Тренинг Детско-родительских отношений "Счастливое родительство"
рабочая программа по психологии на тему

Назарова Светлана Евгеньевна

Родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.  И для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком.

В истории родительства все более явной становится тенденция возрастания значения института семьи. Прежде ответствен­ность за воспитание ребенка возлагалась на общество, в то время как инди­видуальное родительство охватывало лишь относительно непродолжи­тельный период детства ребенка до начала вступления его в трудовую деятельность или начала выполнения им социальных функций, но с изме­нением задач социализации ребенка в рамках семейного воспитания на каждой из возрастных стадий его развития претерпевают изменения также конкретные формы и средства воспитательных воздействий, характер от­ношений ребенка с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dro_kratko.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮГО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОУ ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

«БУТОВО»

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГОУ ЦПМСС «Бутово»

_______________    Давидюк С.В.

                                                                   «_____» ___________ 20__ год

 

«СОГЛАСОВАНО»                                                           «СОГЛАСОВАНО»                                                              

Председатель научно-                                          

методического совета                                         ОМЦ ЮЗОУО ДО

 г. Москвы

ГОУ ЦПМСС «Бутово»

__________ к.псих.н. О.А. Щанкина               _____________ Е.В. Харисова

«____» _____________ 20__ года                     «_____» __________ 20__ года

Программа

Тренинга детско-родительского взаимодействия

Направленность:  социально - психологическая

Составители: педагог-психолог Назарова С. Е.

Требования, предъявляемые к специалисту: высшее психологическое образование, навык ведения групповой работы.

Программа рассчитана на  24   практических часов.

Возрастная категория дошкольный и младший школьный возраст

Москва 2014

I. Пояснительная записка к программе

В настоящее время  в практике психологического консультирования остро встает проблема детско-родительского взаимодействия в рамках семейной системы. Наибольшую актуальность  для родителей приобретают вопросы возрастных особенностей ребенка, конструктивного и диалогичного общения с ним, выбора оптимального способа выхода из конфликтных ситуации,  счастливого  межличностного взаимодействия родителей с детьми.  

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

В психолого-педагогической литературе представлено большое количество работ, изучающих типы отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения (Д. Боулби, 1988; А. С.Гарбузов, 1990;  А.И. Захаров, 1995; М.Д. Эйнсуорт, 1963; и др.).

В них описываются качества матери, способствующие формированию прочной и непрочной привязанности ребенка; выявляются характеристики «оптимальной матери» или «достаточно хорошей матери», рассматриваются различные модели родительского поведения.

Убедительны и демонстративны наблюдения и исследования, посвященные влиянию неправильных или нарушенных родительских отношений, например, материнской депривации (И. Ландгмеер, З. Матейчик, 1985; Е. Т. Соколова, 1981; Д. Боулби 1953; М. Д. Эйнсуорт, 1964).

В отечественной науке и практике детско-родительские взаимоотношения изучали: А. Я. Варга, В. В. Столин, А. С. Спиваковская и др. В отечественной литературе предложена широкая классификация стилей семейного воспитания подростков с акцентуациями характера и психопатиями, а также указывается, какой тип родительского отношения способствует возникновению той или иной аномалии развития (А. Е. Личко, 1979; Э. Г. Эйдемиллер, 1980).

     Из обзора литературы хорошо видно, что к нарушению темпа психического развития ребенка приводит сочетание неоднородных факторов. Эти факторы часто находятся в различном сочетании друг с другом, с преобладанием того или иного вида дефицитарности и психогенных влияний.

Родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.  И для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком.

В истории родительства все более явной становится тенденция возрастания значения института семьи. Прежде ответственность за воспитание ребенка возлагалась на общество, в то время как индивидуальное родительство охватывало лишь относительно непродолжительный период детства ребенка до начала вступления его в трудовую деятельность или начала выполнения им социальных функций, но с изменением задач социализации ребенка в рамках семейного воспитания на каждой из возрастных стадий его развития претерпевают изменения также конкретные формы и средства воспитательных воздействий, характер отношений ребенка с родителями.

Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка — потребности в социальном контакте,  базового доверия к миру (Э. Эриксон) и привязанности  (Д. Боулби, М. Эйнсворт) в младенчестве: формирование предметно-орудийной компетентности в раннем возрасте и социальной компетентности в дошкольном, сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте; создание условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте. Эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с партнером, совместная деятельность и сотрудничество со взрослым как образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка.

Цель данной программы: оптимизация детско-родительских отношений в диаде «ребенок-родитель»

Задачи:

1. Сопровождение родителей с детьми дошкольного, школьного и подросткового возрастов, психологическая поддержка родителей на кризисных этапах развития детско-родительских и семейных отношений;

2. Осознание родительской позиции, стиля воспитания и возрастных особенностей ребенка.

3. Освоение навыков эффективного взаимодействия родителей с детьми, оптимизация коммуникаций в семье.

4. Организация рефлексивных процессов собственного детского опыта родителями и их взаимосвязь с актуальными паттернами воспитания и взаимодействия с собственным ребенком.

 

Структура программы:

Программа включает ряд этапов:

- Диагностический

- Информационно-обучающий

- Рефлексивный

- Консультативный (по запросу родителей)

Основные этапы программы:

- Диагностический этап –  включает в себя сбор первичной информации о трудностях детско-родительских взаимоотношений, семейной ситуации, проблемных зон в процессе индивидуальной психологической консультации.

Последующая диагностическая работа в рамах групповых тренинговых занятий нацеленная на выявление актуальных трудностей в детско-родительских взаимоотношениях, родительского стиля воспитания и родительской самооэффективности.

- Информационно-развивающий этап – направлен на расширение понятийных представлений родителей о эффективном взаимодействии с детьми,  осознание имеющейся (настоящей) родительской позиции и построение собственной модели взаимоотношений с ребенком, освоение и закрепление (отработка) полученных знаний и навыков.

- Рефлексивный этап – направлен на самоосознание и закрепление полученного опыта в ходе тренинговых занятий.

- Консультативный этап – является дополнительным и ориентирован на индивидуальный запрос родителей.  

Общая структура занятия включает следующие элементы :

- Приветствие (направлен на разогрев, настрой на работу, создание безопасной групповой атмосферы)

-Обсуждение домашнего задания (связь с прошлым  занятием, обмен собственным опытом успехов и неудач, и актуализация эмоционального состояния «здесь» и «сейчас»)

- Психогимнастика (разминочные упражнения, позволяющие оптимизировать эмоциональное состояние участников группы, уровень их активности, настрой на продуктивную деятельность в группе)

сновная часть ( нацелена на информирование и отработку  навыков эффективного взаимодействия, самоопределения и выбора оптимального способа взаимодействия с ребенком, исходя из полученного тренингового опыта;  включает совокупность психотехнических приемов и упражнений, направленных на решение задач программы и выполнения упражнений, связанных с темой занятия)

-Рефлексия занятия (нацелена на личную оценку  приобретенного опыта и психологического состояния в  ходе групповой работы  и возможности переноса знаний и навыков в реальную ситуацию взаимодействия с ребенком).

-Домашнее задание.

II.  Тематический план

тема

Теория

Практика

Общее время

1

Самоанализ родительства (Какой я родитель?)

1

3

4

2

Родительские роли и позиции

1

3

4

3

  Семейная коммуникация (я и ты высказывания; явная и скрытая)

1,5

2,5

4

4

Вопросы дисциплины (поощрения и наказания)

2

2

4

5

Мир взрослый и детский (совместное общение и взаимодействие)

4

4

6

Я+ Ты = семья

4

4

5,5

18,5

24 часа

III. Основная часть

Занятие 1 Самоанализ родительства.

Цель: - Знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы.

        - Выяснение ожиданий и опасений родителей.

        - Общая ориентировка в актуальных проблемах.

Задачи:

- Создание безопасной атмосферы и позиции самоисследования.

- Анализ собственных представлений о воспитании.

- Расширение представлений о роли родителя в воспитании.

Содержание занятия:

- Знакомство с правилами работы в группе (активность, искренность, этичность, уважение к мнению другого и т.д.)

- Выявление социальных стереотипов в отношении родительства и воспитания детей.

Метод: мозговой штурм.

-Образ моего ребенка. Придумать образ и описать основные характеристики.

Метод: Активное воображение, презентация.

- Образ родителя: какой я родитель на данный момент?

Метод: самопрезентация, анализ в группе – создание собирательного образа «реального» родителя.

- Обобщение: Реальный и идеальный родитель.

Метод: мозговой штурм, выработка обобщенного списка.

-Домашнее задание: придумать личную метафору отражающую позицию родителя при воспитании.

- Подведение итогов дня.

Метод: Шеринг.

Занятие 2 Родительские роли и позиции.

Цель: - Диагностика и анализ родительских ролей и позиций.

Задачи: - Исследование и Осознание индивидуального стиля воспитания.

            - Ознакомление с альтернативными стилями воспитания.

            - Формирование рефлексивного взгляда на собственную позицию родителя.

Содержание:

- Диагностика индивидуального стиля воспитания.

Метод: Опросник родительского стиля воспитания Столин, Варга.

- Информирование группы по вопросам различных стилей и моделей воспитания (демократичный, гиперопекающий, авторитарный и т.д.).

Метод: Теоретическое информирование и групповой анализ полученных результатов.

- Разыгрывание ролевых ситуаций с разным стилем поведения (на основе ситуаций реального взаимодействия родителей с детьми).

Метод: Ролевые игры с последующим групповым обсуждением.

- Информирование группы по транзактному анализу Э. Берна.

Метод: мини-лекция.

- Организация ролевого взаимодействия с позиций: ребенок, родитель, взрослый. Ведущие моделируют ситуации взаимодействия родителя с ребенком, которые в дальнейшем разыгрываются участниками группы.

Метод: Ролевая игра, групповое обсуждение.

- Разыгрывание ситуаций взаимодействия родителя с ребенком в позициях «сверху», «снизу», «на равных».

Метод: ролевые игры с последующим обсуждением.

- Подведение итогов дня.

- Шеринг.

Занятие 3 Семейная коммуникация.

Цели: - Овладение приемами активного слушания.

          - Развитие навыков активного слушания и я-высказывания.

Задачи: - Анализ актуальной коммуникации в семье.

              - Расширение представлений о способах эффективного общения.  

              - Овладение приемами конструктивного общения.

Содержание:

- Моделирование ситуаций из реального опыта общения родителей с ребенком (ситуация, слова и действия родителей).

Метод: проблематизация и анализ ситуаций общения.

- Информирование участников группы о способах конструктивного общения с детьми: Я-сообщения, активное слушание; приемы саморегуляции эмоционального состояния родителей.

 Метод: мини лекция. Введение схем Я-сообщения (ситуация-чувства- пожелание).

- Отработка навыков Я-сообщения и активного слушания в ситуациях смоделированных ведущими. Участникам раздаются карточки с описанием проблемных ситуаций. Необходимо выработать варианты возможных Я-сообщений в заданной ситуации, отследить эмоциональные состояния в ответ на данную ситуацию.

Метод: ролевое моделирование, презентация и анализ.

- Закрепление навыка Я-сообщения в реальных ситуациях взаимодействия. Метод: Ролевая игра, при которой  участники занимают позицию «ребенка» и общаются с «взрослым».

- Тренировка навыков активного слушания. Овладение приемами парафраз, выделение позитивных намерений ребенка, понимание возможных чувств ребенка. Ролевые ситуации задаются ведущими.

Метод: ролевая игра, обсуждение, рефлексия.

- Отработка навыков саморегуляции эмоционального состояния участников.

Метод: прогрессивная мышечная релаксация.

-Подведение итогов.

Метод: рефлексия с целью интеграции полученных навыков. Шеринг по результатам дня.

-Домашнее задание: ведение дневника самонаблюдения по полученной схеме (ситуация- чувства ребенка- чувства родителя- использование приемов конструктивного взаимодействия ( Я-высказывание, парафраз и т.д.))

Занятие 4 Вопросы дисциплины ( поощрения и наказания)

Цель: Расширение представлений о способах родительского контроля, способах поощрений и наказаний.

Задачи:

- Сбор информации по имеющимся способам поощрения и наказания.

- Информирование родителей о эффективных способах поведения с ребенком в конфликтных ситуациях.

- Овладение навыками эффективного взаимодействия с ребенком в проблемных ситуациях.

Содержание:

- Выявление актуальных способов поощрения и наказания и приемов организации дисциплины.  ( Кто, что и как делает?)

Метод:  проблемно-поисковая деятельность, мозговой штурм, обсуждение в группе и проблематизация.

- Информирование участников группы о способах поведения с ребенком в проблемных ситуациях (эффективные, неэффективные: физические наказания, требования и запреты, лишение привилегий, способы подкрепления желательного поведения).

- Обсуждение и оценка эффективных и неэффективных дисциплинарных приемов на  основе собственного детского и родительского опыта. Выделение наиболее действенных приемов.

Метод: групповая дискуссия.

- Практическая демонстрация. Ведущие разыгрывают  ролевые ситуации на основе различных дисциплинарных приемов. Участники  принимают активное участие в роли детей и наблюдателей.

Метод:  Демонстрация, дискуссия по наблюдению.

- Информационный блок. Семейный совет - что  это? Правила организации.

Метод: мини-лекция.

-Организация практической, групповой работы с целью выработки общих правил и обязанностей детей и взрослых с учетом возраста (дошкольный, младший школьный возраста). Создание  списков обязанностей по возрастам.

Метод: проблемно-поисковая деятельность участников.

-Подведение итогов. Шеринг.

Занятие 5  Мир взрослый и детский.

Цель: - Организация условий для получения нового, положительного опыта при взаимодействии родитель-ребенок.

        - Анализ возникающих трудностей при взаимодействии в диаде родитель-ребенок.

Задачи: - Создание условий для совместной деятельности родителей и детей.

           - Отработка навыков эффективного взаимодействия в совместной деятельности родителей и детей.

           - Психологическая поддержка родителей и детей, положительное подкрепление  навыков конструктивного взаимодействия родителей с детьми.

Содержание:

- Знакомство, введение правил.

- Совместная презентация родителей и детей (Моя мама, Мой ребенок).

- Совместный рисунок в паре родитель – ребенок без слов (стратегии поведения, позиция родителя во взаимодействии: сверху, снизу, на равных).

- «Умеем ли мы договариваться?» - группа детей против группы родителей. Задача взрослых и детей договориться по определенному вопросу (например, выполнение домашнего задания, как проводить свободное время и т.д.), при этом родители используют приобретенные навыки.

Метод: Ролевая игра, обсуждение трудностей, возникающих при упражнении.

- Сказка. Четкая инструкция, все говорят по одному предложению по кругу взрослые и дети.

- «Слепой и поводырь» с последующим обсуждением способа взаимодействия родителя с ребенком – спасает,  подстраивается, проявляет активность,  направляет ребенка или диктует.

Метод: Игровое взаимодействие, обсуждение.

- Завершение занятия. Продолжить фразу: «Мне понравилось, мне не понравилось…».

- Домашнее задание для родителей – ответьте за ребенка:

- Мой любимый цвет

- Мой любимый герой сказки или мультфильма

- Если бы я был волшебником, то…

- Больше всего я хочу…

- Я боюсь..

- Когда я вырасту, то…

Занятие 6 Я+Ты=Семья.

Цель: - Оптимизация детско-родительского взаимодействия.

Задачи: - Создание условий для совместной деятельности родителей и детей.            

               - Отработка навыков эффективного взаимодействия в совместной деятельности родителей и детей.

           - Психологическая поддержка родителей и детей, положительное подкрепление  навыков конструктивного взаимодействия родителей с детьми.

Содержание:

- Детская группа отвечает на вопросы, которые были заданы родителям, с последующим сравнением детских и взрослых ответов. Возможен анализ расхождений и совпадений.

- Фанты – понять без слов (детская и взрослая группа):

Взрослые и дети предъявляют задуманные фанты, изображая без слов. Родители, угадывая, могут задавать вопросы, используя  приемы активного слушания.

- Свободное  игровое взаимодействие.

Каждому участнику предлагается на выбор игрушки, после чего каждому родителю следует вступить во взаимодействие  с каждым из детей (игрушкой), вступить в контакт и познакомиться. Родители используют различные позиции, способы коммуникации, отмечая для себя наиболее комфортные и эффективные.

Обсуждение впечатлений и степени комфорта при взаимодействии.

- Совместный коллаж в диаде родитель-ребенок на тему: «Наша семья». С последующим предъявлением и групповым обсуждением.

- Чемодан в дорогу (Я беру с собой в дорогу…) Пожелания участникам группы.

- Завершение занятия. Подведение итогов. Обратная связь группе и ведущим.

IV. Критерии оценки результативности работы по программе.

Результаты занятий родителей с детьми по программе оцениваются следующим образом:

- Обратная связь от участников группы по вопросам выполнения домашнего задания,  трудностей и успехов при использовании нового знания.

- Самоотчет по ведению дневника самонаблюдения, в котором фиксируются родителем основные достижения и трудности.

- По способности взаимодействовать, договариваться с ребенком, находить новые способы взаимодействия.

- Креативно относится к жизненным, проблемным ситуациям, и находить выход из них.

- По способности принимать самостоятельные решения.

- По активности, включенности в групповой процесс.

- По формированию социально-психологических навыков общения  и взаимодействия с  ребенком.

Позиция родителя является основой оптимизации детско-родительского взаимодействия, что позволяет повысить уровень коммуникации, доверия и сотрудничества при взаимодействии родителей и детей. В ходе программы участники (родители и дети) приобретают позитивный опыт, что влияет на изменение самоидентичности себя как родителя и способность отделить проблемы от личности как собственной, так и ребенка.   Изменение родительской позиции является существенной  предпосылкой для улучшения ситуации взаимоотношений с ребенком. Формирование новых позиций и навыков конструктивного общения и взаимодействия родителей и детей обеспечивает повышение уровня родительской эффективности.

V. Условия проведения программы:

1. Группы формируются по возрастному критерию: родители детей дошкольного и младшего школьного возраста, родители с детьми старшего школьного и подросткового возраста

2. Оптимальное число участников тренинговой группы: до 10-12 человек (родители)

3. Программа включает 2 блока: индивидуально с родителями – 4 занятия, совместные занятия  в паре родитель-ребенок – 2 занятия.

4. Продолжительность тренинговых занятий с родителями – 4 часа, совместные занятия в паре родитель-ребенок – 4 часа. Общая продолжительность тренинговой программы – 24 часа.  Тренинговая группа проводится в день, согласованный с участниками группы.

5. Группы являются закрытыми, формируются по результатам индивидуальных консультаций.

6. Помещение площадью, вместимостью до 12 человек, свободное и проветриваемое.

7. Маркеры, фломастеры, мелки,  краски, кисти, бумага различного формата (А-3, А-4), клей, ножницы.    

VI. Список используемой  литературы

  1. Аллан Джон, Ландшафт детской души. Психологическое консультирование в школах и клиниках. Перевод Ю.М. Донца, СПб, изд. Диалог, 2000.

  1. Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты. — М., "КСП", 2002.

  1. Байярд Р. Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. Семья и школа., М., 1995.

  1. Белкин А. С. Знаете ли вы своего ребенка. — М., 1986.

  1. Бернис Б. Грюнвальд, Гарольд В. Макаби Консультирование семьи. Практическое руководство, Когнито-центр, М., 2004.

  1. Васильченко К. В. Путешествие в страну "Я". — Донецк, Сталкер, 1996.

  1. Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. –М.- изд. Ось-89, 2001.

  1. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как?, М.,2003.

  1. Делла Торре А. Ошибки родителей. — 3-е изд. — М., 2003.

  1.  Джексон П. Импровизация в тренинге.-СПб, Питер, 2004.

  1.  Джайнотт Х. Дж. Родители и дети. М., 1986.

  1.  Дрейкурс Р. Счастье вашего ребенка. Книга для родителей. М., 1986.

  1.  Зеньковский В. В. Психология детства. — М., Академия, 1996.

  1.  Коротаева Е. В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. — М., "КСП", 1997.

  1.  Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. М., 1998.

  1.  Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб. Изд. Речь, 2000.

  1.  Оклендер В. Окна в мир ребенка, М., Класс, 1997.

  1.  Паркинсон К. Н., Растомжи М. К., Паври С. Дети, как их воспитывать. — Спб., 1992.

  1.  Петрова Л.И. Детская психология. Адаптация ребенка в современном мире. Ростов на Д.:Феникс, 2007.

  1.  Плотниекс И. Психология в семье. — М., 1999.

  1.  Популярная психология для родителей (Под ред. А. А. Бодалева.) — М., 1998.

  1.  Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., педагогика-экспресс, 2003.

  1.  Смирнова Т.П. психологическая коррекция агрессивного поведения детей,Ростов на Дону, «Феникс», 2007.

  1.  Снайдер М., Снайдер Р.,—  Ребенок как личность. — М., Спб., 1995.

  1.  Соколова В. Н., Юзефович Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире. —

М., 1991.

  1.  Спиваковская А. С. Как быть родителями. О психологии родительской любви. — М., 1986.

  1.  Фромм А. Азбука для родителей. — Л., 1991.

  1.  Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. 220 упражнений для развития способностей. СПб.-Ювента, Институт тренинга. 1999.

  1.  Хухлаева О., Хухлаев О, Первушина И. Маленькие игры в большое счастье. М.- Апрель Пресс, изд. Эксмо, 2005.

  1.  Штольц X. Каким должен быть твой ребенок? / Анзорг Л. Дети и семейный конфликт. — М., 1987.

  1.  Цзен  Н., Пахомов Ю., Психотренинг: игры и упражнения, 2 изд-е, М., Класс, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг детско-родительских отношений "Мы вместе!"

Занятие детско-родительского клуба "Радуга" для обучающихся 1-4 классов...

Конспект тренинга детско-родительских отношений в старшей группе

Задачи:Снятие эмоционального и мышечного напряжения;Снижение  импульсивности; тревоги, агрессии;Совершенствование коммуникативных навыков и творческих способностей;Воспитание межличностного довер...

Тренинг детско-родительских отношений "Ковер мира"

Детско-родительский тренинг – это активная форма взаимодействия детей и родителей, которые хотят изменить свои отношения. Сделать взаимодействия открытым и доверительным.Атмосфера тренинга созда...

Тренинг детско-родительских отношений «Пять путей к сердцу друг друга»

Трениг направлен на сблтжение родителей и детей, гармонизацию эмоциональных связей в семье. Трениг поможет родителям лучше узнать и понять своих детей, т.к. современным родителям не хватает времени на...

Детско-родительский клуб "Ответственное родительство"

Детско-родительский клуб "Ответственное родительство" - это образовательный проект для думающих родителей. Мы объединяем родителей, которые думают о: здоровье своем и своих детей, полноценно...

Тренинг детско-родительских отношений

Как улучшить отношения между родителями и детьми? В этом может помочь тренинг....

Тренинг детско-родительского общения «ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ БЕСКОНФЛИКТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ПОДРОСТКАМИ"

Цель:  повышение  психологической  культуры родителей  при общении с подростками.Задачи:1. Научиться понимать внутренние мотивы поведения подростка.2. Выявить условия, необходимые...