«Формирование адекватной самооценки у детей и подростков группы риска в условиях социально-реабилитационного центра».
статья по психологии (11 класс)
Сегодня мы живём в стремительно меняющемся мире. Поэтому перед образованием встаёт новая задача – научить ребёнка самостоятельно добывать знания. Чтобы не оказаться беспомощным во взрослой жизни, ребёнку, необходимо формировать способность к саморазвитию, самовоспитанию, самообучению и самоконтролю. И тогда у него в дальнейшем не возникнет проблем с самореализацией. Ребёнок не рождается на свет с каким-то определённым отношение к себе, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе. По мере развития дети учатся понимать себя, своё Я, давать оценку собственным качествам. Этот оценочный компонент «Я» и называется самооценкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_zumbadze_o.s.docx | 22.66 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование адекватной самооценки у детей и подростков группы риска в условиях социально-реабилитационного центра».
Сегодня мы живём в стремительно меняющемся мире. Поэтому перед образованием встаёт новая задача – научить ребёнка самостоятельно добывать знания. Чтобы не оказаться беспомощным во взрослой жизни, ребёнку, необходимо формировать способность к саморазвитию, самовоспитанию, самообучению и самоконтролю. И тогда у него в дальнейшем не возникнет проблем с самореализацией. Ребёнок не рождается на свет с каким-то определённым отношение к себе, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе. По мере развития дети учатся понимать себя, своё Я, давать оценку собственным качествам. Этот оценочный компонент «Я» и называется самооценкой.
Выделяют три основных вида самооценки: адекватная самооценка; завышенная самооценка; заниженная самооценка. Оптимальным вариантом детской самооценки является адекватная самооценка. Чем ближе она к реальности, тем лучше ребёнок себя чувствует.
Активность, находчивость, чувство юмора, общительность – это те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказались проигравшими и не дразнят других в случае проигрыша. Дети с адекватной самооценкой довольны собой. Они знают о своих сильных сторонах, относятся к себе с уважением.
Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто, свойственны, детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться проигравшими, хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят. Дети с низкой самооценкой делают акцент на своих недостатках, выражают неуверенность в их преодолении. Они считают, что неспособны к учебе, к общению, к любым другим видам деятельности. И поэтому часто возникают трудности в школе и дома, со сверстниками. Низкая самооценка не дает способностям несовершеннолетнему полностью раскрыться.
Процесс формирования адекватной самооценки тесно связан с самоконтролем. Необходимо вырабатывать у несовершеннолетних навыки самоконтроля.
Таким образом, для формирования (или корректировки) адекватной самооценки подростка , рекомендуется: педагогу идти путём развития возможностей детей, создания для них ситуации успеха. Работа по формированию самооценки должна осуществляться в разные режимные моменты и в разных видах деятельности.
Направления в работе с подростками группы риска:
-коррекционно-развивающие: коррекция самооценки посредством упражнений направленных на формирование адекватного уровня самосознания и отношения к себе;
формирование способности идентифицировать себя со значимыми взрослыми и со своими сверстниками;
образовательные:
формирование представления о самом себе и других людях; обучение навыкам адекватного общения;
- коррекционно-воспитательные:
формирование нравственных качеств – взаимной поддержки, взаимопонимания, воспитание культуры и этики межличностных отношений.
Приемы используемые для достижения результата формировании адекватной самооценки.
-обучать ребёнка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;
проводить с ребятами релаксационные игры; тренинги, предоставлять подросткам возможность делать то, чем они могут гордиться; предоставлять ребятам возможность оценить себя положительно (в игре, в исследовании, в беседе); предоставлять возможность делать выбор.
Нужно стремиться к тому, чтобы каждый наш несовершеннолетний обрёл здоровую спокойную уверенность в себе и столь же здоровую самокритичность. Это позволит подростку осознать свои возможности, развить их и реализовать.
Например, адекватный уровень самооценки способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости. Обнаруживается также определенная связь характера самооценки с учебной и общественной активностью. Подростки с адекватной самооценкой имеют более высокий уровень успеваемости, у них нет резких скачков успеваемости и, наблюдается более высокий общественный и личный статус. Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, межличностные контакты, направлены на познание других и себя в процессе общения.
Основная причина неверной самооценки многих детей и подростков не в том, что они не хотят видеть и признавать свои недостатки, а в том, что они не в состоянии их увидеть даже под влиянием посторонних людей. Следовательно, задача педагогов должна заключаться не в том, чтобы заставить подростка публично признать свои промахи и ошибки, а в том, чтобы путём целенаправленных психолого-педагогических воздействий помочь ему самому убедиться в их существовании. Публичное признание своих ошибок и недостатков педагогически действенно лишь в том случае, если сам подросток их видит, но по каким-либо причинам не может от них избавиться. Важно не «давить» на подростка угрозами, правилами, запретами (они оказывают весьма специфическое воздействие в данный возрастной период), а создать максимально благоприятные условия для формирования адекватной самооценки в социальном окружении подростка (педагоги, родители, психологи, сверстники).
Бассет (1997) исследовал вопрос, как повысить самооценку и уверенность подростку, и разработал методику "Восемь способов изменения самооценки".
1. Постарайтесь более позитивно относиться к жизни. Используйте внутренний диалог с собой, состоящий только из позитивных утверждений. Если негативные мысли будут иметь место, постарайтесь тут же переключиться на приятное.
2. Относитесь к людям так, как они того заслуживают. Выискивайте в каждом человеке не изъяны, а достоинства.
3. Относитесь к себе с уважением. Составьте список своих достоинств. Убедите себя в том, что вы имеете таковые.
4. Попытайтесь избавиться от того, что вам самим не нравится в себе. Чаще смотрите на себя в зеркало, пытаясь ответить на вопрос: стоит ли что-то изменить в себе. Если да – то не откладывайте.
5. Начинайте принимать решение самостоятельно. Помните, что не существует правильных и неправильных решений. Любые принятые вами решения вы всегда можете оправдать и обосновать.
6. Постарайтесь окружить себя тем, что оказывает на вас положительное влияние. Приобретайте любимые книги, магнитофонные записи. Имейте и любите свои "слабости".
7. Начинайте рисковать. Принимайте на себя ответственность, пусть доля риска сначала может быть невелика.
8. Обретите веру: в человека, в обстоятельства и т.д. Помните, что вера в нечто более значительное, чем мы сами, может помочь нам в решении трудных вопросов. Если вы не можете повлиять на ход событий, "отойдите в сторону" и просто подождите.
Кроме того, для повышения самооценки очень полезна аффирмация: "Во всем мире нет абсолютно такой (го) же, как я. Мне принадлежит все, что есть во мне мысли, чувства, действия. Мне принадлежат все мои фантазии, сны, мечты, желания. Мне принадлежат мои победы и поражения, успехи и неудачи, достижения и ошибки. Я – это Я!"
Аффирмация — утвердительное суждение. В популярной психологии аффирмация — это позитивное утверждение, краткая фраза самовнушения, создающая правильный психологический настрой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы диагностики и коррекции детей и подростков группы риска по возникновению девиантного поведения.
В статье рассматриваются проблемы педагогической диагностики детей и подростков, относящихся к группе риска по развитию девиантного поведения. Многолетний опыт консультативно-диагностической работы уч...
Приобщение к миру социальной действительности детей, воспитывающихся в условиях социально-реабилитационного центра
Приобщение ребенка к миру социальной действительности – одна из сложных и в то же время важнейших проблем. В 21 веке человек должен быть уверен в себе, мобилен, коммуникабелен. Проце...
"Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения подростков в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних".
Изучение особенностей социально-педагогической коррекции подростков с девиантным поведением в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних...
диагностический инструментарий по выявлению детей и подростков группы риска по склонности к суициду
диагностический инструментарий по выявлению детей и подростков группы риска по склонности к суициду...
Программа "Психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних получателей социальных услуг в условиях социально-реабилитационного отделения для несовершеннолетних от 12 до 18 лет временного проживания Центра социальной помощи семье и детям"
В программе описано планирование деятельности, концептуальные подходы, основные цели и задачи социального педагога социально-реабилитационного отделения для несовершеннолетних временного проживания Це...
НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ПРОЦЕСС СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «ГРУПП РИСКА»
Проблема подростковой девиации, подростковой криминализации, к сожалению, актуальна для России. Все государственные, общественные институты заинтересованы в развитии деятельности, способной стабилизир...
Статья: Проектирование занятий с использованием игровых технологий при работе с подростками «группы риска» (из опыта работы воспитателя социально-реабилитационного центра)
Игровые технологии являются эффективным методом реабилитации и обучения подростков благодаря своей способности мотивировать, вовлекать, развивать навыки, адаптировать, стимулировать мышление, создават...