Признаки нарушения привязанности
статья по психологии на тему

Алферова Марина Викторовна

Данная статья опубликована в журнале "Приемная семья" №3, 2016

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priznaki_narusheniya_privyazannosti.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

М. В. Алферова,

педагог-психолог ГКУСО РО

Ерофеевского центра помощи детям

Признаки нарушения привязанности у детей, разлученных с семьей.

Пути преодоления проблемы.

Привязанность - это стремление (и способность) к длительной эмоциональной близости с другим человеком и потребность эту близость сохранить.

Потребность в привязанности - т.е. в устойчивых позитивных отношениях со значимым взрослым и ближайшим окружением - является жизненно необходимой для нормального развития ребенка. Ребенок нормально развивается, учится различать свои чувства и чувства других, мыслит логически, развивает социальные связи, развивает сознание, испытывает базовое доверие к миру, становится уверенным в себе, лучше справляется со стрессом и переживаниями, меньше завидует, не подвержен страхам, развивает чувство собственной значимости и проявляет любовь и нежность к другим, если привязанность сформирована.

Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого из нас. Для детей же это - жизненная необходимость в буквальном смысле слова: младенцы, оставленные без эмоционального тепла, могут умереть, несмотря на нормальный уход, а у детей постарше нарушается процесс развития.

Все без исключения дети нуждаются в формировании благополучной эмоциональной привязанности к своим родителям. Однако, для детей, попавших в семью из детского дома, этот процесс протекает с большими сложностями. Эмоциональные отношения между ребенком и его кровным родителями складываются, в том числе, и благодаря биологической связи. Такой связи между приемными родителями и ребенком нет. Однако, это не значит, что благополучная эмоциональная привязанность между ними не может быть установлена. Напротив, при определенных усилиях и большом терпении, это возможно. Чтобы справиться со сложностями в эмоциональном развитии приемного ребенка необходимо, прежде всего, понимать, в чем эти сложности заключаются.

Решение взять в свою семью приемного ребенка – это ответственный шаг, требующий от родителей много сил и терпения, «это не забава, не прихоть, ребенок - не игрушка, нужная приемным родителям до тех пор, пока у них есть время, желание и здоровье, ребенком нужно заниматься и в беде, и в радости» [2, 36] .

 Только в полноценной семье ребенок находится в постоянном физическом и эмоциональном контакте с любящими взрослыми, к которым он особенно привязан. Несмотря на то, что число таких взрослых невелико, именно они дают ребенку чувство защищенности и безопасности, являются источником его развития, дают ему опыт переживания чувств, поддержку в трудную минуту и радость разделенного успеха. Вне семейного окружения, без значимого взрослого установление привязанностей крайне затруднено.

Воспитание ребенка с нарушением привязанности требует особого настроя, стойкости, творчества и сил. Конечно, приемный родитель не несет ответственности за те проблемы, с которыми ребенок появился в его семье, но именно он отвечает за то, чтобы создать условия для исцеления своего ребенка.

Наиболее благоприятным периодом для усыновления является возраст до 6 месяцев, так как привязанность еще не сформировалась, и малыш не будет так остро переживать разлуку как ребенок более старшего возраста. В целом, по мнению многочисленных исследователей практики усыновления, здоровую привязанность у детей в приемной семье легче сформировать в том случае, если ребенок был надежно привязан к своим кровным родителям (или заменяющему их опекуну).  Однако, не всегда история развития воспитанника детского дома бывает благополучной до момента его усыновления. Часто дети до помещения в сиротское учреждение росли в неблагополучных семьях.

«Привязанность существует на нескольких уровнях:  чувство важности для другого, подражание,  принадлежность,  любовь,  понимание того, что тебя знают. Если всё идёт по «природному»  плану и родитель находится в позиции альфы, а ребёнок подчинён, тогда ребёнок нормально развивается, и различные уровни привязанности позволяют ему стать независимым» [5,17].  

 «Проблемы детей-сирот, с которыми чаще всего сталкиваются приемные родители, вероятнее всего, объясняются именно нарушениями в формировании привязанности в течение первых трех лет жизни. Это расстройство часто диагностируют как реактивное расстройство привязанности (Reactive Attachment Disorder), которое ухудшает – вплоть до полной утраты – способность ребенка доверять и привязываться к другим людям. Реактивное расстройство привязанности  может быть вызвано различными факторами: преждевременные роды, внутриутробное отравление алкоголем и/или наркотиками (если биомать употребляла их во время беременности), беременность, которая была крайне нежеланна для биоматери, послеродовая депрессия у биоматери, ранняя разлука с биоматерью, жестокое обращение или крайняя запущенность в первые годы жизни ребенка, частая смена взрослых, ухаживающих за ребенком, госпитализация ребенка, даже на относительно недолгий (с точки зрения взрослых) срок и другие» [4, 2].

О нарушении привязанности говорят следующие симптомы:

• ребенок кажется «очаровашкой» при поверхностном общении;

• ребенок проявляет привязанность к незнакомым людям без разбора;

• ребенок не отвечает на ласку со стороны родителя, если контакт был

инициирован последним (например, не любит шутливо бороться, обни-

маться по инициативе родителя);

• ребенок избегает смотреть в глаза родителю, если зрительный контакт

был инициирован последним;

• ребенок задает бессмысленные, навязчивые вопросы и\или постоянно

болтает;

• ребенок демонстрирует неадекватно требовательное или прилипчивое

поведение;

• ребенок явно, бессмысленно лжет («первичная ложь»);

• ребенок ворует;

• ребенок склонен причинять вред самому себе и\или другим людям, а

также портить вещи («склонен» к несчастным случаям);

• ребенок демонстрирует необычное отношение к еде;

• ребенок не способен контролировать порывы (зачастую гиперактивен);

• ребенок отстает в учебе;

• у ребенка есть отклонения в развитии речи;

• у ребенка плохие отношения со сверстниками;

• ребенок плохо понимает причинно-следственные связи;

• у ребенка недостаточно развито чувство стыда («совесть»);

• ребенок жесток к животным;

• ребенок проявляет нездоровый интерес к огню [3,27].

Естественно, сталкиваясь с проявлениями такого поведения, в семье создается атмосфера постоянного напряжения и конфликтов, и рано или поздно бессилие, раздражение или чувство вины в отношении приемного ребенка достигает такого уровня, что родители начинают задумываться о его возращении в детский дом. Другим сценарием развития событий может быть уход одного из приемных родителей из фактически разрушенной этим ребенком семьи.

Чтобы сохранить покой в доме и исцелить своего ребенка, приемным родителям важно не только хорошо понимать истоки нарушения привязанности у их ребенка, но и правильно вести себя с подобными проявлениями.

В практическом пособии «Настольная книга приемного родителя», разработанном Санкт-Петербургской общественной организацией «Врачи детям» дается  несколько основных рекомендаций, следуя которым родителям будет легче общаться с детьми и добиваться поставленных целей в воспитании:

• «ребенку необходима безусловная любовь родителя — любовь, не зависящая

ни от каких обстоятельств, поведения ребенка, его успехов и недостатков;

• ребенок должен чувствовать, что родители уважают его, принимают таким,

какой он есть, доверяют ему;  это позволит ребенку быть уверенным в себе и в

своих отношениях с родителем;

• ни при каких обстоятельствах ребенок не должен бояться родителя;

• лучше в максимально возможной степени оставлять за ребенком свободу

принятия решения, нежели требовать от него слепого подчинения;

• лучше использовать поощрения, чем наказания;

• необходимо с пониманием относиться ко всему, что происходит с ребенком,

не делать ему критических замечаний (нелепо критиковать то, что, возможно,

было нормой поведения в «прошлой» жизни ребенка)» [1, 73] .

«Ожидания родителей должны быть разумными. Это означает, что родитель должен не столько ориентироваться в этапах развития обычного ребенка, сколько научиться определять реальный возраст своего «особенного» ребенка»,  [3,70] который должен восполнить упущенный  этап  (физический, социальный, интеллектуальный, эмоциональный). 

Большинству людей трудно понять, почему ребенок с нарушением привязанности отвергает то, что обычным детям нужно больше всего, а именно любовь и нежность. Ответ прост: потому что с самого раннего детства такие дети уяснили, что доверять нельзя никому. Они запомнили, что те, кого ты любишь, бросают тебя. Они запомнили, что нежности ни от кого ждать не стоит. И что самое главное, они узнали, что родители – те самые близкие люди, в руках которых находится сама жизнь ребенка, - способны причинить ему вред и поэтому не достойны никакого доверия" [3,77].

 В результате ребенок с нарушением привязанности представляет взаимодействие с родителями по совсем другой схеме: у него возникает какая-то потребность, он возбуждается, это приводит в возбуждение его родителей, они отталкивают друг друга. Такие дети настолько боятся еще раз пережить боль предательства, что просто отказываются принимать проявления какой-либо нежности со стороны новых родителей.

Как же построить гармоничные отношения с ребенком? Не существует какой-то одной «волшебной» книги, интернет-сайта, психотерапевта или агентства по усыновлению, которое могло бы ответить на все родительские вопросы. Каждая семья – неповторимая живая мозаика, составленная из таких уникальных факторов, как страна проживания, финансовые возможности, степень родительского участия в воспитании, масштаб детских потребностей, культурные корни детей и степень их зрелости, отношения между братьями и сестрами, и так далее. В каждой конкретной ситуации помощь может потребоваться на самых разных уровнях, и правильно оценить это могут только сами родители.

Авторы книги «Воспитание ребенка-сироты, пережившего душевную травму» Г. Кек и Р. Купеки подчеркивают важность для ребенка следующих способов взаимодействия:

• зрительный контакт  - залог прочной привязанности с ребенком (как только родителю удается установить с ребенком спокойный долгий взгляд «глаза в глаза», можно говорить и о формировании привязанности между ними) [3,80];

• тактильный (прикосновение очень важно для возникновения привязанности, чем чаще родители обнимают своего ребенка, тем здоровее он становится);

• движение вместе (совместные дела, игры позволят стать ближе, раскрепоститься ребенку);

• проявление заботы через питание (приготовление еды, наслаждение ею и даже уборка со стола – в большинстве семей все это часть многолетнего ритуала,  хотим мы этого или нет, но еда имеет большое значение для каждого из нас - и для наших детей);

• общение

Родители должны понимать, что укрепление привязанности,  ответственность за отношения  прежде всего лежит целиком на них. Необходимо избавить, насколько это возможно, привязанность ребёнка от любых знаков уязвимости, от слишком большого разделения, от стыда, от боязни расставания.
Предлагать больше контакта и близости, чем запрашивает ребёнок. Не ждать, когда ребенок подойдёт за очередной порцией ласки, не выдавать её по запросу, насытить ребёнка своей привязанностью, чтобы он мог расслабиться и ощутить, что и завтра и послезавтра его мама никуда не денется. Предлагать ребёнку зависеть от взрослого. У многих детей с нарушениями привязанности зависимость — это больное место. Создавать обстоятельства, в которых ребёнок будет вынужден зависеть. Попадать в личное пространство ребёнка в дружественной манере. Настраиваться на ребёнка, смотреть ему в глаза, улыбаться, пока не будет приглашения существовать в его пространстве. Рассказывать ребёнку не о том, что сейчас вы уйдёте, а о том, чем вы займётесь, когда снова встретитесь. Бережно хранить все детские привязанности, включая неадекватных биологических родителей и детский дом. Не всегда есть возможность навестить, но хранить фотографии, воспоминания, какие-то вещи, связанные с прошлым под силу каждому заботливому родителю. Мягко и нежно приглашать ребёнка зависеть, беречь детское сердце от излишней уязвимости,  и тогда вы станете родителями ребёнка, «которого легко растить».

Использованная литература:

1.Абросова Л., Девоян Н. Настольная книга приемного родителя - СПб.: Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям», 2007.-128 с.

2. Буянов М. Ребенок из неблагополучной семьи - М.: Просвещение, 1988.-149 с

3.Кек Г., Купеки Р. Воспитание ребенка-сироты, пережившего душевную травму -  М.: Под редакцией О. Митиревой, 2012, - 288 с.

4.Петрановская Л. (Выступление  «Нарушение привязанности у детей-сирот и ее востановление в замещающей семье»  1 июня 2012 года на лекции в Сахаровском центре г.Москвы)

5.Писарик О. Привязанность – жизненно-важная связь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Признаки нарушений речи

-  к концу 1-го  месяца не кричит перед кормлением;-  к концу 4-го месяца не улыбается, когда с ним говорят и не гулит;-  к концу 5-го месяца не прислушивается к музыке;-  к 7...

«Воспитание у школьников привязанности к семье»

В работе школы с родителями должна решаться важная задача- укрепление семейных уз школьников с родителями. Учителя должны знать, что какой бы не был трудный ученик, к его сердцу можно найти ключик тол...

Консультация для родителей "Признаки нарушений речи"

Советы логопеда родителям о первых тревожных "звоночках",    сигнализирующих о нарушении темпов речевого развития ребенка....

Контрольный список вопросов для проверки наличия нарушений обработки сенсорной информации: признаки и симптомы дисфункции.

Данный список вопросов предназначен помочь родителям и специалистам, взаимодействующим с детьми, в определении конкретных признаков дисфункции обработки сенсорной информации....

Педагогическая характеристика на обучающегося, демонстрирующего признаки нарушения устной и (или) письменной речи

Педагогическая характеристика для организации внеплановых диагностических мер в отношении обучающихся, демонстрирующих признаки нарушения устной и (или) письменной речи.Распоряжение Минпросвещения Рос...

Использование техник песочной терапии в коррекции поведения обучающихся с признаками психоэмоциональных нарушений

Песочная терапия – это один из методов психотерапии, вид психологической помощи, где главным инструментом выступает психологическая песочница...

Нарушения привязанности у детей и пути их преодоления в условиях социальных учреждений.

Нарушения привязанности у детей и  пути их преодоления в условиях социальных учреждений....