветодиагностика»

Определение эмоционального состояния

Цветные карандаши, лист бумаги

Занятие 4.

Цель: Коррекция объема  внимания.

Время

Этап

Содержание  

Задача  

Материал

Примечание

1

4

Начало работы

«В магазине зеркал»

Создание положительного эмоционального фона, формирование чувства уверенности

Сначала роль обезьянки выполняет взрослый, затем ученик

2

5

Разминка

«Найди тень»

Развитие наблюдательности

Рисунок с отбрасываемой предметом тенью

3

10

Работа по теме

«Исключение лишнего»

Увеличение объема  внимания

Картинка с изображением предметов, один из которых отличается от остальных

4

3

Разминка

«Кто летает?»

Разрядка, создание позитивных эмоций

Список названий предметов

5

3

Завершение

«Мое настроение»

Определение эмоционального состояния

Цветные карандаши, лист бумаги

Занятие 5.

Цель: Коррекция объема  внимания.

Время

Этап

Содержание  

Задача  

Материал

Примечание

1

4

Начало работы

«В магазине зеркал»

Создание положительного эмоционального фона, формирование чувства уверенности

Сначала роль обезьянки выполняет взрослый, затем ученик

2

5

Разминка

«Сравни, назови, сосчитай»

Развитие наблюдательности

Рисунок рыбы в аквариуме

3

10

Работа по теме

«Срисовывание по клеточкам (1 уровень сложности)»

Увеличение объема  внимания

Чистый лист бумаги в крупную клетку, образец для рисования, карандаши

Использовать для рисования ручку или фломастер не рекомендуется. Используется цветной карандаш

4

3

Разминка

«Светофор»

Разрядка, создание позитивных эмоций

5

3

Завершение

«Мое настроение»

Определение эмоционального состояния

Цветные карандаши, лист бумаги

Занятие 6.

Цель: Коррекция объема  внимания.

Время

Этап

Содержание  

Задача  

Материал

Примечание

1

4

Начало работы

«В магазине зеркал»

Создание положительного эмоционального фона, формирование чувства уверенности

Сначала роль обезьянки выполняет взрослый, затем ученик

2

5

Разминка

«Кто внимательнее?»

Развитие наблюдательности

Картинки с изображением разного количества звезд

3

10

Работа по теме

«Срисовывание по клеточкам (2 уровень сложности)»

Увеличение объема  внимания

Чистый лист бумаги в крупную клетку, образец для рисования, карандаши

Использовать для рисования ручку или фломастер не рекомендуется. Используется цветной карандаш

4

3

Разминка

«Кто летает?»

Разрядка, создание позитивных эмоций

5

3

Завершение

«Мое настроение»

Определение эмоционального состояния

Цветные карандаши, лист бумаги

Занятие 7.

Цель: Коррекция распределения и устойчивости   внимания.

Время

Этап

Содержание  

Задача  

Материал

Примечание

1

4

Начало работы

«В магазине зеркал»

Создание положительного эмоционального фона, формирование чувства уверенности

Сначала роль обезьянки выполняет взрослый, затем ученик

2

5

Разминка

«Построй дорожку»

Увеличение устойчивости внимания

Таблица с различным расположением геометрических фигур по строкам, фишки

Если ребенок самостоятельно не справляется с заданием то ведущий помогает ему

3

10

Работа по теме

«Найди отличия»

Научить распределять внимание

Карточка с изображением двух картинок, имеющих отличия

4

3

Разминка

«Живое-неживое»

Разрядка, создание позитивных эмоций

5

3

Завершение

«Мое настроение»

Определение эмоционального состояния

Цветные карандаши, лист бумаги

Занятие 8.

Цель: Коррекция распределения и устойчивости   внимания.

Время

Этап

Содержание  

Задача  

Материал

Примечание

1

4

Начало работы

«В магазине зеркал»

Создание положительного эмоционального фона, формирование чувства уверенности

Сначала роль обезьянки выполняет взрослый, затем ученик

2

5

Разминка

«Найди героев передачи»

Развитие наблюдательности и распределения внимания

Карточки с изображением героев детской передачи (Хрюши, Степашки, Фили), замаскированных в рисунке, карандаш

3

10

Работа по теме

«Смешанный лес»

Увеличение устойчивости и распределения внимания

Рисунок с изображением замаскированных деревьев

4

3

Разминка

«Кто летает?»

Разрядка, создание позитивных эмоций

5

3

Завершение

«Мое настроение»

Определение эмоционального состояния

Цветные карандаши, лист бумаги

Занятие 9.

Цель: Коррекция устойчивости   внимания.

Время

Этап

Содержание  

Задача  

Материал

Примечание

1

4

Начало работы

«В магазине зеркал»

Создание положительного эмоционального фона, формирование чувства уверенности

Сначала роль обезьянки выполняет взрослый, затем ученик

2

5

Разминка

«Корова Маня и ее хозяйка»

Увеличение устойчивости внимания

Рисунок с изображением лабиринта, простой карандаш

3

10

Работа по теме

«Рассыпавшееся слово»

Увеличение устойчивости внимания

4

3

Разминка

«Изобрази зверюшку»

Разрядка, создание позитивных эмоций

5

3

Завершение

«Мое настроение»

Определение эмоционального состояния

Цветные карандаши, лист бумаги

Занятие 10.

Цель: Коррекция распределения и устойчивости  внимания.

Время

Этап

Содержание  

Задача  

Материал

Примечание

1

4

Начало работы

«В магазине зеркал»

Создание положительного эмоционального фона, формирование чувства уверенности

Сначала роль обезьянки выполняет взрослый, затем ученик

2

5

Разминка

«Кого испугался охотник?»

Увеличение устойчивости внимания

Рисунок с изображением леса, зверей и охотника

3

10

Работа по теме

«Строители»

Научить распределять внимание

Бланк с 4 рисунками, один из которых-образец, а 3 остальные отличаются от образца недостающими деталями, простой карандаш

4

3

Разминка

«Съедобное-несъедобное»

Разрядка, создание позитивных эмоций

Мел, мяч

5

3

Завершение

«Мое настроение, дом счастья, прощание»

Определение эмоционального состояния

Цветные карандаши, лист бумаги


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно-развивающих занятий для детей младшего школьного возраста

Программа коррекционно-развивающих занятий для детей младшего школьного возраста...

Программа коррекционно-развивающих и профилактических занятий для учащихся с тяжелыми нарушениями речи обучающихся в 7-х. классах «Я – человек…»

Программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих и профилактических занятий для учащихся с тяжелыми нарушениями речи обучающихся в 7-х. классах, для предотвращения тревожности в обучени...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) 1класс (2 вариант обучения)

Рабочая программакоррекционно-развивающих занятийдля обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) 1класс (2 вариант обучения)...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) 1-4 классы (1 вариант обучения)

Рабочая программакоррекционно-развивающих занятийдля обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) 1-4 классы (1 вариант обучения)...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Сенсорное развитие»

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятийдля обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)«Сенсорное развитие»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ

Данная рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для обучающихся 5-9 классов с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) создана с учётом применения высокотехнологичного оборудо...

Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся 4 классов с нарушением чтения и письма, обусловленным ОНР

Цель: устранение нарушений письменной речи, вследствие недостаточной сформированности фонематического,   лексико-грамматического и синтаксического компонентов  речевой системы  у обучаю...