Работа педагога-психолога в системе семейных форм устройства (лекция+презентация)
презентация к уроку по психологии на тему

Елкина Надежда Викторовна


В недалеком прошлом, одно из направлений работы центра заключалось  в  подготовке граждан к приему в свои семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это направление получило название "Школа приемного родителя". Ниже представлен мой опыт работы по данному направлению.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа педагога-психолога МБОУ «Гурьевский районный центр «Доверие» в системе семейных форм устройства

Слайд 2

Направления работы педагога-психолога с системе СФУ Организационно-методическое . Подготовка кандидатов в замещающие родители. Сопровождение замещающих семей.

Слайд 3

Организационно-методическое направление изучение и анализ педагогической, психологической и иной литературы специалистом центра; на основе изученной и проанализированной литературы специалистом составляются методические рекомендации для приемных родителей по вопросам воспитания, развития, особенностям поведения детей. Методические материалы выдаются кандидатам в приемные родители для домашнего чтения; разработка сопроводительной документации и выпуск информационных листов, буклетов по разным темам; просвещение населения по вопросам семейного устройства с помощью СМИ (через сайт центра).

Слайд 4

Подготовка кандидатов в замещающие родители Задачи программы: познакомить с особенностями различных систем устройства ребенка в семью; способствовать осознанию реальных проблем семьи, дать им возможность оценить ответственность, которую они берут на себя, развить уверенность в себе; дать понимание «воспитания как работы»; развить способности принятия и понимания ребенка; мотивировать на партнерство и взаимодействие со службой в первые годы; познакомить с возрастными особенностями детей и подростков, особенностями и трудностями в процессе адаптации ребенка в семье; мотивировать участников на преодоление семейной агнозии и анализ особенностей своей семьи.

Слайд 5

Принципы организации социально-психологического консультирования доброжелательность; безоценочное отношение к клиенту; учет норм и ценностей клиента; запрет давать советы клиенту; конфиденциальность полученной информации; активность клиента в процессе работы со специалистами.

Слайд 6

«Стать приемным родителем без предварительной подготовки равнозначно покупке платья или костюма в магазине без примерки. Многие ли из вас поступали таким образом? Не было ли так, что, оказавшись дома, вы обнаружили, что платье или костюм не подходят вам? Что вы тогда делали? Вернули ли вы ненужную для вас вещь? Огорчил ли вас тот факт, что вы приняли сначала неверное решение? Что, если бы в магазине не принимали обратно купленные товары? Были ли бы вы недовольны работниками магазина? Отдали ли бы вы кому-нибудь эту вещь или, возможно, вы повесили бы ее в самый угол шкафа?»

Слайд 7

Пример организации занятия ( групповой консультации) в рамках реализации программы. Тема занятия: «Семья как система. Понятие о семейной структуре. Приемный ребенок приходит в семью». Занятие содержит элементы проективной техники, в основе которой лежит составление сказки-рассказа. Занятие призвано решать несколько задач: информационную, диагностическую, коррекционную. Схема: Введение «Семья-государство». На этом этапе вводятся понятия: границы, правила , иерархия, роли, история , традиции. Коллективное сочинение участников консультации «В некотором царстве, в некотором государстве…» Рефлексия. Выводы.

Слайд 8

Сопровождение замещающих семей Сопровождение замещающих семей ведется по 2 направлениям: - по запросу приемного родителя; - по ситуации (чаще всего по запросу органов опеки). Сопровождение замещающих семей может иметь следующие формы: групповые и индивидуальные консультации для взрослых, семинары с элементами тренинга, коррекционно-развивающие занятия с детьми, консультирование подростков, выездная школа приемного родителя. Для этой работы по необходимости привлекаются практически все специалисты центра: учитель – дефектолог, учителя – логопеды.



Предварительный просмотр:

МБОУ «Гурьевский районный центр «Доверие»

Выступление

 педагога-психолога Елкиной Надежды Викторовны

Тема: «Работа педагога-психолога  в системе семейных форм устройства»

Гурьевск

2014

Работа педагога-психолога  в системе семейных форм устройства.

Текст данной лекции представляет собой обобщенный опыт работы специалиста в данном направлении.

В связи с развитием разнообразных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи граждан начался процесс перепрофилирования детских домов и интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в специализированные центры и службы по устройству и сопровождению детей и приемных  семей. А многие из уже существующих к тому времени ППМС-центров получили новое направление работы – подготовка граждан к приему в свои семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это направление получило название «Школа приемного родителя».

Международный опыт показывает, что воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в приемной семье дает возможность добиться более высокого уровня адаптивности ребенка в социуме, чем в условиях государственного учреждения, позволяет создать наиболее комфортную среду для развития его личности. Однако, не стоит забывать о том, что приемная семья берет на себя обязательство по воспитанию ребенка, принятого извне, имеющего свое прошлое, не связанное с данной семьей. Ребенок, принятый в эту семью, изначально не является ее продолжением, а становится им в процессе развития семьи. Соответственно, в процессе передачи детей в семьи и их адаптации  в этих семьях, могут возникать разнообразные проблемы. Все это и задает необходимость не только подготовки приемных родителей, но и профессионального сопровождения приемных семей.

За 2011-2013 годав МБОУ «Гурьевский районный центр «Доверие» прошли обучение в школе приемного родителя 77 человек из 43 семей.  На воспитание в семьи взято 43ребенка.

В Гурьевском районе существуют такие формы устройства детей в семью как усыновление и опека (кровная и возмездная).

В нашем центре работа педагога-психолога в системе семейных форм устройстваимеет следующие направления:

  1. Организационно-методическое.
  2. Подготовка кандидатов в замещающие родители.
  3. Сопровождение замещающих семей.

  1. Организационно-методическое направление.

Оно заключается в следующем:

  • изучение и анализ педагогической, психологической и иной литературы специалистом центра;
  • на основе изученной и проанализированной литературы специалистом составляются методические рекомендации для приемных родителей по вопросам воспитания, развития, особенностям поведения детей. Методические материалы выдаются кандидатам в приемные родители для домашнего чтения;
  • разработка сопроводительной документации и выпуск информационных листов, буклетов по разным темам;
  • просвещение населения по вопросам семейного устройства с помощью СМИ (через сайт центра).

  1. Подготовка кандидатов в замещающие родители.

Данное направление в работе педагога-психолога реализуется по средствам дополнительной образовательной программы «Подготовка граждан, желающих взять ребенка  в семью». Программа является адаптацией Примерной программы подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах. Программа рассчитана на 40 часов. Программой предусмотрены следующие формы работы: лекции, индивидуальное и групповое  консультирование, самостоятельная подготовка (домашнее чтение).

Цель проводимых занятий – помочь кандидатам в приемные родители (опекуны, усыновители) осознать свои ресурсы, принять взвешенные решения, подготовить себя и членов своей семьи к проблемам, которые могут возникнуть после принятия ребенка.

Задачи:

  • познакомить с особенностями различных систем устройства ребенка в семью;
  • способствовать осознанию реальных проблем семьи, дать им возможность оценить ответственность, которую они берут на себя, развить уверенность в себе;
  • дать понимание «воспитания как работы»;
  • развить способности принятия и понимания ребенка;
  • мотивировать на партнерство и взаимодействие со службой в первые годы;
  • познакомить с возрастными особенностями детей и подростков, особенностями и трудностями в процессе адаптации ребенка в семье;
  • мотивировать участников на преодоление семейной агнозии и анализ особенностей своей семьи.

В основе работы с кандидатами в приемные родители лежат принципы организации социально-психологического консультирования. К ним относятся:

- доброжелательность;

- безоценочное отношение к клиенту;

- учет норм и ценностей клиента;

- запрет давать советы клиенту;

- конфиденциальность полученной информации;

- активность клиента в процессе работы со специалистами. Здесь мне хотелось бы остановиться более подробно. Учитывая данный принцип важно дать понять, что специалисты службы сопровождения готовы оказать помощь, однако ответственность за принятую роль лежит на самом кандидате. Вообще, очень важен вопрос осознания и принятия новой для кандидата роли. Именно на этом сделан один из акцентов программы «ПРАЙД» для приемных семей и усыновителей. Я хотела бы зачитать вам выдержку, которой я активно пользуюсь, мотивируя людей на сотрудничество и активную позицию в процессе обучения. Может  кто-то из вас возьмет это для своей работы.

«Стать приемным родителем без предварительной подготовки равнозначно покупке платья или костюма в магазине без примерки. Многие ли из вас поступали таким образом? Не было ли так, что, оказавшись дома, вы обнаружили, что платье или костюм не подходят вам? Что вы тогда делали? Вернули ли вы ненужную для вас вещь? Огорчил ли вас тот факт, что вы приняли сначала неверное решение? Что, если бы в магазине не принимали обратно купленные товары? Были ли бы вы недовольны работниками магазина? Отдали ли бы вы кому-нибудь эту вещь или, возможно, вы повесили бы ее в самый угол шкафа?» (меняется статус)

В процессе работы с кандидатами в приемные родители я условно выделяю два этапа: предварительный этап, непосредственно реализация программы.

Цель предварительного этапа – получить первичное представление о возможности создать замещающую семью во главе с данным кандидатом.  На этом этапе работы происходит заполнение необходимой документации (написание заявления - согласия на диагностику и на обработку данных кандидата, подписание договора, заполнение анкеты), а также установление контакта с кандидатом в приемные родители, выяснение наиболее волнующих его тем.

Данный этап завершается диагностикой кандидатов в приемные родители. Используемые методики: опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений (Эйдемиллер Э.Г.), диагностика родительства Р.В. Овчаровой, психологическое обследование граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи (составитель В.Н. Ослон).

Таким образом, основные задачи, которые ставит перед собой педагог-психолог на предварительном этапе работы:

  • получение объективной информации о кандидате в приемные родители и его семье,  изучение личности потенциального замещающего родителя;
  • выявление намерений кандидата в приемные родители и мотивов к созданию замещающей семьи;
  • побуждение кандидата в приемные родители к дополнительному осмыслению своих намерений с учетом полученной информации;
  • выделение специфических проблем кандидата в воспитатели, требующих особого внимания на следующем этапе работы;
  • диагностика профессиональной и личностной готовности кандидата в замещающие родители к выполнению данной роли и внутрисемейных отношений потенциальных родителей.

Выяснение формальных данных о кандидате в приемные родители, его намерений и мотивации создания замещающей семьи дает возможность специалистам выявить те обстоятельства, которые изначально препятствуют организации замещающей семьи, требуют отсрочки или являются сигналом для определенных сомнений. С учетом полученных данных вносятся корректировки в учебный план занятий.

Реализация программы.

Общие темы занятий: одной любви не достаточно, ребенок в развитии, жестокое обращение и диспропорции в развитии, ребенок разлученный с семьей, знать свою семью, ребенок приходит в семью, трудное поведение, безопасное воспитание, особенности полового воспитания приемного ребенка, работаем вместе, основы законодательства РФ об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей (данная тема освещается кандидатам в приемные родители руководителем отдела опеки). По запросу кандидата в приемные родители возможно освещение и иных тем.

Итогом работы служит написание заключения для отдела опеки и попечительства. К окончанию реализации программы важно сформировать установку у замещающих родителей на обращение к специалистам различного профиля в случае затруднений в процессе воспитания приемных детей.

Пример организации занятия (групповой консультации) в рамках реализации программы.

Тема занятия: «Семья как система. Понятие о семейной структуре. Приемный ребенок приходит в семью».

Данное занятие представляет собой авторскую методическую разработку. Занятие содержит элементы проективной техники, в основе которой лежит составление сказки-рассказа. Занятие призвано решать несколько задач: информационную, диагностическую, коррекционную.

Схема:

  1. Введение «Семья - это государство». На этом этапе психоллг вводит и просит участников определить понятия: границы, правила, иерархия, роли, история, традиции. Проводятся параллели в понимании данных понятий по отношению к слову  «семья» и государство «государство». Предлагается методом ассоциаций подобрать определения к данным понятиям.
  2. Коллективное сочинение участников консультации «В некотором царстве, в некотором государстве…»
  3. Рефлексия.
  4. Выводы.

  1. Сопровождение замещающих семей.

Необходимо отметить, что сопровождение замещающих семей ведется по 2 направлениям:

- по запросу приемного родителя;

- по ситуации (чаще всего по запросу органов опеки).

Сопровождение замещающих семей может иметь следующие формы: групповые и индивидуальные консультации для взрослых, семинары с элементами тренинга, коррекционно-развивающие занятия с детьми, консультирование подростков, выездная школа приемного родителя. Для этой работы по необходимости привлекаются практически все специалисты центра: учитель – дефектолог, учителя – логопеды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы педагога- психолога общеобразовательной школы с одаренными детьми

Опыт работы педагога- психолога с одаренными детьми может быть полезным как школьным психологам, так и классным руководителям. Кроме этого, данная работа может быть использована в работе заместителей ...

Интерактивные формы работы педагога-психолога с педагогами

презентация "Интерактивные формы работы педагога-психолога с педагогами" и пракическое занятие "Я - само совершенство"...

Система работы педагога-психолога по психологическому сопровождению образовательного процесса

Основными направлениями деятельности, входящими в психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, являются:I....

План работы педагога психолога по формированию семейных ценностей 2014-2015

Данный план работы является дополнением к основному перспективному гоовому плану. Составляется согласно распоряжению управления образования муниципального района....

Презентация для педагогов-психологов МБОУ СОШ на тему: "Система работы педагога-психолога с детьми "группы риска".

Особенностью «детей группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие этого этой категории детей...

"Работа специалистов МБОУ "Чеховский центр содействия развитию семьи и семейных форм устройства" по реабилитации семей, находящихся в трудной жизненной ситуации"

Анализ работы специалистов реабилитациоонного центра по реабилитации семей, находящихся в трудной жизненной ситуации...

Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций. Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первоклассников»

Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций.Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первок...