диагностический инструментарий по выявлению детей и подростков группы риска по склонности к суициду
материал по психологии на тему

Гаврилова Ольга Владимировна

диагностический инструментарий по выявлению детей и подростков группы риска по склонности к суициду

Скачать:


Предварительный просмотр:

Графическая методика “Кактус” (М.А.Панфилова)

Цель: Методика предназначена для  исследования эмоционально-личностной сферы детей и подростков.

           При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А 4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием восьми «люшеровских» цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Обработка данных:

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

• пространственное положение

• размер рисунка

• характеристики линий

• сила нажима на карандаш

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

•характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.)

• характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)

•характеристика иголок (размер, расположение, количество)

Интерпретация результатов: по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка :

 • Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

• Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.

• Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.

• Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.

• Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

• Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

• Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

• Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами

• Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

• Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

• Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.

• Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

• Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

 После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:

1. Этот кактус домашний или дикий?

2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?

3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?

5. Какие у кактуса есть ссоседи?

6. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?

Протокол проведения и анализ теста «Кактус»

Ф.И. ребёнка__________________________________________, возраст_____________, группа_________ дата провед.___________________

Цель исследования: исследование эмоционально-личностной сферы ребёнка.

Краткая  обработка графической информации.

Вывод

1

пространственное положение, размер рисунка

рисунок в центре

нормальный уровень самооценки, отсутствие неудовлетворенности своим положением и каких-либо особенных притязаний

крупный рисунок ( чем крупнее -  тем более выражено)

эгоцентризм, стремление к лидерству,  настаивание на своем мнении как единственно верном

маленький рисунок, расположенный внизу листа (чем ниже – тем менее выражено)

неуверенность в себе, зависимость

рисунок расположен вверху (чем сильнее - тем более выражено)

высокий уровень самооценки

сдвиг влево (чем сильнее - тем более выражено)

интровертированность

сдвиг вправо (чем сильнее - тем более выражено)

экстровертированность

2

характеристики линий и силы нажима на карандаш 

сильный нажим на карандаш, прерывистость линий, использование внутренней штриховки (чем больше – тем сильнее выражено)

склонность к импульсивности, тревожности, подавленности настроения

форма кактуса простая

нет ярко выраженных отклонений в ту или иную сторону

форма кактуса замысловатая, причудливая и витиеватая (чем больше – тем сильнее выражено)

Демонстративность и наигранность характера

расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса

скрытность, осторожность, замкнутость, малообщительность, уклончивость, предосторожность

  использование темных цветов в варианте с цветными карандашами

тревожность

изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами

оптимизм

наличие мягких линий и форм

женственность, мягкость

тонкие линии, определенная «легкость» нажима, свободность линий в рисунке, присутствие элементов, придающих кактусу привлекательность

покладистый, мягкий характер личности, чувство юмора, положительный  настрой, открытость

3

характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.)     

изображение дикорастущего, пустынного, нокультуреного  кактуса

отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества осознанно выбранное или вынужденное

наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

стремление к домашней защите, домашнему уюту, чувство семейной общности

кактус «растет» на рисунке «из ниоткуда», то есть отсутствует даже малейшая основа

в реальности нет опоры в виде домашнего уюта,  имеет проблемы с близкими людьми и подсознательно чувствует неприятие, отторжение, нехватку домашней защищенности.

наличие на рисунке других кактусов или цветов

экстравертированность

на рисунке изображен только один кактус

интровертированность

4

характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)

отрывистые линии, сильный нажим.

импульсивность

наличие  украшений, цветов

женственность, мягкость

наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

демонстративность, открытость

5

характеристика иголок (размер, расположение, количество)

наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу (чем сильнее и больше - тем более выражено)

высокая степень агрессивности, враждебности

  Умеренное количество и длина иголок

определенного рода защита от окружающей среды, необходимая для сохранения целостности личности

6

Наличие «деток» на кактусе

«детки» на кактусе  (чаще всего «детки» встречаются на «одомашненных» кактусах)

внутрисемейные отношения эмоционально благоприятные, стремление к созданию семьи

7

отношение к заданию

интерес к заданию, воодушевление, отдельные радостные реплики ребёнка

благоприятное психоэмоциональное состояние ребёнка на момент обследования

наличие мягких линий и форм, украшений, цветов

женственность, мягкость

8

Присутствие дополнительных элементов

надписи, подписи под рисунками, пояснения, а также другие животные, растения и т.д.  

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 



Предварительный просмотр:

Рисуночный тест  «Человек дождя» авт.  Лилия Илюшина

http://sova-golova.ru/wp-content/uploads/2010/11/chelovekdojda-300x197.jpg

«Познай себя, и ты познаешь весь мир!» – говорили древние. Психологам давно известно, что в увлекательном деле психодиагностики самого себя и других неоценимую роль играют рисуночные тесты. Они позволяют разглядеть зашифрованные в рисунке наши бессознательные импульсы и переживания, помогают заглянуть в потаенные уголки собственной души. Ведь изображая что-либо на листке бумаги, мы, так или иначе, рисуем самих себя.

Что скрывал Карлсон? Помните, как похвалялся своими выдающимися художественными достижениями Карлсон? И как был удивлен Малыш, когда обнаружил в квартире «самого лучшего в мире рисовальщика» единственный, одиноко висящий на стене лист бумаги, в нижнем углу которого сиротливо притаился крохотный петушок? «Очень одинокий петух» – так называлось произведение.

Что можно сказать об авторе этой картины – Карлсоне? Увы, что бы там ни вещал о себе «самый лучший рисовальщик петухов», «товарищ по играм», «истребитель плюшек» и, казалось бы, весьма уверенный в себе мужчина в самом рассвете сил, – на самом деле он одинок ничуть не меньше, чем сотворенное им пернатое. Кроме того, судя по рисунку, он имеет крайне низкую самооценку и, вероятно, находится в депрессии.

Рисуночный тест «Человек под дождем»

Понять, как человек реагирует на стресс, способен ли он успешно преодолевать жизненные трудности, какими личными ресурсами он располагает, чтобы справиться с ударами судьбы, можно узнать, предложив ему нарисовать человека под дождем. Этот рисуночный тест достаточно информативен и довольно часто используется в психодиагностике.

Нам понадобится:

Лист бумаги формата А4, простой карандаш (желательно мягкий) и ластик.

Нарисуйте на листе бумаги человека под дождем

Нарисовали? Читайте интерпретацию рисунка …

Это продолжение статьи «Человек дождя»

Прежде чем приступить к интерпретации рисунка, постарайтесь «войти» в него, почувствовать, какое настроение у изображенного на нем героя. Какое впечатление производит увиденная вами картина? Какие эмоции она вызывает?

Это важно понять, ведь перед нами не что иное, как автопортрет художника на фоне стрессовой ситуации. В качестве символического стресса в данном случае выступает дождь. Как поведет себя настигнутый стихией человечек на рисунке? Попытается спрятаться или убежать? Сумеет защититься от непогоды, облачившись в непромокаемый плащ? Раскроет зонт? Наденет резиновые сапоги? Или будет беспомощно стоять на месте, поливаемый струями дождя? Впрочем, может, он как раз любит дождик, и не имеет ничего против того, чтобы иногда побегать по лужам…

Интерпретация рисунка:

Тяжелые грозовые тучи, вспышки молний, темное небо, плотная стена проливного дождя на рисунке могут свидетельствовать о том, что и в реальной жизни рисовавшего в данный момент наблюдается «ненастная погода». Возможно, он пребывает в подавленном состоянии или депрессии.

Ураган или сильный ветер, сметающий все на своем пути и затрудняющий движение нарисованного человека, символизируют его чувство беспомощности перед внешними обстоятельствами.

Лужи или грязь на рисунке (особенно если сам герой стоит в луже) часто изображают люди чувствительные, не обладающие «толстой кожей», долго переживающие собственные неудачи и удары судьбы.

Радуга или выглядывающее из-за туч солнце – символы надежды на благоприятное разрешение тяжелой ситуации, счастливое избавление от проблем, которое придет извне.

Зонт, капюшон, плащ, головной убор или другие средства защиты от дождя говорят об умении рисовавшего защищаться от житейских бурь, принять, в случае необходимости, вызов судьбы и постоять за себя.

Изображение человека помещено в угол листа – возможно, депрессивное состояние, человек как бы «загнан в угол» сложившимися жизненными обстоятельствами или забился туда, осознавая собственную беспомощность.

Слишком маленькая фигура – свидетельство низкой самооценки, потребность в поддержке.

Фигура находится в движении – склонность к активным действиям. При этом важно понять, какой характер эти действия носят. Например, человек может спасаться от стихии бегством, может метаться в панике, поливаемый струями дождя, а может и беспечно скакать по лужам, не испытывая ровным счетом никакого дискомфорта. В последнем случае можно говорить о том, что рисовавший имеет достаточное количество творческих ресурсов для противостояния житейским неурядицам.

Пол изображенного человека тоже служит показателем того, какой тип реакции на стресс присущ испытуемому.

Мужская фигура на рисунке говорит о «мужском» типе реагирования, о том, что автор, столкнувшись с трудными жизненными обстоятельствами, проявляет активность, ищет выход из положения, способен брать на себя ответственность за происходящее.

Женская фигура – напротив: пассивность, ранимость, желание опереться на чье-то крепкое плечо, делегировать полномочия разбираться с собственными проблемами кому-то еще.

Возраст человека на рисунке иногда не соответствует возрасту того, кто его рисовал. Увеличение возраста нарисованного человечка относительно собственного может говорить о высокой ответственности и личностной зрелости рисовавшего, его стремлении проявлять мудрость в любых обстоятельствах.

Значительное уменьшение возраста, изображение взрослым человеком детской фигурки указывает на сильно выраженное в авторе детское начало.

При этом если нарисованный ребенок выглядит покинутым, растерянным и беспомощным, – велика вероятность того, что и в случае реальных жизненных испытаний нарисовавший его может повести себя инфантильно, ожидая, что кто-то более сильный о нем позаботится: «возьмет под свое крыло» или «тучи разведет руками».

Изображение счастливого и беззаботного ребенка, веселящегося под проливным дождем, может натолкнуть на мысль об изрядном оптимизме автора (увы, не всегда оправданном).

Руки символизируют активность и общительность.

Руки, широко расставленные в стороны, – признак высокой контактности, открытости и экстраверсии.

Плотно прижатые к телу или спрятанные за спиной – интровертность, замкнутость.

Отсутствие рук – беспомощность, неприспособленность к жизни.

Ноги – символ опоры, практичности и устойчивости.

Крупные, удлиненные ступни, нарисованные в профиль – уверенность в себе.

Слишком маленькие – могут говорить о пассивности, зависимости от других, несамостоятельности, слабой ориентации в быту, – человек как бы «не стоит на ногах».

Шея – символ контроля, показывающий связь сферы контроля (головы) со сферой влечений (телом).

Слишком длинная или подчеркнутая шея – потребность контролировать собственные импульсы.

Слишком короткая шея или ее отсутствие – регулярные уступки своим желаниям и слабостям.

Дополнительные образы и детали на рисунке: дома, деревья, автомобили, животные, а также сумочки, цветы, трости и прочие предметы, находящиеся в руках у нарисованного человека, могут говорить о стремлении уйти от проблем, переключаясь на что-то извне.

Протокол проведения и анализ теста «Человек под дождём»

Ф.И.__________________________________________,класс_____________,дата________

Цель исследования: исследование реакции человека на стресс, его способности преодолевать жизненные трудности.

Краткая  обработка графической информации.

Вывод

1

Тяжелые грозовые тучи, вспышки молний, темное небо, плотная стена проливного дождя

Пребывает в подавленном состоянии или депрессии.

2

Ураган или сильный ветер, сметающий все на своем пути и затрудняющий движение нарисованного человека

чувство беспомощности перед внешними обстоятельствами

3

Лужи или грязь на рисунке (особенно если сам герой стоит в луже)

Чувствительный человек, долго переживающий собственные неудачи и удары судьбы.

4

Радуга или выглядывающее из-за туч солнце

надежды на благоприятное разрешение тяжелой ситуации, на счастливое избавление от проблем, которое придет извне.

5

Зонт, капюшон, плащ, головной убор или другие средства защиты от дождя

Умение защищаться от житейских бурь, постоять за себя

6

Изображение человека помещено в угол листа

Возможное депрессивное состояние, человек как бы «загнан в угол» сложившимися жизненными обстоятельствами или забился туда, осознавая собственную беспомощность

7

Слишком маленькая фигура

Низкая  самооценка, потребность в поддержке

Фигура находится в движении:

-спасается от стихии бегством, может метаться в панике, поливаемый струями дождя;

-беспечно скачет по лужам, не испытывая никакого дискомфорта

склонность к активным действиям:

-не имеет ресурсов для защиты и сопротивления ;

- имеет достаточное количество творческих ресурсов для противостояния житейским неурядицам

8

Мужская фигура

говорит о «мужском» типе реагирования, о том, что автор, столкнувшись с трудными жизненными обстоятельствами, проявляет активность, ищет выход из положения, способен брать на себя ответственность за происходящее

9

Женская фигура

пассивность, ранимость, желание опереться на чье-то крепкое плечо, делегировать полномочия разбираться с собственными проблемами кому-то еще

10

Увеличение возраста нарисованного человечка относительно собственного

говорит о высокой ответственности и личностной зрелости рисовавшего, его стремлении проявлять мудрость в любых обстоятельствах

11

Значительное уменьшение возраста, изображение взрослым человеком детской фигурки

указывает на сильно выраженное в авторе детское начало

12

При этом если нарисованный ребенок выглядит покинутым, растерянным и беспомощным

велика вероятность того, что и в случае реальных жизненных испытаний нарисовавший его может повести себя инфантильно, ожидая, что кто-то более сильный о нем позаботится

13

Изображение счастливого и беззаботного ребенка, веселящегося под проливным дождем

Говорит об изрядном оптимизме, не всегда оправданном

14

Руки, широко расставленные в стороны

признак высокой контактности, открытости и экстраверсии

15

Плотно прижатые к телу или спрятанные за спиной

интровертность, замкнутость

16

Отсутствие рук

беспомощность, неприспособленность к жизни

17

Крупные, удлиненные ступни, нарисованные в профиль

уверенность в себе

18

Слишком маленькие ступни

пассивность, зависимость от других, несамостоятельность, слабая ориентация в быту, – человек как бы «не стоит на ногах».

19

 Слишком длинная или подчеркнутая шея

потребность контролировать собственные импульсы

20

Слишком короткая шея или ее отсутствие

регулярные уступки своим желаниям и слабостям

21

Дополнительные образы и детали на рисунке: дома, деревья, автомобили, животные, а также сумочки, цветы, трости и прочие предметы, находящиеся в руках у нарисованного человека

Говорят о стремлении уйти от проблем, переключаясь на что-то извне

Примечания______________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Методика диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенка

Методика предназначена для диагностики таких психических состояний как: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность.

Инструкция к тесту

Предлагаем вам описание различных психических состоянии. Если вам это состояние часто присуще, поставьте 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, поставьте 1 балл, если совсем не бывает – 0 баллов.

Тестовый материал

  1. Не чувствую в себе уверенности.
  2. Часто из-за пустяков краснею.
  3. Мой сон беспокоен.
  4. Легко впадаю в уныние.
  5. Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях.
  6. Меня пугают трудности.
  7. Люблю копаться в своих недостатках.
  8. Меня легко убедить.
  9. Я мнительный.
  10. Я с трудом переношу время ожидания.
  11. Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых все-таки можно найти выход.
  12. Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.
  13. При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.
  14. Несчастья и неудачи ничему меня не учат.
  15. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.
  16. Я нередко чувствую себя беззащитным.
  17. Иногда у меня бывает состояние отчаяния.
  18. Я чувствую растерянность перед трудностями.
  19. В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы пожалели.
  20. Считаю недостатки своего характера неисправимыми.
  21. Оставляю за собой последнее слово.
  22. Нередко в разговоре перебиваю собеседника.
  23. Меня легко рассердить.
  24. Люблю делать замечания другим.
  25. Хочу быть авторитетом для других.
  26. Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.
  27. Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.
  28. Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.
  29. У меня резкая, грубоватая жестикуляция.
  30. Я мстителен.
  31. Мне трудно менять привычки.
  32. Нелегко переключать внимание.
  33. Очень настороженно отношусь ко всему новому.
  34. Меня трудно переубедить.
  35. Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы освободиться.
  36. Нелегко сближаюсь с людьми.
  37. Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.
  38. Нередко я проявляю упрямство.
  39. Неохотно иду на риск.
  40. Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня.

Обработка результатов теста

Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов:

  • I. Вопросы №1-10 – тревожность;
  • II. Вопросы №11-20 – фрустрация;
  • III. Вопросы №21-30 – агрессивность;
  • IV. Вопросы №31-40 – ригидность.

Иинтерпретация результатов теста

I. Тревожность:

  • 0-7 баллов – тревожность отсутствует;
  • 8-14 баллов – тревожность средняя, допустимого уровня;
  • 15-20 баллов – высокая тревожность.

II. Фрустрация:

  • 0-7 баллов – имеете высокую самооценку, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей;
  • 8-14 баллов – средний уровень, фрустрация имеет место;
  • 15-20 баллов – у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы.

III. Агрессивность:

  • 0-7 баллов – вы спокойны, выдержаны;
  • 8-14 баллов – средний уровень агрессивности;
  • 15-20 баллов – вы агрессивны, не выдержаны, есть трудности при общении и работе с людьми.

IV. Ригидность:

  • 0-7 баллов – ригидности нет, легкая переключаемость;
  • 8-14 баллов – средний уровень;
  • 15-20 баллов – сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни.

Ф. И.______________________________________________класс_________дата_________

Опросник Г.Айзенка

«Напротив каждого утверждения стоят три цифры: 2, 1, 0. Если утверждение вам подходит, то обведите кружком цифру 2, если не совсем подходит – цифру 1, если не подходит – 0».

Вопросы анкеты

Подходит

Не совсем

Не подходит

1. Часто я не уверен в своих силах

2

1

0

2. Нередко мне кажется безысходным положение, из которого можно было бы найти выход

2

1

0

3. Я часто оставляю за собой последнее слово

2

1

0

4. Мне трудно менять свои привычки

2

1

0

5. Я часто из-за пустяков краснею

2

1

0

6. Неприятности меня сильно расстраивают, и я падаю духом

2

1

0

7. Нередко в разговоре я перебиваю собеседника.

2

1

0

8. Я с трудом переключаюсь с одного дела на другое

2

1

0

9. Я часто просыпаюсь ночью

2

1

0

10. При крупных неприятностях я виню только себя.

2

1

0

11. Меня легко рассердить

2

1

0

12. Я очень осторожен по отношению к переменам в своей жизни

2

1

0

13. Я легко впадаю в уныние

2

1

0

14. Несчастия и неудачи меня ничему не учат

2

1

0

15. Мне приходится часто делать замечания другим

2

1

0

16. В споре меня трудно переубедить

2

1

0

17. Меня волнуют даже воображаемые неприятности

2

1

0

18. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесполезной

2

1

0

19. Я хочу быть авторитетом для окружающих

2

1

0

20. Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы избавиться

2

1

0

21. Меня пугают трудности, с которыми мне придется встретиться в жизни

2

1

0

22. Нередко я чувствую себя беззащитным

2

1

0

23. В любом деле я не довольствуюсь малым, а хочу добиться максимального успеха

2

1

0

24. Я легко сближаюсь с людьми

2

1

0

25. Я часто копаюсь в своих недостатках

2

1

0

26. Иногда у меня бывают состояния отчаяния

2

1

0

27. Мне трудно сдерживать себя, когда я сержусь

2

1

0

28. Я сильно переживаю, если в моей жизни что-то неожиданно меняется

2

1

0

29. Меня легко убедить

2

1

0

30. Я чувствую растерянность, когда у меня возникают трудности

2

1

0

31. Я предпочитаю руководить, а не подчиняться

2

1

0

32. Нередко я проявляю упрямство

2

1

0

33. В трудные минуты я иногда веду себя по-детски

2

1

0

34. В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы меня пожалели.

2

1

0

35. У меня резкая, грубоватая жестикуляция

2

1

0

36. Я неохотно иду на риск

2

1

0

37. Я с трудом переношу время ожидания

2

1

0

38. Я думаю, что никогда не смогу исправить свои недостатки

2

1

0

39. Я мстителен

2

1

0

40. Меня расстраивают даже незначительные нарушения моих планов.

2

1

0



Предварительный просмотр:

Тест на одиночество.

Методика субъективного ощущения одиночества

Д. Рассела и М. Фергюсона

Описание: Данный  диагностический тест-опросник предназначен для определения уровня одиночества, насколько человек ощущает себя одиноким.

Феномен одиночества заключается в том, что чувство одиночества воспринимается как остро субъективное, сугубо индивидуальное и часто уникальное переживание. Одна из самых отличительных черт одиночества – это специфическое чувство полной погруженности в самого себя. Чувство одиночества не похоже на другие переживания, оно целостно, абсолютно все охватывающее.

Одиночество представляет собой комплексное чувство, которое связывает воедино нечто утраченное внутренним миром личности. Чувство одиночества побуждает человека к энергичному поиску средств противостояния этой “болезни”, ибо одиночество действует против основных ожиданий и надежд человека и, таким образом, воспринимается как крайне нежелательное.

В чувстве одиночества есть познавательный момент. Одиночество есть знак своей самости; оно сообщает человеку, "кто я такой в этой жизни". Одиночество – особая форма самовосприятия, острая форма самосознания. 

Тест насколько ты одинок?  Методика субъективного ощущения одиночества  Д.Рассела и М. Фергюсона:

Инструкция.

Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный вариант отметьте знаком «+».

Текст опросника (вопросы).

 

 

Утверждения

 

Часто

 

Иногда

 

Редко

 

Никогда

1

Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку

 

 

 

 

2

Мне не с кем поговорит

 

 

 

 

3

Для меня невыносимо быть таким одиноким

 

 

 

 

4

Мне не хватает общения

 

 

 

 

5

Я чувствую, будто никто не понимает меня

 

 

 

 

6

Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят, напишут мне

 

 

 

 

7

Нет никого, к кому бы я мог обратиться

 

 

 

 

8

Я сейчас больше ни с кем не близок

 

 

 

 

9

Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи

 

 

 

 

10

Я чувствую себя покинутым

 

 

 

 

11

Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает

 

 

 

 

12

Я чувствую себя совершенно одиноким

 

 

 

 

13

Мои социальные отношения и связи поверхностны

 

 

 

 

14

Я умираю от тоски по компании

 

 

 

 

15

В действительности никто как следует не знает меня

 

 

 

 

16

Я чувствую себя изолированным от других

 

 

 

 

17

Я несчастен, будучи таким отверженным

 

 

 

 

18

Мне трудно заводить друзей

 

 

 

 

19

Я чувствую себя исключенным и изолированным другими

 

 

 

 

20

Люди вокруг меня, но не со мной

 

 

 

 

 

Обработка, ключ к тесту на чувство одиночества.

Подсчитывается количество каждого из вариантов ответов. 
Сумма ответов «часто» умножается на 3, «иногда» — на 2, «редко» — на 1 и «никогда» — на 0. 
Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиночества — 60 баллов.

Интерпретация

высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов,

от 20 до 40 баллов — средний уровень одиночества,

от 0 до 20 баллов — низкий уровень одиночества.

 

Чувства, которые ассоциируются с одиночеством

Факторный анализ эмоциональных состояний одинокого человека 

Фактор 1

Фактор 2

Фактор 3

Фактор 4

отчаяние

депрессия

невыносимая скука

самоуничижение

Отчаяние

Тоска

Нетерпеливость

Ощущение собственной непривлекательности

Паника

Подавленность

Скука

Никчемность

Беспомощность

Опустошенность

Желание к перемене

Ощущение собственной глупости

Напуганность

Изолированность

Скованность

Застенчивость

Утрата надежды

Жалость к себе

Раздражительность

Незащищенность

Покинутость

Меланхолия

Неспособность взять себя в руки

 Отчужденность

Ранимость

Тоска по конкретному человеку

 

 

 

Факторный анализ причин одиночества 

Фактор 1:

Фактор 2:

Фактор 3:

Фактор 4:

Фактор 5:

свобода от привязанностей

отчужденность

уединенность

вынужденная изоляция

перемена места

Отсутствие супруга

Чувствую себя «белой вороной»

«Прихожу домой в пустой дом»

Привязанность к дому

Пребывание вдали от дома

Отсутствие партнера

Непонимание со стороны других

«Всеми покинут»

Прикован к постели

Новое местоработы или учебы

Разрыв отношений с супругом,
с любимым

Никчемность

 

Отсутствие средств

Слишком частые переезды или передвижения

 

Отсутствие близких друзей

 

 

Частые разъезды

 

Факторный анализ реакций на одиночество 

Фактор 1:

Факто 2:

Фактор 3:

Фактор 4:

печальная пассивность

активное уединение

прожигание денег

социальный контакт

Плачу

Учусь или работаю

Транжирю деньги

Звоню другу

Сплю

Пишу

Делаю покупки

Иду к кому-нибудь в гости

Сижу и размышляю

Слушаю музыку

 

 

Ничего не делаю

Делаю зарядку

 

 

Переедаю

Гуляю

 

 

Принимаю транквилизаторы

Занимаюсь любимым делом

 

 

Смотрю телевизор

Хожу в кино

 

 

Пью или «отключаюсь»

Читаю
Музицирую

 

 

Ф. И.______________________________________________класс_________дата_________

Методика Д. Рассела и М. Фергюсона

Инструкция.

Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный вариант отметьте знаком «+».

Текст опросника (вопросы).

Утверждения

Часто

Иногда

Редко

Никогда

1

Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку

 

 

 

 

2

Мне не с кем поговорит

 

 

 

 

3

Для меня невыносимо быть таким одиноким

 

 

 

 

4

Мне не хватает общения

 

 

 

 

5

Я чувствую, будто никто не понимает меня

 

 

 

 

6

Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят, напишут мне

 

 

 

 

7

Нет никого, к кому бы я мог обратиться

 

 

 

 

8

Я сейчас больше ни с кем не близок

 

 

 

 

9

Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи

 

 

 

 

10

Я чувствую себя покинутым

 

 

 

 

11

Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня оружает

 

 

 

 

12

Я чувствую себя совершенно одиноким

 

 

 

 

13

Мои социальные отношения и связи поверхностны

 

 

 

 

14

Я умираю от тоски по компании

 

 

 

 

15

В действительности никто как следует, не знает меня

 

 

 

 

16

Я чувствую себя изолированным от других

 

 

 

 

17

Я несчастен, будучи таким отверженным

 

 

 

 

18

Мне трудно заводить друзей

 

 

 

 

19

Я чувствую себя исключенным и изолированным другими

 

 

 

 

20

Люди вокруг меня, но не со мной

 

 

 

 

 

Дополните окончания предложений на свое усмотрение

  1. Мне надоело_____________________________________________________________        
  2. Когда мне плохо, я_______________________________________________________        
  3. Я не хочу_______________________________________________________________        
  4. Моя жизнь – это_________________________________________________________        
  5. Настроение у меня_______________________________________________________        
  6. Мое терпение___________________________________________________________

7. Впереди у меня___________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Проблема

балл

1

Утрата обоих родителей

5

2

Утрата одного из родителей или развод в семье

4

3

Тяжелая психологическая атмосфера в семье

4

4

Изоляция в детском коллективе

4

5

Несправедливые методы воспитания, подавление

4

6

Тяжелые соматические болезни, инвалидность

3

    7      

Отсутствие опоры на любящего взрослого

3

8

Неудачи в учебе, низкие школьные успехи

3

9

Акцентуации личности

3

10

Употребление алкоголя и наркотиков

2

11

Нарушение контроля, импульсивность

2

12

Низкая самооценка

1

13

Тяжело протекающий пубертат

1

14

Пассивность, робость, несамостоятельность

1

Прогностическая таблица риска суицида                                                                                             детей и подростков  А.Н. Волкова

Дети, набравшие более 25 баллов, могут быть учтены в группе риска суицида.

 Прогностическая таблица риска суицида                                                                                         детей и подростков  А.Н. Волкова

Проблема

балл

1

Утрата обоих родителей

5

2

Утрата одного из родителей или развод в семье

4

3

Тяжелая психологическая атмосфера в семье

4

4

Изоляция в детском коллективе

4

5

Несправедливые методы воспитания, подавление

4

6

Тяжелые соматические болезни, инвалидность

3

    7      

Отсутствие опоры на любящего взрослого

3

8

Неудачи в учебе, низкие школьные успехи

3

9

Акцентуации личности

3

10

Употребление алкоголя и наркотиков

2

11

Нарушение контроля, импульсивность

2

12

Низкая самооценка

1

13

Тяжело протекающий пубертат

1

14

Пассивность, робость, несамостоятельность

1

Дети, набравшие более 25 баллов, могут быть учтены в группе риска суицида.



Предварительный просмотр:

Методика «Незаконченные предложения» Е.Даниловой (сокращённая модификация)

Цель: Оценивание отношения к прошлому, будущему, к жизненным целям, его семье, стресогенных факторах.

Инструкция: На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами.

1. Мне надоело…

2. Когда мне плохо, я…

3. Я не хочу…

4. Моя жизнь – это…

5. Настроение у меня …

6. Мое терпение …

7. Впереди у меня…

Методика «Незаконченные предложения»

Ф.И._____________________________класс_______дата____________

Закончи предложения одним или несколькими словами

1. Мне надоело…

2. Когда мне плохо, я…

3. Я не хочу…

4. Моя жизнь – это…

5. Настроение у меня …

6. Мое терпение …

7. Впереди у меня…

Методика «Незаконченные предложения»

Ф.И._____________________________класс_______дата____________

Закончи предложения одним или несколькими словами

1. Мне надоело…

2. Когда мне плохо, я…

3. Я не хочу…

4. Моя жизнь – это…

5. Настроение у меня …

6. Мое терпение …

7. Впереди у меня…



Предварительный просмотр:

СПРАВКА

по результатам проведенного психологического исследования _______классе  КГ КОУ «Школа-интернат №9»      

 Цель психологического исследования: определение  степени выраженности суицидальных намерений, необходимости комплексного сопровождения, стратегий психологической помощи.

Наименование методики

Цель диагностики

1

Рисуночная методика «Кактус» М.А.Панфиловой

Исследование эмоционально-личностной сферы детей и подростков.

2

Рисуночная методика «Человек под дождём» Л.Илюшиной

Исследование эмоционально-личностной сферы детей и подростков, умение их реагировать на стресс, способность преодолевать жизненные трудности.

3

Диагностика суицидального поведения подростков (Модификация опросника Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности» для подросткового возраста).

Определение уровня тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности личности, влияющая на формирование суицидальных наклонностей подростка.

4

Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона.

Выявление уровня ощущения одиночества личности.

5

Прогностическая таблица риска суицида детей и подростков А.Н.Волкова

Выявление риска суицида среди детей и подростков

6

Методика «Незаконченные предложения»

Оценка  отношения к прошлому, будущему, к жизненным целям.

1. Рисуночная методика «Кактус» М.А.Панфиловой

Ф.И.

Тревожная  склонность…

Черта личности

низкая самооценка

эгоцентризм

тревожность

импульсивность,

зависимость

демонстратив-

ность

агрессивность

замкнутость

пессимизм

интроверсия

экстраверсия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

2. Рисуночная методика «Человек под дождём» Л.Илюшиной

Ф.И.

Тревожная  склонность…

Черта личности

низкая самооценка

беспомощность,     неприспособленность

повышенная чувствительность

депрессивность

пассивность, зависимость    от других

инфантильность

пессимизм

желание  уйти от  проблем

ранимость

интроверсия

экстраверсия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

3. Диагностика суицидального поведения подростков (Модификация опросника Г. Айзенка

 «Самооценка психических состояний личности» для подросткового возраста)

 

Ф.И.

1. Шкала

тревожности

2. Шкала фрустрации

3. Шкала

агрессии

4. Шкала

ригидности

0-7

8-14

15-30

0-7

8-14

15-30

0-7

8-14

15-30

0-7

8-14

15-30

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

4. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона

Ф.И.

Степень одиночества

Низкий

Уровень (0-20)

Средний

Уровень (20-40)

Высокий

уровень (40-60)

5. Прогностическая таблица риска суицида детей и подростков А.Н.Волкова

Ф.И.

балл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

6. Методика «Незаконченные предложения»

Ф.И.

Положительное отношение

Отрицательное

отношение

Нейтральное

отношение

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Выявленные дети, входящие в группу риска

Ф.И.

по нарушению эмоционально-личностной сферы

по тревожности

по фрустрации

по агрессии

по ригидности

по ощущению одиночества

по риску суицида

по негативному отношению к жизни

1

2

3

4

5

6

7

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета для выявления детей,относящихся к группе риска

Данная анкета позволяет выявить детей,которые относятся к группе риска....

Проблемы диагностики и коррекции детей и подростков группы риска по возникновению девиантного поведения.

В статье рассматриваются проблемы педагогической диагностики детей и подростков, относящихся к группе риска по развитию девиантного поведения. Многолетний опыт консультативно-диагностической работы уч...

Диагностический инструментарий. Анкета для детей "группы риска" "Взаимоотношения с окружающими".

Анкета для детей "группы риска" "Взаимоотношения с окружающими" состоит из 50 вопросов, на которые подросток отвечает да или нет. Ответы учащихся сверяются с ключом. Подсчитывается количество сов...

Выявление детей раннего возраста "группы риска"

анкета поможет педагогм и родителям выявить те или иные трудности в развитии  ребенка...

Пакет диагностических материалов по выявлению детей группы риска по авитальному поведению с признаками психоэмоционального неблагополучия в условиях общеобразовательной организации

Важным вопросом в организации профилактики авитального поведения детей и подростов - это вопрос диагностики риска, выявление группы обучающихся с признаками психоэмоционального неблагополучия.Цель дан...

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ПРОЦЕСС СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «ГРУПП РИСКА»

Проблема подростковой девиации, подростковой криминализации, к сожалению, актуальна для России. Все государственные, общественные институты заинтересованы в развитии деятельности, способной стабилизир...

«Формирование адекватной самооценки у детей и подростков группы риска в условиях социально-реабилитационного центра».

Сегодня мы живём в стремительно меняющемся мире.   Поэтому перед  образованием встаёт новая задача – научить ребёнка самостоятельно добывать знания. Чтобы не оказаться беспомощным...