Дети с синдромом дефицита внимания.
консультация по психологии на тему

Карцева Людмила Сергеевна


В статье указаны основные проявления гиперактивности, даются рекомендации родителям и учителям по взаимодействию с гиперактивными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti_s_sindromom_defitsita_vnimaniya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные).

        Детей с нарушениями такого типа невозможно не заметить, поскольку они резко выделяются на фоне сверстников своим поведением. Одной из специфичных его черт являются чрезмерная активность ребенка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо.

        Эти психологические особенности затрудняют полноценное включение ребенка в учебную деятельность. Во время урока этим детям сложно справляться с заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма у этих детей значительно ниже, чем у сверстников. Их письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или угадывания.

        Нарушения поведения гиперактивных детей не только влияют на школьную успеваемость, но и во многом определяют характер их взаимоотношений с окружающими людьми. В большинстве случаев такие дети имеют проблемы в общении: они не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения, среди детей являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными.

        Специальные исследования показывают, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений, отмечаемых у таких детей. Эти нарушения являются следствием минимальных мозговых дисфункций. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Поэтому подобные нарушения более точно классифицируются как «синдромы дефицита внимания с гиперактивностью».

        Нарушения поведения, связанные с гиперактивностью и недостатками внимания, проявляются у ребенка уже в дошкольном детстве. Однако в этот период они могут выглядеть не столь проблемно, поскольку частично компенсируются нормальным уровнем интеллектуального и социального развития. Поступление в школу создает серьезные трудности для детей с недостатками внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции. Именно поэтому дети с признаками синдрома дефицита внимания не в состоянии удовлетворительно справляться с требованиями школы.

        Ставить тот или иной диагноз должен врач, так как важна точность в установлении этого расстройства, которое необходимо отличать от нормальной возрастной двигательной активности детей, индивидуальных особенностей темперамента, нарушений поведения, возникающих вследствие психической травмы, и т. д. Психологи, родители и учителя должны быть осведомлены о диагностических критериях синдрома дефицита внимания, с тем, чтобы своевременно направить ребенка на консультацию к специалистам и обеспечить ему необходимую помощь.

Специалисты выделяют следующие клинические проявления синдрома дефицита внимания у детей:

1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.

2. Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется.

3. Легкая отвлекаемость на посторонние предметы.

4. Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (занятия в школе).

5. Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает, не подумав, не выслушав до конца.

6. Сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания) при выполнении предложенных заданий.

7.С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр.

8.Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.

9.Неумение играть тихо, спокойно.

10.Болтливость.

11.Мешает другим, пристает к окружающим (вмешивается в игры к другим).

12.Часто складывается мнение, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

13.Частая потеря вещей, необходимых в школе и дома.

14.Способность совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом ребенок не ищет острых впечатлений.

        Проявление 8 признаков из всего предложенного списка дает основание предположить, что ребенок может быть гиперактивным. Признаки гиперактивности (симптомы 1,2,9,10), невнимательности и отвлекаемости (симптомы 3, 6-8,12,13) и импульсивности (симптомы 4,5,11,14).

        Основные нарушения поведения, характерные для синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, сопровождаются серьезными вторичными нарушениями, к числу которых, прежде всего, относятся слабая успеваемость в школе и затруднения в общении с другими людьми.

        В оказании психологической помощи гиперактивным детям решающее значение имеет работа с их родителями и учителями. Необходимо разъяснять взрослым проблемы ребенка, дать понять, что его поступки не являются умышленными, показать, что без помощи и поддержки взрослых, такой ребенок не сможет справиться с существующими у него трудностями.

Проявления гиперактивности в зависимости от возраста.

Первый период. Адаптация к начальной школе.

  1. С трудом усваивает учебный стереотип, вскакивает с места.
  2. Быстро делает задания, но неправильно и с большим количеством    ошибок.
  3. Отвечает, не дослушав до конца, не может дождаться своей очереди.

Подростковый кризис. 6-8 классы.

  1. Увлекается экстремальными видами спорта.
  2. Хватается за многие дела, но при этом не может довести их до конца.
  3. Речь сбивчива, переполнена словами-паразитами.
  4. Имеет завышенную самооценку.
  5. Резок и обидчив одновременно.
  6. Испытывает трудности при общении с ровесниками. Если не может занять лидерских позиций – покидает компанию.
  7. Легко поддается чужому негативному влиянию.
  8. Непослушен дома.
  9. Испытывает трудности при общении со взрослыми, наделенными властью.

Рекомендации родителям детей с синдромом дефицита внимания могут быть следующими:

  1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
  2. Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».
  3. Говорите сдержанно, спокойно и мягко.
  4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.
  7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку.
  8. Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т. п. оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее воздействие.
  9. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
  10. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. Следует уменьшать нагрузку вечером, делать перерыв в работе.
  11. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию: секции, танцы, посещение кружков, спортивные занятия. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
  12. Гиперактивный ребенок, как никто другой, требует внимания взрослых и чуткого отношения к нему, так как он очень эмоционален и раним. Снизить эмоциональное напряжение ребенка помогают тактильные ощущения: поглаживания, массаж.
  13. Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка. Детям с синдромом дефицита внимания присуща гиперактивность, которая неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

        Не менее ответственная роль в работе с гиперактивными детьми принадлежит учителям.  Выполнение некоторых рекомендаций психолога может способствовать нормализации взаимоотношений учителя с беспокойным учеником и поможет ребенку лучше справляться с учебной нагрузкой.

Учителям рекомендуется:

  1. Работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности.
  2. По возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение.
  3. Во время уроков ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка - в центре класса напротив доски.
  4. Предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения.
  5. Учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку.
  6. Научить гиперактивного ученика пользоваться специальным дневником или календарем.
  7. Задания, предлагаемые на уроке, писать на доске.
  8. На определенный отрезок времени давать только одно задание.
  9. Дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
  10. Во время учебного дня предусматривать возможности для двигательной «разрядки»: занятия физическим трудом, спортивные упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по воспитанию детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

В помощь для родителей, имеющих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью даются рекомендации по созданию необходимой для таких детей комфортной обстановки для их воспитания....

Рекомендации родителям детей с синдромом дефицита внимания

Рекомендации родителям детей с синдромом дефицита внимания...

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Буклет для родителей " Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью"....

Памятка для педагогов "Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью"

Буклет. Памятка для педагогов "Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью"...

Коррекция поведения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в школе.

коррекция поведения с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в школе....

« Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью».

Особенности развития и обучения детей с СДВиГ....

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ....